Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Социально-педагогическая деятельность по работе с семьями мигрантов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО — ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ С СЕМЬЯМИ
МИГРАНТОВ.. 6
1.1. Анализ
состояния проблемы семей мигрантов. 6
1.2. Семья
мигранта как объект и субъект социально-педагогической работы школы.. 11
1.3.
Педагогический подход к содержанию и технологиям социальной работы школы с
семьями мигрантов. 13
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
РАБОТА С СЕМЬЯМИ МИГРАНТОВ.. 20
2.1.
Диагностика затруднений в работе с семьями мигрантов. 20
2.2.
Содержание работы с семьями мигрантов. 29
2.3.
Технологии работы образовательного учреждения с семьями мигрантов и их детьми. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 39
БИБЛИОГРАФИЯ.. 40
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 43
Введение:
Положение детей мигрантов — глобальная проблема современности,
характерная для многих стран и народов. Вследствие военных действий в Украине
множество людей погибло, другие вынуждены были покинуть родной дом, лишившись
всего, что имели. Многим из них приходится искаться защиту и приют в другой
стране за сотни километров от своих домов. Эти люди стали переселенцами.
Как правило, в странах, которые принимают мигрантов,
другая культура, другой язык и обычаи. Мигрантам приходится полностью
полагаться на доброжелательность принимающих стран, которые предоставляют им на
какое-то время убежище, прежде чем они смогли бы вернуться на покинутую ими
родину.
Одна из главных проблем, с которой сталкиваются
мигранты на новом месте жительства, это проблема социокультурной адаптации, представляющая
собой сложный и длительный процесс, связанный с переживанием мигрантами
возникших перемен. Особенно эта проблема актуальна для детей мигрантов, которые
в силу своего возраста особо остро воспринимают меняющиеся окружение созданных
взрослыми условий.
Актуальность исследования проблем поддержки мигрантов
и их детей обусловлена процессами
распада СССР, межнациональными конфликтами, что породило тенденцию национальной
неприязни и нетерпимости. Развитие процессов миграции, появление вынужденных
переселенцев, детей-мигрантов, мигрантов, обострили проблемы их адаптации в
чужой для них среде.
Актуальность выбранной темы исследования на данном
этапе объясняется тем, что боевые действия на юго-востоке Украины
спровоцировали масштабное бегство жителей Донецкой и Луганской областей. Около
миллиона из них осели в России.
Степень научной разработанности. С конца 90-х годов
в отечественной педагогике происходит развитие новой области педагогической
науки — миграционной педагогики. Впервые она была сформулирована в
отечественной научной школе Е.В. Бондаревской. Научным коллективом под
руководством Е.В. Бондаревской исследовались вопросы совершенствования
подготовки учителя к педагогической поддержке детей-мигрантов в новом
образовательном пространстве: определены условия формирования этнокультурной
компетентности педагога; образовательные технологии профессиональной подготовки
учителя к работе с детьми-мигрантами.
Лабораторией социологии образования и науки НИУ ВШЭ
получены данные об этническом составе учащихся и распределении по школам, об
учебных успехах, мотивации и образовательных планах детей разных этнических
групп в Петербурге и Московской области, позволяющие выявить наиболее
актуальные проблемы детей из семей мигрантов.
В рамках социально-психологических исследований
разработана: комплексная программа диагностики уровня учебной и
социально-психологической адаптации детей-мигрантов; психологические программы
межкультурного общения в образовательном учреждении, тренинги толерантности для
подростков по преодолению и профилактике «мигрантофобии», программа оценки
адаптации детей и подростков из семей мигрантов; программа
социально-психологической поддержки и помощи детям и подросткам-мигрантам по
преодолению отчуждения в новой социокультурной среде.
Технология психолого-педагогического сопровождения
детей-мигрантов», основанная на теории «культурного шока», разработана
совместно РГПУ им. А. И. Герцена и немецкой неправительственной организацией «Велленбрехер.
Значительный организационно-методический опыт в
сфере этнокультурного образования, языковой и социально-культурной интеграции
учащихся из семей мигрантов накоплен в Москве и Санкт-Петербурге. Особое
внимание уделяется вопросам обучения детей-мигрантов русскому языку и
воспитания в духе межнационального согласия и культуры мира.
Однако имеющиеся исследования раскрывают
преимущественно социологические, этнокультурные, психолого-педагогические,
языковые и, гораздо в меньшей степени, — социально-педагогические аспекты
организации процессов поддержки и помощи детям-мигрантам в новых
социокультурных условиях их жизнедеятельности. В то время как предупреждение
трудностей и проблем социальной адаптации, которые могут появиться или уже
появились в их развитии, выстраивание гармоничной системы отношений ребенка с
окружающим социумом и самим собой, требует от педагогов в школе применения
различных социально-педагогических технологий, в том числе, технологии
социально-психологического сопровождения.
Предмет исследования особенности
социально-психологической адаптации детей из семей мигрантов.
Цель исследования – раскрыть особенности социальной
работы с детьми из семей мигрантов для их успешной социально-психологической
адаптации.
