Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Гуманитарные науки Русский язык

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальныхклассах на основе этимологического анализа.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Особенности проведения словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе на основе этимологического анализа 6

1.1. Общее понятие работы в начальной школе по словарно-орфографическим темам 6

1.2. Анализ приёмов запоминания правописания непроверяемых слов 10

1.3. Анализ этимологических приёмов при обучении орфографии «трудных» слов 11

1.4. Анализ материала по русскому языку из современных учебников для начальной школы 23

Глава 2. Проблема организации словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе на основе этимологического анализа 28

2.1. Выявление особенностей УМК «Русский язык» в начальных классах. элементы этимологического анализа в УМК 28

2.2. Определение ключевых моментов этимологического анализа в УМК 37

2.3. Программа «Русский язык» в УМК «Гармония» (авторы: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко) 41

Заключение 45

Список использованной литературы 47

  

Введение:

 

В современной методике преподавания русского языка одной из актуальных проблем является поиск наиболее эффективных способов обучения орфографии младших школьников. Так как начальная школа является начальным этапом обучения, на этом этапе происходит формирование орфографических навыков, орфографической и речевой грамотности, умения изучать и письменно овладевать родным языком. От того, насколько полно сформированы эти навыки в начальной школе, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.

Для того чтобы сделать процесс изучения слов с непроверяемыми написаниями интересным для учащихся и повысить его эффективность, учителю необходимо приложить немало усилий, ведь это сложная и трудоемкая задача, требующая умственных и творческих усилий. Методике словарно-орфографической работы в начальной школе посвящено большое количество статей, параграфов и разделов учебных пособий. В своих работах методисты рассматривают различные аспекты проблемы. Н. Н. Китаев в своих работах раскрыл роль послогового заучивания слов с непроверяемыми написаниями [22]. П. П. Иванов уточнил последовательность работы с непроверяемыми непроверяемыми гласными. Н. С. Рождественский рекомендовал и описал приемы, облегчающие запоминание трудных слов, такие как: метод группировки слов по орфографическим признакам, подбор родственных слов и форм, подбор слов на основе графического сходства и графических контрастов и другие [42]. В. П. Канакина разработала лексико-орфографические упражнения, направленные на запоминание написания словарных слов, а также на развитие мышления и речи учащихся [18].

При работе над трудными словами В. В. Агафонов предложил опираться на слуховые и зрительные ассоциации, чтобы подключить эмоциональную и образную память ученика. Л.В. Савельева для рационализации процесса запоминания трудных слов на этапе первичного восприятия слова рекомендует опираться на основной вид памяти ученика: зрительную — без произнесения, моторную — с обязательным мягким произнесением, слуховую — без произнесения и зрительного восприятия.

Опираясь на данные психолого-педагогических и лингвометодических источников, В. В. Ераткина перечислила и описала большое количество приемов, способствующих активизации учебной деятельности при обучении непроверяемому письму [11]. О. Н. Левушкина и С. В. Ярославцева 5 предлагают решать проблему изучения словарных слов с помощью этимологической справки, которая содержит информацию о происхождении слова и его первоначальном значении. Проблеме совершенствования принципов словарно-орфографической работы посвящены работы многих методистов, которые считают, что повышение эффективности заучивания слов с непроверяемыми написаниями возможно прежде всего за счет изменения характера их запоминания: оно должно быть осмысленным, а не механическим.

Актуальность темы определяется тем, что словарно-орфографическая работа занимает особое место на уроках русского языка в начальной школе и является важным этапом в формировании орфографической грамотности учащихся. Для этого учителю необходимо использовать в словарно-орфографической работе разнообразные упражнения, направленные на прочное запоминание словарных слов.

Противоречие исследования: с одной стороны, проведение эффективной работы по обучению младших школьников правописанию слов с непроверяемыми орфограммами необходимо, но с другой стороны, у учителей нет достаточного соответствующего методического обеспечения.

Проблема исследования: какие упражнения необходимо использовать учителю при проведении лексико-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе?

Цель исследования: обосновать необходимость использования эффективных методов и приемов словарно-орфографической работы для обучения младших школьников правописанию слов с непроверяемыми орфограммами. Объект исследования: процесс обучения русскому языку в начальной школе. Предмет исследования: формирование орфографической грамотности младших школьников.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие словарно-орфографической работы.

2. Изучить методику проведения лексико-орфографической работы на уроках русского языка.

3. Проанализировать учебные программы по русскому языку с точки зрения ориентации на обучение правописанию слов с непроверяемыми орфограммами.

4. Проанализировать уровень орфографической грамотности младших школьников в процессе опытно-поисковой работы.

5. Рассмотреть и проанализировать существующие комплексы заданий и упражнений для обучения младших школьников правописанию слов с непроверяемыми орфограммами на уроках русского языка.

Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования: 1) теоретические: изучение, анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования; 2) практические: опытно-поисковая работа, анализ полученных данных.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В главе 1 мы рассмотрели понятие словарно-орфографической работы в научно-методической литературе, а также изучили методику обучения младших школьников словам с непроверяемыми написаниями. Работа со словами, написание которых не проверяется правилами, занимает важное место на уроках русского языка в начальной школе.

Словарно-орфографическая работа — это работа с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, основной задачей которой является овладение правописанием этих слов. Этот вид работы имеет преимущественно орфографическую направленность, что соответствует обогащению словарного запаса учащихся, развитию их устной и письменной речи.

Методике словарно-орфографической работы уделяли особое внимание такие педагоги и ученые, как Л.В. Савельева, М.Р. Львова, Н.И. Демидова, В.П. Канакина и др. Методисты выделяют следующие виды словарно-орфографической работы: Орфография (передача в письменной форме зрительно воспринимаемого слова, предложения или текста). Диктант (запись слова, предложения или текста, воспринимаемого зрительно или устно с целью обучения учащихся правописанию или проверки усвоенных знаний и способов орфографического действия). Орфографический анализ (анализ слов, фраз, предложений или текстов с целью поиска орфограмм, включая объяснение, как их проверить и как это сделать). Свободное (самостоятельное) письмо — подбор собственных примеров, повествование, сочинение и т.д.

Коррекция текста (исправление ошибок). Методика изучения слов с непроверяемыми написаниями основана на комплексе приемов обучения, которые опираются на различные типы памяти и мышления школьников. Традиционные приемы и методы словарно-орфографической работы основаны на механическом запоминании непроверяемых написаний путем многократного повторения словарных слов в различных упражнениях. Многие ученые считают, что запоминание, не основанное на привлечении образной и словесно-логической памяти, не способствует длительному удержанию информации в памяти школьника. Поэтому для успешного запоминания слов с непроверяемыми написаниями необходимо использовать как традиционные, так и нетрадиционные методы и приемы изучения словарных слов.

Словарно-орфографическая работа — это работа с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами, основная задача которой состоит в том, чтобы учащиеся овладели правописанием этих слов. Этот вид работы имеет преимущественно орфографическую направленность, что соответствует обогащению словарного запаса учащихся, развитию их устной и письменной речи.

Учителю необходимо использовать нетрадиционные методы и приемы словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе, что поможет сделать ее более эффективной и интересной для младших школьников.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Особенности проведения словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе на основе этимологического анализа

1.1. Общее понятие работы в начальной школе по словарно-орфографическим темам

Всем учителям хорошо известно, что чем богаче активный словарный запас человека, тем информативнее, понятнее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. А письменная речь — это самая многословная, точная и развернутая форма речи. Она должна передать словами то, что передается устно с помощью интонации и восприятия ситуации. Значение слова непостоянно, оно меняется в процессе развития ребенка. В начальной школе программа по русскому языку предусматривает обязательное изучение слов, написание которых не проверяется правилами. Мы называем их словарными словами.

И каждый учитель знает, как трудно учить словарные слова, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают в словарь. Поэтому именно в начальной школе большое значение придается словарно-орфографической работе, выбору методов и приемов, помогающих детям усвоить слова с непроверяемыми написаниями. В своей практике мы используем следующие приемы запоминания словарных слов.

Техника «фотографирования» слова — молча посмотрите на слово, прочитайте его про себя слог за слогом: затем закройте глаза и представьте его написанным. Затем снова открыть глаза, проверить себя, записать слово и снова проверить себя (для учащихся со зрительной памятью); 1) Произнести слово соседу или послушать соседа (для учащихся со слуховой памятью); 2) Произнести слово орфографически, четко произнося каждый звук. Мы произносим слова три раза: сначала нормальным голосом, затем тише, потом шепотом. А затем мысленно произносим слово «в уме» так же четко, но без произнесения звука (для учащихся с моторной памятью). Запоминание слов облегчается при использовании мнемонических приемов. Мнемоника (от греческого — искусство запоминания), система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти за счет образования искусственных ассоциаций. К мнемоническим приемам относятся такие стихи, рассказы, рисунки, головоломки, группировки слов, которые, вызывая определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудные слова.

Важное место на уроках русского языка в начальной школе занимает словарно-орфографическая работа. Словарно-орфографическая работа, по мнению М. Р. Львова, — это изучение написания слов, не проверяемых правилами, трудных в написании или малоизвестных учащимся по смыслу. Этот вид работы включает запоминание буквенного состава слов, орфографический, звукобуквенный анализ, написание слов, составление с ними предложений, включение их в словари, проверку написания слов в печатных словарях, составление настенных таблиц трудных слов и т.д. [29].

Многие учителя называют этот вид работы со словами «словарной работой». Л.В. Савельева категорически с этим не согласна: «Это название нельзя считать удачным, потому что, во-первых, оно не носит терминологического характера (как известно, все русские слова есть в некоторых словарях). Во-вторых, оно совершенно не проясняет для ученика суть орфографического явления, с которым он сталкивается в процессе изучения «словарного слова». Поскольку сама орфограмма не названа, следовательно, ребенок узнает о необходимости запоминать написание этих слов только из дополнительного объяснения учителя, но никак не из названия «словарные слова» [43]. Понятия «словарная работа» и «словарно-орфографическая работа» взаимосвязаны, но не тождественны.

Понятие «словарная работа» имеет более широкое значение. М. Р. Львов в «Словаре методики русского языка» дает следующее определение: «Словарная работа в школе — область методики 8 русского языка; охватывает усвоение учащимися новых слов и значений, овладение оттенками значения, эмоционально-экспрессивной окраской слов, сферами их употребления, их многозначностью и переносными значениями, усвоение синонимов, антонимов, паронимов, омонимов» [30]. [30]. Словарная работа включает также работу по активизации словарного запаса — включение слов в число постоянно употребляемых и используемых учеником. Другим важным этапом словарной работы является очищение словарного запаса. Этот этап позволяет убрать из словарного запаса ученика разговорные и жаргонные слова.

Проведение словарной работы необходимо не только на уроках русского языка и литературного чтения, но и на уроках окружающего мира, основ светской этики, так как в этих дисциплинах также встречаются слова, входящие в активный словарь ученика, а также те слова, при изучении которых у учеников могут возникнуть трудности в понимании и написании слов. Словарная работа предполагает использование школьных словарей, а также собственных словарей, составленных учащимися.

Методика словарной работы предполагает ежедневное усвоение 3-10 новых слов, а также постоянную работу по уточнению значений слов и их активизации. Словарная работа тесно связана с курсом орфографии, в связи с чем возникает такой раздел словарной работы, как словарно-орфографическая работа. В учебном процессе «словарными словами» часто называют слова с непроверяемыми написаниями. Непроверяемыми написаниями в методике считаются написания, не регламентированные орфографическими правилами. Н. Н. Алгазина называет слова такого типа «непроверяемыми». К непроверяемым написаниям относятся традиционно практикуемые буквенные написания, а также виды письма небуквенного класса.

К небуквенным непроверяемым написаниям относятся следующие: гласные (помидор, пенал, самолет), 9 согласных (солнце, стенд, программа), прописные и строчные буквы (Тихий океан, созвездие Большой Медведицы). К небуквенным непроверяемым сочетаниям относятся слитное написание (справа, вмиг, снизу) и раздельное написание (с испугу, на лету) [1]. Согласно данному описанию словарных слов, можно предположить, что проверить их написание можно только по словарю. При работе со словами данного типа используются разнообразные методы и приемы, которые показывают, что в список слов, необходимых для изучения в начальной школе, входят не только слова с непроверяемыми написаниями, но и слова, с правилами написания которых учащиеся познакомятся только в средней школе. Согласно исследованиям Л.В. Савельевой, слова, встречающиеся в учебниках начальной школы, можно разделить на три группы.

К первой группе относятся слова с непроверяемыми написаниями, которые делятся на несколько подгрупп: слова с непроизносимыми гласными (батон, зима), с непроизносимыми согласными (лестница), с двойными согласными (аппетит, тонна) и слова с непроизносимыми и звонкими согласными (автобус, вокзал). Вторая группа включает слова, правила правописания которых еще не знакомы младшим школьникам, но будут изучаться в средней школе. Сюда входят слова с чередующимися согласными (растение, загар), с гласными после инвертированных запятых (черный), правописание некоторых наречий (слитно и раздельно, с о или а на конце) и сложных слов с конъюнкцией.

Трудные для проверки написания — это те, которые подчиняются правилам, но их проверка затруднена в силу определенных факторов, которые М. В. Ушаков назвал трудными случаями в применении правил, а Н. Н. Алгазина охарактеризовала их как варианты орфограммы. К определенным факторам относятся семантические, фонетические и грамматические признаки слов. Трудности при проверке слов возникают в связи с субъективными факторами — непониманием учащимися значений слов, неумением подбирать однокоренные проверочные слова (Н. Н. Китаев). Кроме того, трудности при проверке так называемых «темных слов», в которых связь формы и содержания неясна, могут возникнуть при применении этимологического анализа этих слов (перчатки, поглощать и др.). В общей системе работы над правописанием необходимо применять особый методический подход к изучению слов с непроверяемыми орфограммами. Таким образом, словарно-орфографическая работа с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами, основной задачей которой является усвоение учащимися правописания этих слов. Следовательно, словарно-орфографическая работа имеет прежде всего орфографическую направленность, что не отменяет, а согласуется с обогащением словарного запаса учащихся, развитием их устной и письменной речи.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы