Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Социальная защита военнослужащих и членов их семей по законодательству Российской Федерации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ.. 7
1.1 Общая характеристика законов Российской
Федерации по социальной защите военнослужащих. 7
1.2 Подзаконные нормативные правовые акты,
регулирующие правоотношения по социальной защите военнослужащих. 16
1.3 Нормативная правовая база по социальной защите
членов семей военнослужащих 21
ГЛАВА 2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБЩЕЙ
СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 29
2.1 Основные направления и содержание системы социальной
защиты военнослужащих и членов их семей. 29
2.2 Характеристика системы материального
обеспечения военнослужащих. 36
2.3 Жилищное обеспечение военнослужащих и членов
их семей. 47
2.4 Актуальные проблемы социальной защиты
военнослужащих и членов их семей 56
2.5 Возможность использования зарубежного опыта
пенсионного обеспечения военнослужащих в Российской Федерации. 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 70
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 75
Введение:
Актуальность
темы выпускной квалификационной работы. Современный этап социально-экономического развития
России предполагает формирование качественно новой системы социальной защиты
военнослужащих. Значение социальной защиты военнослужащих неуклонно возрастает:
усиливается связь между уровнем социально-экономической эффективности
социальной защиты и обеспечением расширенного развития базовых характеристик
человеческого потенциала военнослужащих, проводится социальная реформа военных
организаций, направленная на повышение престижа военной службы.
Военная
служба – особый вид государственной службы граждан в Вооруженных Силах
Российской Федерации, других войсках (пограничных, внутренних, правительственной
связи, железнодорожных, гражданской обороны), органах внешней разведки и
федеральных органах государственной безопасности.
В
условиях перемен в российском обществе, в том числе и в жизнедеятельности
войсковой среды, категорией граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и
уязвимом положении, становится обширная социальная группа военнослужащих и
членов их семей. Особые трудности социального характера испытывают уволенные в
запас военнослужащие и члены их семей. Большинство из них знакомо с трудностями
социальной дезадаптации и с необходимостью заново начинать
социально-профессиональный путь. Несмотря на множество положений о социальной
защите военнослужащих, практика показывает, что не все из них реализуемы в
рыночных условиях или выполняются в достаточном объеме. Все это обуславливает
необходимость развивать для различных категорий военнослужащих и их семей
разветвленную и многоплановую систему социальной работы, разрабатывать новые
подходы к совершенствованию социального сопровождения военнослужащих, в том
числе уволенных в запас военнослужащих и членов их семей.
Мы
разделаем точку зрения известного исследователя А.В. Кудаева, утверждающего, что
в настоящее время отсутствует единая концепция социальной защиты военнослужащих
в условиях современного этапа социально-экономического развития России. Ученый
обращает внимание на то, что не существует упорядоченного категориального
аппарата, отражающего процессы социальной защиты военнослужащих и
членов их семей по законодательству Российской Федерации[1].
Объектом
исследования выпускной квалификационной работы являются общественные отношения,
возникающие в рамках социальной защиты военнослужащих и членов их семей по
законодательству Российской Федерации.
Предметом
исследования выпускной квалификационной работы является теоретические
положения и правовые нормы, которые определяют социальную защиту военнослужащих
и членов их семей.
Целью
выпускной квалификационной работы является анализ особенностей, современных
проблем и перспектив социальной защиты военнослужащих и членов их семей по
законодательству Российской Федерации.
Задачи
выпускной квалификационной работы:
—
раскрыть общую характеристику законов Российской Федерации по социальной защите
военнослужащих;
—
изучить подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения по
социальной защите военнослужащих;
—
рассмотреть нормативную правовую базу по социальной защите членов семей
военнослужащих;
—
проанализировать основные направления и содержание системы социальной защиты
военнослужащих и членов их семей;
—
обобщить характеристику системы материального обеспечения военнослужащих;
—
охарактеризовать жилищное обеспечение военнослужащих и членов и членов их семей;
—
выявить актуальные проблемы социальной защиты военнослужащих и членов их семей;
—
провести анализ возможность использования зарубежного опыта пенсионного
обеспечения военнослужащих в Российской Федерации.
При
исследовании развития социальной защиты военнослужащих и членов их семей по
законодательству Российской Федерации использовалась совокупность общенаучных
(анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение) и частнонаучных
(формально-юридический, системный, функциональный, сравнительный) методов
познания.
Нормативную
базу выпускной квалификационной работы составили Конституция РФ[2],
законы РФ[3].
Автором изучены учебная
литература, монографии, материалы конференций, диссертации, научные статьи
российских и зарубежных исследователей, которые в своих научных трудах касались
вышеобозначенной проблематики.
Теоретическая и практическая
значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что изложенные
в ней выводы и предложения могут быть учтены и использованы: в правотворчестве,
в научно-исследовательских работах при дальнейшем изучении развития социальной защиты военнослужащих
и членов их семей по законодательству Российской Федерации.
Структурно выпускная
квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих восемь
параграфов, заключения и списка источников и литературы, и также приложения
В заключении обобщены
результаты выпускной квалификационной работы, сформулированы выводы и
рекомендации практического характера. [1]
Кудаев А.В.
Социальная защита военнослужащих в условиях социально-экономического развития
России: дисс. канд. соц. наук. – Саратов, 2017. – С.3. [2] Конституция
Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) //
Российская газета. – 2020. — от 4 июля. [3]
Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "О статусе
военнослужащих" // Собрание законодательства РФ. – 1998. — N 22. — ст.
2331; Федеральный закон "О денежном довольствии военнослужащих и
предоставлении им отдельных выплат" от 07.11.2011 N 306-ФЗ (31.07.2020) //
Собрание законодательства РФ. – 2011. — N 45. — ст. 6336; Федеральный закон от
28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 22.12.2020) "О воинской обязанности и военной
службе" // Собрание законодательства РФ. – 1998. — N 13. — ст. 1475; Федеральный закон "О накопительно-ипотечной
системе жилищного обеспечения военнослужащих" от 20.08.2004 N 117-ФЗ (в
ред. 02.07.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2004. — N 34. — ст. 3532.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач
позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в
рамках представленной темы.
1. В Российской Федерации принят ряд законодательных и иных нормативных
актов, составляющих правовые основы социальной защиты военнослужащих.
Одновременно законодательством определены достаточно эффективные механизмы социальной
защиты и восстановления нарушенных прав военнослужащих. Однако, как
представляется, сфера соблюдения прав и свобод требует деятельности не только
специализированных органов, но и всего гражданского общества. В этом и видятся
дальнейшие перспективы развития в нашей стране военно-гражданских отношений в
сфере социальной защиты военнослужащих.
2. Созданная правовая база подзаконных нормативных правовых актов открывает
перед человеком в военной форме неизмеримо более широкие возможности в
реализации и защите своих прав, нежели они были в недалеком прошлом. Впервые в
законотворческой практике нашего государства в законодательном порядке
определен статус
военнослужащих, под которым понимается совокупность его прав,
свобод, обязанностей и ответственности, определенных законодательством и
гарантированных государством. Обусловленные особенностями военной службы
ограничения некоторых общегражданских прав и свобод компенсируется
военнослужащим льготами.
3. Военнослужащие проходят военную службу в воинских частях, на
кораблях, в учреждениях, организациях, в воинских образовательных учреждениях
профессионального образования. К ним относятся офицеры, прапорщики и мичманы,
курсанты военных образовательных учреждений, сержанты, старшины, солдаты и
матросы, поступившие на военную службу по контракту; сержанты, старшины,
солдаты и матросы, проходившие военную службу по призыву, а также курсанты
военных образовательных учреждений профессионального обучения до заключения
контракта.
Ограничения,
обусловленные особенностями военной службы, некоторых общегражданских прав и
свобод, установленные законодательством, компенсируются военнослужащим льготами
такими как пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности и пенсии по случаю
потери кормильца, страхованием жизни и здоровья и многие другие.
Законодательством четко определены условия назначения этих льгот, какие
категории граждан имеют на них право, в каких размерах и какие к ним могут быть
осуществлены надбавки.
4.
Эффективное
функционирование и совершенствование системы социальной защиты военнослужащих
обусловливается текущим состоянием в области предоставления социальных прав и
гарантий различным категориям военнослужащих, последовательным решением
социальных проблем и удовлетворением социальных потребностей.
5. Из приведенных данных видно, что система социальной защиты требует
совершенства, особенно для семей с детьми, младших офицеров, рядового и
сержантского состава, проходящих службу по контракту.
Главной причиной на
сегодняшний день в разочаровании военной службе, является низкий уровень
доходов младшего офицерского и рядового состава. Поэтому оплата воинского труда
на сегодняшний день, является определяющим фактором для граждан РФ при
поступлении на воинскую службу по контракту.
Эффективность
деятельности «силовых» ведомств государства, в первую очередь вооруженных сил,
трудно представить не только без чёткого нормативного регулирования порядка и
условий положенных по закону военнослужащему выплат, но и понимания содержания
правовых предписаний воинскими должностными лицами, их строгого соблюдения.
Тогда случаев обращения военнослужащих за защитой своих прав по вопросам
денежного довольствия в прокуратуру или суд, которые при наличии процедурных
или нормативных нарушений, допущенных командованием, встают на сторону уволенного,
будет меньше.
6. Социальная гарантия в виде предоставления жилого помещения
военнослужащему с целью реализации его права на жилище, устанавливается в
соответствии с действующим военным законодательством, что, в свою очередь,
относит данную категорию лиц, к той, которая имеет право на бесплатное
получение жилой площади, либо в зависимости от выбранной им формы обеспечения и
получения такой гарантии от государства, приобретение жилого помещения по
доступной цене.
Приведенные примеры
судебных решений по жилищным спорам с участием военнослужащих показывают, что
острота трактовки правового регулирования этой сферы отношений не снижается. В
значительной мере это обусловлено противоречивостью и многообразием нормативной
правовой базы, что, в свою очередь, актуализирует необходимость ее
совершенствования.
7. Выявлены недостатки реализации социальной защиты военнослужащих.
Первостепенные недостатки социальной защиты: отсутствие опережающих индексаций
дохода военнослужащих, неэффективность организационно-управленческой системы
социальной защиты, узость и ограниченность направлений социальной реформы
системы социальной защиты, отсутствие механизма трудовой адаптации увольняемых
военнослужащих. Второстепенные недостатки социальной защиты: снижение
социально-экономической эффективности системы социальной защиты военных
пенсионеров, несоответствие провозглашаемых принципов социальной реформы и
реальных процессов её осуществления, отсутствие специалистов-профессионалов по
социальной работе с военнослужащими.
Проблемным
является доступ к профилактике здоровья других членов семьи военнослужащего.
При этом отмена многих льгот по получению медицинских услуг, санаторному и
курортному обеспечению членов семей, сокращение направлений и профилей
бесплатных медицинских услуг в рамках не военных медицинских организаций
является негативным фактором в системе социальной защиты военнослужащего.
Можно представить рекомендации,
направленные на совершенствование системы социальной защиты военнослужащих.
Первостепенные рекомендации: разработка и реализация социального федерального
проекта роста материального довольствия военнослужащих, расширение системы
социальных гарантий военнослужащим, членам их семей, военным пенсионерам,
обновление законодательной базы социальной защиты военнослужащих, повышение их
социального статуса, формирование единого комплекса профессиональной
переподготовки и трудоустройства лиц, увольняемых с военной службы, членов
семьи военнослужащего. Второстепенные рекомендации: уменьшение количество
инстанций и документов, необходимых для получения социальных льгот, почаще и
честнее знакомить и объяснять военнослужащим их социальные гарантии и права,
помогать в их полной реализации, модернизировать деятельности служб по
организации и проведению социальной работы в воинских частях и учреждениях,
уменьшить продолжительность рабочего времени и почаще предоставлять выходные
дни, чтобы военнослужащие побольше были с семьей, а также давать возможность
убывать со службы по семейным обстоятельствам, проведение специализированных занятий
по разъяснению вопросов социальной защиты военнослужащих, организация контроля
военно-социальными службами за деятельностью командиров и начальников по
обеспечению социальной защиты подчиненных, оптимизировать служебную
деятельность военнослужащих, повысить эффективность взаимодействия командиров и
штабов с работниками военно-социальных служб по соблюдению социальных гарантий
в сфере трудовой деятельности, повысить административную ответственность
офицерского состава по отношению к военнослужащим по контракту.
8.
При сравнении российского пенсионного
законодательства в отношении военнослужащих и зарубежного, необходимо отметить,
что для множества зарубежных государств считаются весьма актуальными проблемные
вопросы реформирования пенсионной системы государственных служащих. Как
правило, преобразования в данной области сводятся к постепенному увеличению
пенсионного возраста в совокупности с экономическим поощрением отсроченного
выхода на пенсию граждан; реформе механизмов, связанных с расчетом пенсий; повышению
размеров страховых взносов и увеличению периодов страхования; повышению периода
учета заработков при установлении величины пенсии; ограничению случаев и
практики по досрочному выходу на пенсию; уменьшению количества получателей
разного рода пенсионных льгот; стимулированию и поддержке образования частных
пенсионных фондов.
Проведенное
исследование показало, что достигнуты определенные результаты в сфере решения
материальных и жилищных проблем военнослужащих и
членов их семей. Решение выявленных проблем должно строиться на
основе реализации государственных программ и проектов, опирающихся на внесение
необходимых корректив в законодательство
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ
1.1 Общая характеристика законов Российской Федерации
по социальной защите военнослужащих Военнослужащие — это, в
первую очередь, граждане своей страны, и поэтому на них распространяются меры
общей системы социальной защиты. Социальная защита населения представляет собой
систему социально-экономических отношений по обеспечению и поддержанию в случае
воздействия социальных рисков установленных социальных стандартов жизни для
каждого человека, которые соответствуют представлениям и критериям оценки
социальной справедливости в данной стране[1].
Под системой
социальной защиты военнослужащих в настоящее время понимается совокупность
законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и
прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и
создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования
различных категорий военнослужащих.
Военнослужащие представляют собой
особую социально-профессиональную группу, основной целью деятельности которой
является защита Отечества от внешних угроз. В этой связи особое звучание
приобретают проблемы предоставления и обеспечения гарантий и льгот со стороны
государства в отношении военнослужащих, выполняющих общественно-значимые
функции и задачи.
Социальная защита военнослужащих
по своему социально-экономическому содержанию определяется как целевой
механизм, обеспечивающий условия восстановления и саморазвития человеческого
потенциала военной организации[2]. Его коллега Р.Н. Девлетов
считает, что эффективное функционирование системы социальной защиты этой
категории граждан должно способствовать повышению их качества и уровня жизни[3] [1] Серебрякова
Н.А.Система социальной защиты военнослужащих // Вестник СГТУ. 2008. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-sotsialnoy-zaschity-voennosluzhaschih
(дата обращения: 30.11.2021). [2] Кудаев А.В. Социальная защита военнослужащих в
условиях социально-экономического развития России: автореф. дис. … канд. соц.
наук: 22.00.03 / Кудаев А.В. — Саратов, 2017. – С8. [3] Девлетов Р.Н. Комплексный анализ социальной защиты
военнослужащего // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических
наук. — 2020. — № 2 (73). — С. 49-51