Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Содержание и реализация принципов социального обслуживания в России.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические и правовые аспекты содержания и реализации принципов социального обслуживания в РФ 6
1.1 Принципы социального обслуживания населения 6
1.2 Сущность и понятие социального обслуживания населения в контексте реализации принципов 8
1.3.Виды и формы социального обслуживания в контексте реализации принципов 11
Глава 2. Практические аспекты социального обслуживания граждан в РФ 26
2.1 Порядок осуществления и характеристика особенностей осуществления отдельных видов социального обслуживания 26
2.2 Правовые механизмы социального обслуживания населения 33
2.3. Проблемы реализации принципов социального обслуживания населения в современной России и направления решения 54
Заключение 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
Введение:
Вопросы социальной защиты — это важнейший элемент любой развитой и высоко-функциональной социальной системы абсолютного любого цивилизованного. В Древнем Мире существовала в простейших формах на стадиях общественной, родоплеменной жизни, эволюционировала с возникновением рыночной экономики и стала самостоятельным элементом общественной деятельности. В своем роде, играет роль вспомогательного механизма адаптации граждан, которые по разным причинам, не смоги вписаться в новую экономическую среду. Социальная сфера является главной и ключевой фигурой в показателях развития общества и страны в целом, она стала лакмусовым индикатором направленности развития всех сфер жизни и существования населения в целом в любой стране. Наряду с этим, социальная сфера одна из активно развивающихся областей современной экономики. Появившись более века назад, система нашла отражение в меценатстве, строительстве церквей, приютов, больниц, школ и университетов. В настоящее время оформилась в систему законодательного и постоянного регулирования на уровне государственных структур. В сложившихся современных экономических условиях в России ранее предпринимались точечные попытки исправления ситуации по улучшению качества жизни отдельных слове населения, особенно в девяностые годы прошлого столетия в сфере медицины и здравоохранения. Однако эти меры носили разрозненный характер и не были систематическими. В основном удалось сохранить общедоступность образования, здравоохранения и культурного обслуживания населения.
В настоящее время разработана система по социальному обслуживанию, помощи, поддержке населения нашей страны, которая основывается на многочисленных льготах, компенсациях, социальных выплат и пособий. Указанные действия вводятся с учетом материального положения семей и реальных возможностей людей обеспечить собственное благополучие. Однако указанные действия не привели к достаточному социальному балансу в нашей стране в связи с ростом количества нуждающихся и совершенствовании законодательной базы и информационных технологий. В целом на сегодняшний момент ситуацию в социальной сфере можно охарактеризовать как неоднозначную и противоречивую. Наряду с определенными положительными сдвигами, многие негативные явления приобрели застойный характер, отдельные социальные проблемы усугубились и стали представлять серьезную опасность для социально-экономической стабильности общества. Вопросам преобразования в социальной сфере сегодня больше количество литературных, исследовательских, научно-публицистических, журнальных работ. Не смотря на огромное доступное количество литературы по указанной тематике, в нашей стране отсутствует комплексный подход к изучению данного направления, отсутствует системный анализ пробелов в законодательстве, предложений по совершенствованию, по внедрению информационных систем в обслуживании. Именно данными положениями обусловлена актуальность и практическая значимость дипломной работы.
Новизна исследования заключается в том, что в последние годы высшей стратегией становится механизм предоставления социальных услуг на дому посредством электронного управления. Данные тенденции напрямую связаны с увеличением роли защиты информациии с области персональных данных и удобства пользователей. Поэтому проектирование цифровых сервисов с учетом необходимостей и интересов жителей нашей страны с учетом реалий современности представляют абсолютно новую ступень развития социальной защиты граждан. Цель дипломной работы заключается в анализе, систематизации и оценке существующих мер, норм развития социальной защиты граждан РФ. Результатом проделанной работы должны стать рекомендации по определению перспектив развития и реформирования системы социальной защиты граждан РФ и ее элементов. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить содержание и реализацию принципов социального обслуживания населения в Российской Федерации;
2. проанализировать практические аспекты социального обслуживания населения в РФ;
3. дать текущую оценку состояния социальной сферы в РФ;
4. внести предложения по развитию системы принципов социального обслуживания населения в РФ.
