Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Дошкольное образование

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Социализация детей младшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевых игр

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ  6

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ 
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ  ИГР  9

1.1 Теоретические основы социализации детей
младшего дошкольного возраста  9

1.2 Психолого-педагогические особенности детей
младшего дошкольного возраста  14

1.3 Сюжетно-ролевая игра как средство развития
социализации детей младшего дошкольного возраста  19

Выводы по первой главе  25

2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР  27

2.1 Диагностика уровня социализации детей младшего
дошкольного возраста  27

2.2 Содержание работы по социализации детей
младшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевых игр  33

2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальный
работы   38

Выводы по второй главе  41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ   45

ПРИЛОЖЕНИЕ
А Тест Т.Д. Марцинковской для детей,
с помощью которого исследуется уровень самооценки и адекватности самовосприятия  48

ПРИЛОЖЕНИЕ
Б Методика «Неоконченные ситуации»
(А.М. Щетинина, Л.В. Кирс) 50

  

Введение:

 

Социализация человека начинается с самого рождения и
происходит на протяжении всей его жизни. В детские годы осуществляются такие
процессы как рост и развитие, а также вхождение ребенка в социальный мир.
Ребенок познает мир человеческих взаимоотношений, осваивает ценности,
овладевает нормами поведения принятыми в обществе с помощью родных, взрослых и
сверстников, которые так или иначе несут в себе определенные социальные умения,
а ребенок пополняет собственный социальный багаж знаний умений и навыков.
Изучением процесса социализации личности на разных этапах развития общества
занимались многие ученые. Среди них Ж.Пиаже, Ананьев Б.Г., Рубинштейн С.Л., Кон
И.С., Торохтий B.C., Сластенин В.А., Реан А.А., Петровский А.В., Петриченко
Н.Г., Андреева Г.М. и др.

Развитие социально активной личности осуществляется
рядом разнообразных средств и методов, однако, особое внимание отводится игре,
так как по своей природной сути выступает как первая деятельность детей, и
носит характер наиболее естественного и доступного средства в познании
окружающего мира.

Применение игровой деятельности в развитии личности
детей дошкольного возраста является важной частью формирование личности в целом
и социализации ребенка в обществе. Социализация личности представляет собой
процесс вхождения индивида в систему общественных отношений, в процессе которых
усваиваются социально-культурные ценности и создаются новые. Социализация
личности происходит постоянно, и формируется в процессе его общественных
отношений. В процессе своего развития дети не только подвергаются разным
воздействиям с внешнего мира, но также взаимодействуют со всем, что их
окружает.

Другими словами, мы можем сказать, что ребенок
является не только объектом для взаимодействия, но и выступает как субъект,
который воздействует на окружающий мир. Однако не всегда ребенок может ощущать
себя и воспринимать в окружающей действительности адекватно. Поэтому для
формирования и развития личности детей зачастую прибегают к методу ролевой
игры, поскольку именно игра является основным видом деятельности детей
дошкольного возраста.

В ролевых играх дошкольники, реализуют не только
разнообразные впечатления и знания, но и основные духовные потребности, что
открывает взрослым широкие возможности для использования мощнейших ресурсов
игры в целях оптимизации процесса их образования.

Изучением роли игры в процессе воспитания и развития
личности детей дошкольного возраста занимались такие исследователи как Н.П.
Аникеева, Ю.П. Азаров, Ш.А. Амонашвили, М.Я. Басов, О.С. Газман, С.А. Шмаков,
Д.Б. Эльконин.

Объект
исследования – социализация детей дошкольного
возраста.

Предмет
исследования – процесс социализации
детей младшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевых игр.

Цель исследования – теоретически обосновать и начать практическую
апробацию мероприятий, направленных на социализацию детей младшего дошкольного
возраста средствами сюжетно-ролевых игр.

Задачи
исследования:

1. Уточнить
определение понятия социализация детей.

2. Описать
сюжетно-ролевую игру как средство развития социализации детей младшего
дошкольного возраста.

3. Определить уровень
сформированности познавательного компонента социализации детей младшего
дошкольного возраста и разработать комплекс мероприятий, направленный на
социализацию средствами сюжетно-ролевых игр.

4. Дать анализ
результатов опытно-экспериментальный работы.

Методы
исследования: анализ
научно-методической и психолого-педагогической литературы по теме исследования,
синтез, систематизация, классификация, анализ, обобщение; экспериментальное
исследования. качественный и количественный анализ результатов
экспериментального исследования.

База исследования: МАДОУ №78 «Семицветик» города Хабаровска. В
исследовании принимали участие дети, воспитывающиеся во второй младшей группе в
количестве 20 человек в возрасте 3-4 лет.

Теоретическая значимость исследования представлена в расширении и уточнении представлений о работе
воспитателя над социализацией личности детей 3-4 лет в процессе использования сюжетно-ролевых игр.
Теоретические и экспериментальные результаты имеют значимость для социального
развития личности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные в ходе эмпирического
анализа процесса социализации детей 3-4 лет, могут быть использованы педагогами
для работы с выявленными проблемами, а также студентами и учеными,
занимающимися изучением данного вопроса.

Структура
исследования. Работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе выполнения работы были получены следующие
результаты и выводы.

Социализация является процессом приобщения к принятым
в обществе и его подсистемах ценностям и нормам. В широком понимании процесс
социализации длится всю жизнь. Так, на формирование личности влияют
биологическое факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные
ценности. Но главными факторами, которые определяют процесс формирования
личности, считаются групповой опыт и уникальный личностный опыт. Все эти
факторы в полной мере проявляются в самом процессе социализации личности.

В процессе развития, ребенок не просто подвергается
различным внешним воздействиям, он взаимодействует со всем, что его окружает.
Таким образом, он не только объект для взаимодействия, но и сам субъект,
действующий на окружающий мир. Но ребенок не всегда ощущает и воспринимает себя
адекватно. Помочь в формировании и развитии личности ребенка может метод игры.

Разумеется, определенные и значительные изменения в
характере игры дошкольников происходят: возрастает значение игр с достижением
результата, игра начинает подчиняться учебной деятельности и т.д. Вместе с тем
игра продолжает сохранять все свои основные черты, которые принципиально
отличают её от других видов деятельности, а именно: добровольность вхождения
участников, инициативность, протекание в определенных пространственных и
временных рамках, непредсказуемость развития и результата, иллюзорность и т.д.

Дошкольное детство особенный период развития ребёнка.
Именно в этом время возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя
регуляция поведении. Эта внутренняя жизнь проявляет себя в способности
действовать в плане общих представлений, в воображении ребёнка, в произвольном
поведении, в содержательном общении со взрослыми и сверстниками.

Все эти важнейшие качества и способности зарождаются и
развиваются не в разговорах со взрослым и не на занятиях со специалистами, а в
сюжетно-ролевой игре. Это такая игра, в которой дети берут на себя роли
взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях
воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними.

В такой игре наиболее интенсивно формируются все
психические качества и особенности личности ребёнка.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается
главным образом также в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают
учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения,
строить и реализовывать совместные планы.

Экспериментальное исследования проводилось на основе:
диагностическая методика — Методика «Лесенка» Т.Д. Марцинковской, методика
«Неоконченные ситуации» (А.М. Щетинина, Л.В. Кирс).

Проведенное исследование на констатирующем этапе
указало на необходимость организации работы с детьми 3-4 лет, направленной на
развитие у них более четких представлений о себе, способствующих развитию
социализации в целом. Методом такой работы стали сюжетно-ролевые игры.

Целью формирующего этапа опытно-экспериментальной
работы была разработка и апробация комплекса мероприятий по социализации детей
младшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевых игр.

Представленный комплекс мероприятий включал работу с
самими детьми, работу с их родителями и работу с педагогами. Для работы с
детьми использовались различные сюжетно-ролевые игры по повышению уровня
социализации детей. Для работы с родителями использовались мероприятия:
Семейный клуб, консультация, родительское собрание. Для работы с педагогами использовались
мероприятия: Круглый стол, разработка памятки, лекция.

Полученные результаты свидетельствуют о положительных
изменениях в уровне социализации детей младшего дошкольного возраста.

Для проверки эффективности проведенной работы по
социализации детей младшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевых игр
важно провести контрольный этап работы, по первоначальным методикам.

Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СРЕДСТВАМИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР 1.1 Теоретические основы социализации детей
младшего дошкольного возраста Проблема
социализации личности поднимается во многих трудах отечественных и зарубежных
психологов и философов, которые разрабатывали различные теоретические подходы к
определению социализации. Рассмотрим основные из этих подходов.

С точки зрения А.В. Запорожца, социализация – это
процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта,
системы социальных связей и отношений в его собственном опыте [7].

По мнению А.В. Мудрика, социализация – это развитие и самоизменение человека в процессе усвоения
и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со
стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями
жизни на всех возрастных этапах [4].

В словаре по социальной педагогике Л.В. Мардахаева
указано, что социализация – это процесс становления личности. В процессе такого
становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта
(норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу,
социальной общности, групп, и воспроизводство им социальных связей и
социального опыта. Социализация рассматривается и как процесс и как результат
[11].

В психологическом словаре социализация рассматривается как процесс и
результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы