Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Социально обеспечение и социальная защита. Сущность и соотношение
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.. 6
1.1
Понятие и функции социального обеспечения. 6
1.2
Виды социального обеспечения. 13
ГЛАВА
2 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ.. 20
2.1
Понятие и функции социальной защиты.. 20
2.2
Виды социальной защиты.. 28
ГЛАВА
3 СООТНОШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ.. 34
3.1
Теоретические основы соотношения понятий социального обеспечения и социальной
защиты.. 34
3.2.
Особенности реализации защиты социальных прав граждан. 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 61
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 64
Введение:
Актуальность темы. Обеспечение социальных прав граждан
выступает важнейшим условием деятельности государства как истинно социального. Право
на социальное обеспечение признается одной из общечеловеческих ценностей в
цивилизованном обществе и одним из важнейших гарантированных обществу прав.
Развитие в нашей стране социально ориентированной рыночной
экономики, предполагает не только создание эффективного рыночного механизма
хозяйственной деятельности, но и достижение должного уровня общественного
развития через обеспечение прав, гарантий и свобод всем индивидам и социальным
группам, а также гарантий высокого уровня и качества жизни населения,
благосостояния, обеспечения занятости и поддержки нетрудоспособного населения.
Именно социальная поддержка населения выражается в итоге в обеспечении
общественной, и, соответственно, экономической безопасности страны.
Следовательно, одним из основных факторов обеспечения
экономической безопасности страны является социальная политика, реализуемая преимущественно
в форме социальной защиты и социальной поддержки населения. Научная разработка
проблем социального обеспечения в современном обществе имеет важное научное и
практическое значение. Содержание и механизм реализации института социального
обеспечения всегда привлекали внимание исследователей. Однако многие аспекты
формирования системы социального обеспечения, использование средств, правовые
основы самой системы пока не получили достаточного освещения.
Ухудшение экономической ситуации, постоянно растущее
социальное неравенство, падение доходов населения являются последствиями
очередного витка экономического кризиса в нашей стране. В качестве
единственного способа для преодоления этих катастрофических тенденций является
проведение реформ в сфере социального обеспечения. Проводимые изменения должны
коренным образом перестроить систему социальных выплат с учетом современных
тенденций в способах их осуществления.
Проблемы правовой политики в сфере социального обеспечения
России и ее реформирования приобретают особую актуальность в период
экономической нестабильности. Негативные тенденции в экономике наиболее остро
ощущают наименее защищенные категории населения.
Большинство западноевропейских стран с их социальной
политикой преимущественно относятся к «консервативному» типу (Германия,
Франция, Италия, Бельгия и др.). В системах социальной защиты этих стран
доминируют бисмарковские принципы социального страхования, основанные на идее
личного вклада каждого. Консервативный тип системы социальной защиты главным
образом направлен не на ликвидацию бедности, но на сохранение достигнутого
уровня жизни работника.
Третий тип систем социальной защиты — «социально-демократический»
тип (Швеция, Дания, Норвегия). В социально-демократических системах социального
обеспечения преобладает уравнительная тенденция, проявляющая в существовании
стандарта денежных компенсаций или услуг, предоставляемых независимо от других
доходов и трудового статуса получателей.
На современном этапе системы социальной защиты всех развитых
и большинства развивающихся стран представляют собой решения, построенные на
комбинации принципов «либерального», «консервативного» и «социально-демократического»
типов, различия социальных систем состоят лишь в размерах и силе влияния
каждого из этих принципов в рамках системы социальной защиты конкретной страны.
Все сказанное выше обуславливает актуальность проведения
данного исследования.
Объект
работы – общественные отношения, складывающиеся в сфере
Заключение:
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 1.1 Понятие и
функции социального обеспечения Человек, его права и свободы являются высшей ценностью;
признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина составляют
обязанность государства. Это общее положение, установленное ст. 2 Конституции
РФ, обусловливает «конституционные цели социальной политики Российской
Федерации» и находит свое выражение в ряде конституционных положений-принципов,
базовыми для которых являются положения ст. 7 и 8 Конституции РФ.
Право на социальное обеспечение, несомненно, занимает
центральное место в системе прав человека и заслуживает особого изучения. При
этом в российском законодательстве до сих пор нет официального определения
понятия «социальное обеспечение». Каждый из авторов, изучавших социальное
обеспечение, сформулировал свое собственное определение.
Так, один из основателей права социального обеспечения,
профессор В.С. Андреев считал следующее. «Социальное обеспечение представляет
собой комплекс социально-экономических мероприятий, связанных с обеспечением
граждан в пожилом возрасте и в состоянии инвалидности, с уходом за матерями и
детьми, с медицинским обслуживанием и лечением в качестве основных средств
восстановления, профилактики и восстановления трудоспособности»[1].
Русский правовед В.Н. Дурденевский охарактеризовал «социальное
обеспечение» как деятельность органов государственного аппарата, направленную
на устранение социальных опасностей, угрожающих жизни и существованию различных
слоев населения, путем предоставления им денежной или социальной помощи[2].
К.Н. Гусов высказал такое мнение. «Социальное обеспечение
следует рассматривать как форму выражения государственной социальной политики,
направленную на оказание материальной поддержки определенным категориям граждан
из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов
в случае возникновения событий, которые считаются социально значимыми
государством на данном этапе их развития, с тем чтобы уравнять социальное положение
этих граждан по сравнению с остальными членами этого общества»[3].
Захаров М.Л. и Тучкова Э.Г. определяют социальное
обеспечение следующим образом. «Это способ распределения части валового
внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ для
выравнивания их личных доходов в случаях социальных рисков за счет конкретных финансовых
источников в количестве и в условиях, строго нормированных обществом,
государством, для поддержания их полного социального статуса»[4].
К.Б. Бароцкая предлагает рассматривать социальное
обеспечение как форму распределения материальных средств, гарантирующую
гражданам в случае неблагоприятных социальных ситуаций государственную
поддержку в виде пенсий, пособий и социальных услуг[5].
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16.12.1997 № 20-П
указывает, что социальное обеспечение может охватывать различные виды помощи и
поддержки граждан, но в смысле конституционных норм его основным содержанием
является материальное обеспечение нуждающихся людей средствами к существованию[6].
Однако при таком разнообразии интерпретаций ни одна из них
не является универсальной и не охватывает все области социального обеспечения
как важную правовую категорию. Поэтому на законодательном уровне становится
необходимым ввести понятие «социальное обеспечение», которое точно объясняет
его сущность, характеристики и функции.
С нашей точки зрения, социальное обеспечение может быть
определено как предоставление государством члену общества материальных благ и
социальных услуг в случае возникновения трудной жизненной ситуации или нетрудоспособности.
В то же время конкретные случаи возникновения права на социальное обеспечение
должны быть указаны в соответствующих правилах и законах[7].
Раскрывая характер правовых отношений социального обеспечения,
следует отметить, что они тесно связаны со многими другими отношениями, которые
являются предметом правового регулирования различных отраслей права, имеют
сходные с ними характеристики. Некоторые из них предполагают существование
отношений социального обеспечения в прошлом, настоящем или будущем. В своей
структуре они имеют общих участников с правоотношениями социального
обеспечения, являются необходимым условием существования и реализации при
определенных условиях правоотношений социального обеспечения.
Защита прав граждан в различных сферах общественной жизни в
настоящее время посвящена многим работам. В целом теория права указывает на то,
что право на защиту можно определить следующим образом: защита прав — это
принудительная деятельность государства, направленная на восстановление
нарушенного права, обеспечение исполнения юридического обязательства[8].
Это определение является довольно универсальным, но не
учитывает тот факт, что в процессе реализации субъективных прав могут возникать
препятствия для их осуществления, устранение которых также включено в понятие «защита
права». Кроме того, субъективное право может быть защищено не только с помощью
государственного принуждения.
Обратим внимание на определение защиты прав в науке трудового
права. «Защита права — это деятельность по реализации мер, направленных на
восстановление нарушенного права и устранение препятствий для осуществления
субъективных прав»[9].
Это определение является довольно четким, но не полным, поскольку оно не
учитывает, что до нарушения какого-либо права уполномоченное лицо может принять
ряд правовых мер, направленных на пресечение и предотвращение нарушения
(например, подать заявление в государственный орган, направить жалобу в прокуратуру).
В этой связи мы считаем возможным согласиться с мнением А.А.
Сапфировой, предложившей следующее определение защиты трудовых и социальных
прав. Под защитой понимается законная деятельность, содержание которой заключается
в реализации предусмотренных законом юридических средств и средств, гарантирующих
пресечение нарушений трудовых прав и законных интересов, их восстановление или
устранение препятствий на пути реализации субъективных прав[10].
Термин «социальная
политика» тесно связан с вышеупомянутыми [1]
Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР. Учебник. М., 1974. С. 10. [2] Дурденевский
В. Лекции по праву социальной культуры. – М. – Л., 1929. С. 10. [3] Гусов
К.Н. Право социального обеспечения: учебник / под ред. К.Н Гусова. –. М.: ПБОЮЛ
Грачев С.М., 2001. С.11. [4] Захаров
М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. Учебник / 2-е изд., испр.
и перераб. М.: Издательство БЕК, 2002. С. 27. [5]
Бароцкая К.Б. Конституционное право на социальное обеспечение в системе прав
человека и гражданина. Автореферат дисс. Челябинск, 2006. [6]
Постановление Конституционного Суда РФ от 16.12.1997 № 20-П // Вестник
Конституционного Суда РФ. 1998. № 1. [7]
Трегубова Е.В., Коридзе М.Т. Понятие «социальная защита граждан» в российском
праве // Ямальский вестник. 2015. № 4 (5). С. 83-87. [8]
Алексеев С.С. Проблемы теории права. Т. 1. Свердловск, 1972. С. 378-381. [9] Барышникова
Т.Ю. Формы и способы защиты трудовых прав и охраняемых интересов в российском
трудовом праве: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Пермь, 2005. С. 5. [10]
Сапфирова А.А. Защита трудовых прав и законных интересов работников органами государственного
надзора и контроля: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2009. С. 19.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 1.1 Понятие и
функции социального обеспечения Человек, его права и свободы являются высшей ценностью;
признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина составляют
обязанность государства. Это общее положение, установленное ст. 2 Конституции
РФ, обусловливает «конституционные цели социальной политики Российской
Федерации» и находит свое выражение в ряде конституционных положений-принципов,
базовыми для которых являются положения ст. 7 и 8 Конституции РФ.
Право на социальное обеспечение, несомненно, занимает
центральное место в системе прав человека и заслуживает особого изучения. При
этом в российском законодательстве до сих пор нет официального определения
понятия «социальное обеспечение». Каждый из авторов, изучавших социальное
обеспечение, сформулировал свое собственное определение.
Так, один из основателей права социального обеспечения,
профессор В.С. Андреев считал следующее. «Социальное обеспечение представляет
собой комплекс социально-экономических мероприятий, связанных с обеспечением
граждан в пожилом возрасте и в состоянии инвалидности, с уходом за матерями и
детьми, с медицинским обслуживанием и лечением в качестве основных средств
восстановления, профилактики и восстановления трудоспособности»[1].
Русский правовед В.Н. Дурденевский охарактеризовал «социальное
обеспечение» как деятельность органов государственного аппарата, направленную
на устранение социальных опасностей, угрожающих жизни и существованию различных
слоев населения, путем предоставления им денежной или социальной помощи[2].
К.Н. Гусов высказал такое мнение. «Социальное обеспечение
следует рассматривать как форму выражения государственной социальной политики,
направленную на оказание материальной поддержки определенным категориям граждан
из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов
в случае возникновения событий, которые считаются социально значимыми
государством на данном этапе их развития, с тем чтобы уравнять социальное положение
этих граждан по сравнению с остальными членами этого общества»[3].
Захаров М.Л. и Тучкова Э.Г. определяют социальное
обеспечение следующим образом. «Это способ распределения части валового
внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ для
выравнивания их личных доходов в случаях социальных рисков за счет конкретных финансовых
источников в количестве и в условиях, строго нормированных обществом,
государством, для поддержания их полного социального статуса»[4].
К.Б. Бароцкая предлагает рассматривать социальное
обеспечение как форму распределения материальных средств, гарантирующую
гражданам в случае неблагоприятных социальных ситуаций государственную
поддержку в виде пенсий, пособий и социальных услуг[5].
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16.12.1997 № 20-П
указывает, что социальное обеспечение может охватывать различные виды помощи и
поддержки граждан, но в смысле конституционных норм его основным содержанием
является материальное обеспечение нуждающихся людей средствами к существованию[6].
Однако при таком разнообразии интерпретаций ни одна из них
не является универсальной и не охватывает все области социального обеспечения
как важную правовую категорию. Поэтому на законодательном уровне становится
необходимым ввести понятие «социальное обеспечение», которое точно объясняет
его сущность, характеристики и функции.
С нашей точки зрения, социальное обеспечение может быть
определено как предоставление государством члену общества материальных благ и
социальных услуг в случае возникновения трудной жизненной ситуации или нетрудоспособности.
В то же время конкретные случаи возникновения права на социальное обеспечение
должны быть указаны в соответствующих правилах и законах[7].
Раскрывая характер правовых отношений социального обеспечения,
следует отметить, что они тесно связаны со многими другими отношениями, которые
являются предметом правового регулирования различных отраслей права, имеют
сходные с ними характеристики. Некоторые из них предполагают существование
отношений социального обеспечения в прошлом, настоящем или будущем. В своей
структуре они имеют общих участников с правоотношениями социального
обеспечения, являются необходимым условием существования и реализации при
определенных условиях правоотношений социального обеспечения.
Защита прав граждан в различных сферах общественной жизни в
настоящее время посвящена многим работам. В целом теория права указывает на то,
что право на защиту можно определить следующим образом: защита прав — это
принудительная деятельность государства, направленная на восстановление
нарушенного права, обеспечение исполнения юридического обязательства[8].
Это определение является довольно универсальным, но не
учитывает тот факт, что в процессе реализации субъективных прав могут возникать
препятствия для их осуществления, устранение которых также включено в понятие «защита
права». Кроме того, субъективное право может быть защищено не только с помощью
государственного принуждения.
Обратим внимание на определение защиты прав в науке трудового
права. «Защита права — это деятельность по реализации мер, направленных на
восстановление нарушенного права и устранение препятствий для осуществления
субъективных прав»[9].
Это определение является довольно четким, но не полным, поскольку оно не
учитывает, что до нарушения какого-либо права уполномоченное лицо может принять
ряд правовых мер, направленных на пресечение и предотвращение нарушения
(например, подать заявление в государственный орган, направить жалобу в прокуратуру).
В этой связи мы считаем возможным согласиться с мнением А.А.
Сапфировой, предложившей следующее определение защиты трудовых и социальных
прав. Под защитой понимается законная деятельность, содержание которой заключается
в реализации предусмотренных законом юридических средств и средств, гарантирующих
пресечение нарушений трудовых прав и законных интересов, их восстановление или
устранение препятствий на пути реализации субъективных прав[10].
Термин «социальная
политика» тесно связан с вышеупомянутыми [1]
Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР. Учебник. М., 1974. С. 10. [2] Дурденевский
В. Лекции по праву социальной культуры. – М. – Л., 1929. С. 10. [3] Гусов
К.Н. Право социального обеспечения: учебник / под ред. К.Н Гусова. –. М.: ПБОЮЛ
Грачев С.М., 2001. С.11. [4] Захаров
М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. Учебник / 2-е изд., испр.
и перераб. М.: Издательство БЕК, 2002. С. 27. [5]
Бароцкая К.Б. Конституционное право на социальное обеспечение в системе прав
человека и гражданина. Автореферат дисс. Челябинск, 2006. [6]
Постановление Конституционного Суда РФ от 16.12.1997 № 20-П // Вестник
Конституционного Суда РФ. 1998. № 1. [7]
Трегубова Е.В., Коридзе М.Т. Понятие «социальная защита граждан» в российском
праве // Ямальский вестник. 2015. № 4 (5). С. 83-87. [8]
Алексеев С.С. Проблемы теории права. Т. 1. Свердловск, 1972. С. 378-381. [9] Барышникова
Т.Ю. Формы и способы защиты трудовых прав и охраняемых интересов в российском
трудовом праве: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Пермь, 2005. С. 5. [10]
Сапфирова А.А. Защита трудовых прав и законных интересов работников органами государственного
надзора и контроля: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2009. С. 19.