Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Социальная деятельность православного монашества России в начале 20 века.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1.
Ключевые аспекты развития социальной деятельности православного монашества
России в начале XX века. 7
1.1 Динамика
развития социальной деятельности монастырей. 7
1.2.
Изменение характера социальной деятельности монастырей в России. 12
ГЛАВА 2. Основные направления социальной деятельности православных монастырей
России в первой половине XX
века. 17
2.1. Воспитание в женских монастырях. 17
2.2. Образование в мужских монастырях. 34
ГЛАВА 3. Основные направления благотворительной деятельности монастырей
России начале XX века. 53
3.1. Благотворительная помощь нуждающимся, оказываемая монастырями. 53
3.2. Помощь женских монастырей фронту и тылу во время русско-японской и первой
мировой войны.. 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
Введение:
Направление работы: Данная работа направлена на
изучение социальной деятельности православного монашества России в начале XX
века, представляющего интерес для исследований в направлении «Теология».
Актуальность темы проистекает из современного
общественного положения в Российской Федерации и странах-участниках Союза
Независимых государств, расположенных на территории бывшего Союза Советских
Социалистических республик, гражданам которой следует бережно хранить память о
подвиге российского монашества во время первой мировой войны и в начале
двадцатого века в целом.
Проблематичность темы исторической памяти о подвиге
российского монашества в настоящий момент усугубляется длительно
функционирующим режимом самоизоляции вследствие возникновения пандемии
коронавируса, уже на протяжении полутора лет существенно меняющей лицо
современного мира.
Это препятствует организации и проведению паломнических
поездок и познавательных экскурсий по Православным монастырям, подворьям Православных
монастырей, а также прославленным Православным храмам, в ходе которых граждане
могли бы достаточно много узнать о той великой и многогранной пользе, которой
приносило российское монашество своей державе.
В виду резко ускоряющегося забвения в мировом масштабе
подвига российского монашества и его героизма, проявленного во время помощи
русской армии во время первой мировой войны, а также многочисленных попыток недобросовестных
людей пересмотреть значимость оказывавшейся монахинями военнослужащим разнообразной
помощи, приобретает особое звучание изучение социальной деятельности
православного монашества России в начале XX века.
Авторы данного исследования уверены в том. что правильное
понимание социальной деятельности православного монашества России в начале XX
века будет однозначно способствовать своевременному преодолению давно возникшего
данного гуманитарного кризиса.
Нам представляется, что изучение социальной
деятельности православного монашества России в начале XX века, в дальнейшем
позволит сформировать адекватную систему средств противодействия ситуации, в
которой происходит непоправимое – народ забывает о подвигах своих предков,
теряя свою историческую память.
При этом понимается, что продолжение пандемии
коронавируса и вытекающего из этого режима самоизоляции может и в дальнейшем
существенно способствовать существенной минимизации просветительской программы
в отношении социальной деятельности православного монашества России в начале XX
века.
Поэтому скрупулёзный анализ документальной литературы,
во многом заменит невозможность узнавать о подвиге российского монашества
благодаря паломническим поездкам и познавательным экскурсиям в Православные
монастыри, подворья Православных монастырей и знаменитые Православные храмы.
Степень разработанности темы: данная тема явилась
объектом внимания значительно количества научных организаций и учреждений.
Однако стремительное развитие общественной ситуации и включённых в неё
форс-мажорных обстоятельств постоянно побуждает искать новые действенные
решения там, где традиционные взгляды и алгоритмы теряют присущую им
эффективность.
Проблема в основе работы: дальнейшее, всё более
углублённое изучение социальной деятельности православного монашества России в
начале XX века..
Цель работы: изучение социальной деятельности
православного монашества России в начале XX века.
Задачи
работы:
1. Исследовать ключевые аспекты развития социальной деятельности православного монашества России
в начале XX
века.
2. Определить динамику
развития социальной деятельности монастырей.
3. Изучить направление изменений характера социальной деятельности
монастырей в России.
4. Определить основные направления
социальной деятельности православных монастырей России в первой
половине XX
века.
5. Изучить характер воспитания в
женских монастырях.
6. Изучить характер образования
в мужских монастырях.
7. Определить основные направления благотворительной деятельности
монастырей России начале XX
века.
8. Исследовать пути оказания благотворительной помощи нуждающимся, оказываемой монастырями.
9. Исследовать пути оказания помощи женских монастырей фронту и тылу во время русско-японской, а также первой
мировой войны.
Объект работы:
социальная деятельность православного монашества России в начале XX века
Предмет
работы: исследование социальной деятельности православного
монашества России в начале XX века.
Методологическая основа работы: в основу данного
исследования положены работы таких исследователей, как И. Е. Забелин, Н.А.
Любинецкий, И. М. Снегирев, Д.И. Ростиславов, И. Ф. Токмаков, Н.Е. Шафажинская,
архимандрит Григорий (Воинов-Борзецовский) и др.
Методы:
анализ научной литературы, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение,
библиографический метод.
Структурно работа состоит из введения, трёх глав,
заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассматривается ключевые аспекты
развития социальной деятельности православного монашества России в начале XX века. Первый параграф включает в
себя определение динамики развития социальной
деятельности монастырей. Второй параграф посвящается рассмотрению направлений изменений характера социальной деятельности
монастырей в России.
Вторая глава посвящена определению
основных направлений социальной деятельности православных монастырей
России в первой половине XX
века. Первый
параграф изучает характер воспитания
в
женских монастырях. Второй параграф включает
в себя рассмотрение характера образования
в мужских монастырях.
В третьей главе рассматриваются основные направления благотворительной деятельности
монастырей России начале XX
века. В первом параграфе изучаются пути оказания благотворительной помощи нуждающимся, оказываемой монастырями.
Во втором параграфе рассматриваются пути оказания помощи женских монастырей фронту и тылу во время русско-японской, а также первой
мировой войны.
В заключении подведены итоги исследования.
Заключение:
В процессе проведения данного исследования была
достигнута его цель: изучена социальная деятельность православного монашества
России в начале XX века.
Для
достижения поставленной в данной работе цели были решены следующие задачи:
1. Исследованы ключевые аспекты развития
социальной деятельности православного монашества России в начале XX века.
2. Определена динамика
развития социальной деятельности монастырей.
3. Изучено направление изменений характера социальной деятельности
монастырей в России.
4. Определены основные направления
социальной деятельности православных монастырей России в первой
половине XX
века.
5. Изучен характер воспитания в
женских монастырях.
6. Изучен характер образования
в мужских монастырях.
7. Определены основные направления
благотворительной деятельности монастырей России начале XX века.
8. Исследованы пути оказания благотворительной помощи нуждающимся, оказываемой монастырями.
9. Исследованы пути оказания помощи женских монастырей фронту и тылу во время русско-японской, а также первой
мировой войны.
Объектом
данной работы стала социальная деятельность православного монашества России в
начале XX века. В свою очередь, её предметом явилось исследование социальной
деятельности православного монашества России в начале XX века.
Методологическая основа работы сложилась за счёт того,
что в её основу данного исследования положены работы таких исследователей, как
И. Е. Забелин, Н.А. Любинецкий, И. М. Снегирев, Д.И. Ростиславов, И. Ф. Токмаков,
Н.Е. Шафажинская, архимандрит Григорий (Воинов-Борзецовский) и др.
В ходе предпринятого в данной работ исследования были
применены следующие методы: анализ научной литературы, синтез, сравнение,
сопоставление, обобщение, библиографический метод.
В процессе работы была решена проблема, положенная в
основу работы: дальнейшее, всё более углублённое изучение социальной
деятельности православного монашества России в начале XX века.
В первой главе
рассмотрены ключевые аспекты развития социальной деятельности православного
монашества России в начале XX
века. Первый
параграф включает в себя определение динамики развития социальной деятельности
монастырей. Второй параграф посвящёё рассмотрению направлений изменений характера социальной деятельности
монастырей в России.
Вторая глава посвящена определению
основных направлений социальной деятельности православных монастырей
России в первой половине XX
века. В первом
параграфе изучен характер воспитания
в
женских монастырях. Второй параграф включает
в себя рассмотрение характера образования
в мужских монастырях.
В третьей главе рассмотрены основные направления благотворительной деятельности
монастырей России начале XX
века. В первом параграфе изучены пути оказания благотворительной
помощи нуждающимся, оказываемой монастырями. Во втором
параграфе рассмотерны пути оказания помощи женских монастырей
фронту и тылу во время русско-японской, а также первой мировой войны.
Таким образом, проведённое в данной
работе исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Монастыри Русской Православной церкви,
несмотря на достаточно закрытый образ жизни монахов, тем не менее, широко
участвовали в общественной жизни Российской империи начала двадцатого столетия.
