Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Социальные пенсии: современное состояние и направления развития (на примере ГУ-Главное управление ПФР №5 по г. Москве и Московской области)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1 Социальные пенсии как особая категория
государственного пенсионного обеспечения.. 7
1.1 Пенсионная система Российской Федерации. 7
1.2 Социальные пенсии: понятие и юридическая сущность. 13
1.3 Условия назначения и порядок выплаты социальных пенсий. 16
1.4 Нормативно-правовые основы назначения и выплаты социальных пенсий 23
Глава 2 Исследование деятельности
ГУ – Главное Управление ПФР № 5 по г. Москве и Московской области в сфере
назначения и выплаты социальных пенсий.. 30
2.1 Краткая характеристика и основные направления деятельности ГУ — Главное
управление ПФР №5 по г. Москве и Московской области. 30
2.2. Анализ деятельности ГУ — Главное управление ПФР №5 по г. Москве и
Московской области. 37
2.3 Анализ деятельности ГУ — Главное управление ПФР №5 по г. Москве и
Московской области. 44
Глава 3 Современное
состояние и направления развития назначения и выплаты социальных пенсий.. 52
3.1 Современное
состояние социальных пенсий. 52
3.2 Направления развития назначения и выплаты социальных пенсий. 57
3.3 Оценка социальной эффективности мер, направленных на развитие
назначения и выплаты социальных пенсий. 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 69
Список использованных
источников.. 72
Приложения.. 77
Введение:
Актуальность
выбранной темы обусловлена следующими факторами. Пенсионная система в любой
стране является одним из важнейших элементов социальной защиты лиц наемного
труда и важнейшим индикатором социальной политики. Одно из ключевых определяющих мест в жизни
государства и общества занимает социальное обеспечение, которое напрямую
зависит от развития экономики, и тесно связано с идеей социального благополучия
населения.
В
понимании многих пенсия – это компенсация за отработанные годы, то есть за
трудовой стаж, но некоторым категориям граждан нужна финансовая поддержка
сейчас, а не в преклонном возрасте, именно поэтому на государственном уровне
предусмотрен еще один вид пенсионного обеспечения – социальная пенсия,
назначение которой имеет свои особенности. Подавляющее большинство граждан,
пребывающих на обеспечении РФ и получающих пенсии, обладают установленной
законом, либо льготной выслугой, которая дает им соответствующее право.
При
этом пенсия назначается только в том случае, если гражданин имеет необходимый
стаж, был принят на работу официально, а также отчислял соответствующие взносы
в Пенсионный фонд. Поскольку основным назначением практически любой выплаты в
рамках социальной защиты является компенсация потери дохода, который невозможно
получить в виду нетрудоспособности, указанная выплата как раз и выступает
таковой, но только на условиях, определенных нормативными актами.
По
закону нетрудоспособными являются не только инвалиды, но и пожилые люди,
которые в виду своего возраста уже не могут работать, а также дети. Федеральный
закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в
Российской Федерации» регулирует порядок назначения и выплаты пенсий гражданам,
которые из-за определенных жизненных обстоятельств не смогли получить
официальный страховой стаж либо не имеют возможности его заработать из-за
возраста или ограничений здоровья. Основная роль такой пенсии заключается в
государственной поддержке лиц, которые не могут заниматься трудовой
деятельностью в связи с нетрудоспособностью либо заслужили право на двойную
пенсию из-за особенностей своей деятельности. Назначение социальной пенсии
является важной государственной гарантией для субъектов, чей правовой статус
не дает возможности рассчитывать на установление трудовой пенсии
на общих основаниях. Заявителям нет необходимости доказывать наличие стажа
активной работы и ее продолжительность. Назначение и выплата
социальных пенсий позволяют гарантировать получателям данного пособия
минимально возможный уровень денежного содержания.
Актуальность
данной темы состоит также и в том, что для отдельных категорий граждан
социальная пенсия является единственным источником существования, однако, ее
оформление требует соблюдения установленных законом требований, нередко
добиваться ее назначения, выплаты и перерасчета приходится в судебном порядке,
что связано как с объективными факторами, так и с несовершенством действующего
законодательства.
Целью
выпускной квалификационной работы является анализ современного состояния и
перспектив развития социальных пенсий на примере ГУ — Главное управление ПФР №5 по г.
Москве и Московской области.
Для
достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
—
рассмотреть социальные пенсии как особую категорию государственного пенсионного
обеспечения,
—
исследовать деятельность ГУ — Главное Управление ПФР №5 ПО Г. Москве и
Московской области в сфере назначения и выплаты социальных пенсий,
—
проанализировать современное состояние и направления развития назначения и
выплаты социальных пенсий.
Объектом
исследования настоящей выпускной квалификационной работы являются общественные
отношения, складывающиеся в сфере назначения и выплат социальных пенсий.
Предметом
– проблемы, возникающие в сфере назначения и предоставления социальных пенсий.
Теоретическую основу исследования составили труды таких
авторов как Соколов
В.А. [29], Кузнецова О. В. [31], Инютин Г.К.[26], Азарова Е.Г. [19] и др.
Методологической
основой исследования являются общенаучный диалектический метод познания и
вытекающие из него частнонаучные методы: исторический, системно-структурный,
социологический, технико- юридический, лингвистический, сравнительного
правоведения, нормативно-логический, аналитический, синтеза и др.
Нормативная основа исследования: Конституция
Российской Федерации [3], Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О
государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [5],Закон РФ от
15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» [16], Указ Президента РФ
от 31.03.2014 № 192 «О мерах государственной поддержки граждан, являющихся
получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя» [17].
Теоретическая значимость данного
исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме.
Практическая значимость заключается в
возможности использования результатов исследования в практической деятельности.
Структура
выпускной квалификационной работы определяется целью и задачами исследования,
необходимостью логического расположения материала.
Работа
включает введение, три главы, состоящие из десяти параграфов, заключение и
список использованных источников.
Данная работа состоит из введения, в котором
раскрывается
Заключение:
В заключение данной работы, основываясь на заявленной
цели и поставленных задачах, сделаем выводы.
Конституцией
Российской Федерации в статье 7 определено, что Россия представляет собой
социальное государство, где обеспечиваются условия для достойной жизни его
граждан. Одним из средств создания таких условий является государственная
поддержка отдельных категорий граждан, осуществляемая в виде денежных выплат из
средств государства. Одним из видов таких выплат выступает социальная пенсия.
В
научной литературе можно встретить различные дефиниции этого понятия. Так, Е.В.
Чупрова определяет социальную пенсию как ежемесячную государственную денежную
выплату, выплачиваемую в целях предоставления средств к существованию лицам,
постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в случае наступления
престарелого возраста, инвалидности или потери кормильца нетрудоспособным
гражданам и не зависящую от их трудовой деятельности.
М.А.
Катковская считает, что в основе определения термина социальной пенсии лежит
такой признак, как алиментарность, и, исходя из этого, трактует рассматриваемое
понятие как «ежемесячную денежную выплату, предоставляемую государством
гражданину с целью его содержания и удовлетворения алиментарных потребностей по
основаниям, на условиях, в порядке и размерах, предусмотренных действующим
законодательством».
Важным
признаком социальных пенсий является их независимость от трудового стажа и
величины заработка, который выплачивался при осуществлении гражданином трудовой
деятельности. Однако некоторые исследователи на этом основании оспаривают
наименование данных выплат и считают, что их следует называть государственным
пенсионным пособием. В частности, так считают М. Л. Захаров, Э. Г. Тучкова, В.
Б. Савостьянова, которые в подтверждение своей позиции указывают, что пенсии
имеют другую социально-правовую природу. Полагаем, что данное мнение не лишено
логического обоснования, поскольку такая выплата производится из средств
государства и не является результатом трудовой деятельности граждан.
Выплата
пенсий осуществляется из средств Пенсионного фонда РФ и является средством
оказания материальной помощи незащищенным слоям населения. При этом она может
выплачиваться как в дополнение к заработку гражданина, так и взамен него либо в
дополнение к нему. Необходимо отметить, что на социальную пенсию могут
претендовать только лица, постоянно проживающие на территории РФ. В случае
выезда гражданина на постоянное место жительства за пределы РФ социальная
пенсия не выплачивается.
Лицам,
имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с
законодательством Российской Федерации, может устанавливаться только одна
пенсия по их выбору.
Категории
граждан, которым может быть назначена социальная пенсия, и её виды установлены
действующим законодательством. Выделяются: пенсия по случаю потери кормильца,
пенсия по инвалидности, пенсия по старости, пенсия за выслугу лет, социальная
пенсия.
Социальная
пенсия в случае потери кормильца предусматривается несколькими федеральными
законами. Выбор закона, применимого в каждом конкретном случае, зависит от
правового статуса кормильца. Перечень лиц, которые могут претендовать на
получение социальной пенсии по случаю потери кормильца достаточно обширен, но
четко установлен законодателем. Основная его часть – это дети, потерявшие
одного или нескольких родителей. Также право на социальную пенсию по случаю
потери кормильца имеют члены семей военнослужащих, космонавтов-испытателей,
космонавтов-исследователей, инвалидов вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС; участников ликвидации последствий этой катастрофы в зоне отчуждения и др.
Пенсия
по потере кормильца может быть назначена не только за родителей, но и за
некоторых других членов семьи, которые в семейном праве именуются
алиментообязанными лицами второй очереди.
Право
на страховую пенсию по случаю потери кормильца не предоставляется лицам,
совершившим умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть
кормильца и установленное в судебном порядке.
Социальная
пенсия по инвалидности выплачивается гражданам, которые признаны компетентными
органами не способными или ограниченно способными к осуществлению трудовой
деятельности.
Социальная
пенсия по старости выплачивается гражданам, которые не достигли установленного
законом возраста для получения трудовой пенсии в силу различных обстоятельств.
Однако ее выплата приостанавливается на период выполнения гражданами работы или
иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному
страхованию.
Для
каждой категории получателей социальных пенсий государством устанавливается
определенный исходя из уровня прожиточного минимума размер, который ежегодно
индексируется. Кроме того, он может варьироваться в зависимости от определенных
условий. Так, размер пенсии по инвалидности зависит от присвоенной гражданину
группы инвалидности, а размер пенсии по случаю утери кормильца определяется на
основании того, одного или обоих родителей лишился ребенок.
Таким
образом, социальная пенсия представляет собой гарантированную государством
минимальную социальную помощь, предоставляемую лицам, достигшим установленного
возраста, потерявшим кормильца, инвалидам, независимо от их трудового стажа,
уплаты страховых пенсионных взносов за счет средств государственного бюджета.
Фрагмент текста работы:
Глава
1 Социальные пенсии как особая категория
государственного пенсионного обеспечения
1.1 Пенсионная система
Российской Федерации
Пенсионная
система России – это совокупность создаваемых в Российской Федерации институтов
и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде
пенсии. Пенсионная система в современном виде введена в России с 1 января 2002
г.
Для
успешного функционирования и развития государства необходима эффективная
пенсионная система, которая отражает общее состояние экономики и уровень жизни
населения Российской Федерации. Впервые о пенсионном обеспечении упоминается в
древних летописях.
Как
отмечается в исторических документах, воеводы и князья славянских дружин
заботились об обеспечении своих воинов в случае боевых ранений и по достижении
ими старости. Необходимо отметить, что пенсионное обеспечение в России
претерпевало многочисленные реформы, разнообразные преобразования и в настоящее
время продолжает видоизменяться и преобразовываться.
Современная
пенсионная система представляет собой совокупность взаимосвязанных между собой
звеньев и сфер финансовых, правовых и организационных, это совокупность
отношений, возникающих по поводу осуществления обязательств по предоставлению
гражданам материального обеспечения в виде пенсий либо иных мер и выплат
социальной поддержки пенсионеров.
Так,
на сегодняшний день Пенсионный фонд РФ (далее — ПФР) является одним из наиболее
значительных социальных институтов государства. Это самая крупная федеральная
система оказания государственных услуг в сфере социального обеспечения в РФ.
Основной
целью деятельности Пенсионного фонда РФ является управление финансами
пенсионного обеспечения граждан.
Пенсионерами
признаются граждане, которые реализуют своё право на денежное обеспечение в
соответствии с Конституцией РФ и иными нормативно-правовыми актами.
Основания
для пенсионного обеспечения по российскому праву:
—
достижение соответствующего пенсионного возраста;
—
наступление инвалидности, а для нетрудоспособных членов семьи потеря кормильца;
—
основанием для пенсионного обеспечения рабочих отдельных групп является
продолжительное осуществление ими конкретной профессиональной деятельности.
Основным
фактором наступления пенсионного возраста является процесс старения населения –
т.е. демографический процесс, по результатам которого возрастает удельный вес
пожилых людей в численности населения страны, меняется его возрастная
структура.
В
свою очередь, в качестве демографического фактора старение воздействует на
разные сферы жизнедеятельности общества, что в особенности ощутимо проявилось в
период перехода к рыночным отношениям и породило ряд социально-экономических
проблем, взаимосвязанных с оказанием пожилым лицам социальной помощи,
обусловило в социальной политике и инфраструктуре значительные перемены.
Начатую
в 2019 г. реформу пенсионной системы планируется завершить к 2028 г. До этого
времени будет длиться так называемый переходный период, в течение которого
намечен перерасчет социальных выплат в сторону их увеличения.
Тех,
кто на момент реформы уже достиг пенсионного возраста, повышение не
затрагивает, при этом они могут рассчитывать на все предстоящие индексации,
намеченные правительством.
Повышение
возраста будет происходить постепенно. Это касается и мужчин, и женщин. В
Таблице 1.1 отражены возрастные показатели, обусловливающие право на страховую
пенсию по старости.
Таблица
1.1 – Динамика
изменения возраста выхода на пенсию в РФ Год выхода на пенсию Мужчины Женщины 2019 60,5 лет (+6
мес.) 55,5 (+6
мес.) 2020 61,5 лет
(+1,5 года) 56,5 лет
(+1,5 года) 2021 63 года (+3
года) 58 лет (+3
года) 2022 64 года (+4
года) 59 лет (+4
года) 2023 65 лет (+5
лет) 60 лет (+5
лет) По данным таблицы 1.1 можно сделать вывод, что в целях реформирования
пенсионной системы в Федеральный закон «О страховых пенсиях» [11] были внесены
соответствующие изменения, которые повлияли на требования к возрастному порогу
граждан.
Законодательные изменения в системе формирования и выплаты пенсии приводят
к тому, что, с одной стороны, повышается срок выхода на пенсию, с другой — ее
размер.
Реформа во многом была вызвана большим процентом людей пожилого возраста в
общем числе граждан, что связано с демографической ямой в связи с рядом событий
новой и новейшей истории России.
При этом те, кто сегодня работает, и уплачивает взносы в ПФР, могут
самостоятельно повлиять на увеличение своей пенсии, если воспользуются услугами
негосударственных фондов.
Пенсионное обеспечение
представляет собой форму финансового (материального) обеспечения граждан с
государственной стороны или со стороны других субъектов в установленных законом
случаях. Схематично система пенсионного обеспечения представлена на Рисунке
1.1.
В настоящее
время в литературе не существует единства трактовок, нет определенности в том,
какие функции осуществляет государственная пенсионная система.
Следует
отметить, что сущность пенсионной системы заключается в комбинации функций
пенсионного обеспечения и страхования. Существуют различные точки зрения об их
взаимодействии и согласовании.