Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему сотрудничество учителей и родителей в воспитании младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы
педагогического взаимодействия школы с родителями. 5
1.1. Сотрудничество семьи и школы в воспитательной работе
как педагогическая проблема. 5
1.2. Стратегии и формы сотрудничества учителей и
родителей в воспитании младших школьников. 12
ГЛАВА 2. Экспериментальное
исследование взаимодействия учителей и родителей младших школьников. 17
2.1. Выявление проблем и тенденций во взаимодействии
школы с родителями младших школьников. 17
2.2. Рекомендации по совершенствованию педагогического
взаимодействия семьи и школы.. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 32
ПРИЛОЖЕНИЕ. 36
Введение:
Актуальность темы
исследования. В
настоящее время одной из главных задач школы является создание педагогической
системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и
родительского коллективов как равноправных партнеров. Это отвечает современным
требованиям ФГОС нового поколения.
Семья и школа – это социальные институты, специфика
которых определяется необходимостью как воспитания, так и образования ребенка.
Актуальной проблемой современного образования и общества
в целом является проблема взаимодействия семьи и школы.
Взаимодействие между семьей и школой никогда не
подвергалось сомнению, поскольку именно родители выступают первыми проводниками
в «мир знаний», именно в семье закладываются первые социально приемлемые нормы
поведения, нравственные, этические и эстетические представления. Семья – это
первооснова начального формирования важнейших личностных качеств будущего
школьника, а школа – это продолжатель дела по их совершенствованию и развитию.
Основываясь на этом, можно смело утверждать, что результативность деятельности
школы по обучению и воспитанию учащихся во многом зависит от того, насколько
плодотворно выстроено сотрудничество педагогов с родителями.
Проблема взаимодействия семьи и школы всегда оставалась и
остается по настоящее время достаточно актуальной. Многие ученные в свое время
отразили в собственных трудах ее значимость. Так отечественные ученые Н.Г.
Чернышевский, Н.А. Добролюбов, П.Ф. Лесгафт акцентировали внимание на
необходимости скоординированного воспитательного воздействия на ребенка со
стороны семьи и школы с целью раскрытия его внутреннего потенциала.
Константин Дмитриевич Ушинский видел же школьное
воспитание как логическое продолжение домашнего, заключенного в единстве целей
и общности взглядов семьи и школы. Педагог считал, что семья закладывает в ребенке
основу нравственного самосознания, социальной направленности, ценностные
ориентации и психологические установки, а школа создает оптимальные условия для
реализации внутреннего потенциала ребенка, заложенного природой и семьей.
В
послереволюционный период советские психологи и педагоги А.С. Макаренко, Н.К.
Крупская, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский активно занимались теоретическими
разработками в области взаимодействия семьи и школы как социальных институтов.
Целью данного
исследования признается анализ ключевых методов и форм взаимодействия педагогов
и родителей в ходе реализации воспитательного процесса младшего школьника.
Объект исследования: сотрудничество семьи и школы в воспитательной работе как педагогическая
проблема.
Предмет исследования: выявление проблем и тенденций во взаимодействии школы с родителями младших
школьников.
—
рассмотреть сотрудничество семьи и школы в воспитательной работе как
педагогическую проблему;
—
показать стратегии и формы сотрудничества учителей и родителей в воспитании
младших школьников;
—
выявить проблемы и тенденции во взаимодействии школы с родителями младших
школьников;
—
разработать рекомендации по совершенствованию педагогического взаимодействия
семьи и школы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем обобщены стратегии
и формы сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников.
Предложенная анкета может быть использована педагогами начальной школы для
выявления проблем и тенденций во взаимодействии школы с родителями младших
школьников.
Заключение:
Школа
– ключевое звено в системе воспитания подрастающего поколения. Ее роль в
воспитании подрастающего поколения огромна. Молодежь страны получает путевку в
жизнь через школу. Школа никогда не была автономным учреждением, отделенным от
семьи, общества. Поэтому его деятельность тесно связана с семьей,
общественностью, трудовыми коллективами. Особая роль в воспитании ребенка
принадлежит постоянному взаимодействию родителей и педагогов, классных
руководителей, единству семьи и школы. Именно родители помогают педагогам лучше
понять их ребенка, чтобы более конструктивно выстраивать воспитательную работу
с ним. Педагоги помогают и подсказывают родителям педагогически целесообразно
выстаивать воспитательную работу со своим ребенком.
Сотрудничество
школы и семьи – это взаимодополняемость семьи и школы в воспитании детей,
взаимообусловленное, согласованное воздействие, влияние. Такое сотрудничество
включает в себя широкий спектр возможностей в воспитании ребенка.
Родителям
следует понимать необходимость взаимодействия с педагогами в интересах лучшего
понимания души своих детей, постоянного повышения знаний и умений,
действенности их воспитания.
В
настоящий момент времени перед системой образования в России стоит важнейшая
задача – найти новые подходы к организации взаимодействия родителей и учителей,
разработать технологии и формы с целью восстановления воспитательного
потенциала семьи, развивать семью как общественную, личностную и
государственную ценность. Поэтому так важно, чтобы в деятельности всех
компонентов структуры взаимодействия школы и семьи наблюдалась согласованность,
которая во многом и определяет результаты воспитания нашего будущего поколения.
Для
выявления проблем, существующих в образовательном процессе, была разработана
анкета для родителей учащихся начальной школы.
Для
опроса были выбраны родители 3А класса в количестве 20 человек. Третий класс
был выбран потому, что родители уже имеют опыт сотрудничества с педагогами и
точно понимают, что их устраивает или не устраивает в данном сотрудничестве. Анкетирование
родителей выявило некоторые проблемы в организации взаимодействия с родителями.
Так, преобладающая масса родителей
– 75% – доверяют своему классному руководителю. Это свидетельствует о том, что
родители видят заслуги и роль классного руководителя в процессе обучения и
воспитания школьников. Тем не менее, 20% родителей не совсем удовлетворены
работой классного руководителя, а один из родителей (5%) и вовсе недоволен
работой педагога. Это говорит о том, что в вопросах взаимодействия педагога и
родителей остаются некоторые вопросы и недопонимание, которые необходимо
решать.
Однако, если, в целом, 75%
родителей доверяют классному руководителю в воспитании ребенка, то всего 45%
назвали свои отношения с учителем доброжелательными. Точно также, несмотря на
то, что только один из родителей (5%) сказал, что не доверяет педагогу, то в
вопросе межличностные отношений 20% родителей назвали их неприязненными (10%) и
конфликтными (10%). Возможно, что такое несоответствие объясняется строгостью
классного руководителя. И родители, признавая заслуги педагога в образовании и
воспитании их детей, не всегда понимают, что строгость также необходима в
процессе обучения и воспитания.
Больше половины родителей – 55% – говорят о том,
что не знают, как поступить в том или ином случае. Это свидетельствует о том, что либо они не
консультируются с педагогом, либо в школе недостаточно хорошо решаются вопросы
педагогического образования родителей. Высокий процент
родителей, которые не знают, как осуществить
рекомендации учителя – 40%.
Также
высок процент родителей, которые говорят о неподчинении детей. Это также
свидетельствует о том, что недостаточно
хорошо решаются вопросы педагогического
образования родителей, и они просто не умеют общаться с детьми.
Как можно увидеть по ответам,
только 35% родителей говорят о единстве требований школы и семьи к учащимся.
Эти родители хорошо осознают, что только в таком случае обучение и воспитание
учащихся будет наиболее эффективным. Более половины опрошенных говорят, что
требования педагога не всегда соответствуют их собственным. 10% родителей
вообще заявляет о несоответствии требований. Данные разногласия могут привести
к неуспеваемости детей и возникновению аддиктивного поведения.
Что касается непосредственной
работы с семьями, то все родители говорят о том, что классный руководитель
посещает семьи учащихся, вникает в семейные проблемы. В случае необходимости со
стороны школы оказывается необходимая помощь.
Всего 25% родителей посещают
собрания регулярно. Нерегулярность посещения родительских собраний, родители, в
основном, объясняют нехваткой времени.
Также мы можем говорить о наличии 35 % родителей, которые не заинтересованы
в образовательном процессе. Они с меньшей вероятностью будут посещать такие
формы мероприятий, как мастер-классы, психологические тренинги, родительские
вечера и родительские собрания, а также обращаться за помощью лично. Поэтому,
учитывая особенности данной категории родителей, необходимо расширить спектр
возможных форм просветительской деятельности для достижения необходимого
результата – эффективного взаимодействия семьи и школы. Точно такая же картина наблюдается и при
ответе на вопрос об эффективности родительских собраний.
Говоря о желаемой тематике родительских собраний, родителям
интересны, в основном именно темы о воспитании детей и проблемах, с которыми
они сталкиваются. Очевидно, что классному руководителю необходимо учитывать
запросы родителей. И в соответствии с данными запросами организовывать
тематические родительские собрания с привлечением педагога-психолога или
социального педагога.
Успешное
решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и
школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и
востребованным. Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования
личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и
учащимися, самими учащимися, образовательным учреждением и семьей в целом.
Какую бы сторону развития мы не взяли, всегда окажется, что решающая роль его
эффективности на том или ином этапе играет семья. В сложных современных
условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны
образовательных учреждений.
Работа
по взаимодействию администрации, классного руководителя и семьи в рамках всей
школы имеет следующие формы:
— общешкольные встречи родителей, общешкольного
родительского комитета с администрацией школы;
— «Дни открытых дверей»;
— курсы «Школа родителей»;
— проведение общешкольных семейных мероприятий, конкурсов,
игр с участием детей и их родителей.
Организация
вышеназванных мероприятий не требует особых усилий и затрат, однако вклад таких
мероприятий будет неоценим. Таким образом, и школа
сделает все от себя зависящее, чтобы включить большинство родителей в учебный и
воспитательный процесс, и родители будут больше проводить времени со своими
детьми, узнавать их лучше, и сами дети будут рады взаимодействию и
времяпрепровождению со своими родителями в стенах школы, ведь для них это очень
важно. Следовательно, все три ветви взаимодействия школы и семьи позволят
увеличить эффективность процесса воспитания и обучения детей.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретические основы педагогического взаимодействия школы
с родителями 1.1. Сотрудничество семьи и школы в воспитательной работе как
педагогическая проблема Воспитание
ребенка обеспечивается через различные институты (семья, детский сад, школа,
общественное объединение), каждый из которых по- своему оказывает влияние на
формирование его личности. По своей сущности воспитание – это целенаправленное,
систематическое воздействие на личность воспитанника, в ходе которого
обеспечивается передача и усвоение опыта старших поколений, формирование
сознания, развитие чувств, становление культуры его поведения, подготовка к
жизни и труду. Оно включает в себя уход за детьми; физическое развитие;
формирование здорового образа жизни; формирование необходимых черт характера;
приобщение к культурному наследию, развитие художественного вкуса и пр.
Воспитание
в семье (семейное воспитание) – это часть общественного воспитания, которое
отражает долг родителей перед государством и обществом. Семья – основа
общества. Общество начинается с семьи. Общество будет сильным, если каждая
семья обеспечит становление нравственных основ личности растущего человека
будущих членов общества. Правительство постоянно заботится о семье, а также о
развитии социокультурной среды в помощь воспитания подрастающего поколения. Это
находит отражение в деятельности о наиболее полном удовлетворении потребностей
населения в детских учреждениях, расширении работы детских трудовых, спортивных
лагерей, кружков научно-технического и художественного творчества; о постоянном
внимании охране материнства и детства, расширение сети санаториев, домов для
семейного отдыха и пр.