Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Сценическое волнение и пути его преодоления
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
Глава 1.
Сценическое волнение как тип стрессовой ситуации. 5
1.1 Феномен
сценического волнения. 5
1.2 Причины
сценического волнения. 9
Глава 2.
Преодоление сценического волнения – неотъемлемый аспект концертной деятельности
исполнителя. 14
2.1
Концертное выступление как особый вид творческой деятельности. 14
2.2 Стратегии
преодоления сценического волнения музыканта. 18
Заключение. 26
Список
литературы.. 27
Введение:
Проблема сценического волнения – одна из наиболее актуальных, жизненно важных для
музыкантов-исполнителей. Сталкиваясь с ней впервые в подростковом возрасте,
представители сценических профессий не перестают ощущать ее остроту вплоть до
завершающих этапов своей сценической карьеры.
Различные
виды сценического исполнения, в том числе и музыкальное, требуют большой
подготовки, мастерства и владения способами максимального раскрытия
возможностей исполнителя.
Актуальность
исследования. Для правильного построения сценического
выступления нужно определить особенности личности исполнителя. Воспитание
исполнительских качеств прежде всего подразумевает заботу об эффективности
деятельности исполнителя, которая в свою очередь ставит задачу психологической
подготовки исполнителя к выступлению на сцене.
Уровень
подготовки исполнителя зависит не только от его прошлого опыта или мастерства,
но и от того, что происходит с субъектом до начала исполнения, от его способа
реагирования на сценическую ситуацию, которая всегда остается повышенным
стрессогенным фактором. Сейчас многие исполнители нуждаются в коррекции
неправильного сценического поведения. Такие симптомы, как дрожание рук, губ,
коленей, отказ голоса или слуха, неспособность сосредоточиться на исполнении
произведения, просто боязнь выходить на сцену, являются основными проявлениями
синдрома сценического волнения. Все они требуют серьезного подхода, анализа
проявлений этих неприятных явлений, коррекции или замены такого поведения на
сцене более подходящими и адекватными статусу артиста и ситуации типами.
Объект
исследования — психическое состояние музыканта-исполнителя во
время подготовки и сценического выступления.
Предмет
исследования — состояние сценического волнения и способы его
преодоления музыкантом-исполнителем во время подготовки и сценического
выступления.
Цель —
исследовать основные качественные характеристики феномена сценического волнения
как психического состояния и наиболее эффективные способы преодоления
сценического волнения.
Гипотеза: феномен
сценического волнения реализуется через различные психические состояния,
обусловленные субъективным ощущением музыканта-исполнителя, которое возможно
корректировать с помощью различных приемов и стратегий, минимизируя волнение.
Задачи
исследования:
1. Провести
теоретический анализ исследований, касающихся феномена сценического волнения,
для выявления его специфических характеристик.
2. Выявить
психические и психологические аспекты субъективного восприятия, приводящие к
возникновению волнения на сцене.
3.
Рассмотреть концертное выступление как комплекс внутренних и внешних
характеристик, влияющих на психическое состояние и самоощущение
музыканта-исполнителя.
4.
Проанализировать методы и методики преодоления сценического волнения, выделив
наиболее эффективные из них.
Теоретическая
основа исследования: основные принципы и положения субъектного,
динамического и ситуационистского подходов (К. Левин, Л. Фестингер, К.А.
Абульханова, P.M. Грановская, Ф.Е. Василюк, Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова, Л.
Росс, Р. Нисбет). При теоретическом изучении проблемы сценического волнения
были рассмотрены основные положения теории музыкальной психологии (Л.Л.
Бочкарёв, А.Л. Готсдинер, Г.В. Иванченко, Б.В. Асафьев, Е. Назайкинский, Г.М.
Цыпин).
Использованные
методы:
— метод
систематизации информации;
— метод
теоретического анализа,
— метод
наблюдения.
Теоретическая
и практическая значимость работы обусловлена возможностью
использования материалов и результатов исследования при планировании работы с
обучающимися детских школ искусств, любительских исполнительских музыкальных
коллективов, а также при разработке специализированных курсов по музыкальной
психологии и психологии исполнителя.
Заключение:
В
музыкальной педагогике и психологии существует много контрастных,
противоположных и довольно противоречивых взглядов о специфике выявления
сценического эстрадного волнения как разновидности эмоциональных состояний (Л.
Бочкарев). Согласно известной психологической закономерности плохо не только
«переволноваться», но и «недоволноваться» к оптимуму, так как эффективность
выполнения деятельности достигает своего максимума только при определенном
уровне эмоционального напряжения. Кроме этого, музыкально-педагогическая
научная мысль подчеркивает важность «не перегореть» эмоционально,
психологически и физически ранее времени выхода на сцену.
Возбуждено
ключевая проблема, которая обусловлена наличием у музыканта призвание (права)
к публичным выступлениям, связанная с исследованием исполнительских
артистических эмоционально регулятивных способностей — эстрадного самочувствия
и изучением пригодности к выбранной профессии — исполнительской артистической
деятельности. Она считается также одним из наиболее разработанных разделов как
общей психологии, педагогики, философии, психофизиологии, так и теории музыкально
исполнительского искусства. Однако, это никак не отрицает актуальность нашего
научного исследования
Итак,
проблема онтогенетического развития сценического волнения — одна из наиболее
актуальных и жизненно важных для музыкантов исполнителей, начиная с подросткового
возраста и заканчивая завершающими этапами карьеры. Исследуемый феномен a
priori не может меть однозначную трактовку, психофизиологической природы и
практического решения как в музыкальной педагогике, психологии, так и теории
музыкально исполнительского искусства. Качественные признаки выявления
сценического эмоционального волнения более комплексно проверяются только во
время «живого» публичного выступления артиста.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Сценическое
волнение как тип стрессовой ситуации
1.1 Феномен сценического волнения
В
концертном выступлении как решающем моменте в творческой жизни исполнителя (А.
Алексеев) особенно отчетливо активизируется индивидуальность и неповторимость
сценического волнения музыканта-педагога. Известно, что его источником является
«увлеченность музыкой, которая выполняется и непреодолимое стремление к
воплощению творческого замысла» [3, с. 250]. Данный психическое состояние в
своем развитии для каждого студента-инструменталиста проходит онтогенетический
путь из шести стадий (фаз) [10].
Первая
стадия — длительное предконцертное состояние — не имеет четких временных
границ, потому что начинается после того, как только музыканту становится
известна дата публичного выступления. Важность ее активизации указывает П. Нерсесьян:
«Я специально вызываю волнения за день-два до важного для меня выступления,
потому что уверен, что только на фоне положительно окрашенного сценического
волнения возможно добиться высоких результатов в исполнительском искусстве» [9,
с. 12]. Действительно, чем ближе день и время к выходу на сцену, тем
интенсивнее обостряются чувства и эмоции студентов-инструменталистов, их
требовательность к себе. В зависимости от качественного уровня подготовки и
собственных расчетов и ожиданий волнения периодически возникает с той или иной
силой. Однако, по мере приближения к установленной дате и напоминаний педагога
мысли о будущем концерте все чаще беспокоят исполнителя: появляется
раздражительность, бессонница, заметное изменение настроений. Все это
усиливается в день концерта или накануне и становится болезненно остро.
Это
— вторая стадия, непосредственное предконцертное состояние. В некоторых
музыкантов меняется давление, мерзнут и ослабевают руки, повышается
температура, ощущается сильное недомогание, артист жалуется, что заболел и
выступать не имеет возможности. Однако, если педагог и сам артист не преодолеет
указанные негативные признаки волнения вследствие активизации, соответствующей
психолого-педагогической и профессиональной подготовки, этот эмоциональное и
физическое состояние оставит глубокий след в психике и будет всегда
сопровождать музыканта в концертной деятельности.
Во
второй стадии вполне естественно оказываются политональные краски и характер
сценического волнения и интенсифицируются основные его виды по терминологии
психолога П. Якобсона. Это:
1.
Волнение-подъем, который должен бесспорный положительный и стимулирующий
характер и сопровождается легкой эйфорией, нестерпимым желанием поскорее выйти
на сцену, стремлением к практической реализации творческих намерений,
мыслительным планированием своего выступления и тому подобное. Указанный вид
характеризуется оптимальным уровнем эмоционального возбуждения и высокой
степенью помехоустойчивости по неблагоприятно действующих внешних и внутренних
факторов [3, с. 284]. Волнение-подъем позволяет студенту раскрыть такие
потенциальные возможности, которые в домашних и классных условиях не могут
проявиться. По мнению Л. Маккиннон, возбуждение как полезный вид волнения
вызывает повышенную выносливость и заостренность ощущений.
Последние
дают возможность исполнителю превзойти самого себя. Указанный состояние
вдохновения исполнителя, когда температура творческого накала не является
нормальной, ученый характеризует словом Lampenfieber, что означает «ламповая
лихорадка» [7, с. 123].
2.
Волнение-паника, связанное с необычной обстановкой, «боязнью провала» сильным
эмоциональным и физическим волнением и нервной раздражительностью музыканта.
Внешние признаки указанного вида — повышенная двигательная активность,
напряжение мимики, суетливость движений, быстрая громкая речь, потливость
пальцев, отсутствие сосредоточенности, сонливость, перескакивание мыслей с
одного объекта на другой, трансформация тревожности в страх (Л. Баренбойм, Л.
Бочкарев, Г. Коган, А. Стоянов и др.). Вот почему Л. Маккиннон указанный вид
волнения называет le trac (фран. — страх). Волнение от страха перед публикой
«приводит к полному параличу всех творческих сил» [7, с. 123] и «убивает
исполнительское творчество» [1, с.57].
3.
Волнение-апатия — подавленное и подавлен психическое состояние музыканта, по
которому цель и содержание выступления фокусируются на периферию сознания, а
мышление детерминировано одной мыслью — «скорее бы все закончилось» [5, с. 90].
Состояние предконцертные апатии характеризуется «заниженной возбужденностью,
которая проявляется в ослаблении психических процессов, развивается
астеническое ощущение, нежелание выступать в концерте [3, с. 284].
Но
вот наступает время выхода студента-инструменталиста на концертную эстраду. Это
самая короткая и острая, третья стадия
онтогенетического
развития сценического волнения. Музыкант остается один на один с публикой, и
педагог уже ничем не может ему помочь. Вот как иронично описывает ее известный
французский дирижер Шарль Мюнш: «Честно говоря, не могу сказать, чтобы я
дирижировал оркестром, потому что вполне был поглощен мыслью о том, как
справиться со страхом, что парализовал меня. По эстраде я шел с таким чувством,
будто пробирался везде густую пелену тумана. Ноги не чувствовали массу тела. Закона
притяжения для меня, казалось, не существовало. Я плыл по нереальном, как сон,
мира, который отнюдь не был розовым, и дирижировал как автомат. Аудитория,
которая сочувствовала, ошибочно приняла мою панику за вдохновение» [10].
Указанная
третья стадия проходит как «в тумане» и редко остается в памяти выступающего,
но ее важность трудно переоценить. Именно это