Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Юриспруденция Право и организация социального обеспечения

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Социальные пенсии нетрудоспособным гражданам.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Общая характеристика социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в системе пенсионного обеспечения РФ 6

1.1 Понятие, условия назначение социальных пенсий 6

1.2 Статус и положение нетрудоспособных граждан 13

1.3 Нормативно-правовое регулирование социальных пенсий по законодательству Российской Федерации 19

Глава 2. Классификация социальных пенсий нетрудоспособным гражданам 24

2.1 Социальная пенсия по старости: условия назначения и размеры 24

2.2 Социальная пенсия по инвалидности: порядок назначения и размеры 27

2.3 Социальная пенсия по случаю потери кормильца 32

2.4 Социальная пенсия детям, оба родителя которых неизвестны: условия назначения и размеры 37

Глава 3. Основные проблемы и направления реформирования назначения и выплаты социальных пенсий нетрудоспособным гражданам 40

3.1 Проблемы назначения и выплаты социальных пенсий 40

3.2 Пути реформирования социального пенсионного обеспечения нетрудоспособных граждан 46

Заключение 52

Список использованной литературы 55

Приложения 60

  

Введение:

 

Актуальность темы выпускной квалификационной работы я. Пенсионная система в каждой стране – это важная составляющая социальной защиты населения. От эффективности этой системы зависит благополучие населения и уровень стабильности у обществе. Однако пенсионная система РФ не соответствует требованиям. Ей свойственны сложные проблемы, вызванные определенной степени недостатками действующей системы пенсионного обеспечения, несовершенством механизма ее финансирования. Степень изучения социальных и экономических вопросов функционирования и развития пенсионных систем, в том числе пенсионной системы в России, значительно отстает от потребностей современной практики, что не позволяет оперативно и конструктивно решать актуальные проблемы обеспечения социальной безопасности общества. В процессе становления рыночной экономики России наряду с политическими и экономическими целями социального государства стоит задача развития механизмов социальной защиты населения, в том числе нетрудоспособных граждан.

Проблемы пенсионного обеспечения основательно исследовались представителями юридической науки, к которым относятся: Гусева Т.С., Зорькин В.Д., Игольникова В.А., Лушников А.М., Лушникова М.В. Тарусина Н.Н., Худяков А.И. и др. авторы.

В связи с реформированием пенсионной системы РФ особую актуальность приобретает разработка нового подхода к пониманию и формулировки понятия объекта пенсионных правоотношений, в том числе и в случае права на социальную пенсию. Проблемы процедурных пенсионных правоотношений в пенсионной системе на сегодня малоисследованными, имеют недостаточную теоретическую основу, что негативно отражается на законодательной и правоприменительной практике. Все это обуславливает необходимость комплексного исследования социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в Российской Федерации.

Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, возникающие при назначении социальных пенсий нетрудоспособным гражданам.

Предметом исследования выпускной квалификационной работы являются нормативно-правовые акты, регулирующие социальные пенсии нетрудоспособным гражданам.

Целью выпускной квалификационной работы является системное и функциональное изучение особенностей социальных пенсий нетрудоспособным гражданам.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи выпускной квалификационной работы:

— изучить понятие, условия назначение социальных пенсий;

— раскрыть статус и положение нетрудоспособных граждан;

— рассмотреть нормативно-правовое регулирование социальных пенсий по законодательству Российской Федерации;

— проанализировать условия назначения и размеры социальной пенсии по старости;

— охарактеризовать порядок назначения и размеры социальной пенсии по инвалидности;

— провести анализ социальной пенсии по случаю потери кормильца;

— изучить социальную пенсию детям, оба родителя которых неизвестны;

— выявить проблемы назначения и выплаты социальных пенсий;

— определить пути реформирования социального пенсионного обеспечения нетрудоспособных граждан.

Методология и методы выпускной квалификационной работы. При исследовании социальных пенсий нетрудоспособным гражданам использовалась совокупность общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение) и частнонаучных (формально-юридический, системный, функциональный, сравнительный) методов познания. Кроме того, при анализе нормативных правовых актов использовались специально-юридические методы познания: формально-логический метод толкования права, сравнительно-правовой метод.

Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в ходе исследования были выявлены основные особенности социальных пенсий нетрудоспособным гражданам.

Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в разработке конкретных предложений по совершенствованию социальных пенсий нетрудоспособным гражданам.

Нормативную базу выпускной квалификационной работы составило международное законодательство, нормативные акты Российской Федерации, в том числе регламентирующее социальные пенсии нетрудоспособным гражданам.

Структура выпускной квалификационной работы определена объектом, предметом, целью и задачами. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников.

Во введении выпускной квалификационной работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, степень разработанности темы, а также методология и методы исследования.

В первой главе выпускной квалификационной работы раскрыта общая характеристика социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в системе пенсионного обеспечения РФ.

Во второй главе выпускной квалификационной работы проведен анализ классификации социальных пенсий нетрудоспособным гражданам.

В третьей главе выявлены основные проблемы и направления реформирования назначения и выплаты социальных пенсий нетрудоспособным гражданам

В заключении обобщены результаты выпускной квалификационной работы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.

1. Социальная пенсия представляет собой гарантированную государством минимальную социальную помощь, предоставляемую лицам, достигшим установленного возраста, потерявшим кормильца, инвалидам, независимо от их трудового стажа, уплаты страховых пенсионных взносов за счет средств государственного бюджета.

2. Нетрудоспособность — это физическое состояние человека, вследствие которого он утрачивает полностью или частично возможность принимать участие в жизни общества на равных с другими членами общества. Согласно этому термину подчеркивается неравенство нетрудоспособного по отношению к другим членам общества в процессе использования жизненных благ и других аспектов деятельности общества.

В законодательстве России данная группа разделена на следующие критерии: несовершеннолетние дети, пенсионеры, которые получают денежные выплаты и не ведут трудовую деятельность, инвалиды, люди, находящиеся на иждивении и лишившиеся опекунов. Нетрудоспособное население не имеет возможности работать из-за возрастных особенностей или состояния здоровья.

3. Не менее важным направлением политики социального государства выступает государственное пенсионное обеспечение. Пенсионная система Российской Федерации за последнее время претерпела несколько волн реформирования, кроме того, сегодня невозможно говорить о его завершении, поскольку концепт социального обеспечения применительно к новым политическим и экономическим вызовам постоянно находится в процессе видоизменения и совершенствования. Тем не менее, можно утверждать, что институт социальных пенсий подвергается справедливым изменениям, связанным с необходимостью воплощения в пенсионном законодательстве принципа всеобщности пенсионного обеспечения и, как следствие, приближает нас к практической реализации конституционного принципа социального государства.

Нами был отмечен неопределенный и двуполярный результат нововведений в пенсионном законодательстве, однако окончательно степень эффективности преобразования можно будет выявить лишь по истечении некоторого времени. Поэтому, остается надеяться, что новая модель пенсионного обеспечения приведет к изменению сложившейся ситуации в трудовых, экономических и политических отношениях.

4. Социальные пенсии по старости назначаются только при достижении установленного законодательством возраста. К 2028 году мужчинам социальная пенсия по старости будет назначаться по достижении 70 лет, женщинам – по достижении 65 лет.

5. Пенсионное обеспечение играет одну из основных ролей и является важнейшей формой социальной поддержки инвалидов. Закон о социальной защите инвалидов устанавливает систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. В комплексе защитных мер указанный закон выделяет и материальное обеспечение инвалидов, которое включает в себя денежные выплаты по различным основаниям, компенсации в случаях, установленных законодательством РФ. Но на практике, зачастую, этих мер оказывается недостаточно. Ведь пенсия по инвалидности является основным или одним из основных источником средств существования лиц с ограниченными возможностями. Именно поэтому, разработанные государством меры по поддержке инвалидов должны постоянно совершенствоваться, видоизменяться в соответствии с запросами общества и его развитием, чтобы каждая категория граждан ощущала себя важной частью данного общества.

6. Пенсия по потере кормильца в России может быть страховая, социальная или государственная. И ту, и другую, и третью ждет повышение.

Социальную пенсию получают те, у кого кормилец не имел трудового стажа или дети, чьи родители неизвестны. В 2021 год рост социальной пенсий по потере кормильца был увеличен на 3,4%.

7. С 1 января 2018 года введен специальный вид социальной пенсии детям, оба родителя которых неизвестны. Речь идет о детях, которые сразу после рождения были подкинуты, оставлены, брошены матерью или родителями.

Право на нее имеют постоянно проживающие в нашей стране дети – «подкидыши». Данное право распространяется на детей в возрасте до 18 лет, а также на детей, которые старше этого возраста, но обучаются по очной форме. В этом случае право предоставляется до окончания ими

8. Низкая производительность труда, проблемы демографического характера и существенная доля зарплат в конвертах создают структурные дисбалансы в пенсионной системе нашей страны. Для решения проблем социальной поддержки нетрудоспособных членов общества необходимым является серьезное преобразование системы социального обеспечения.

9. Можно предложить конкретные меры для обеспечения эффективности системы социального обеспечения. Так, правительству следует вызвать интерес работодателей к участию в пенсионном обеспечении своих сотрудников. С этой целью нужно предоставлять налоговые льготы и прочие формы мотивирования, а также упорядочивать их нормативно-правовое регулирование. Также необходимо упрощение бюрократических процедур при оформлении социальной пенсии.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Общая характеристика социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в системе пенсионного обеспечения РФ

1.1 Понятие, условия назначение социальных пенсий

Конституция Российской Федерации в ст. 7 провозглашает Россию социальным государством и предусматривает установление государственных пенсий и иных гарантий социальной защиты. Ст. 39 Конституции РФ уточняет данные нормы и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом . Таким образом, Конституция РФ закрепляет один из базовых принципов пенсионного обеспечения — принцип всеобщности, содержание которого можно определить, как равную для каждого возможность получать социальное обеспечение при наступлении обстоятельств, определенных в законе, но с учетом принципа дифференциации.

