Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Гуманитарные науки Политология

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему СМИ и власть: механизмы взаимодействия.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА
1. Средства массовой информации как инструменты политической
коммуникации в современном обществе. 9

1.1 Понятие, сущность и функции средств массовой
информации. 9

1.2 Содержание, особенности, формы политической
коммуникации. 26

Глава 2. Механизмы
взаимодействия сми с органами государственной власти (на примере России и
Китая) 40

2.1 Основные формы
взаимодействия СМИ и органов государственной власти РФ.. 40

2.2 Роль
СМИ в процессе трансформации китайского общества. 51

Заключение.. 66

Список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ источников и литературы… 69

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Одной из актуальных проблем
современности является влияние средств массовой информации на общество. Средства
массовой информации (СМИ) являются одним из важнейших институтов современного
общества и выполняют различные функции: рекламируют, информируют, развлекают и,
конечно, воздействуют на сознание людей. Не стоит на месте и сама политика, как
инструмент управления обществом. В
сфере последних событий в условиях глобальных политических преобразований
взаимоотношения между государственной властью и СМИ перешли на качественно
новый уровень и носят довольно разносторонний характер. Для нашего государства
его информационная политика выступает одним из центральных рычагов управления,
наиболее весомым инструментом власти. В целом, для средств массовой информации
государственная власть выступает в самых разных ипостасях, начиная с удобного
партнёра и заканчивая наиболее опасным конкурентом на информационном поле. Средства
массовой информации выступают главным посредником между властью и современным
обществом. В целом, пресса, освещая различные стороны общественной жизни, дала
возможность гражданам причислять себя к более широкому миру и отвечать на
происходящие в нем события. В зависимости от того, в чьих руках оно находится,
его можно использовать как для объективного оперативного информирования людей о
реальных событиях в мире, их просвещения и воспитания, так и для
манипулирования в интересах тех или иных групп людей. Так же они могут пролить
свет на скрытые пружины политики правящих кругов, обратить внимание
общественности на наиболее одиозные стороны их деятельности.

Анализ
изученных источников и литературы. Основу теоретического исследования составили труды
различных авторов. Так, Грачев М.Н., Почепцов Г.Г., Шарков Ф.И.[1] рассматривают проблему места
и роли политических коммуникаций; Тюриков А.Г., Почепцов Г.Г., Сафина А.А.,
Никифорова Э.Г., Устинов А.Э.[2] исследуют формы и методы
коммуникаций; Шарков Ф.И., Анохин М.Г., Дьякова Е.Г., Трахтенберг А.Д.[3]  анализируют реализацию и условия
эффективности коммуникаций, политической коммуникации в частности. Разнообразие взаимодействий государственной
власти с гражданами и различные каналы коммуникации рассматривали В. В.
Ворошилов[4], К.П Кокарев[5], Е.А. Шпак[6], Н. С. Скрипникова[7]. Из зарубежных источников можно отметить труды Маклюэн Г. М.[8],
Fan Y.[9],
Kerr P., Wiseman G.[10]
и др.

Наряду с этим необходимо особо подчеркнуть, что
исследований, посвящённых непосредственно взаимоотношениям государственной
власти и СМИ, недостаточно. До настоящего времени не были изучены многие
вопросы, связанные с содержанием и формами взаимодействия власти и масс-медиа.
Один из пробелов в существующих работах — отсутствие должного внимания к
региональному аспекту проблемы. В силу этих обстоятельств можно сделать вывод о
необходимости дальнейших научных исследований по избранной проблематике.

Целью выпускной квалификационной
работы является комплексный анализ механизмов взаимодействия СМИ и власти,
выявление существующих проблем и перспектив развития.

Для достижения поставленной цели в работе были определены
следующие задачи исследования:

— рассмотреть понятие, сущность и функции средств
массовой информации,

— выявить особенности взаимодействия органов
государственной власти и средств массовой информации,

— изучить формы взаимодействия средств массовой
информации и органов власти,

— проанализировать особенности китайских средств массовой
информации в ходе трансформации общества.

Объектом исследования в настоящей работе выступают общественные отношения,
складывающиеся в сфере взаимодействия
СМИ и органов власти.

Предметом исследования являются механизмы взаимодействия СМИ
и органов государственной власти в России и Китае.

Методология исследования. В работе используются метод сравнительного анализа,
исторический метод. При изучении эмпирического материала анализируются
количественные показатели и содержательные особенности публикаций.

Системный подход имеет первостепенное значение при исследовании вопросов
государственного управления.

Комплексный подход позволяет выявить противоречия в рамках исследования и
определить пути их преодоления.

Для решения поставленных задач также применялись следующие методы
исследования: структурный анализ, классификация, иерархия, моделирование,
эмпирические методы: анализ документов, статистические методы (при
оценке роли и влияния СМИ​) и др.

Научная новизна исследования состоит в комплексности предпринятого анализа механизмов взаимодействия СМИ и власти,
выявлении существующих проблем и выработке предложений по их решению.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Положения настоящей работы могут быть использованы в
преподавательской деятельности специалистов учебных заведений, а также для
дальнейших теоретических исследований по рассматриваемой в данной работе теме. Выводы
исследования носят рекомендательный характер и могут представлять интерес для
сотрудников медиа России и Китая, а также для исследователей российских и
китайских СМИ. Также результаты данного
исследования могут быть применены при совершенствовании и оптимизации систем
государственного управления безопасностью с опорой на средства и формы
политических коммуникаций.

Положения,
выносимые на защиту:

1. Взаимоотношения
СМИ с властью обеспечиваются за счёт пресс-служб (PR-отделы), специально созданных и функционирующих в
органах власти. Эти отношения носят многоплановый характер: они могут иметь
множество форм – от конфронтации до позитивного взаимодействия. В качестве
основной формы взаимоотношений в большинстве случаев выступает конструктивный
диалог. При этом сейчас, когда решения государственной власти во многом
определяются народом, деятельность СМИ становится решающей.

2. Активное
использование новых информационных технологий, в том числе и социальных сетей,
существенно повлияло на формы взаимодействия участников общения и постоянно
приводит к изменениям в государственном управлении и во взаимодействии органов
власти с масс-медиа.

3. С целью совершенствования
методов взаимоотношений СМИ и власти следует изучить мировой опыт. Так, правящая
коммунистическая партия КНР использует СМИ как способ передачи информации, что
в условиях отсутствия политической конкуренции придает свои особенности методам
политического влияния на общественное мнение.

4. Современный
Китай обладает широкой системой СМИ, осуществляющих информационную
деятельность, направленную как на граждан своего государства, так и на
зарубежную аудиторию. Такие средства массовой информации представлены всеми
основными медиаплатформами. Однако в условиях интернет-эпохи и информационного
общества рассмотренные нами СМИ осуществляют свою деятельность по продвижению
национальных реалий через мультимедийный контент на веб-сайтах, достигая тем
самым максимального охвата аудитории по всему миру.

5. Стоит
обратить особое внимание на количество иностранных языков, которые используются
при создании материалов (от 5 на телевизионной платформе CCTV до беспрецедентных шести десятков на Международном
радио). Так, будучи в разной степени зависимыми от государства, перечисленные
ранее китайские СМИ формируют у широкой международной аудитории образ страны,
который диктуется официальной властью.

6. Проанализировав
особенности взаимодействия СМИ и органов власти как нашей страны, так и
зарубежных государств, стоит сказать, что использование инновационных
инструментов в сети Интернет повышает привлекательность и доверие власти среди
населения. Так, использование различных социальных порталов в целях не только
информирования, но и оказания помощи было бы новым толчком в развитии института
государства в России. Система была бы актуальна как в социальной сфере, так и
экономике, и политике. Портал взаимодействия СМИ с органами власти включает
обзор информации со стороны населения о важных проблемах, органы власти и
средства массовой информации обосновывают пути решения.

По
своей структуре исследование состоит из введения, двух глав, заключения и
списка использованных источников.

В первой главе исследуются понятие, сущность и функции
средств массовой информации, а также выявляются особенности политической
коммуникации органов государственной власти и средств массовой информации;

Во второй главе анализируются формы взаимодействия
средств массовой информации и органов власти в Российской Федерации, а также
особенности китайских средств массовой информации в ходе трансформации
общества.

В заключении подводятся итоги и формулируются выводы, на
основании проведенного исследования. [1] Грачев М. Н. Политика,
политическая система, политическая коммуникация. М. : НОУ МЭЛИ, 1999; Грачев М.
Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы
развития. М. : Прометей, 2004; Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М. :
Рефл-бук, 2001; Шарков Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации:
Учебник/Ф.И. Шарков. М.: Издательство+торговая корпорация «Дашков и К», 2010. [2] Тюриков А.Г. Деловые
коммуникации. М. : КНОРУС, 2019; Почепцов Г.Г. Теория
коммуникации. М. : Рефл-бук, 2001; Сафина
А.А. Коммуникационный менеджмент: учеб.пособие. Казань: Изд-во Казан. Ун-та,
2015. [3] Шарков Ф.И. Информационно-аналитический фактор развития российской
государственности//IV международная научная
конференция «Парадигмальные основания государственного управления:
сравнительный анализ опыта регионов стран СНГ»; Анохин М. Г. Политические технологии // Вестник
Российского университета дружбы народов. 2000. № 2. С. 101–114. (Сер.
Политология); Дьякова Е. Г., Трахтенберг А. Д. Массовая коммуникация и проблема
конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов.
Екатеринбург : УрО РАН, 1999. [4] Ворошилов В. В. Современная пресс-служба. СПб.: Издательство Михайлова В.
А., 2005. С. 256. [5] Кокарев К.П. Обратные связи в деятельности регионального парламента:
эффективность и легитимность института // Государство и общество: философия,
экономика, культура: доклады и выступления – М.: ЛЕНАНД, 2009. – С. 4. [6] Киселева А.М., Шпак Е.А. Социальные сети в процессе коммуникации между
властью и обществом // КиберЛенинка: Научная электронная библиотека. 2015. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-seti-v-protsesse-kommunikatsii-mezhdu-vlastyu-i-obschestvom (дата обращения: 27.02.2022). [7] Скрипникова Н. С.  Прикладные
инструменты в реализации информационно-коммуникативных технологий обратной
связи власти и населения // КиберЛенинка: Научная электронная библиотека. 2015.
№4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prikladnye-instrumenty-v-realizatsii-informatsionno-kommunikativnyh-tehnologiy-obratnoy-svyazi-vlasti-i-naseleniya (дата обращения: 27.02.2022). [8] Маклюэн Г. М. Понимание медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ.
В. Николаева. М.: «Гиперборея», «Кучково поле», 2007. 464 с. [9] Fan Y. Branding the nation: Towards a better understanding. Brunel
University Research Archive. URL: http://bura.brunel.ac.uk/handle/2438/3496 (дата обращения: 02.03.2018) [10] Kerr P., Wiseman G. Diplomacy in a Globalizing World: Theories and
Practice. New York: Oxford University Press, 2013.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По
результатам проведенного исследования были сформулированы следующие выводы.

Взаимоотношения
СМИ с властью обеспечиваются за счёт пресс-служб (PR-отделы), специально созданных и функционирующих в
органах власти. Как уже было сказано, эти отношения носят многоплановый
характер: они могут иметь множество форм – от конфронтации до позитивного
взаимодействия. В качестве основной формы взаимоотношений в большинстве случаев
выступает конструктивный диалог. В настоящее время сотрудничество между
органами государственной власти и средствами массовой информации строится на
постулате о том, что власть не способна проводить эффективную и открытую
политику без оперативного освещения своей деятельности, а СМИ необходим лёгкий
и прямой доступ к сведениям, имеющим государственную важность. Сейчас, когда
решения государственной власти во многом определяются народом, деятельность СМИ
становится решающей.

Активное
использование новых информационных технологий, в том числе и социальных сетей,
существенно повлияло на формы взаимодействия участников общения и постоянно
приводит к изменениям в государственном управлении и во взаимодействии органов
власти с масс-медиа.

Самой
известной формой взаимодействия СМИ с властью в РФ является ежегодная
пресс-конференция Президента РФ, на которой высшее должностное лицо страны
отвечает на предварительно отобранные PR-отделами вопросы и затрагивает темы в части
стратегического развития страны и общества. Проведение подобных мероприятия
благоприятно влияет на коэффициент доверия общества в органах властях. СМИ в
данном действии выполняют миссию посредника.

С целью совершенствования методов
взаимоотношений СМИ и власти следует изучить мировой опыт. Так, правящая
коммунистическая партия КНР использует СМИ как способ передачи информации, что
в условиях отсутствия политической конкуренции придает свои особенности методам
политического влияния на общественное мнение.

В качестве наиболее важных видов СМИ можно назвать
радио, газеты, телевидение и т.п. За
прошедшие 10 лет китайские СМИ усовершенствовались и сильно изменились. Данное
развитие не обошло стороной электронные СМИ, а именно интернет.

Современный
Китай обладает широкой системой СМИ, осуществляющих информационную
деятельность, направленную как на граждан своего государства, так и на
зарубежную аудиторию. Такие средства массовой информации представлены всеми
основными медиаплатформами. Однако в условиях интернет-эпохи и информационного
общества рассмотренные нами СМИ осуществляют свою деятельность по продвижению
национальных реалий через мультимедийный контент на веб-сайтах, достигая тем
самым максимального охвата аудитории по всему миру.

Стоит
обратить особое внимание на количество иностранных языков, которые используются
при создании материалов (от 5 на телевизионной платформе CCTV до беспрецедентных шести десятков на Международном
радио). Так, будучи в разной степени зависимыми от государства, перечисленные
ранее китайские СМИ формируют у широкой международной аудитории образ страны,
который диктуется официальной властью.

Таким
образом, проанализировав особенности взаимодействия СМИ и органов власти как
нашей страны, так и зарубежных государств, стоит сказать, что использование
инновационных инструментов в сети Интернет повышает привлекательность и доверие
власти среди населения. Так, использование различных социальных порталов в
целях не только информирования, но и оказания помощи было бы новым толчком в
развитии института государства в России. Система была бы актуальна как в
социальной сфере, так и экономике, и политике. Портал взаимодействия СМИ с
органами власти включает обзор информации со стороны населения о важных
проблемах, органы власти и средства массовой информации обосновывают пути
решения.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Средства
массовой информации как инструменты
политической коммуникации в современном обществе

1.1 Понятие, сущность
и функции средств массовой информации Средства
массовой информации – один из важнейших институтов современного общества.
Огромна роль их в формировании, функционировании и эволюции общественного
сознания в целом[1].

Уже
первые шаги телевидения на политической арене в 50-ых начале 60-ых годов
вызвали среди специалистов эйфорию по поводу нового всемогущего средства
массовой информации. Утверждается, что журналисты, репортеры, специалисты по
рекламе и другие представители средств массовой информации заменили
традиционных политиков в качестве привратников политического процесса.

Сегодня
средства массовой информации характеризуют как: великий арбитр, четвертая
власть наряду с законодательной, исполнительной и судебной властью. Современную
политику невозможно представить без прессы, радио и телевидения. Средства
массовой информации представляют сложный и многогранный институт, состоящий из
множества органов и элементов.

Самым
главным аспектом во взаимодействии органов государственной власти и СМИ
являются формы этого взаимодействия, с помощью которых оно и происходит. Без
радио, телевидения, газет и журналов даже хорошо образованный человек не сможет
правильно ориентироваться в потоке противоречивых политических процессов,
принимать ответственные решения. Средства массовой информации позволяют ему
выйти за рамки индивидуального опыта, делают обозримым весь мир политики. В
этом главная отличительная черта средств массовой информации как политического
института.

Следует
отметить, что сегодня происходит возрастание потока информации. Происходит ее глобализация,
продолжают модернизироваться традиционные средства коммуникации. Фактически на
рубеже 80-ых годов мир средств массовой информации был разделен на 2 части:
старые (традиционные) и новые (современные). [1] Середина А.С. Взаимодействие органов государственной власти (региональной
власти) со средствами массовой информации // Государственное и муниципальное
управление в XXI веке: теория, методология, практика. 2015. №3. С. 62.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы