Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Состояние современных технологий дошкольного обучения и тенденции их развития на примере педагогики сотрудничества в образовательной организации (на примере Муниципального бюджетного дошкольного образовательно учреждения детский сад комбинированного вида № 5 «Сказка» г. Поронайска)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 4
1 Теоретические аспекты изучения современных технологий
дошкольного обучения и тенденций их развития. 7
1.1 Современные технологии дошкольного обучения и их место в
деятельности образовательной организации. 7
1.2 Педагогика сотрудничества как современная технология
дошкольного обучения 15
1.3 Психолого-педагогические и коммуникативные особенности
детей дошкольного возраста. 20
2 Экспериментальное исследование применения педагогики
сотрудничества как технологии дошкольного обучения на примере деятельности по
стимулированию коммуникативного развития детей дошкольного возраста. 32
2.1 Организация, методика и ход экспериментального
исследования. 32
2.2 Результаты диагностики коммуникативного развития
воспитанников подготовительной группы детского сада №5 «Сказка». 40
3 Педагогическая работа по применению педагогики
сотрудничества как технологии дошкольного обучения на примере деятельности по
стимулированию коммуникативного развития детей дошкольного возраста. 54
3.1 Программа стимулирования коммуникативного развития
дошкольников, основанная на педагогике сотрудничества. 54
3.2 Обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы.. 61
3.3 Рекомендации по применению педагогики сотрудничества как
технологии дошкольного обучения. 69
Заключение. 72
Список использованных источников. 74
Приложение. 81
Введение:
Актуальность
исследования состояния современных технологий
дошкольного обучения и тенденции их развития на примере педагогики
сотрудничества в образовательной организации обусловлена изменениями,
происходящими как в самой системе образования, так и в структуре
взаимоотношений в системе «педагог – воспитанник». Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) обозначил курс на
гуманизацию образовательного процесса, индивидуализацию педагогических
воздействий, совершенствования взаимоотношений педагогов и воспитанников.
Идеи внедрения гуманистического воспитания
в нашей стране начали разрабатываться еще в 1980-е гг. в рамках концепции
педагогики сотрудничества, основные положения которой были разработаны
Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильиным, И.П. Волковым, С.Н. Лысенковой,
Б.Н. Никитиным, С.С. Соловейчиком, В.Ф. Шаталовым, и др.
На современном этапе образования
проблемами внедрения педагогики сотрудничества в воспитательном процессе
занимаются такие ученые как Д.С. Гаврилова, В.А. Гражданцева, Л.К. Гребенкина,
Н.Ш. Дорофеева, Н.А. Копылова, Д.И. Султанкулов и др.
Цель работы: теоретически обосновать, составить и внедрить в педагогический
процесс МБДОУ «Детский сад №5 «Сказка» программу стимулирования
коммуникативного развития дошкольников, основанную на педагогике
сотрудничества.
Задачи работы:
1. Исследовать психолого-педагогические и коммуникативные особенности
детей дошкольного возраста.
2. Изучить современные технологии дошкольного обучения и их место в
деятельности образовательной организации.
3. Изучить педагогику сотрудничества как современную технологию
дошкольного обучения.
4. Выявить
имеющийся на констатирующем этапе уровень коммуникативного развития
воспитанников подготовительной группы детского сада №5 «Сказка».
5. Реализовать
программу стимулирования коммуникативного развития дошкольников, основанную на
педагогике сотрудничества, и обсудить ее результативность в отношении
коммуникативного развития воспитанников.
6. Составить рекомендации
по применению педагогики сотрудничества как технологии дошкольного обучения.
Гипотеза исследования: предполагается, что внедрение в педагогический процесс программы
стимулирования коммуникативного развития дошкольников, основанной на педагогике
сотрудничества, благоприятно повлияет на коммуникативное развитие воспитанников
подготовительной группы детского сада №5 «Сказка». А именно работа в парах,
деятельность в микрогруппах и обучение навыкам взаимооценки и взаимопроверки
позволит повысить эмоциональное
благополучие в системе межличностных отношений, развить коммуникативную
компетентность и навыки сотрудничества и совместной деятельности, сформировать
позитивный образ сверстника и чувствительность к воздействию сверстника.
Объект исследования: педагогика сотрудничества как современная технология дошкольного
обучения.
Предмет исследования: влияние педагогики сотрудничества как технологии на развитие
детей дошкольного возраста на примере коммуникативной сферы.
Теоретическую основу
работы составляют труды таких ученых как: Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса,
Л.С. Выготский, А.В. Мордовская, С.Ю. Попова, Г.К. Селевко,
Д.Б. Эльконин и др.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по
проблеме исследования; групповое тестирование; констатирующий, формирующий и
контрольный эксперимент; качественный и количественный анализ данных.
Теоретическая значимость
исследования заключается в систематизации
и обобщении научных позиций по проблеме психолого-педагогических особенностей
детей дошкольного возраста; в выявлении сущностных характеристик и своеобразия
современных технологий дошкольного обучения и их места в деятельности
образовательной организации; в рассмотрении педагогики сотрудничества в
качестве современной технологии дошкольного обучения.
Практическая
значимость исследования
состоит в возможности использования материалов работы и программы
стимулирования коммуникативного развития дошкольников, основанной на педагогике
сотрудничества, следующими категориями лиц:
— педагогами, работающими в дошкольных
образовательных организациях, с целью оптимизации своей деятельности по
внедрению педагогики сотрудничества в воспитательный процесс;
— студентами, обучающимися по
специальности «Педагогика», с целью самоподготовки к тематическим практическим
и семинарским занятиям;
— молодыми учеными, занимающимися
разработкой схожей научной проблематики, с целью систематизации и обобщения
эмпирических данных и методических сведений.
Заключение:
По итогам
выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во
введении цели работы, что позволило теоретически
обосновать, составить и внедрить в педагогический процесс МБДОУ «Детский сад №5
«Сказка» программу стимулирования коммуникативного развития
дошкольников, основанную на педагогике сотрудничества.
Для достижения указанной цели
были решены следующие задачи:
— были исследованы психолого-педагогические
и коммуникативные особенности детей дошкольного возраста;
— были изучены современные технологии
дошкольного обучения и их место в деятельности образовательной организации;
— была изучена педагогика сотрудничества
как современная технология дошкольного обучения;
— был выявлен на
констатирующем этапе уровень коммуникативного развития воспитанников
детей подготовительной группы детского сада №5 «Сказка»;
— была реализована программа
стимулирования коммуникативного развития дошкольников, основанная на педагогике
сотрудничества, и проведено обсуждение ее результативности в отношении
коммуникативного развития детей дошкольного возраста;
— были составлены рекомендации по
применению педагогики сотрудничества как технологии дошкольного обучения.
По итогам
проведения исследования мы смогли установить, что под воздействием внедрения в педагогический процесс программы
стимулирования коммуникативного развития дошкольников, основанной на педагогике
сотрудничества, по всем
изученным на контрольном этапе исследования параметрам испытуемые дошкольники
из экспериментальной группы продемонстрировали положительную динамику. Так, под
воздействием проведенного комплекса игр произошли следующие значимые сдвиги в
развитии личности учащихся:
— дошкольники
стали более сплоченным коллективом;
— число
непринятых дошкольников с негативным социометрическим статусом значительно
сократилось;
— дошкольники
научились решать возникающие конфликтные ситуации мирным, конструктивным путем,
прибегать к переговорам, снизилась общая агрессивность коммуникативного акта;
— образ
сверстника в представлениях дошкольников стал положительным;
— удалось
повысить уровень чувствительности дошкольников к сверстнику в процессе общения.
—
необходимо отметить общий рост организаторских умений у дошкольников.
Качественный и количественный анализ
эмпирических данных позволил доказать гипотезу исследования о том, что внедрение в педагогический процесс программы
стимулирования коммуникативного развития дошкольников, основанной на педагогике
сотрудничества, благоприятно повлияет на коммуникативное развитие воспитанников
подготовительной группы детского сада №5 «Сказка». А именно работа в парах,
деятельность в микрогруппах и обучение навыкам взаимооценки и взаимопроверки
позволит повысить эмоциональное благополучие в системе межличностных
отношений, развить коммуникативную компетентность и навыки сотрудничества и
совместной деятельности, сформировать позитивный образ сверстника и
чувствительность к воздействию сверстника.
Таким
образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в
полном объеме.
Фрагмент текста работы:
1 Теоретические аспекты изучения
современных технологий дошкольного обучения и тенденций их развития 1.1 Современные технологии
дошкольного обучения и их место в деятельности образовательной организации Отечественная система образования по всем направлениям и
специализациям всегда отличалась продуманностью и отточенностью методик
преподавания, нацеленных на качественный конечный результат обучения. Однако
современный мир ставит перед российским образованием новые задачи, связанные
как с меняющимися требованиями к мастерству преподавателя и результату
обучения, построенного на компетентностном подходе.
В настоящее время на первый план выдвинулись следующие
задачи: с одной стороны, формирование у воспитанников интереса к познавательной
деятельности, к способам систематизации и применения информации, а с другой стороны,
развитие творческих и иных, в том числе коммуникативных способностей детей.
Именно для решения этих задач и создаются новые
технологии обучения, разрабатываются специальные методики и вариативные учебные
программы. Они направлены на повышение уровня мотивации к обучению, а также на
активизацию и интенсификацию деятельности детей. Кроме того, современные
технологии обучения способны обеспечить усвоение большого объема информации и
выработать навыки работы в избранном направлении обучения [10].
Современная психолого-педагогическая наука дает целый ряд
определений понятия технологии обучения. Однако эти определения часто
раскрывают лишь отдельные стороны этого педагогического процесса.
— Технология – это совокупность приемов, применяемых в
каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
— Технологии обучения – совокупность
психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку
форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть
организационно-методический инструментарий педагогического процесса
— Технологии обучения – это содержательная техника
реализации учебного процесса.