Если на рубеже столетий главным акцентом являлось создание церковно-приходских
школ и принципиальное повышение уровня грамотности подавляющего большинства
народонаселения, то с течением времени данный акцент сместился на помощь
фронту, на котором воевала русская армия во время Первой мировой войны. В этом,
главным образом, и состояла динамика акцентирования российского монашества на
различных видах социальной деятельности. Отцы Русской Православной церкви
всегда понимали, что жизнь монастырей не может быть полностью оторвана от жизни
Российской империи, и что различные формы помощи и поддержки со стороны
монашества только усилят позиции церкви в сознании населения страны. Поэтому
для монастырей Русской Православной церкви одним из основных видов деятельности
всегда являлась именно социальная деятельность, в различные годы протекавшая в
разных направлениях, однако всегда была нацелена на помощь наименее защищённым
членам российского общества.
2. Воспитание в
женских монастырях Российской империи в начале двадцатого века требовало от
монастырских педагогов глубинной мудрости, а также колоссальной выдержки терпения.
Это было не в последнюю очередь связано с тем, что с нарастающей силой
наступало все большее количество изменений в жизни российского общества,
коренным образом менявших мировоззрение россиян, обычаи, традиции и, что самое
главное, — основные жизненные устои. Поэтому от воспитательниц будущих и
молодых монахинь требовалось во всех ситуациях находить наиболее убедительные
доводы для того, чтобы никакие внешние случайные привнесения не могли ни в
какой мере поколебать представления их юных учениц о деле монастырского
служения православной вере. Каждая монахиня и молодая монахиня должна была
научиться отличать Таинства Русской Православной Церкви и проводящихся в ней
обрядов, корректно и пунктуально участвуя в каждом из них на протяжении всей
своей будущей монастырской жизни.
3. Образование
в мужских монастырях Российской империи в начале двадцатого века должно было
учитывать многообразие многоплановых тенденции развития российского общества. и
таким образом выстраивать образовательный процесс для послушников и молодых
монахов, чтобы каждый из них укреплял в своем сознании прилежное отношение к
священному делу Русской Православной Церкви и мог беззаветно
служить ему на протяжении всей своей будущей жизни. Каждый послушник или молодой монах должен был научиться чётко и стойко
противостоять всем многочисленным соблазнам, которые могли в любую минуту
овладеть его умом и сердцем, ослабить волю и предаться априори вредным
влечениям. Поэтому именно от монастырских педагогов зависело, насколько каждый
послушник мужского монастыря в начале двадцатого века сможет сохранить верность
своим идеалам, и служить Господу нашему Иисусу Христу верой и правдой на
протяжении всей своей жизни.
4. Благотворительная помощь нуждающимся, оказываемая монастырями,
в начале двадцатого века имела достаточно разноплановый характер. Во-первых,
это была материальная помощь странникам-богомольцам, которые в своих
песнопениях во славу Божию прославляли православие и молились за благополучие
монахов и монахинь. Во-вторых, монастыри дореволюционной эпохи активно
создавали приюты для призрения детей-сирот, помогая им обрести не только пищу и
кров, но в дальнейшем также и пополнить собой ряды монашеской братии, позволяя,
таким образом, монастырям обрести перспективу экстенсивного развития. Помощь
оказывалась также малоимущим и многодетным семьям –как собственно материальная.
так и по хозяйству. где одна мать не успевала и не имела сил для того чтобы все
необходимое успеть, и на помощь её могли приходить монахини. Кроме этого,
помощь оказывалась и одиночно живущим монахам и монахиням, которые все дни
проводили в молитве, и у них уже не оставалось времени для того чтобы
позаботиться о себе и реализовать даже свои первостепенные нужды. Наряду с этим
существовало также немало иных адресаций монашеской помощи, нашедших отражение
в литературе начала двадцатого века.
5. Помощь женских монастырей фронту и тылу во время русско-японской, а также
первой мировой войны носила различный характер. Так, если на русско-японскую
войну монахини готовили бинты, щипали корпию и шили для солдат одежду, то на
фронтах Первой мировой войны, географически происходившей существенно
ближе предыдущей, они уже работали сёстрами милосердия наряду с представительницами
светских профессий в рамках международного Красного креста. На территории
монастырей располагались госпитали и лазареты, куда с огромным трудом
доставлялись раненые с фронтов Первой мировой войны. Беззаветная преданность
делу милосердия, невыразимо высокое человеколюбие и стремление прийти на помощь
раненым и умирающим была свойственна монахиням начала двадцатого века.
6. На протяжении всех лет советской власти самая разноплановая
помощь, которая оказывалась монахами и монахинями широким слоям населения в
дореволюционной России, полностью замалчивалась, и многочисленные данные о её
наличии не допускались на страницы школьных и вузовских учебников, не могли с
сочувствием передаваться в кинокартинах и радиопостановках. Однако по окончании
советской эпохи мир узнал о той особой роли, которую монахи и монахини играли
в жизни своей страны, практически в
полной мере отказавшись ото всех земных благ, представители российского
монашества самоотверженно приходили на помощь всем, кто в ней нуждался хотя бы
в какой-то мере. Тем более, самая щедрая и безоглядная помощь адресовалась
монахами и монахинями русским воинам, защищавшим честь и достоинство родной
страны, и при этом получившим тяжёлые увечья. Не взирая на угрозу заражения во
время распространения инфекции, сестры милосердия. происходившие из числа
монахинь, днем и ночью дежурили в госпиталях и лазаретах для солдат российской
армии, стремясь всемерно оказывать помощь страдающим людям.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Ключевые
аспекты развития социальной деятельности православного монашества России в
начале XX века
1.1 Динамика развития социальной деятельности монастырей В начале XX века российские Православные монастыри вели
чрезвычайно активную социальную и просветительскую деятельность, стремясь
организованно и эффективно влиять на происходящее в российском социуме.
Российские монахи инициативно участвовали в воспитательной
деятельности подрастающего поколения, стремясь чистотой и строгостью своего
скромного повседневного служения подать позитивный пример каждому, кто их видел
и слышал.
В это время в российских монастырях издавалось большое
количество самых различных религиозно-просветительных книг, способных оказать
благотворное влияние на духовный облик соотечественников, а вмесет с тем — брошюр
и духовных листков, которые в то время имели высокую популярность в народе.
Монахи сами изготавливали иконки, которые имели затем
достаточно широкое распространение, выпускали свои духовно-просветительские журналы.
В монашеских обителях устраивались разноплановые мастерские, изделия которых
затем распространялись в народе.
Изготавливалась в таких мастерских и новая церковная
утварь, предназначенная для возвеличивания облика вновь устраиваемых храмов и
монастырей Русской Православной церкви, и для переустройства ранее учреждённых.
Также в монастырях работали фотомастерские, благодаря
результатам работы которых общественным достоянием становились фотоальбомы с
видами монастырей Русской Православной церкви, а также её передовых деятелей.
По собственной инициативе монастыри Русской
православной церкви осуществляли постоянную денежную помощь, а также помощь продуктами
инокам-беднякам русского происхождения, которые назывались сиромахами, а также всем
неимущим монахам иных национальностей.
К началу XX века данные виды помощи в значительной
мере возросли. Например, в начале нового века количество русских иноков-бедняков,
которые не имели своих келий и жили лишь подаянием, только в монастыре на
Афонской горе превышало тысячу человек[1].
Так, например, для того чтобы поселить всех неимущих
русских иноков-бедняков, в 1882 году здесь, на земле метоха Крумица основали
скит, которому было дано название Новая Фиваида. На средства, накопленные
участниками жизни обители, там был построен собор во имя всех Афонских святых,
а также в честь Вознесения Господня[2].
В 1912 году в Новой Фиваиде проживало более двухсот
насельников, которые каждый месяц получали от монастыря пособие в виде продуктов,
одежды, а также всего остального, что было наиболее необходимо им. Вместе с
тем, в данном монастыре содержался приют, рассчитанный на сорок человек, а
также больницу для сиромах[3].
Этот пример свидетельствует о том, в каком ключе
проявлялась динамика развития социальной деятельности монастырей Русской
Православной церкви, и сколь многообразной она становилась всё в большей мере с
каждым годом вплоть до Октябрьской революции[4].
Во время Первой мировой войны русские монахи
максимально активно стремились помогать русской армии, сражавшихся иногда из
последних сил – настолько неравными были эти силы. Монастыри в данный период организовывали
дружины братьев милосердия и сестёр милосердия соответственно.
Данные дружины милосердия отправлялись на фронты
Первой мировой воны, где начали издавать многочисленные воззвания, листовки, а
вместе с тем — и брошюры, предназначенные непосредственно для поддержки боевого
духа воинов российской армии. [1] Троицкий П.
Свято-Андреевский скит и русские кельи на Афоне. М., 2008. С. 18-19. [2] АРПМА. Оп. 10. Д.
180. Док. № 163. Л. 193-193об; Феннел Н., Троицкий П., Талалай М. Ильинский
скит на Афоне. М., 2011. С. 148. [3] Архив русского Пантелеимонова
монастыря на Афоне (АРПМА). Оп. 10. Д. 204. Док. № 4687. Л. 1. [4] АРПМА. Оп. 10. Д.
164. Док. № 4395. Л. 1, 4-6.