Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Семья как развивающая среда для ребенка с ограниченными возможностями
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ КАК
РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.. 6
1.1. Психолого-педагогические
особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. 6
1.2. Семейное воспитание как средство развития ребенка. 15
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ КАК
РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДОЙ ДЛЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ.. 23
2.1. Организация и методики
исследования особенностей семейного воспитания семьях детей с ОВЗ. 23
2.2 Анализ полученных результатов исследования. 28
2.3. Методика социальной работы
с семьей как развивающей средой для ребенка с ограниченными возможностями
здоровья. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 56
Введение:
Актуальность исследования. Перед
современным обществом с каждым годом всё более остро становится актуальным
вопрос равных возможностей получения полноценного всестороннего образования.
Одним из приоритетов российской государственной политики в сфере образования на
сегодняшний день, стало инклюзивное образование. Согласно ФГОС начального общего
образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (далее ОВЗ), а также национального проекта
«Образование» и федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» перед
обществом и образованием стоят задачи воспитания «гармонично развитой и
социально ответственной личности…», «…оказание психолого-педагогической,
методической и консультативной помощи родителям детей…».
Сегодня семья как социальный институт находится в
условиях тяжелого кризиса, поскольку утрачивается значительное количество
семейных традиций, наблюдаются изменения в отношении родителей к детям,
разрушаются психологические микросоциумы семьи.
В такой ситуации семья не
может полноценно нести ответственность за социализацию детей, так как в
большинстве случаев экономические условия ставят их в зависимость от поиска
источников к существованию. Притом, что именно в семье происходит процесс
усвоения общественных норм, культурных ценностей и становление личности.
Кризис современного общества порождает неблагополучие в обществе, что
проецируется на семью. Семейное неблагополучие влечёт за собой
социально-средовую дезадаптацию детей. У детей формируется негативное отношение
к окружающим людям, повышается их уровень агрессивности и конфликтности. В
результате у них происходит частичная или полная утрата способности
приспосабливаться к условиям социальной среды, усложняется система
взаимодействия с социумом в целом.
Под влиянием
различных факторов в России, наблюдается тенденция к увеличению рождения детей
с различной патологией. По данным всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)
практически в каждой пятой семье рождается ребенок с физическими или
умственными дефектами в развитии. В первую очередь, это дети, имеющие
физические или психические недостатки, которые препятствуют успешному освоению
ребёнком образовательной программы. Категория таких ребят достаточно
разнообразная: в неё входят дети с нарушениями речи, слуха, зрения, патологиями
опорно-двигательного аппарата, комплексными нарушениями интеллекта и
психических функций.
При этом, именно от семьи
в первую очередь зависит, каким будет расти ребенок, и какое место в обществе
он займет. Определено, что тип семьи, в которой рождается ребенок, сильно
влияет на его ожидания, установки, набор ролей и систему взглядов и
взаимоотношений с другими людьми. Семья оказывает влияние на когнитивное,
эмоциональное, социальное и физическое развитие ребенка на протяжении всего
жизненного пути.
Современная
семья остро нуждается в социальной, культурной, педагогической поддержке. Семья,
являясь важнейшим социальным, воспитательным институтом общества, формирует
необходимость комплексного изучения ее структуры, характера межличностных
взаимодействий, особенности распределения социальных ролей и микроклимата
семьи, передачи опыта от одного поколения к другому, особых ресурсов совместной
трудовой деятельности и ведения хозяйства. Тем самым актуальность
определения оптимальных технологий социальной работы с детьми не вызывает
сомнений на сегодняшний день. Такое положение подтверждается в трудах многих
исследователей.
Степень изученности темы исследования. Данной проблемой
занимаются многие ученые как В.В. Бодров, В.Е. Каган, Н.И. Козлов Г.И. Крайнев,
М.С. Мацковского, Г.М. Миньковского, A.M. Полеева, Ю.П. Прокопенко, М.И.
Рахмановой, М.Я. Устиновой, Л.В. Чуйко, Б.Ю. Шапиро, З.А. Янковой и др.
Анализом проблем и трудностей, которые
переживаются российской семьей на фоне наличия общих социально-экономических
процессов, социально-демографической ситуации современности, занимались такие
исследователи как А.И. Антонова, В.А. Борисова, А.Г. Волкова, В.А. Сысенко и
др.
Изучением вопроса развития детей с ОВЗ занимались такие ученые как Г.Е.
Сухарева, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединский, И.Ф. Марковская, Н.Ф.
Добрынин. Так же проблемы развития ребенка с ОВЗ исследовали зарубежные
исследователи: А. Штраус, Л. Лейтинен, Р. Пейн, А. Гезел, Р. Заззо.
Особенности семьи,
семейного воспитания, особенности формирования личности ребенка в семье изучали
Ю.П. Азаров, Д.Н. Добрович, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г.
Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, С.В. Ковалёв, Н.В.
Бондаренко и другие.
Учитывая
актуальность и важность выше сказанного, была сформулирована тема исследования,
определены объект, предмет, цель и задачи исследования.
Объектом
исследования выступают особенности развития детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Предметом
исследования является социальная работа с семьей как
развивающей средой для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Целью
исследования является определение особенностей социальной
работы с семьей, влияющей на развитие личности ребенка с ограниченными
возможностями здоровья.
Поставленная цель
предполагает решение следующих задач
исследования:
1. Изучить психолого-педагогические
особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Определить особенности
семейного воспитания как средства развития ребенка.
Заключение:
В данном
исследовании проведен подробный анализ социально-педагогической литературы по
проблеме особенностей семейных отношений в семьях, воспитывающей ребенка
младшего школьного возраста ограниченными возможностями здоровья. Можно сказать
о том, что социально-педагогическая поддержка является не просто суммой
разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает
как комплексная социальная технология, особая культура поддержки и помощи семьи
в воспитании и организации обучения ребенка с ОВЗ. В настоящее время практически
в каждой пятой семье рождается ребенок с физическими или умственными дефектами
в развитии.
Исследование
проводилось в 3 этапа: поисково-подготовительный, опытно-экспериментальный,
контрольно-обобщающий. В качестве базы исследования было выбрано Школьное
отделение № 4(по обучению и воспитанию детей с ОВЗ)ГБОУ "Школа № 1499», в
исследовании приняли участие четыре семьи с детьми младшего школьного возраста
с ЗПР.
В
начале экспериментальной работы родители были напряжены, выказывали
беспокойство, неуверенность по поводу своего ребенка, его возможностей
развития. Они контролировали практически
все поведение детей, общение с другими участниками. Часто задавали уточняющие
вопросы, показывали имеющуюся осведомленность и компетентность. Заботу о
ребенке воспринимали как долженствование, воспринимая ребенка часто как
«маленького неудачника». Такое поведение подтвердилось выявлением
психологического типа родителя и доминирующего стиля воспитания с помощью
подобранных диагностических методик.
Дети
выказывали стеснение на первых порах, ориентировались на своих родителей. У
всех наблюдалась зависимость от взгляда и слова родителей.
В связи с вышесказанным была
составлена и апробирована программа социально-педагогической
поддержки семьи, воспитывающей ребенка младшего школьного возраста с ОВЗ в
условиях инклюзивного образования «Моя семья».
Исследуя отношения в
семье со стороны родителей и детей, мы установили, что отношения строятся на
основе сохранения видимой благожелательности, родители испытывают трудности во
взаимоотношениях, разработали и применили на практике программу по оптимизации
детско-родительских отношений. Наши результаты подтвердили предположение о том,
что большие резервы заключены в использовании педагогом методов игрового
моделирования родительского отношения с целью развития у родителей рефлексии
собственных воспитательных приемов. Оно побуждает родителей к поиску более
подходящего способа родительского отношения, упражняет в логичности и доказательности
педагогических рассуждений, развивает чувство педагогического такта,
способствует выявлению новых способов по взаимодействию родителей и детей.
Вовлекаемый в игровую
ситуацию, родитель начинает буквально заново открывать для себя радость общения
с ребенком не только словесно, но и эмоционального. Многие родители, склонные к
авторитарности, в результате участия в игровых упражнениях начинают лучше
осознавать ценность признания реального роста и достижений своего растущего
ребенка, больше доверять его силам и компетентности.
После апробации программы было
заметно изменения в поведении детей и взрослых. Что подтвердило проведение
контрольного этапа эксперимента с использованием опросника родительского
отношения. Проведенный впоследствии математический анализ результатов
исследовательской работы при помощи Т-критерия Вилкоксона показал, что нам
удалось подтвердить гипотезу, сформулированную на начальном этапе нашего
исследования: социально-педагогическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка с
ОВЗ в условиях инклюзивного образования будет успешным при наличии «Моя семья».
