Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Социальная значимость досугового общения пожилых людей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1 . Сущность и содержание понятия «досуг»,
досуговая деятельность. 5
1.1.Социально-псиихологическая характеристика людей
пожилого возраста. 5
1.2. Формы и методы работы клубных учреждений с людьми
пожилого возраста 9
Глава 2. Организация досуга людей пожилого
возраста в Лысковском Доме культуры 15
2.1. Характеристика деятельности Лысковского Дома культуры.. 15
2.2. Клуб «Оптимист» как одно из центральных клубных
формирований Лысковского Дома культуры.. 18
Заключение. 29
Список литературы.. 31
Введение:
Актуальность и цели. С
переходом на пенсию образ жизни человека меняется. Сужается круг общения и
потребностей, однако увеличивается объем свободного времени, который необходимо
заполнить полезной и содержательной деятельностью для продолжения полноценной
жизни. В связи с этим возникает необходимость содействия в решении проблемы
организации свободного времени пожилых людей. В
свою очередь, развитие активного образа жизни пожилых
людей предполагает деятельное участие в этом процессе их самих.
Организация досуга играет большую роль в восстановлении.
Досуг служит средством восстановления физических и духовных сил человека. Таким
образом, проблема организации досуга семьи является одной из актуальных проблем
деятельности досуговых учреждений.
Поскольку свободное время, являясь
одним из важных средств формирования личности человека,
непосредственно влияет и на его сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее
благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие
интенсивные физические и психические нагрузки. Кроме
того, свободное время является своеобразным индикатором культуры.
Степень разработанности проблемы. Теоретические
и исторические аспекты проблемы досуга, связанные с анализом его понятия,
структуры, содержания, форм и функций представлены в работах Г.А. Аванесовой,
М.А. Ариарского, Г.М. Бирженюка, А.Д. Жаркова, Г.Е. Зборовского, Т.Г.Киселевой,
Ю.Н.Кротовой, А.П. Маркова, В.Н.Орлова , и других российских
и зарубежных ученых.
Объект исследования – деятельность досуговых центров по
организации досуга пожилых людей.
Предмет исследования – досуг
пожилых людей и проблемы ее развития.
Цель
работы анализ основных направлений в организации свободного времени и досуга пожилых людей с учетом их потребностей.
Задачи исследования:
− Охарактеризовать людей пожилого возраста. − Рассмотреть основные направления работы учреждений
досуговой сферы по организации досуга.
− Охарактеризовать формы взаимодействия Лысковского Дома
культуры с населением.
− Охарактеризовать оценку эффективности взаимодействия
досугового учреждения в Лысковском Доме
культуры.
Реализация
исследовательских задач была достигнута на основе анализа результатов
проведенного социологического исследования среди пожилых
люде в Лысковском Доме культуры.
Особое
место в рамках данного исследования уделялось изучению проблем и потребностей пожилых людей.
В
качестве методологического основания использован деятельностный подход.
Основная идея исследования: Рассмотреть основные направления
работы учреждений досуговой сферы по организации досуга в Лысковском Доме культуры.
Базы исследования – опыт Лысковского Дома культуры.
Методы исследования
− теоретический анализ специальной литературы;
− анализ отчетности досуговых учреждений, изучение опыта
деятельности досуговых учреждений по организации досуга в Лысковском Доме
культуры.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Граждане пожилого
возраста могут быт подвержены страхам, беспокойствам, у них может наблюдаться
повышенная тревожность. Физические заболевания, характерные для данного
возраста, — это болезни сердца, склероз, опухоли. Физические заболевания, как и
психические расстройства, могут приводить к декомпенсации, старческим ночным
делириям, когда спокойные пожилые люди становятся агрессивными, беспокойными,
бредят. В результате эмоциональных нагрузок могут произойти нарушения в мозговом
кровообращении, приводящие к расстройству речи, параличу, эпилептическим
припадкам. Изменения в настроении приводят к подавленности, к депрессивным,
ипохондрическим состояниям; в таких случаях пожилые люди обвиняют себя в
несовершенных проступках. Психические расстройства граждан пожилого возраста
имеют комплекс причин, связанных с психосоматикой, органическими
расстройствами, биологическими и социальными факторами.
Особенность
клиента-пожилого человека заключается в том, что для него свойственны проблемы,
связанные с одиночеством, кризисом семейных отношений, злоупотреблением
алкоголем, депрессией, психической неуравновешенностью.
Физиологические и
психологические изменения происходят в пожилом возрасте на фоне смены
социального статуса личности, связанной с ограничением или прекращением
трудовой деятельности, трансформацией образа жизни и общения. Уход на пенсию
является тяжелым испытанием особенно для тех, чья трудовая деятельность высоко
ценилась, была творчески активной. Практика показывает, что разрыв с трудовой
деятельностью в ряде случаев негативно сказывается на жизненном тонусе,
состоянии здоровья и психике людей.
Целью работы с гражданами пожилого возраста является
достижение оптимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации
граждан пожилого возраста [23, с.39].
Объектом работы являются пожилые граждане, имеющие
выраженные медицинские и социальные проблемы, которые тесно взаимосвязаны и их
решение затруднительно в рамках односторонних профессиональных мероприятий.
Исследование проблем и
потребностей пожилых людей позволило выявить, что пожилые люди весьма
отличаются по критериям здоровья и трудоспособности, трудовой деятельности и ее
мотивов, семейного положения и социальных связей, обеспеченности жильем и
материального достатка, восприятия окружающего мира, адаптации к социальным
условиям.
Изучение проблем и
потребностей пожилых людей позволило сделать вывод о том, что определение
старости должно быть функциональным, связанным с основными изменениями в
социально-культурных ролях индивида. Результаты исследований подтвердили, что
один из способов избежать социальной изоляции повышение уровня включенности
пожилого человека в общественную жизнь. Важным направлением гармонизации
отношений пожилого человека и развития его социальных связей с обществом
выступает досуговая активность вне зависимости от места проживания.
Правильно организованный
досуг значительно улучшает психическое состояние пожилого человека: поднимает
настроение, успокаивает, пробуждает оптимизм, дает ощущение удовлетворенности
жизнью.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Сущность и содержание понятия «досуг», досуговая деятельность
1.1.Социально-псиихологическая характеристика людей пожилого
возраста
В соответствии с классификацией, принятой ВОЗ и
геронтологической ассоциацией к пожилым относятся люди в возрасте 60-74 лет, к
старикам 75-90 лет, к долгожителям старше 90 лет.
Физиологические аспекты старости связаны с ослаблением
ряда функций. Происходит ухудшение зрения, слуха, органов чувств. Пропадает
подвижность, деятельная активность. Могут наблюдаться процессы обеднения
эмоциональной жизни из-за сужения коммуникативных связей, что может привести к
деградации человека, сведению жизнедеятельности до физиологических
потребностей: еды, сна, физических надобностей [18, с.14].
Граждане пожилого возраста могут быт подвержены страхам,
беспокойствам, у них может наблюдаться повышенная тревожность. Физические
заболевания, характерные для данного возраста, — это болезни сердца, склероз,
опухоли. Физические заболевания, как и психические расстройства, могут
приводить к декомпенсации, старческим ночным делириям, когда спокойные пожилые
люди становятся агрессивными, беспокойными, бредят. В результате эмоциональных
нагрузок могут произойти нарушения в мозговом кровообращении, приводящие к
расстройству речи, параличу, эпилептическим припадкам. Изменения в настроении
приводят к подавленности, к депрессивным, ипохондрическим состояниям; в таких
случаях пожилые люди обвиняют себя в несовершенных проступках. Психические
расстройства граждан пожилого возраста имеют комплекс причин, связанных с
психосоматикой, органическими расстройствами, биологическими и социальными
факторами.
Особенность клиента-пожилого человека заключается в том,
что для него свойственны проблемы, связанные с одиночеством, кризисом семейных
отношений, злоупотреблением алкоголем, депрессией, психической
неуравновешенностью.
Физиологические и психологические изменения происходят в
пожилом возрасте на фоне смены социального статуса личности, связанной с
ограничением или прекращением трудовой деятельности, трансформацией образа
жизни и общения. Уход на пенсию является тяжелым испытанием особенно для тех,
чья трудовая деятельность высоко ценилась, была творчески активной. Практика
показывает, что разрыв с трудовой деятельностью в ряде случаев негативно
сказывается на жизненном тонусе, состоянии здоровья и психике людей.
Выделяют ряд этапов психологического старения, которые не
зависят от паспортного возраста[19, с.53]. На первом этапе сохраняется связь с
тем видом деятельности, который был ведущим для человека до выхода на пенсию.
Как правило, этот вид деятельности был непосредственно связан с его профессией.
Эта связь может быть непосредственной, как эпизодическое участие в выполнении
прежней работы, так и опосредования – через чтение специальной литературы и
т.п. Если же эта связь обрывается сразу же после ухода на пенсию, то человек,
минуя первый этап, попадает во второй.
На втором этапе наблюдается сужение круга интересов, за
счет выпадения профессиональных привязанностей. В общении с окружающими уже
преобладают разговоры на бытовые темы, обсуждение телевизионных новостей,
семейных событий, успехов или неудач пожилых и внуков. В группах таких людей
уже трудно различить, кто был инженером, кто врачом, кто счетоводом, а кто
профессором.
На третьем этапе главным становится забота о личном
здоровье, это становится и наиболее любимой темой для разговора – о лекарствах,
о способах лечения, о травах… Наиболее значимым в жизни человеком становится
лечащий врач, его профессиональные и личностные качества. На четвертом этапе
смыслом жизни становится сохранение самой жизни, круг общения сужен до предела:
лечащий врач, социальный работник, те члены семьи, которые поддерживают личный
комфорт, соседи – ровесники. И, наконец, на пятом этапе актуализируются
потребности витального порядка (еда, покой, сон…). Эмоциональность и общение
практически отсутствуют.
Для педагога чрезвычайно важное значение имеет целый ряд
факторов социального и психологического характера, связанных с образом и
уровнем жизни пожилых людей, положением в семье, возможностью и желанием
трудиться, состоянием здоровья, социально-бытовыми условиями и т.д.
Среди социальных условий жизни пожилых людей на одном из
первых мест находится традиционно здоровье. В качестве показателей состояния
здоровья используется снижение качества жизнедеятельности, которое испытывают
пожилые люди. Оно часто порождается уровнем заболеваемости у пожилых людей в 2
раза, а в старческом возрасте – в 6 раз выше, чем у пожилых. Это хронические
заболевания (суставные, сердечно-сосудистые и т.д.), понижение слуха, зрения,
ортопедические проблемы. В среднем на одного пожилого больного России
приходится от 2 до 4 заболеваний, а стоимость лечения пожилых в 1,5-1,7 раза
больше, чем молодого контингента [19, с.54].
Материальное положение. Пожилые люди встревожены своим
материальным положением, уровнем инфляции, высокой стоимостью лекарственных
средств. Рост цен на продукты питания и непродовольственные товары привел к
ухудшению рациона питания пожилых людей, именно в этой группе имеются живущие
«впроголодь». Семья пенсионеров испытывает затруднения в приобретении одежды и
обуви, уменьшаются расходы на социально-культурные нужды. Все это оказывает
негативное влияние на здоровье пожилых людей, рождает неуверенность в
завтрашнем дне.