Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Детская и подростковая психотерапия

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Сказкотерапия в работе с детьми и подростками

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 4

ЧАСТЬ 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СКАЗКОТЕРАПИИ.. 8

1.1. Понятие
«сказкотерапия» в психолого-педагогической литературе. 8

1.2. Сказкотерапия как метод психологического
влияния на личность. 13

1.3.
Сказкотерапия как метода коррекции агрессивного поведения детей. 23

ЧАСТЬ 2.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ НА АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.. 31

2.1. Методика
и процедура констатирующего этапа исследования агрессивности у детей и
подростков. 31

2.2.
Результаты диагностики агрессивности у детей и подростков. 37

2.3. Методика
коррекции агрессивности у детей и подростков средствами сказкотерапии. 41

2.4.
Эффективность предложенной методики коррекции агрессивности у детей и
подростков. 48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 52

СПИСОК
РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 54

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 58

ВОПРОСЫ ДЛЯ
ПОДГТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ.. 63

ТЕСТОВЫЙ
КОНТРОЛЬ. 64

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ   65

  

Введение:

 

Актуальность. Агрессия у детей и
подростков является одной из наиболее острых проблем не только для работников
образования, но и для общества в целом. Рост детской преступности, увеличение
числа детей, которые проявляют агрессию в повседневной жизни, ставят задачу
изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно
важным является изучение агрессии в молодом возрасте, когда этот признак
находится в зачаточном состоянии и когда корректирующие действия все же могут
быть сделаны своевременно.

Агрессия
распространена у большинства детей и особенно подростков. Однако у определенных
детей агрессия становится устойчивой характеристикой личности. В результате у
ребенка возникают проблемы с самореализацией, личностным развитием, общением с
другими. Ребенок с агрессивными проявлениями создает много проблем не только
окружающим, но и самому себе. Психика незрелого ребенка не способна преодолеть
фрустрационные влияния без грамотной помощи взрослого человека. Учителя,
психологи и родители должны знать и учитывать особенности агрессии у детей и
подоростков, чтобы оперативно исправить и предотвратить деструктивным
проявлениям. Следует также учитывать тот факт, что дети и подростки отличаются
по агрессивности и учитывать эти различия при построении образовательного
процесса.

Проблемой
агрессии у детей и подростков занимаются многие известные ученых, таких как
Г.Е. Браслав, Д.Г. Лютова, Г.Б. Монина, Т.Г. Румянцева, И.А. Фурманов, и
другие.

Таким
образом, проблема агрессии у детей и подростков представляет значительный
интерес для психологической науки, особенно в эмпирическом плане, поскольку ее
разработка является весьма актуальной и важной для решения целого ряда вопросов
образовательной практики.

В
последнее время термин «сказкотерапия» звучит чаще и чаще. Все реже
употребления данного понятия вызывает удивленные взгляды, улыбки, скептическое
отношение. С уверенностью можно сказать, что все большее количество практических
психологов используют сказкотерапию как один из методов в своей деятельности.

Исследования
Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Н.С. Карпинской показали, что сказка жизненно
необходима ребенку, и она является для него средством познания окружающего мира
и самого себя.

В
литературных источниках последних лет часто сказка как объект исследования
привлекает внимание представителей различных школ и отраслей науки, в частности
фольклористов, литературоведов, психологов и т.п. Сказка нуждается тщательного
нового взгляда с использованием действенного инструментария. В связи с этим
исследования вопросов, связанных с анализом сказки как психокоррекционного
метода психологической помощи ребенку в разрезе психолого-педагогических
аспектов является целесообразным.

В
исследованиях вышеназванных специалистов говорится о возможности использование
метода сказкотерапии не только в психологической, но и в педагогической
практике с дидактической и развивающей целью. Что касается применение данного
метода в профессиональной деятельности психолога, то исследования по этому
поводу только начинают появляться на страницах научных изданий. Так, на
возможность и целесообразность применения сказкотерапии в
социально-педагогической практике указывают С.Ф. Савченко, А.Г. Ивановская, Н.Я
Шкарина и др., которые рассматривают сказку как прекрасное социально-педагогическое
средство социализации, развития и воспитания личности.

Особенно
эффективной сказкотерапия есть в работе с детьми  школьного и подросткового возраста. Это
объясняется несколькими причинами: с одной стороны, у детей и подростков сильно
развит механизм идентификации, что является незаменимым приемом развития
гибкости поведения, способности взглянуть на проблему по-другому. Сказка
является одним из доступных путей переноса своих собственных переживаний на
другого и, наоборот, осознание своих собственных чувств через окружающих.
Поэтому прослушивая сказку, дети, во-первых, сравнивают себя со сказочным
героем, и это позволяет чувствовать и понять, что не у них есть проблемы и
переживания. Кроме того, с помощью ненавязчивых сказочных образов детям и
подросткам предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения
возникших конфликтов, позитивная поддержка их возможностей и веры в себя. С
другой стороны, сказка обладает невероятно притягательной силой и позволяет
свободно мечтать и фантазировать.

Цель –
исследования эффективности коррекции агрессивного поведения у детей и
подростков методами казкотерапии.

Объект исследования:
сказкотерапия в работе с детьми и подростками.

Предмет исследования:
коррекция агрессивности у детей и подростков методами сказкотерапии.

Для
реализации поставленной цели определены следующие задачи:

1. Изучить
понятие «сказкотерапия» в психолого-педагогической литературе;

2. Выявить
психологическое влияние на личность средствами сказкотерапии; 3. Сформировать
представление о сказкотерапии как метода коррекции агрессивного поведения детей;

4. Рассмотреть методику и процедуру
констатирующего этапа исследования агрессивности у детей и подростков ; 5. Представить результаты диагностики
агрессивности у детей и подростков; 6. Предложить методику коррекции агрессивности у
детей и подростков средствами сказкотерапии; 7. Установить эффективность предложенной
методики коррекции агрессивности у детей и подростков.

Методологическая база исследования. Общие вопросы
применения сказкотерапии исследовали Э. Берн, А.П. Бурчик, И.В. Вачков, М.Э.
Гетманский, А.С. Гнездилов, Т.В. Грабовская, М. Эриксон, Т.Д.
Зинкевич-Евстигнеева, Д.А. Кудзилов, Е.С. Петрова и другие. Сейчас
сказкотерапия широко реализуется в реабилитационной работе: в
коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями интеллектуального
развития (И.Ю. Моисеенкова), в коррекции речи (Л.Н. Коновалова, А.В.
Ласточкина, Л.С. Калмыкова), как способ формирования «Я» (Н.С. Жук, Н.А.
Майбородюк), как способ преодоления эмоциональных проблем у детей (А.П.
Косарева), в психокоррекционные работе с гиперактивными детьми (И.Н. Орленко) и
др. Описания работы с имеющейся сказкой как технологии отмечаются в трудах Т.Д.
Зинкевич-Евстигнеева и в работе с типологизацией сказок А.С. Наговицына и В.А.
Пономаревой.

Методы исследования.
В работе использовался комплекс методов, выбор и сочетание которых
оговаривались особенностями содержания и этапов исследования. Для решения
поставленных задач были использованы общенаучные методы исследования:

— теоретические:
теоретико-методологический анализ психолого-педагогической и специальной
литературы по проблеме использования сказкотерапии в работе с детьми и
подростками; синтез, сравнение и обобщение теоретических данных, систематизация
материала;

— эмпирические:
наблюдение за учебно-воспитательным процессом; изучение результатов коррекции
агрессивного поведения детей и подростков; психологические эксперимент.

Структура работы. Итоговая
работа определяется целями и задачами данного исследования и состоит из введения,
двух частей, заключения, списка рекомендованной литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Теоретическое
и эмпирическое исследование проблемы агрессивности детей  и подростков, особенностей их психокоррекции
позволило сделать следующие выводы:

Следует
иметь в виду, что для детей и подростков, так же как и для взрослых, характерны
две формы агрессии: не деструктивная и враждебная деструктивность.

Психологическая
коррекция – это метод комплексного психологического воздействия на ребенка
(подростка) с целью изменения ее жизненных установок, взглядов, навыков
поведения, а также развития таких психических функций, как память, внимание,
мышление.

Сказкотерапия
– это процесс поиска, смысла, интерпретации знаний о мире и системе
взаимоотношений в нем; перевод сказочного содержания в реальность; процесс
объективации проблемных ситуаций, активизация потенциала личности, всестороннее
обучение и воспитание; терапия с окружающей средой, особая сказочная ситуация,
в которой можно реализовать мечту, а главное – чувство безопасности.

Психокоррекционные
сказки созданы, чтобы мягко влиять на поведение ребенка. Они позволяют
исправить поведение детей или личные качества (застенчивость, бездумность,
настроенность, жадность и т.д.). Психокоррекционная сказка также может научить
детей вежливости, доброты и заботы.

Во
время диагностики агрессивности детей были использованы такие методики, как
«Крокодил», «Несуществующее животное», «Кактус». Для диагностик подростков мы
подобрали такие методики: методика «Оценка агрессивности в отношениях» А.
Ассингера; «Диагностика показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки в
модификации В. Резапкиной; методика «Диагностика пороков личностного развития» (по
С. Карпенко).

В
исследовании принимали участие ученики 1-го и 8-го классов. Во время
констатирующего этапа эксперимента, было установлено, что дети с высоким
уровнем агрессии более склонны к негативному поведению, что говорит о
физической агрессии. Они придерживаются запрещенного поведения относительно
своих сверстников. Следует также отметить, что для этих детей (подростков)
характерно отсутствие сотрудничества и компромисса. Агрессивных детей
объединяет одно общее – невозможность понять других людей. Они не могут
соблюдать правила игры, поддерживать других. Когда конфликт усиливается, они
становятся раздраженными и не имеют самоконтроля.

Использованием
психодиагностических методик для подростков во время констатирующего  этапа было установлено, что у 71, 8% респондентов
высокий и средний уровни агрессивности; она преобладала в физической,
косвенной, вербальной формах и в форме обидчивости. Доказано, что тревожность,
импульсивность, нечестное поведение, экстернальность и эстетическая
нечувствительность являются теми индивидуально-психологическими особенностями,
которые вызвали агрессию у респондентов.

Результатом
анализа психолого-педагогической литературы и проведенных исследований было
установлено, что сказкотерапия является эффективным методом коррекции детской и
подростковой агрессии. Так во время формирующего этапа эксперимента была
предложена психокоррекционная программа 
для детей и подростком основанная на методе сказкотеррапии.

Во
время контрольного эксперимента было установлено, что: существенно снизились
показатели физической, косвенной и вербальной форм агрессии у детей и
подростков; выявлены положительные изменения и в показателях индивидуально-психологических
характеристик участников исследования.

 

Фрагмент текста работы:

 

ЧАСТЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СКАЗКОТЕРАПИИ 1.1. Понятие
«сказкотерапия» в психолого-педагогической литературе Сказка
сопровождает человека на протяжении всей жизни, помогает его успешной
социализации и эффективному усвоению жизненных уроков. Сказка для ребенка – это
не просто выдумка, фантазия. Это особая реальность мира чувств. Сказка
раздвигает рамки обычной жизни; только в сказочной форме дети встречаются с
такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев
и сострадание, предательство и коварство. Сказка – это древний способ
поддержать человека с помощью слова.

По
мнению И.П. Макеевой сказкотерапия – интеграционная деятельность, в которой
действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность,
самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных
состояний [17, с. 70].

Один
из самых авторитетных в этой области психолог Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева
определяет сказкотерапию как набор способов передачи знаний о духовном пути
души и социальной реализации человека, как воспитательную систему, свойственную
духовной природе человека. Автор считает, что сказкотерапия это  и открытие тех знаний, которые живут в душе и
в данный момент и процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе
взаимоотношений в нем, и процесс образования связи между сказочными событиями и
поведением в реальной жизни, и процесс объективации проблемных ситуаций, и процесс
активизации ресурсов, потенциала личности, процесс экологического образования и
воспитания ребенка, а также терапия средой, особой сказочной обстановкой, в
которой могут проявиться потенциальные части личности, то нереализованное, что
может реализовать мечту, и процесс подбора каждому клиенту его особой сказки [11,
c.
63].

По
мнению Е.В. Свиридовой используя в работе сказкотерапию, детскому психологу
необходимо учитывать следующие психологические механизмы влияния сказок: во-первых,
волшебные сказки является символическим отображением древних ритуалов,
важнейшим из которых для сказок выступила инициация. Преодолевая различные
трудности, герой получает возможность изменения – перехода на другой
качественный уровень [37, c.
90].

Во-вторых,
сказки описывают глубинный опыт проживания эмоциональных кризисов, характерных
для развивающегося. Воздействуя на бессознательном уровне, сказки включают
адекватные механизмы защиты «я», в частности, адаптационные механизмы, которые
помогают преодолеть кризис.

В-третьих,
воспроизводя кризисные жизненные ситуации, сказка учит ребенка продуктивно
переживать страх и обращаться со страхом, направляя, проектируя его в
конкретные сказочные образы.

В-четвертых,
образы сказок помогают ребенку пережить реальную жизненную ситуацию,
нравственные нормы и принципы взаимоотношений между людьми в близкой и понятной
ему форме.

Взросление
ребенка, как правило, сопровождается появлением большого количества проблем в
виде гнева, печали и страха. Общепринятые методы воспитания детей, проявляют
агрессию по отношению к сверстникам и родителям, которые демонстрируют свое
непослушание, которые игнорируют просьбы.

Современная
психология только с недавних пор выделила сказкотерапию как метод психологической
коррекции. Но, несмотря на это, на сегодняшний день терапевтические сказки
активно используются психологами в процессе работы с детьми, подростками и даже
взрослыми.

К.
Юнг, Э. Берн, З. Фрейд занимались анализом сказок, так как считали, что они
влияют на формирование личности. Аналитическая психология К. Юнга показывает
отображение архетипов в сказках. К. Юнг на основе опытов доказал, что человек
часто руководствуется установками, которые не подчиняются законам формальной
логики.

И.В.
Вачков в своих работах пишет, что сказкотерапия используется и психологами, и
педагогами, и врачами, потому что каждый из них находит в сказке то средство,
которое помогает в решении их профессиональной задачи. В сказке клиент
демонстрирует свои архетипы и социальные установки, насыщает ее своим актуальным
сюжетом, и за счет этого сказкотерапевт может рассмотреть, с какими чувствами
клиент проживает свою жизнь, какие у него основные переживания, жизненные цели,
его обиды, страхи, фобии [41, c.
185].

Для
каждого клиента подбирается жанр сказки, который больше соответствует его
проблеме: любовная история, детектив, фантастика, анекдоты и др.

Со
сказкой можно работать различными вариантами. Это может быть: самостоятельное
написание сказки клиентом; беседа по уже существующей сказке; инсценировка
написанной сказки; арт-терапевтическая работа по мотивам написанной сказки.

Т.Д.
Зинкевич-Евстигнеевой была предложена следующая типология сказок:

1.
Художественные сказки, которые наиболее приближены к обычному фольклору. Они
универсальны и применимы практически к любому клиенту.

Данный
вид сказок можно рассматривать скорее как поддерживающая терапия, чем методом
коррекции более насущных проблем.

2.
Психологически сказки, которые ставят перед собой функции:

а)
по воспитанию ребенка – после услышанной сказки ребенок перенимает правила и
нормы поведения положительных героев.

б)
учат взрослых ответственности и устойчивости перед проблемами – обычно в
сказках добро побеждает зло, но чтобы это зло победить, герой должен
значительно постараться.

в)
клиент, слушая сказку, накладывает события, происходящие у него, на свою жизнь,
что в результате формирует правильную модель поведения.

г)
лечебное воздействие на психику и через психику на организм человека –
сказкотерапия помогает человеку избавиться от страхов, фобий и проблем [12, c. 53].

3.
Дидактические сказки – чаще всего используются для обучения дошкольников и
детей младшего школьного возраста. В данных сказках абстрактные символы (звуки,
цифры, буквы) одушевляются, при этом вокруг них возникает любой сказочный мир,
в котором они живут. Таким образом, данные сказки учат детей чему-то новому и
важному.

4.
Психокоррекционные сказки – создаются и используются для мягкой коррекции
некоторых черт характера и поведения ребенка. При создании сказки в основу
кладут аналогичную проблему, но непосредственно не связанную с явной ситуацией.

5.
Психотерапевтические сказки – не всегда имеют счастливый конец, но заставляют
человека задуматься над смыслом жизни, о смерти, о своем отношение к близким
людям. Если другие психологические техники не дают должного результата, то
специалист использует данный вид сказок.

На
сегодняшний день лечение сказкой применяется повсеместно: проходят групповые и
индивидуальные занятия для людей любого возраста. Некоторые родители могут
самостоятельно использовать сказкотерапевтические истории, чтобы оказать помощь
своему ребенку. Авторское написание индивидуальной истории для человека сейчас
становится наиболее популярным методом психологической работы с личностью. Это
связано с тем, что клиент ассоциирует себя с героем сказки, помогает ему
осознать себя и свои слабые стороны. Также человек может написать свою
собственную сказку, и уже в процессе написания он почувствует ее положительное
влияние. Данный метод написания сказок помогает человеку посмотреть на себя и
свои проблемы со стороны [15, c.
94].

Основными
принципами занятий по сказкотерапии являются:

— добровольность
участия детей центральный момент сказкотерапии. Этому способствует ритуал
«вхождения в сказку»;

— связь
с реальностью: из сказки происходит приобщение ребенка к общечеловеческим
ценностям. Человек имеет возможность восстановить утраченные силы, укрепить
веру в добро, при этом уровень тревоги снижается и наступает ощущение покоя и
удовлетворения;

— учет
индивидуальных особенностей детей от степени психологического комфорта
участников зависит их активность, глубина эмоциональной включенности;

— внимание
двигательной активности детей: усталость после многократного выполнения психогимнастических
этюдов приводит к самопроизвольному расслаблению организма и, следовательно,
снятие эмоционального напряжения;

— поощрение
самостоятельности детей по сюжету сказок, действие сверстников, собственных
переживаний [23, с. 24].

Основные правила
проведения занятий: занятия по сказкотерапии проводятся один раз в неделю, продолжительность
15-20 минут. В старшем школьном возрасте продолжительность достигает 25-30
минут. Сказкотерапия проводится по подгруппам. Состав каждой из них не должен
превышать 12 человек. Оптимальное количество участников – 8-10 человек. По
мнению Е.А. Свиридовой, как показывает опыт, именно в этом диапазоне эффекты
групповой сказкотерапии могут проявляться особенно ярко. Регулярность
проведения способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности
ребенка. Для проведения занятий создается безопасное пространство. Место для занятия
должно быть достаточно много.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы