Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Совершенствование системы управления психологическим климатом в коллективе организации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ В КОЛЛЕКТИВЕ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1.Социально-психологический климат: сущность и характеристика 7
1.2. Показатели социально-психологического климата в коллективе 12
1.3. Формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе 19
2. СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ ООО «ГЕОИНЖПРОЕКТ» 27
2.1. Общая характеристика ООО «ГеоИнжПроект» 27
2.2. Анализ деятельности по управлению персоналом 30
2.3. Анализ управления социально-психологическим климатом в коллективе ООО «ГеоИнжПроект» 42
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ В РАМКАХ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ КОЛЛЕКТИВА ООО «ГЕОИНЖПРОЕКТ» 54
3.1. Разработка рекомендаций по управлению социально-психологическим климатом коллектива предприятия 54
3.2. Мероприятия по совершенствованию системы управления персоналом..60
3.3. Социально-экономическая эффективность рекомендаций по управлению социально-психологическим климатом коллектива предприятия 63
Заключение 70
Список использованной литературы 73
Приложение………………………………………………………………………………………………76
Введение:
На сегодняшний день в современных условиях развития организации, в период перехода к инновационной экономике, эффективность в вопросах деятельности организации вне зависимости от сферы деятельности определяется множеством факторов, как внешних, так и внутренних.
Конечно, внешние факторы оказывают определенное влияние на экономическое развитие организации, но также при этом требуется учитывать и воздействие внутренних факторов, которые организация вправе контролировать и приспосабливать с целью достижения поставленных целей.
Прежде всего, это относиться к процессу формирования благоприятного социально-психологического климата в коллективе.
Любая организация представляет собой социальную систему, в которой существуют и реализуются два вида активности, это деятельность, направленная на решение базовой задачи, а также активность, связанная с развитием отношений, которые возникают между людьми.
Несомненно, люди, работающие в организациях, неосознанно реализуют определенные модели взаимодействия, которые формируются на основании семейного опыта, а также посредством воздействия организационных структур организаций в которых они работают.
В связи с этим психологические особенности, которые дают характеристику психическому состоянию и поведению людей в коллективе и психическое состояние, в общем, обладает некоторыми свойствами динамичности и подверженности определенным воздействиям.
Основные черты, а также особенности совокупного, группового психического состояния и поведения людей, а также черты и их особенности, прежде всего, характеризуют поведение человека в коллективе, и вытекают из факта межличностного общения людей и характеризуются психологической атмосферой.
В настоящее время в условиях развития организации, когда растет интерес к процессу формирования благоприятного климата актуальность темы выпускной квалификационной работ обосновывается тем, что эффективность работы персонала во многом определяется взаимоотношениями, которые складываются в коллективе предприятия.
Понятие «психологического климата» психологи используют в своей практике при изучении социально-психологических процессов в организации, именно поэтому изучение психологического климата устойчиво сохраняет одно из центральных мест в диагностической и оптимизационной работе психолога в организации.
При возникновении проблем социально-психологического характера руководителя стремятся достичь цели организации. При возникновении трудностей в адаптации персонала одной из актуальных и первостепенных задач является управление созданием благоприятного социально-психологического климата, стимулирующего профессиональное развитие обеспечивающего высокую работоспособность коллектива в целом.
Некоторые ученые отмечают, что человек при вступлении во взаимодействие с другими людьми чувствует себя по-другому, у него иначе происходит протекание психологических процессов.
Ряд экспериментов, проведённых в начале 20-го века (В. Меде в Германии, Ф. Опёрт в США, В.М. Бехтерев в России), показали, что присутствие других людей может, как облегчить, так и значительно затруднить деятельность и поведение индивидуума.
Климат в коллективе является важным фактором оптимизации профессиональной деятельности группы. Динамика социально-психологических процессов, составляющих климат, существенно зависит от того, в каких условиях они протекают: в условиях конфликта или сотрудничества.
Проблема формирования благоприятного социально-психологического климата в коллективе занимает одно из ведущих мест в системе управления организацией и здесь необходимо решать три неразрывно связанные проблемы: улучшение группового и организационного климата; необходимые изменения моделей руководства и лидерства; изучение и применение конструктивных моделей разрешения конфликтов на всех уровнях функционирования организации.
Целью нашей работы является изучение особенностей психологического климата на примере ООО «ГеоИнжПроект».
Объектом исследования является психологический климат как комплексная характеристика организации.
Предметом — особенности психологического климата на примере ООО «ГеоИнжПроект», представляющая разнотипные профессии.
В соответствии с целью работы были определены следующие задачи исследования:
— провести теоретический анализ основных понятий исследования;
-определить показатели социально-психологического климата в коллективе;
— проанализировать содержание управленческой деятельности по формированию благоприятного социально-психологического климата в коллективе ООО «Региондоринжинирг»;
— предложить рекомендации в рамках управления социально-психологическим климатов в коллективе ООО «ГеоИнжПроект»;
— определить социально-экономическую эффективность рекомендаций по управлению социально-психологическим климатов в коллективе предприятия
Гипотеза исследования: существуют устойчивые, статистически значимые отличия в особенностях психологического климата организаций с разным типом профессиональной деятельности.
Теоретико-методологической основой исследования стал системный подход изучения и анализа исследуемых явлений, опирающийся на теоретические концепции следующих авторов:
— психологический климат коллектива: пути и методы изучения (Жданов О.И., Жарова М.И., Ломова С.С., Мамонтов С.С., и др.)
— психологическое изучение профессиональной деятельности (Деревнина А.О., И.В.Корнеева, и др.).
Методы:
– теоретические методы (анализ научной психологической литературы).
Научно-практическая значимость работы заключается в проведении теоретического анализа и практического исследования по проблеме особенностей психологического климата в организации с разным типом профессиональной деятельности.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и Приложений, выполнена на __ листах, иллюстрирована рисунками и таблицами. Список использованной литературы содержит ___ наименований.
Заключение:
Любая организация представляет собой социальную систему, в которой существуют и реализуются два вида активности, это деятельность, направленная на решение базовой задачи, а также активность, связанная с развитием отношений, которые возникают между людьми.
Несомненно, люди, работающие ворганизациях неосознанно реализуют определенные модели взаимодействия, которые формируются на основании семейного опыта, а также посредством воздействия организационных структур организаций в которых они работают.
В связи с этим психологические особенности, которые дают характеристику психическому состоянию и поведению людей в коллективе и психическое состояние, в общем, обладает некоторыми свойствами динамичности и подверженности определенным воздействиям.
Основные черты, а также особенности совокупного, группового психического состояния и поведения людей, а также черты и их особенности, прежде всего, характеризуют поведение человека в коллективе, и вытекают из факта межличностного общения людей и характеризуются психологической атмосферой.
Основными признаками благоприятного социально-психологического климата в организации явятся доброжелательность, возможность свободно выражать свое собственное мнение, отсутствие какого-либо давления со стороны руководства организаций, а также удовлетворенность принадлежностью к коллективу.
Все данные признаки оказывают благоприятное воздействие при установлении социально-положительного климата в коллективе, который оказывает неоспоримое воздействие и на производственную деятельность предприятия.
Так наиболее очевидными проявлениями благоприятного климата в коллективе и результатом его положительного влияния является внимание, расположение, а также духовный подъем и жизнерадостность, которые являются основными факторами улучшения экономических и социальных показателей профессиональной деятельности коллектива.
В коллективе, где присутствует отрицательный социально-психологический климат как правило отсутствуют нормы справедливости и равенства. Во взаимоотношениях презрительно относятся к слабым, что в некоторых случаях выражается в высмеивании, а новички при приеме на работу чувствуют себя ненужными.
Укрепляя командный дух и вовлекая сотрудников в процесс позитивных перемен, происходит повышение производительности труда, развиваются навыки персонала, необходимые для повышения качества обслуживания.
Таким образом, рассмотрев структура персонала ООО «ГеоИнжПроект» можно предложить следующие рекомендации для улучшения социально-психологического климата в коллективе, а именно:
1. проанализировать основные причины возникновения конфликтных ситуаций в коллективе. Данная деятельность позволит руководителю принять наиболее верное решение для нейтрализации конфликтной ситуации или её развороту в сторону конструктивного конфликта.
2. Проявлять сдержанность в критической оценке деятельности коллектива. Если недовольство вызывает работа конкретного члена коллектива, беседовать с ним лучше один на один, аргументируя свои претензии и предлагая пути решения. В этом случае у сотрудников не возникнет желания идти на открытый протест на глазах всего коллектива, что позволит избежать столкновения сторон.
3. Развивать и поддерживать высокое качество руководства. Для чего необходимо выявить потенциальных и перспективных руководителей. Выявление лидерских качеств можно осуществить путем аттестации или используя многочисленные методики оценки руководителей. После выявления способных лидеров их необходимо оценить как высококачественные ресурсы и обеспечить их дальнейшее развитие.
4. Разрабатывать практическую стратегию, отражающуюся во всех аспектах управления человеческими ресурсами.
5. Осуществлять постановку задач и разработку мероприятий для их достижения. Данное направление управленческой деятельности является основой создания культуры, ориентированной на получение результатов.
6. Повышать интенсивность в работе. Управление показательной работой коллектива. Регулярная оценка деятельности подразделения при встречах руководителя и его начальника.
7. Стимулировать через поощрение лучших, наказание худших, выдвижение знающих и переводы или увольнения некомпетентных.
8. Правильно мотивировать сотрудников на достижение поставленных целей и осуществлять доброжелательный контроль. Это позволит, с одной стороны, сгладить острые углы и улучшить психологический климат в коллективе, с другой стороны — создать предпосылки для профессионального роста членов коллектива.
9. Осуществлять постоянную и целенаправленную работу по формированию благоприятного психологического климата в коллективе.
Проведённое нами исследование и предложенные рекомендации имеют определенную практическую значимость и применимость. В перспективе мы постепенно планируем реализовать все предложенные рекомендации с учётом возникающих корректив и дополнений.
Таким образом, цель нашей работы достигнута, поставленные задачи решены.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ В КОЛЛЕКТИВЕ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Социально-психологический климат: сущность и характеристика
Благоприятные социально-психологические условия являются одним из условий повышения производительности труда, а также удовлетворения от работы в коллективе.
Улучшение социально-психологического климата и создание благоприятных условий для напряженной работы – практическая задача руководителей. Это ответственная и творческая задача, требующая знаний и инструментов для управления ситуацией во взаимоотношениях между членами коллектива [1].
Само понятие климата возникло из метеорологии и географии и утвердилось сегодня. Это понятие описывает психологический аспект человеческих отношений.
В социальной психологии термин «психологический климат» впервые употребил Н. С. Мансуров. Основной целью его обучения были производственные бригады.
А содержание социально-психологического климата было раскрыто Шкердиной А.А. По ее мнению, психологический климат – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, которая может формироваться на основе их солидарности, гармонии характеров, а также определенных тенденций. По его словам, климат — это отношения между людьми в организации, основанные на трех компонентах.
Рисунок 1. Структура социально-психологического климата в коллективе [3]
Первая составляющая — это социальный климат, который определяется в первую очередь осознанием общих целей, т.е. определенные неформальные отношения, которые находят отражение в общих целях и задачах организации. Вторая составляющая – нравственный климат, который определяется нравственными ценностями и организацией. Третьей составляющей является психологический климат, к которому относятся неформальные отношения между работниками, и это явление называется социально-психологическим климатом коллектива организации.
В общем, это называется социальным явлением -психологическим климатом коллектива организации.
Отношения между членами трудового коллектива определяются двумя факторами: основной деятельностью (формальные отношения) и межличностными отношениями (неформальные отношения). Состояние неформальных межличностных отношений в коллективе называют социально-психологическим климатом, который характеризуется укреплением внутренних связей членов коллектива.
Исследования отечественных социальных психологов (Романчук А.А., Шекшня С.В., Растяпова С.М. и др.) показывают четыре основных подхода к пониманию природы социально-психологического климата. Однако все они сходятся во мнении, что феномен социально-психологического климата включает в себя понятие состояния психологии организации в целом, объединяющей частные групповые состояния [5].
С одной стороны, доверие представляет собой специфическую проблему человеческих отношений и является одним из основных компонентов социально-психологической среды организации.
Иными словами, доверие представляет собой мощную универсальную силу, оказывающую непосредственное влияние практически на все факторы производства, как внутри организации, так и вне ее в отношениях между организациями, и в то же время является структурно-культурной особенностью организации [8].
Во-первых, при изучении климата необходимо иметь два уровня. Первый уровень статичен и в какой-то мере постоянен, охватывает устойчивые отношения членов коллектива, их интересы к работе и коллегам. Климат на этом уровне представляет собой социально-психологически устойчивое состояние, которое, несмотря на то, что формируется, не ухудшается и сохраняет свою сущность, несмотря на стоящие перед организацией задачи.
С этой точки зрения создать благоприятный климат в коллективе сложно, но легче поддерживать его на определенном уровне, потому что он уже сформирован. Климат в этом случае менее чувствителен к различным воздействиям и изменениям окружающей среды и оказывает определенное влияние на результаты коллективной и индивидуальной деятельности [18].
Другой уровень динамичен, меняется. Это зависит от настроения рабочих во время работы, их психологического настроя. Для этого уровня характерно понятие «психологическое пространство», которое характеризуется более быстрыми временными изменениями и меньшей осознанностью людей по сравнению с социально-психологическим климатом. Климатические изменения в обществе более четкие, более заметные, более узнаваемые и более интенсивные. В большинстве случаев работник приспосабливается к этим условиям. .Основными признаками благоприятной социально-психологической среды в организации будут доброжелательность, возможность свободно выражать свои взгляды, отсутствие какого-либо давления со стороны руководства организации, а также удовлетворенность принадлежностью к коллективу.
Все эти показатели благотворно влияют на создание положительной социальной среды в коллективе, что неизбежно сказывается на продуктивной деятельности предприятия.
Поэтому наиболее очевидным проявлением благоприятного климата в коллективе и результатом его положительного воздействия является внимание, положение, а также духовный рост и благополучие, которые являются ключевыми факторами повышения экономической и социальной результативности коллектива.
Существует ряд факторов, способствующих определению социально-психологического климата коллектива, в том числе:
Глобальная микросфера, которая определяется состоянием общества, совокупностью как экономических, так и культурно-политических условий. Как правило, стабильность в экономической и политической жизни общества обеспечивается социально-психологическим благополучием, которое опосредованно влияет на социально-психологическую атмосферу сотрудников в организации.
Локальная макросреда, представляющая собой организацию, включающую рабочую силу.
Таким образом, санитарно-гигиенические условия труда, удовлетворенность трудом и привлекательность труда имеют большое значение для формирования социально-психологической среды.
Удовлетворение от работы. Для процесса создания благоприятной социально-психологической среды важно знать, насколько интересна и творческая работа для человека, подходит ли она по санитарно-гигиеническим условиям, способствует ли она профессиональному развитию. Психологический климат, по И. В. Тарасову, представляет собой «сложное эмоционально-психологическое состояние коллектива, отражающее уровень удовлетворенности работников различными факторами жизнедеятельности». климат трудового коллектива – это стремление к сохранению единства группы, гармонии, слаженности, сплоченности, коммуникации, открытости, ответственности [19].