Объектом исследования являются принципы социального обслуживания населения и их реализация. Предметом исследования является система социального обслуживания в РФ. Поставленные цель и задачи достигаются при помощи таких методов исследования, как: общенаучные и частнонаучные.
Структурно-функциональный метод применялся для комплексного исследования социальных явлений и процессов как структурно расчленённой целостности, в которой отдельный элемент общей структуры рассматривался как единое целое. Формально-юридический метод использовался при обработке и анализе содержания действующей системы права по указанной теме. Статистический метод использовался в количественной оценке материальной составляющей социального обслуживания населения в РФ.
Анализ современного положения дел в социальной политики, подходы к определению эффективности деятельности региональных, муниципальных систем социальной защиты, а также эффективности предоставления социальной защиты населению представлены в работах Захарова Н. А., Кручек И.В., Маматказин И.Р. и других. Вопросы, касающиеся теоретической базы социального обслуживания населения в РФ, наиболее полно и детально описаны в работах Братановского С.Н. и Бовыкина В.И. Практическая значимость данной отрасли в нашей стране и проблемы развития широко освещены в монографиях Дориной А.И. и Кручек И.В.Дипломная работа состоит из введения, трех глав, объединенных шестью параграфами, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Заключение:
В результате исследований, проведенных в работе, можно сформулировать следующие выводы.
В настоящее время меры по совершенствованию социального обслуживания граждан находятся в числе приоритетных направлений государственной социальной политики. Их реализации способствовало появление федеральных законов «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», и дополнений к ним, непосредственно адресованных лицам пожилого возраста и инвалидам. Численность населения нуждающегося в социальном обслуживании постоянно растет, что приводит к преобразованию социально-демографической структуры современного общества, изменению социальных статусов разных групп населения и модернизируются отношения между ними. Становится актуальной необходимость объективной оценки разных сторон жизни человека, его возможной реакции на происходящие изменения привычной среды. Модернизация российского общества весомо влияет на социальное самочувствие и положение людей .
Выделение в общей структуре социальной политики особого направления – социального обслуживания, касающегося благосостояния и здоровья граждан, обусловлена довольно специфическими условиями и образом жизни, особенностями их потребностей, а также уровнем развития общества в целом. Система социального обслуживания охватывает широкий спектр услуг в частности, медицинскую помощь, содержание и обслуживание в домах-интернатах, помощь на дому нуждающимся в постороннем уходе, жилищно-бытовое и коммунальное обслуживание, организацию досуга и т.д. В области социального обслуживания возможность реализации права на его получение часто зависит от решения компетентного органа, поскольку целый ряд социальных услуг, предоставляемых в данной сфере, всё ещё относится к числу дефицитных, не гарантированных абсолютно каждому пожилому и нетрудоспособному человеку. В результате анализа законодательства, мы можем сделать вывод, что организация социального обслуживания граждан имеет такие проблемы: непрекращающийся рост населения увеличивает нагрузку на социальные службы; отсутствие у граждан достаточной информации о формах и учре-ждениях социального обслуживания; некоторые формы социального обслуживания гражданам недостаточно эффективны.
На основе предложенных в главе третьей мероприятий по совершенствованию организации социального обслуживания в РФ в 2021 году возможно достижение следующих результатов:
1. граждан персонифицированно информируют о возникновении у них прав на получение мер социальной поддержки на основании выявления отдельных жизненных ситуаций;
2. граждане посредством единого портала получают информацию о всех назначенных им мерах социальной поддержки, заявления о предоставлении которых поданы в том числе при посещении многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, государственных органов и организаций;
3. граждане круглосуточно имеют возможность получать информацию о государственных услугах в социальной сфере и мерах социальной поддержки посредством голосового и текстового взаимодействия.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, и цель считаю выполненными. Данная работа может служить практическим применением в органах государственной власти в части внедрения мероприятий по модернизации организации социального обслуживания населения РФ в полном объеме.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические и правовые аспекты содержания и реализации принципов социального обслуживания в РФ
1.1 Принципы социального обслуживания населения
Принципы социального обслуживания закреплены в ст. 4 ФЗ N 442-ФЗ.
Согласно документу всем гражданам РФ предоставляется равный и свободный доступ ко всем видам и формам социального обслуживания. В данном аспекте не должны учитываться пол, раса, возраст, национальность, язык, происхождение, место жительства, отношение к религии, убеждения и принадлежности к общественным объединениям.
Вторым принципом является адресность. То есть социальная услуга оказывается определенному получателю. Третий принцип, это расположение основных поставщиков. Иными словами, они должны располагаться поблизости от потребителей. Причем количество поставщиков должно быть достаточным, чтобы обеспечить все потребности нуждающихся, поставщики обязаны обладать достаточными финансовыми, материальными, техническими, информационными ресурсами. Четвертый принцип определяет сохранение потребителя социальной услуги в привычной среде. Дело в том, что законодательство призвано обеспечить публичность государственного социального заказа и конкурентный способ отбора, в котором должны участвовать и госучреждения, и негосударственные поставщики (исполнители) социальных услуг. Поскольку госзаказ формируется на три года, поставщик может планировать свою деятельность на эту перспективу и, например, взять заранее заемные средства. У потребителей услуг появляется возможность выбрать поставщика, который больше устраивает его по различным причинам: это может быть близкое расположение к дому, уровень компетенции сотрудников, наличие бесплатных дополнительных услуг, которые не включены в госзаказ, и так далее, тем самым обеспечивается привычная среда. Пятый принцип добровольности основывается на исключительном желании получателя в выборе той или иной необходимой ему услуги. Никто не имеет право принуждать к получению мер социальной поддержки. Шестой принцип – конфиденциальность, информация о получателе, специфики получаемых услуг не является публичной и не подлежит разглашению.
Помимо указанных принципов, в 2021 году идет деятельность и по разработке нормативных актов, обеспечивающих сохранение их правового значения. Законопроекты социального блока поддержки всегда занимают значимое место в повестке Госдумы и Совета Федерации. В настоящее время на рассмотрении в профильном Комитете Госдумы по труду, социальной политике, поддержке и делам ветеранов находится 90 законопроектов.
К примеру, о внесении изменений в законодательные положения, регулирующие вопросы назначения, выплаты пенсий и социальных доплат к пенсиям, а так же вопросы внедрения цифровых платформ в части назначения и оказания социальных услуг. Законопроект 1075528-7. Если гражданин имеет право на увеличение выплат, на дополнительные льготы, социальные услуги, но не обращается лично с заявлением в соответствующие учреждения, это не значит, что такие выплаты, льготы либо услуги не должны ему предоставляться. Тем более что все необходимые для этого документы у соответствующих структур имеются. Кроме того, законопроект предусматривает информирование лиц, достигших возраста 45 лет и не получающих при этом пенсии по старости, назначенной досрочно, или пенсии по инвалидности, о предполагаемом размере страховой пенсии по старости и о доступном пакете социальных услуг. Предоставление гражданам такой информации, по мнению Бахрах Д.Н., позволит им предпринять меры для улучшения условий жизни .
Другой пример, проект об обеспечении нуждающихся слоев населения беспрепятственным доступом в Интернет. Законопроект под номером 1025833 предусматривает, в частности, компенсацию инвалидам всех категорий, а также ветеранам Великой Отечественной войны 50% расходов на оплату Интернета.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека.