Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему СМИ в системе социализации детей и подростков.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1.
Социализация личности как психолого-педагогическая проблема. 5
2.СМИ как
проблема науки: современные представления о СМИ, функции СМИ 15
3.СМИ как
фактор социализации детей и подростков. 23
4.
Положительное и негативное влияние СМИ на личность ребенка. 32
Заключение. 36
Список
литературы.. 37
Введение:
Актуальность темы
обусловлена системным кризисом российского общества, в результате которого
поколение современной молодежи формируется в условиях глубокой трансформации
политических, социально-экономических, мировоззренческих и духовных основ
человеческой жизнедеятельности.
Самые различные
общественные силы выражают сегодня обеспокоенность проблемами формирования
личности молодого человека, его идеалов и ценностей. Современный дети и
подростки оказываются включенными в новую как для него, так и для общества
реальность, которую он осваивает спонтанно, часто без целенаправленной помощи
наставников. Эту роль «наставников» в медиатизированном обществе берут на себя
различного рода посредники в виде средств массовой коммуникации: прессы,
телевидения, радио, Интернета. Они становятся сегодня для молодежи единственной
средой обитания и имеют большое значение в социализации личности.
Далеко не все, что
предлагают СМИ, благотворно влияет на подрастающее поколение. Коммерциализация
средств массовой информации вытеснила молодежную аудиторию с ее интересами на
периферию медиарынка. СМИ в значительной степени утратили свою воспитательную
функцию, сменив ее на функции развлечения и удовлетворения потребительских
интересов.
Объектом исследования
являются проблемы и особенности социализации младших школьников (1-4 класс) и детей
подростковый возраст (9-11 класс).
Предметом исследования
является роль СМИ в становлении ценностей личности и их влияние на социализацию
индивида.
Целью исследования
является изучение специфики влияния СМИ на социализацию детей и подростков.
Для реализации
обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть социализацию
личности как психолого-педагогическую проблему.
2.Проанализировать СМИ
как проблема науки: современные представления о СМИ, функции СМИ.
3.Изучить СМИ как фактор
социализации детей и подростков.
4. Проанализировать положительное
и негативное влияние СМИ на личность ребенка.
Методы исследования:
теоретический анализ научно-методической литературы.
Степень разработанности
проблемы. Недостаточно работ, где исследовалась бы молодежь, как аудитория СМИ,
на которую и направлена вся сила воздействия «медиамашины» (В.С. Собкин, Г.Г.
Силласте, М.Е. Аникина, А.В. Шариков, С.Б. Цимбаленко). Совершенно не освоенной
оказалась тема взаимодействия и взаимовлияния молодежной аудитории и средств
массовой информации. Молодежная среда, как аудитория СМИ во всем многообразии
ее проявлений, пока не стала предметом пристального внимания
ученых-исследователей.
Научная новизна
исследования, во-первых, заключается в рассмотрении СМИ не как инструмента
манипуляции, формирования общественного мнения, а как агент социализации, а
во-вторых, в определении роли СМИ в процессе формирования общественного
сознания молодежи, которое складывается в условиях общественной аномии,
чреватой ослаблением институтов направленной социализации и разрывом связи
между поколениями.
Заключение:
Социализация человека
характеризуется различными социальными качествами, отражающими разнообразные
отношения личности к окружающему миру и к самому себе.
Задача
формирования социальных качеств – соответствие личности основным критериям,
принятым в обществе. Для этого надо установить самые важные
общественно-значимые качества, которые можно считать обязательными для граждан
нашей страны. Такие качества могут служить уровнем социального развития
школьника, характеризовать меру его готовности к жизни в обществе.
Таким
образом, развитие личности, и в том числе посредством метода использования СМИ,
в условиях введения ФГОС не может осуществляться самостоятельно, необходимо
целенаправленное воздействие, создание для этого психолого-педагогические
условий.
Современные
средства массовой информации в России – это совокупность предприятий,
учреждений и организаций, занимающихся сбором, обработкой и распространением
массовой информации по каналам печатной продукции, радио, телевидения,
кинематографа, звуко- и видеозаписей.
СМИ
вводят человека в мир, тех жизненных ценностей, которые становятся господствующими
с точки зрения социальной культуры. При этом сам процесс «ввода» информации
направлен на формирование у человека общепринятых в обществе моральных
ценностей. Являясь фактором формирования культуры, СМИ выступает в качестве
оного из наиболее эффективного инструмента познания человеком мира вокруг него.
Фрагмент текста работы:
1. Социализация личности
как психолого-педагогическая проблема
Воспитание подрастающего
поколения на любом этапе развития являлось актуальнейшей социальной задачей.
Приоритетность этой задачи в сегодняшних условиях увеличивается, потому что
сейчас на первый план выступает социализация личности индивидуума, то есть уяснение
с раннего возраста общечеловеческих ценностей, норм и правил, декларируемых
обществом, в котором ребенок будет существовать в дальнейшем. Ценностные
ориентации индивидуума нацелены определить его социализацию в виде социальной
мотивации образа действий, обусловленную потребностями личности.
Социализация самое
широкое понятие среди процессов, дающих характеризующих становление человека.
Она подразумевает не только осознанное присвоение ребенком или подростком
имеющихся в социуме вариантов функционирования, вариантов сольватации с
вещественной и духовной культурой, приспособление к обществу, но и разработку
совместно со взрослыми и сверстниками индивидуального общественного опыта,
ценностных установок, индивидуального стиля жизни.
Согласно М.С. Балагуровой
социализация является процедурой становления индивидуума в процессе
сотрудничества его с окружающей вселенной [1].
Р.Ю. Юрчик называет
социализацию процессом становления личности, присвоения человеком речи,
общественных ценностей и опыта (правил, традиций, поведенческих), культуры,
свойственных тому или иному социуму, общности, группе, воспроизведение и
переработка социальных связей и общественного опыта [31].
А.В. Мудрик изучал
проблему социализации в связи с воспитанием. Учебный трактует данный феномен,
как становление индивидуума в процессе вей жизни в ходе присвоения и
воспроизведения культуры [22].
Психологический словарь
трактует социализацию, как процесс и результат овладения и деятельностного
воспроизводства индивидуумом социального опыта, комплекса социальных связей и
отношений в индивидуальном опыте.