Достижение цели потребовало решения следующих
основных задач:
— провести анализ состояния проблемы семей мигрантов;
— рассмотреть семью мигранта как объект и субъект
социально-педагогической работы школы;
— изучить педагогический подход к содержанию и
технологиям социальной работы школы с семьями мигрантов;
— провести диагностику затруднений в работе с
семьями мигрантов;
— определить содержание работы с семьями мигрантов;
— обосновать технологию работы образовательного
учреждения с семьями мигрантов и их детьми.
Цель и задачи исследования определили структуру работы,
которая представлена введением, двумя главами, заключением и списком
использованных источников.
Заключение:
Приток мигрантов в Россию в постсоветский период
является динамично развивающимся явлением, оказывающим влияние на экономическую,
социальную сферы и демографическое развитие страны. Для эффективной адаптации и
интеграции мигрантов необходимы целенаправленные действия по управлению
миграцией. Именно доступность таких составляющих социальной сферы как рынок
труда, жилья, образования и медицины способствуют благоприятной интеграции
мигрантов. Немаловажную роль играет языковая и культурная адаптация мигрантов.
Отсутствие четкого понятия о том, какой должна быть
миграционная политика является важным фактором, определяющим проблемы адаптации
и интеграции мигрантов. На сегодняшний день в России управление процессами
адаптации и интеграции все еще остается новым направлением, требующим развития
в долгосрочной перспективе. Данная политика должна быть усовершенствована с
учетом различных групп мигрантов и с четко определенными процедурами языковой,
культурной, социальной адаптации и интеграции.
Некоторые проблемы, например, дискриминация в сфере
социальных прав, доступа к труду трудно решить в настоящее время, так как
социальное обеспечение и защита прав иностранных граждан не всегда принимается
российским обществом.
Также ошибочно считать, что только иностранные
граждане, пребывающие на территории Российской Федерации, должны знать традиции
и культуру нашей страны. Принимающее общество также должно обладать базовыми
знаниями традиций, обычаев, моделей поведения мигрантов, быть гостеприимным к
переселенцам.
Подводя итоги проделанной работы, можно сделать
выводы о том, что в процессе социокультурной адаптации детей из семей мигрантов
главное значение имеет не только овладение знанием языка, ценностные
ориентации, традиции и религиозные представления, но и такие немаловажные
факторы как позитивное социальное самочувствие, успешное сотрудничество с
местным населением, оптимизм и видение дальнейшей перспективы, нахождения в
данном месте пребывания.
Выполнение данных условий, обеспечивает
адаптированность детей-мигрантов на индивидуальном и групповом социальных
уровнях.
Данная проблема требует дальнейшего рассмотрения и
изучения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО — ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ ШКОЛЫ С СЕМЬЯМИ МИГРАНТОВ
1.1. Анализ состояния проблемы семей
мигрантов Актуальность проблемы интеграции и адаптации
мигрантов обусловлена тем, что с каждым годом растет количество людей,
проживающих вне страны своего происхождения. Тема исследования имеет
практическое значение для экономической, социальной и демографической жизни
населения.
Массовая иммиграция является фактором, который оказывает
заметное влияние на принимающее государство. Данный вопрос является особенно актуальным
на сегодняшний день для России, так как по объему миграционного потока Российская
Федерация занимает второе место после СШA [1]. По данным Федеральной миграционной
службы около 16 миллионов человек ежегодно въезжает в Россию, 80 процентов от
их численности составляют граждане СНГ [2]. Опубликованные в 2014 году результаты
мониторинга Федеральной службы государственной статистики показывают, что наибольшее
число мигрантов прибыло в Россию из таких стран как Украина, Узбекистан и Таджикистан
[15].
В советское время миграция не оказывала никаких
существенных влияний на Россию, так как, во-первых, она не была настолько масштабной,
и, во-вторых, в страну приезжали в основном представители славянской группы –
Белорусы и Украинцы, не имевшие проблем в адаптации из-за единства культуры,
религии и частично языка; это были отношения республик в составе одного государства.
На сегодняшний день подавляющее большинство мигрантов составляют выходцы из государства
Центральной Азии, испытывающие сложности в интеграции и адаптации в российское
общество.
Демографические прогнозы для России не
оптимистичны: в ближайшее время проблема депопуляции и дефицита трудовых
ресурсов в России будет только хуже [4]. С одной стороны, мигранты составляют
конкуренцию гражданам Российской Федерации, с другой – труд в России становится
дефицитным и важнейшим источником компенсации трудовых ресурсов на ближайшее
время является миграция [4]. Приток мигрантов будет только расти, но это не станет
глобальной проблемой для страны, если адаптация и интеграция мигрантов будет
осуществляться успешно.
Если недостаток в рабочей силе может быть пополнен
притоком временных трудовых мигрантов, то депопуляция может быть покрыта
исключительно за счет притока иммигрантов, переезжающих в Россию навсегда. Следовательно,
необходимо создать специальные условия для интеграции и адаптации мигрантов.
Ответственность за успешную интеграцию и адаптацию мигрантов лежит не только на
самих иностранных гражданах, но