Также нами были составлены методические
рекомендации специалистам по организации поддержки семьи, воспитывающей ребенка
с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, а также предложены рекомендации
родителям социального педагога, логопеда и учителями дефектолога по
взаимодействию с детьми с ОВЗ.
Мы надеемся, что данная
работа окажется нужной и полезной для родителей, воспитателей, социальных работников и представителей смежных профессий,
которые работают в области детско-родительских отношений, для заинтересованных
в поисках новых контактов и взаимопонимания с ребенком, готовых признать в нем
личность и оценить его право быть собой.
Таким образом, проведенное исследование и анализ полученных
результатов позволили сделать вывод о достижении цели и решении поставленных
задач.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ КАК РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 1.1.
Психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья
На современном этапе развития общества прослеживается реальная тенденция,
которая выявляется в форме ухудшения здоровья детей и подростков, поскольку
постоянно увеличивается количество детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или
физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не
позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут
выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами",
"дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с
трудностями в обучении", "исключительные дети". В этой
группе также выделяются те дети, которые не признаны инвалидами, но все де
имеют те или иные ограничения своей жизнедеятельности. Обобщая вышесказанное
можно отметить, что дети с ограниченными
возможностями здоровья – это определенная группа детей, которая вызывает
необходимость организации особого внимания и подхода к воспитанию [5].
К детям, которые имеют нарушения в развитии принято относить детей с
разными нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой
психического развития, а также с эмоциональными и интеллектуальными нарушениями
[9]. Рассмотрим подробнее названные категории нарушений развития детей.
1. Нарушение слуха,
которое может иметь разную степень, начиная от легкой потери слуха, до полной
глухоты.
2. Нарушение зрения,
имеющее также разную степень, частичную или полную слепоту.
3. Нарушения двигательной
сферы, в которой в первую очередь выделяется ДЦП, а также нарушения различных
форм подвижности.
4. Нарушения речи,
начиная от легких недоразвитий речи и заканчивая тяжелыми нарушениями речи,
письма, чтения и др.
5. Нарушения
интеллектуального развития (умственная отсталость, нарушение психического
развития).
6. Дети с проблемами
поведения, общения, адаптации [19].
Рассмотрим некоторые психологические характеристики развития детей с
ограниченными возможностями, которые являются определяющими при выборе
направления воспитания и организации образовательного процесса.
Дети с нарушением слуха
Нарушения слуха у ребенка
разделяется на три различные группы, а именно:
1. Глухие
2. Слабослышащие
(тугоухие)
3. Позднооглохшие
Особенность глухого
ребенка заключается в том, что они характеризуются стойким двусторонним
нарушением слуха, причиной этому может быть несколько направлений, а именно это
может быть наследственность, врожденная аномалия или приобретенное в период
раннего детства до момента овладения речью. В случае, если глухой ребенок не проходит
обучение, и у него нет развития речи с помощью использования специальных
методов, то он становится немым, т.е. глухонемым (данное понятие было принято в
научных работах психологов до 1960-х годов) [3].
В связи с этим
организация процесса воспитания и обучения глухого ребенка должна начинаться с
раннего детства, учитывая при этом своеобразие психического развития и
систематическую реализацию социально-педагогических средств, которые
обеспечивают компенсаторное развитие детей.
Потеря слуха приводит к
тому, что ребенок лишается важного источника информации, что значительно
ограничивает процесс его развития. В первую очередь нарушения слуха влияет на
речевое развитие детей, оказывая опосредованное влияние на формирование памяти
и мышления.
А вот особенности
личности и поведения ребенка с тем или иным нарушением слуха не являются
биологически обусловленными и вполне могут поддаваться коррекции в специально
созданных соответствующих условиях [10].
Большую часть знаний об
окружающей действительности нормально развивающийся ребенок получает
посредством слуховых ощущений и восприятия. Что же касается ребенка с
нарушениями слуха, то он не имеет такой возможности, либо она крайне
ограничена. Это влияет на процесс познания, сказываясь отрицательно на
формирование иных ощущений и восприятий.