Необходимость в закреплении института социальных пенсий была вызвана переходом к рыночной экономике, государство с социально ориентированной экономикой не может игнорировать проблемы материального обеспечения нетрудоспособных, по разным причинам не охваченных социальным страхованием. В связи с чем в данной работе, предлагается рассмотреть исторические этапы становления института социальных пенсий в российском законодательстве, его изменения в рамках проходивших пенсионных реформ.

Впервые нормативно данный институт был закреплен в Законе СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» от 15.05.1990 г. (далее Закон СССР), который в части регламентации социальных пенсий вступал в силу с 1 января 1991 года. Изменения в экономике потребовали применения принципиально новых экономических и правовых оснований в сфере пенсионного обеспечения, предполагалось, что с проведением пенсионной реформы должен быть решен основной вопрос социальной политики государства — стабилизация и значительный подъем материального положения пенсионеров, а также резкое сокращение численности малообеспеченных граждан .

Согласно ст. 5 и ст. 119 Закона СССР право на социальную пенсию имели все нетрудоспособные, неработающие граждане (кроме инвалидов с детства) при отсутствии права на трудовую пенсию, независимо от социальной принадлежности. Согласно названному закону право на социальную пенсию имели следующие категории граждан: инвалиды I и II групп, в том числе инвалидам с детства, инвалиды III группы; лицами, достигшим возраста: мужчины — 65 лет, женщины — 60 лет; дети — в случае потери кормильца; дети — инвалиды в возрасте до 16 лет. Таким образом, несмотря на то, что законодатель не использует такие формулировки можно сказать, что были предусмотрены социальные пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца .

Дальнейшее регулирование пенсионных отношений осуществлялось в рамках Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20.11.1990 № 340-1 (далее Закон 340-1), который вступал в силу поэтапно и с 1 марта 1991 года осуществлял регламентацию социальных пенсий.

Социальные пенсия устанавливалась гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (ст. 3 Закона 340-1). Статья 113 Закона 340-1, предусматривала возможность назначения социальной пенсии следующим категориям граждан: инвалидам I и II групп, в том числе инвалидам с детства, инвалидам III группы; детям — инвалидам; детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей; гражданам, достигшим 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины). Как видим, категории граждан, которым могла предоставляться социальная пенсия, не подверглись кардинальным изменениям, были лишь уточнены положения, относительно возраста. Вместе с тем предусматривалось, что социальная пенсия может назначаться в соответствующих случаях вместо трудовой пенсии (по желанию обратившегося за ней гражданина) .

В последующем были приняты законы, которые закрепляли право на социальные пенсии и за иным категориям граждан, тем самым дополняя, уточняя перечень, указанный в Законе 340-1. В 1993 году право на социальную пенсию в размере минимальной пенсии по старости получили граждане из числа малочисленных народов Севера по достижении возраста 55 и 50 лет (мужчины и женщины соответственно). В 1995 году в качестве одной из мер социальной защиты ВИЧ — инфицированных — несовершеннолетних до 18 лет, была установлена социальная пенсия (размер определяется по категории ребенок-инвалид).

В период с 1994 — 2000 гг. шел процесс разработки программы пенсионной реформы. В 1995 году было принято Постановление Правительства РФ «О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» от 07.08.1995 № 790 (далее Концепция 1995), указывающее на кризис в пенсионной системе, который был спровоцирован резким скачком цен в 1992 году, не сопровождавшимся принятием мер по поддержанию покупательной способности пенсии, а так же описывающее иные экономические и демографические проблемы в стране. Подчеркивалась возрастающая роль института социальных пенсий, развитие которого являлось предпосылкой для создания трехуровневой пенсионной системы, где первым уровнем была базовая пенсия одинаковая для всех, в перспективе заменяющая социальную пенсию.

В 1997 году в данная Концепция была пересмотрена, первым уровнем системы государственных пенсий, предполагалось установить систему предоставляемых за счет общих налоговых поступлений унифицированных по размерам и условиям социальных пенсий после обязательной проверки нуждаемости, то есть лишь тем лицам, которые не имели возможности накопить необходимые средства для проживания в старости и не имеют иных источников средств к существованию в пенсионном возрасте. Программа пенсионной реформы 1998 года, закрепляла аналогичный подход к социальным пенсиям.

В 2001 году был принят пакет основных пенсионных законопроектов. Главным новшеством стало создание трех компонентов трудовых пенсий: базовой, страховой и накопительной. Правовая регламентация института социальных пенсий с 01.01.2002 года осуществлялась в рамках Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ (далее Закон 166) , который действует и по сегодняшний день.

Со временем были внесены ряд изменений, уточняющих и вводящих новые категории граждан. В 2007 году было закреплено, положение о праве на социальную пенсию лиц, старше 18 обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявших одного или обоих родителей, являющихся детьми умершей одинокой матери. Право на социальную пенсию по старости, было закреплено за иностранными гражданами и лицами без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации не менее 15 лет и достигших возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы