Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Сценарное мастерство и основы драматургии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава
1. Теоретические аспекты изучения проблемы исследования. 5
1.1.
Сценарное мастерство в профессиональной подготовке режиссеров театрализованных
представлений и праздников. 5
1.2.
Понятие сценарного замысла. 8
1.3. Драматическое действие. Драматизм. 9
Глава
2. Анализ изучения драматургии театрализованных представлений 11
2.1.
Особенности теории драматургии массовых зрелищ.. 11
2.2.
Особенности драматургии театрализованных массово-развлекательных программ. 14
2.3.
Исследование сценических технологий как выразительного средства режиссуры
театрализованных представлений и праздников. 20
Заключение. 27
Список используемых источников 29
Введение:
Актуальность работы. Театрализованные массово-развлекательные представления
являются самой емкой и многогранной формой массового искусства, которая
включает в себя поэзию, музыку, декорационное искусство, театр, кино,
хореографию и т.п.
Основными признаками театрализованного массово-развлекательного представления являются: синтетичность, зрелищность, идейно
художественная целостность, экспрессивность.
Главное отличие театрализованного массово-развлекательного представления состоит в том, что оно имеет очень много общего с
пьесой. В театрализованном представлении, как в пьесе, должен обязательно быть
сюжет, развернутое сквозное действие, сквозные герои. Дети на сцене не поют и
не играют, как в концертных формах от своего настоящего лица, а выступают от
лица персонажей. Монологи и диалоги персонажей тоже тогда выстраиваются в
соответствии с заданным сюжетом. А действие, которое происходит на сцене, не
может происходить спонтанно, хаотично – оно диктуется конфликтом, заложенным в
сюжете.
Для развития действия нужно придумать своего рода противоборство
героев, между которыми и происходят затем столкновения, споры диалоги.
Театрализованное массово-развлекательное представление
– это сценическое эстрадно-театральное действие, объединенное единым авторским
замыслом, в котором в процессе монтажа сплавляются различные виды и жанры
литературы, искусства, спорта и цирка – фигурного катания, акробатики, жонглирования и т.д.
Сценарное
мастерство – важная составляющая профессионального мастерства режиссеров
театрализованных представлений и праздников. Создание гармонически целостного
драматургически завершенного театрализованного действа на основе документального,
местного, публицистического материала, преломленного через призму
художественно-образной авторской концепции, с целью художественной организации
праздничного события, отвечающего потребностям конкретной аудитории – специфика
профессиональной деятельности режиссера театра масс. Разработать сценарную
драматургию для такого действа по плечу человеку, обладающему сценарной
культурой, которая формируется в процессе освоения сценарного мастерства.
Объект исследования – процесс театрализованных представлений и праздников.
Предмет исследования
– сценарное мастерство.
Цель исследования – изучить особенности сценарного
мастерства и основ драматургии.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда
взаимосвязанных задач:
1. изучить
особенности сценарного мастерства в профессиональной
подготовке режиссеров театрализованных представлений и праздников;
2. определить сущность понятия сценарного замысла;
3. рассмотреть драматизм и драматическое
действие;
4. выявить особенности теории драматургии массовых зрелищ
5. рассмотреть особенности
драматургии театрализованных массово-развлекательных программ;
6. проанализировать
сценические технологии как выразительное средство режиссуры театрализованных
представлений и праздников.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме
исследования, метод
экспертных оценок, метод
наблюдения.
Методологической основой для
исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных
исследователей.
Структура курсовой
работы включает введение, две главы, заключение и
список используемых
источников.
При написании
работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы
которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким
образом, отличительной особенностью драматургии и режиссуры театрализованных
массово-развлекательных программ является то, что они построены на действии
смены людей. Человек в ситуации массового праздника должен быть участником, а
не зрителем, поэтому в сценарной и режиссерской разработке режиссер должен
предусмотреть каналы, по которым может развиваться активная деятельность
нужного участника во время праздника.
Специфичность
драматургии и режиссуры массового праздника заключается в представлении собой
не только и не столько организации действия на сценической площадке, сколько
организации действия аудитории силой массы участников. А также, во внесении в
массовое действие элементов импровизационной творческой игры, психологическая
потребность в которой присуща людям всех возрастов.
Поскольку сценарий
массового зрелища представляет собой литературную основу с описанием включения
в действие практически всех изобразительных и выразительных средств, начиная от
музыки, поэзии до хореографии, пластики, буффонады, постольку сценарная
драматургия имеет сложный синтетический характер и создается, как правило,
способом художественного монтажа.
Специфика
заключается в том, что драматургия любой зрелищной формы носит актуальный,
злободневный характер; праздник, представление, обрядовое действо происходит в
точно отведенное для него время, в определенный исторический или
социально-культурный момент жизни.
В драматургической
основе будущего действия должен быть заложен символический смысл, который
создается с применением различного рода знаковых вещей, действий или образов.
Речь идет о том, что и кинодраматург, и драматург массового действа и
эстрадного представления должны мыслить не чисто литературно описательными
приемами, а обязательно зрительными образами.
Тогда созданный им
сценарий сможет стать основой будущего зрелища, построенного на монтажной
драматургической основе.
Монтажную
драматургическую структуру, основанную на прерванном действии, не следует
понимать как набор отдельно, самостоятельно существующих кусков и эпизодов. В
сценарии массового действа и эстрадного представления монтаж отдельных эпизодов
и номеров должен быть объединен в неразрывное, логически развивающееся
действие.
сегодня
организация праздников превратилась в настоящую индустрию. Конкуренция в этой
сфере заставляет искать новые формы, методы и приемы организации и проведения
праздников и представлений.
Мы живем в мире
современных технологий и их возможности в создании праздников неограниченны.
Если раньше все декорации приходилось создавать руками, то в наше время
технические средства помогают нам не только упростить эту задачу, но и усилить
во множество раз эмоциональное восприятие зрителя.
Инновационные
технологические решения в свете, звуке, декорациях и костюмах не только
обеспечивают зрелищность образов, но в первую очередь помогают создать и
поддержать эмоциональную среду театрализованного представления и праздника,
которая органично окружает актеров и зрителей.
Сегодня режиссерам
доступен большой спектр технологического оборудования:
— проекционные
приборы,
— системы
озвучивания,
—
видеоизображения,
— светового
оформления.
Синтез искусств,
как признак современности, применение передовых технологий в современной
визуальной эпохе на сегодняшний день — самый распространенный прием в
сценографии.
Применение
технических средств мультимедиа в театральном процессе обострило проблему
обновления терминологического поля современной режиссуры. Мультимедиа программы
внедряются в современный постановочный процесс, в связи с тем, что компьютерный
инструментарий сценографического творчества стал признанным средством создания
дизайн-проектов постановки.
Элементы
«продуктов мультимедиа» становятся составной частью образной структуры
современной сценографии. Специалистами, совершенствующими инструментарий
мультимедиа, способы программирования и компьютерной анимации (в том числе, в
связи с методами дистанционной подготовки кадров), создан собственный словарь
терминов.
В условиях
широкого распространения доступного мультимедийного инструментария, появились
постановочные «специалисты», не владеющие знаниями в области театральной
драматургии и театрального искусства в целом. Возникновение глобального,
унифицированного постановочного пространства усреднило культурный уровень
общества и повлияло на приоритет мультимедийных технологий в выборе
художественных средств постановщиков.
В результате,
происходит обновление театрального словаря, связанного со спецификой применения
цифрового искусства, компьютерного инструментария и программного обеспечения в
процессах творчества.
Развитие теории и
практики инноваций в современном постановочном процессе потребовало
усовершенствования системы научной информации, понятийного аппарата. Критерием
терминологической инновации в режиссуре является также корреляция формулировок
художественных и технологических методологий театральной постановки.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретические аспекты изучения проблемы исследования
1.1.
Сценарное мастерство в профессиональной подготовке режиссеров театрализованных
представлений и праздников Режиссура – это
своеобразный вид художественного творчества, результатом которого являются
произведения зрелищных искусств, представляющие собой
пространственно-пластические, художественно-образные решения раскрываемого ими
содержания под углом определенной авторской концепции, с помощью только им
присущих выразительных средств.
Значение зрелищных
искусств состоит «в познании, интерпретации и эстетической оценке
действительности путем ее художественно-образного воспроизведения, в развитии
на этой основе эстетических потребностей и способностей». В связи с этим
зрелищные искусства, в том числе и театрализованные действа, несут в себе
самостоятельную идейно-художественную ценность. Главной особенностью зрелищных
искусств является их способность удовлетворить универсальную потребность
человека в восприятии окружающей действительности «в чувственных формах».
Театрализованные
действа, как разновидность зрелищных искусств, призваны также удовлетворять
потребность аудитории в праздничном общении, в художественном оформлении
праздничных событий и взаимодействия участников праздничных действ.
Театрализованные
представления и праздники направлены на воспитание эстетических, гражданских и
патриотических чувств празднующей аудитории, на формирование цельной духовной
социально-активной личности, живущей по принципам гуманизма, «которой предстоит
модернизировать современное общество, обеспечить его динамичное развитие»[1].
Творческая задача
режиссера театрализованных представлений и праздников состоит в том, чтобы
пробудить у аудитории активное восприятие действия, заставить каждого
включиться в события и самому осмыслить авторскую идею. Для этого создать такие
условия, в которых аудитория начинает думать, размышлять, сопоставлять,
анализировать, делать свои выводы, незаметно для себя, став участником
развивающегося действия.
Искусство
театрализованных представлений и праздников представляет собой синтез жизни и
искусства, который способствует художественно-образному решению авторской
концепции режиссера в отношении поднимаемой им проблемы. В связи с этим режиссер
театрализованных представлений и праздников в процессе своей профессиональной
деятельности выступает автором, сценически реализуемого им театрализованного
действа. Создание сценарной драматургии является исходным моментом его
творчества. От качества его сценарной работы будет зависеть качество будущего
театрализованного действа.
Создание
театрализованных представлений и праздников — сложный многоэтапный творческий
процесс организации композиции гармонического целого театрализованного действа
из различных компонентов на основе изучения и анализа явлений окружающей
действительности.
Результатом
творческого процесса является образ праздничного события, образ «праздничного
театрализованного общения», образ зрелищного произведения. Дисциплина
«Сценарное мастерство» относится к базовой части профессионального цикла
учебного плана подготовки бакалавров данного направления.
Основной целью
дисциплины является формирование сценарной культуры будущих режиссеров
театрализованных представлений и праздников, которая вбирает в себя комплекс
личностных и профессиональных характеристик режиссеров театрализованных
представлений и праздников обусловленных «спецификой сценарно-режиссерского
творчества, исторически сложившегося под влиянием интеграции тенденций системы
искусств»[2].
В связи с этим
курс нацелен, прежде всего, на творческое воспитание личности каждого
обучающегося, развитие его общих художественных и специфических способностей к
сценарно-режиссерской деятельности. Важными направлениями в освоении курса,
стимулирующими сценарное творчество являются:
— формирование
творческой наблюдательности, необходимой сценаристу для накопления и отбора
жизненного материала, на основе которого формируется идейно-тематическая основа
театрализованного действа и строится его драматургическая структура;
— развитие
драматургической логики на основе общей теории драмы, необходимой в сценарной
работе для выстраивания сюжетного построения и событийной последовательности в
развитии авторской концепции;
— стимулирование и
развитие творческого воображения и образного мышления, необходимых для
образного решения театрализованных действ.
Все эти
направления в учебном процессе скоординированы, согласованы и взаимно
соотнесены.
Сценарная
культура, по утверждению О.И. Маркова, представляет собой «комплекс специальных
теоретических знаний и практических навыков интеграционного характера,
необходимых для профессионально-художественного регулирования воспитательных
процессов в обществе»[3]. В связи с этим, наряду с
вышеназванными личностными и профессиональными качествами, автору
театрализованных представлений и праздников необходим комплекс профессиональных
знаний, навыков и умений, без которых режиссеру не обойтись.
Изучение
сценарного мастерства предполагает
освоение закономерностей театральной драматургии, так как, несмотря на
специфические особенности сценарной драматургии, она базируется на общих
законах драматургии. Далее идет планомерное изучение и освоение:
— разновидностей и
особенностей драматургии театрализованных представлений и праздников;
— способов
выстраивания конфликта в сценариях театрализованных представлений и праздников;
— разновидностей и
принципов отбора сценарного материала для различных театрализованных действ;
— принципов и
«технологии» создания сценариев различных видов, форм и жанров театрализованных
представлений и праздников;
— приемов
творческого монтажа документального и художественного материала, различных форм
и жанров искусства в целостную композиционно завершенную структуру.
В процессе
изучения сценарного мастерства, наряду с традиционными формами, активно используются
и методы образования с новыми техническими возможностями, что способствует
более интенсивному формированию у будущих режиссеров театрализованных
представлений и праздников, востребованных рынком труда профессиональных
компетенций в области режиссерско-постановочной, научно-исследовательской и
проектной деятельности[4].
Важной
составляющей изучения дисциплины является самостоятельная работа обучающихся, в
ходе которой будущие режиссеры театрализованных представлений и праздников
работают над конспектами, рефератами, письменными работами, сообщениями,
рассказами-этюдами, изучением, анализом и подбором сценарного материала,
составлением библиографических списков, разработкой смысловых каркасов,
пресс-релизов, созданием сценарно-режиссерских замыслов, литературных
сценариев, подготовкой курсовой работы и т.д.
Таким образом,
образование в сфере культуры и искусства определяет динамику культурных
процессов, «формирует художественно-творческий потенциал общества,
воспроизводит субъекта культуры, нацеливая его на постижение и практическое
проявление идеалов свободы добра, истины, [1] Сторублевцева Д. А. О проблемах
культуры и образования в контексте постмодернизма // Вестник Московского
государственного университета культуры и искусств. 2013. № 5. С. 37- 41. [2] Марков О.И. Сценарная культура
режиссеров театрализованных представлений и праздников: учебное пособие для
преподавателей, аспирантов и студентов вузов культуры и искусств. Краснодар:
изд. КГУКИ, 2004. 408 с. [3] Марков О.И. Сценарная культура
режиссеров театрализованных представлений и праздников: учебное пособие для
преподавателей, аспирантов и студентов вузов культуры и искусств. Краснодар:
изд. КГУКИ, 2004. 408 с. [4] Гавдис С.И. Основы сценарного
мастерства: учебное пособие для студентов специальности 070209 «Режиссура
театрализованных представлений и праздников». Орел: ОГИИК, Полиграфическая фирма
«Картуш», 2005. 242 с