Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Гуманитарные науки Социология

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Социальная поддержка отдельных групп населения в рамках реализации государственной социальной политики

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 Теоретические аспекты реализации государственной социальной политики 6

1.1 Сущность социальной политики государства 6

1.2 Основные направления социальной политики государства 12

ГЛАВА 2 Социальная поддержка отдельных групп населения как одно из основных направлений социальной политики в России 19

2.1 Понятие и виды социальной поддержки 19

2.2 Характеристика основных групп населения, нуждающихся в социальной поддержке 25

ГЛАВА 3 Механизм реализации социальной поддержки отдельных групп населения в Калужской области 32

3.1 Меры социальной поддержки отдельных групп населения в регионе. Анализ основных проблем в области социальной поддержки отдельных групп населения 32

3.2 Рекомендации по совершенствованию мер социальной поддержки отдельных групп населения в Калужской области 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51

Приложение 1 58

Приложение 2 70

Приложение 3 76

  

Введение:

 

Современные государства заинтересованы в активном проведении социальной политики, т. к. она позволяет наиболее полно удовлетворить на основе справедливого распределения доходов и капитала. Это приводит к уменьшению нежелательных различий между богатыми и бедными, тем устраняя крайние формы имущественного неравенства.

В нашей стране возрастает роль социальной составляющей в процессе управления государством. Однако за прошедшие годы не удалось решить главные задачи социального развития, а по ряду направлений положение населения ухудшилось. В современных реалиях требуется реформирование сложившейся системы социальной защиты, т. к. социальная дифференциация общества продолжает усугубляться. У отдельных групп населения снижается качество жизни, растут социальные потребности и проблемы их обеспечения. В целом, социальное развитие в стране зависит от состояния социальной сферы в регионах. Поэтому исследования основного содержания, направлений и видов социальной поддержки в рамках социальной политики в регионах приобретают особое значение и актуальность.

Цель исследования – рассмотреть основные аспекты социальной поддержки отдельных групп населения в рамках реализации государственной социальной политики.

Задачи исследования:

 рассмотреть содержание социальной политики государства;

 описать основные направления государственной социальной политики;

 определить понятие и виды социальной поддержки в рамках социальной политики в России

 охарактеризовать основные группы населения, которые нуждаются в социальной поддержке;

 представить анализ проблем в области социальной поддержки отдельных групп населения в Калужской области и основные меры решения этих проблем;

 дать рекомендации по совершенствованию мер социальной поддержки отдельных групп населения в Калужской области.

Объект исследования: государственная социальная политика.

Предмет исследования: социальная поддержка отдельных групп населения в Калужской области в рамках реализации государственной социальной политики.

Методологическая основа настоящего исследования основана на комплексном подходе к анализу реализации мер социальной поддержки отдельных групп населения в рамках реализации государственной социальной политики.

Методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования, синтез, систематизация, обобщение, классификация, анализ результатов работы.

Степень разработанности. Современные российские ученые исследуют сущность социальной политики в различных ракурсах. Так, изучаются направления и меры социальной защиты населения в работах Ю. Е. Ковбасюк, Е. С. Кокшаровой, В.В. Степанова, А. И. Шаяхметовой, Е.А. Юриной и др. Освещаются проблемы социальной поддержки различных категорий населения в Российской Федерации в работах В.А. Грищук, О.И. Карпенко, О.Ю.Павловской, О.Ф.Селиверстовой, О.А. Усова и др. Представлены основные направления социальной политики России в работах М. С. Егоровой, З.А. Назирбековой, Е.Н. Раздроковой, А.А. Сизова, Т.С. Силюк, А. А. Смирновой, Д.А. Тезадовой, Р.Ф. Шахбазова и н. др.

Теоретическая значимость работы заключается в возможности использования полученных выводов для дальнейшего более углубленного исследования рассмотренных в работе вопросов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы, представленные в данной работе, могут быть использованы студентами в образовательном процессе.

Структура работы: данная работа включает введение, три главы, шесть параграфов, заключение и список использованных источников в количестве 32 источников.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе исследования социальной поддержки отдельных групп населения в рамках реализации государственной социальной политики подтвердилась актуальность данной темы, которая обращает внимание на то, что приоритетным направлением развития любой социальной политики государства является поддержка нуждающихся граждан.

Каждое современное государство включает в общую политику социальную политику. Суть этой политики заключается в проведении специальных мер по обеспечению благоприятных условий жизни населения, в т. ч. занятости, условий труда, охраны здоровья, а также условий развития каждого гражданина государства. Основные принципы проведения современной социальной политики должны быть связаны с обеспечением достойного уровня жизни как населения, в целом, так и каждого отдельного человека. Для этого необходима ее практическая реализация в различных направлениях, формах и видах.

Современная российская социальная политика находится на стадии развития и изменяется в соответствии с сегодняшними требованиями общества.

Основные направления реализации социальной политики заложены в Конституции РФ и определяются, как государственная поддержка и социальная защита различных групп населения. В научных работах данные направления конкретизируются и детализируются.

При этом приоритетным направлением социальной политики остается социальная поддержка населения. Социальная поддержка — это самостоятельный вид социального обеспечения, который состоит в периодическом предоставлении отдельным категориям граждан денежных выплат и натуральных выдач для частичной компенсации их дополнительных затрат, а также для поддержания здоровья.

Социальная поддержка оказывается на федеральном и региональном уровнях в различных формах социальной помощи: в виде денежных выплат или натуральных благ в дополнение к основным видам этой помощи.

Поддержка оказывается гражданам государства, и в первую очередь, социально незащищенным слоям населения. Основные группы населения, которые нуждаются в социальной поддержке, распределяются на основании категориального и адресного подходов.

Так, предоставляются различных виды услуг и помощи для слабо защищенных групп населения или определенному человеку, который попал в сложную жизненную ситуацию. Традиционно, помощь предоставляется пожилым людям, людям с ограниченными возможностями здоровья, детям-сиротам, малообеспеченным людям, многодетным семьям и т. д.:

В настоящее время отсутствует единая база данных получателей мер социальной поддержки, поэтому каждый регион выбирает наиболее нуждающиеся категории населения и разрабатывает дополнительные меры социальной поддержки.

В Калужской области особо значимы такие направления государственной политики в сфере социальной поддержки, как:

 повышение уровня социальной поддержки отдельных групп населения на основе усиления адресности региональных программ государственной социальной помощи;

 формирование условий для активного долголетия граждан старшего поколения;

 предоставление денежных выплат, пособий и компенсаций отдельным категориям граждан Калужской области в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Все вопросы социальной поддержки различных групп населения в Калужской области решаются, в соответствии с федеральным и региональным законодательством. Но существуют определенные проблемы в данной сфере. Прежде всего, это источники финансирования, т. к. наблюдается региональная дифференциация удельного веса мер социальной поддержки, предоставляемых за счет бюджета области в общем числе предоставляемых мер социальной поддержки. Также, происходит старение населения области и слабое обновление трудовых ресурсов, что в перспективе снижает доходы и приводит к росту числа малоимущих граждан. Отсутствует единая программа мер поддержки групп людей, которые нуждаются в ней; нет единой персонифицированной электронной базы для выявления, информирования, учета и обеспечения наиболее нуждающихся в социальной помощи граждан; недостаточное развитие доли социального контракта, который мог бы способствовать заинтересованности нуждающихся граждан в улучшении собственного благосостояния. К тому, же в результате проведения военной операции расширяется категория людей, которым требуется поддержка, а это беженцы и переселенцы. Также, требуют особого внимания семьи военнослужащих, сами военнослужащие, которые нуждаются в реабилитации. Поэтому актуализируется и проблема определения критериев и категорий населения, которые имеют право на социальную поддержку.

В вязи с этим, появляется необходимость совершенствованию мер социальной поддержки отдельных групп населения в Калужской области. Можно опираться на ряд следующих рекомендаций:

 реформирование социального финансирования для направления ресурсов именно на группы людей, которые в них действительно нуждаются (систематизация данных о мерах социальной помощи и категориях их получателей);

 объединение мер, направленных на решение одной и той же проблемы либо в адрес одной и той же категории получателей (организация статистического анализа по категориям получателей, видам помощи и объемам финансирования; анализ потребности населения в социальной помощи);

 внедрение комплексного подхода к применению социального контракта в Калужской области (использование различных типов социальных контрактов);

 реформирование деятельности государственных учреждений социального обслуживания (развитие сети государственных учреждений социального обслуживания лиц, нуждающихся в социальной реабилитации; организация деятельности приемных семей на профессиональном уровне; внедрение срочных социальных услуг);

 реализация нетрадиционных форм социальной поддержки в виде социальной профилактики, социальной коррекции, социальной реабилитации и других методов и технологий преодоления трудных жизненных ситуаций;

 привлечение к участию в реализации программ по социальной поддержке отдельных категорий населения негосударственных инвесторов (общественные и религиозные организации, благотворительные фонды, частные организации, волонтерские организации)

В целом, представленные рекомендации позволят повысить качество социальной поддержки отдельных групп населения в Калужской области; снизить бюрократические проявления в данном процессе; организовать и скоординировать деятельность органов социального обеспечения и защиты населения с другими органами власти и некоммерческими организациями.

Таким образом, меры социальной поддержки имеют большое социально-экономическое, правовое и политическое значение. Они являются и средством обеспечения социальной справедливости, и средством снижения социальной напряженности, и средством поддержания авторитета власти и государства, как на федеральном, так и на региональном уровне.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 Теоретические аспекты реализации государственной социальной политики

1.1 Сущность социальной политики государства

В научных работах понятие «социальная политика» имеет разные трактовки. Это связано с тем, что социальная политика самым тесным образом связана с типом и уровнем развития общества, государства и права. Из того, что существуют различные типы общества, следует наличие тех или иных вариантов социальной политики. При этом они базируются на разных представлениях о нужном и должном, справедливом и несправедливом, гуманном и негуманном и т. д. Однако еще с древних времен философы признавали, что одна из главных задач государства – это забота о своем народе. К примеру, современные исследователи опираются на высказывания Аристотеля о том, что цель создания государства заключается в создании счастливых условий для жизни, что оно является союзом для оказания помощи, а самым лучшим государственным строем признается такая его организация, которая дает возможность всякому человеку благоденствовать и жить счастливо [18].

Каждое современное государство включает в общую политику социальную политику. Она связана с отношениями между разными общественными группами, самим обществом и его гражданами. Основные показатели данной политики это изменения в социальной структуре, рост благосостояния народа, улучшение качества жизни граждан страны, удовлетворение их материальных и духовных потребностей, улучшение их образа жизни [15].

Зарубежная и отечественная наука дает много определений социальной политики. Все эти определения специалисты предлагают объединить в группы со схожими концепциями, что позволяет упорядочить взгляды ученых. К ним относятся:

 первая группа представляет суждения, в которых через отождествление социального и общественного социальная политика определена в виде общественных действий, направленных на решение проблем, которые затрагивают все общество, и ее целью является достижение целей данного общества;

 вторая группа представляет суждения, основанные на идее стабилизации в регламентировании отношений между трудом и капиталом, акцентирующие такие отношения с точки зрения их актуальности для понимания социальной политики;

 третья группа представляет суждения, описывающие социальную политику как вид общественной деятельности, которая нацелена на потенциально опасные слои нетрудоспособных членов общества, с целью оказания им государственной помощи для поддержки минимально приемлемого уровня удовлетворения их потребностей;

 четвертая группа представляет суждения о социальной политике как инструменте, смягчающем негативные последствия индивидуального и социального неравенства через систему перераспределительных мероприятий;

 пятая группа включает суждения о принципах социальной справедливости и социального партнерства как базовых ценностях современного гражданского общества и социального государства [18].

Конституция РФ определяет Российскую Федерацию в качестве социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. При этом закон гарантирует поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. Также, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты [1].

В социальном государстве социальная политика призвана обеспечить создание условий для достойной жизни и свободного развития человека, а значит быть одной из самых важных сфер развития общества в целом. Она направлена на устранение противоречий между различными интересами различных субъектов, настоящими и будущими интересами общества [39].

Исследователи выделяют структуру социальной политики:

 ее объекты – это непосредственно социальная сфера, включающая социальные отношения; общество; граждан данного общества; условия их жизни; их деятельность и другие аспекты. В целом, это население страны или отдельные группы, граждане;

 ее субъекты – это органы государственного управления (законодательная и исполнительная власти); работодатели; различные общественно — политические структуры;

 ее социальные цели – обеспечение необходимых темпов экономического роста; направленного на улучшение качества жизни населения страны, на повышение общественного благосостояния и на обеспечение социально-политической стабильности в государстве;

 ее задачи – создание определенных условий для рационального обеспечения потребностей народа за счет благ, которые были созданы обществом в определенный момент [31].

В современных условиях функционирования общества цели социальной политики расширяются. Так, ученые среди них выделяют:

 улучшение уровня жизни населения, повышение таких важных показателей, как качество и конкурентоспособность рабочей силы;

 основным источником финансовых средств населения и стимулом для развития различного рода производств становится доход от выполнения должностных обязанностей;

 обязательное ведение контроля за реальными доходами;

 обязательное контролирование уровня безработицы и уровня занятости населения;

 обязательное контролирование уровня дохода в семьях для усиления адресности социальной поддержки [38].

Считается, что для реализации социальных целей необходимо поддерживать природное и культурное наследие, обеспечивать необходимый уровень жизни населения, увеличивать мотивацию к труду и стимулировать экономический рост. Но все это напрямую зависит от количества доступных ресурсов, выделяемых государством на социальную политику. Ресурсная база зависит от общего уровня экономического благосостояния страны [24].

Эффективная социальная политика базируется на системе следующих принципов:

 социальная солидарность – это справедливое перераспределение денежных средств через призму перераспределения таких социальных ресурсов, как доступ к социальным коммуникациям, культуре, здоровью, образованию. Таким образом, социальное государство перераспределяет материальные средства в пользу бедных;

 социальное партнерство – это «система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленной на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений» [2];

 принцип социальной компенсации – это обеспечение правовой и социальной защищенности населения, которое гарантировано восполняет материальные ограничения, обусловленные его социальным статусом;

 принцип социальных гарантий – это предоставление гарантированного минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, профессиональной подготовке и рациональному трудоустройству. Объем, виды и качество этих социальных услуг должны обеспечить необходимое развитие личности и ее подготовку к самостоятельной жизни;

 принцип субсидиарности или поддержки – это оказание предпочтения общественным инициативам, по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области социальной политики [29];

 принцип адресности — это идея исключения возможности включения в категорию нуждающихся лиц тех, кто в действительности не нуждается и в состоянии иметь собственный источник средств к существованию [23].

Также, в рамках социальной политики государство опирается на ряд таких общих принципов, как гуманизм; социальная справедливость; системность; открытость; демократизм [31].

Содержательные аспекты социальной политики, ее структура раскрываются в системе ее функций или взаимосвязанных видов политической деятельности. Среди этих функций выделяются:

 выражение, защита, согласование интересов социальных групп и слоев общества, отдельных его членов;

 обеспечение социальной устойчивости, социальной безопасности в государстве путем оптимального разрешения общественных противоречий в социальной сфере и осуществление диалога между гражданами и государством;

 интеграция различных слоев населения, гармонизация их интересов, поддержание целостной общественной системы, стабильности и порядка;

 прогностическая функция на основе прогнозирования развития событий, процессов влияния на объект социальной работы всех социальных институтов общества, выработка определенной модели социального поведения изучаемого объекта;

 социальная защита населения путем обеспечения достойного уровня социальной защищенности населения, в целом, и каждой социальной группы, в частности;

 обеспечение уровня экологической безопасности;

 управление социальными процессами путем обеспечения политической устойчивости власти и справедливого распределения власти [20; 29].

Специалисты обращают внимание на тот факт, что в реализации социальной политики государство применяет специальные методы, а именно:

 экономические методы, которые содержат цены, тарифы, налоги, экономические льготы, пенсии, пособия, стипендии, заработную плату, социальные выплаты всех видов и многие другие виды;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы