Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Самостоятельная работа учащихся при изучении биографии НВ. Гоголя в 5 и 8 классах.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Изучение
биографии писателя на уроках литературы является важной составляющей для
понимания его творчества, это одно из необходимых условий для более полного
понимания его отдельных произведений и творчества в целом. Невозможно
полноценно раскрыть для себя произведение, не зная особенностей личности
автора, его взглядов на жизнь, его жизненной позиции, ценностей, мировоззрения.
Произведение писателя – это отражение совокупности его жизненного опыта,
личного мнения, особенностей его эпохи и того социо-культурного контекста, в
котором написано произведение. И очень важно, чтобы учащиеся на доступном для
их возраста уровне ознакомились с этими особенностями, осознали их и
приблизились к пониманию мыслей и чувств автора. Как верно отметил В.Г. Белинский, «зрелище
жизни великого человека есть всегда прекрасное зрелище: оно возвышает
душу, возбуждает деятельность» [1].
При
изучении биографии писателя особую роль играет выбор метода преподавания
педагога. Как правило, на уроках по изучению биографии писателя учителя
пользуются традиционными, так называемыми репродуктивными методами подачи материала,
когда звучит лишь монологическая речь учителя, урок-лекция. Но если на уроках
по биографии писателя будет звучать только речь учителя, знакомство учеников с
личностью писателя так и не состоится. Очевидно, что, необходимо дать им
возможность проявить свою читательскую самостоятельность, дать им возможность
самим «говорить» с писателем, возможность самим понять его, реализуя, тем
самым, деятельностный подход в процессе обучения, на который,
следуя общепсихологической теории деятельности А.Н. Леонтьева [2], опираются в
своих трудах многие отечественные ученые-методисты, психологи и педагоги.
Следуя
требованиям времени и образовательным стандартам второго поколения (ФГОС),
одной из основных задач преподавания литературы в основной школе является развитие
читательской самостоятельности учащихся, подготовка их к самостоятельной
деятельности, формированию потребности к саморазвитию и самореализации. Благодаря актуализации
роли самостоятельности у школьника должна сформироваться позиция не объекта, а
субъекта учебной деятельности, способного самостоятельно намечать цели, способы
и средства их реализации, организовывать, регулировать и контролировать их
выполнение. Актуальность
проблемы самостоятельной работы школьников в методической науке неоднократно подчеркивалась
дидактами, педагогами, методистами-словесниками, обращавшимися в своих
исследованиях к различным ее аспектам. Характеризуя сущность самостоятельной
работы школьников, исследователи пишут, с одной стороны, о степени участия в
ней учителя, а с другой — о самом характере учебной деятельности. В
многочисленных определениях понятия «самостоятельная работа» внимание
обращается, прежде всего, на эти два момента. При этом проблема развития
самостоятельности школьников является одной из ключевых как в педагогике, так и
в частных методиках.
Исследованием
творчества и личности Н.В. Гоголя занимались многие известные авторы, критики,
литературоведы и методисты. При знакомстве учащихся с жизнью и личностью
писателя учителю, прежде всего, самому нужно прочувствовать его, увидеть его
живым и интересным человеком, «подружиться» с ним, создать в своем сознании
четкий образ писателя и донести этот образ до учащихся. Поэтому в своей работе
нам представляется целесообразным обратиться к изучению рецепции жизни и творчества
Н.В. Гоголя в современном литературоведении, а также к изучению биографии этог
писателя в теории и практике современного литературного образования. Актуальность данного исследования обусловлена всем
вышесказанным, а также тем, что в школьной практике недостаточно внимания
уделяется самостоятельной работе учащихся и поиску новых форм в изучении
биографии писателя.
Объект исследования: организация самостоятельной работы учащихся
при изучении биографии писателя в основной школе.
Предмет исследования: методика организации самостоятельной работы школьников 5-х и 8-х классов при
изучении биографии Н.В. Гоголя.
Целью исследования является теоретическое
обоснование и разработка заданий для самостоятельной работы школьников в
процессе изучения биографии Н.В. Гоголя в 5-х и 8-х классах.
Реализация данной цели обусловила
следующие задачи исследования:
Задачи исследования:
— проанализировать вопросы
самостоятельной работы учащихся в теоретических трудах дидактов, психологов и
методистов-словесников;
— изучить опыт отдельных отечественных
педагогов-словесников по разработке форм самостоятельной работы учащихся;
— изучить труды современных
литературоведов, посвященные биографии и творчеству Н.В. Гоголя;
— выявить специфику изучения
биографии писателя в основной школе;
— разработать задания для организации
самостоятельного изучения биографии Н.В. Гоголя в 5-х и 8-х классах и провести
констатирующий эксперимент;
— проанализировать результаты
констатирующего эксперимента по организации самостоятельной работы учащихся,
связанной с изучением биографии Н.В. Гоголя.
В качестве методов исследования в нашей работе применены теоретические и эмпирические методы исследования. Теоретические методы
исследования включают: анализ психолого-педагогической и методической
литературы, трудов литературоведов, критиков, гоголеведов. Эмпирические методы
исследования включают: беседу, анкетирование, педагогические эксперименты –
констатирующий и формирующий.
Методологической
основой для работы послужили труды дидактов, психологов, методистов-словесников
по вопросам самостоятельной работы учащихся (П.И. Пидкасистого, В.Н. Орлова, М.Р. Львова, Б.П. Есипова, А.И.
Зимней, А.Д. Алферова, А.Е. Грузинского, В.В. Данилова, Н.С. Державина и др.),
труды исследователей биографии и творчества Н.В. Гоголя (В.Г. Белинского, Н.Г.
Чернышевского, А. Н. Белого, В.В. Вересаева, В.В. Гипиуса, И.А.
Есаулова, В.В. Розанова, В.Я Брюсова, И. Д. Ермакова, К. В.
Мочульского, В.В. Зеньковского, В.И. Шенрока, И.А. Виноградова, В.А. Воропаева, М. Дунаева, Р. Джулиани,
Ю.В Манна и др.), а также труды методистов и педагогов по изучению
биографии и творчества Н.В. Гоголя на уроках литературы (В.И. Водовозова, С. А. Венгерова, В.В.
Голубкова, Г. А. Гуковского, A.Н. Дубовикова, Ю. М. Лотмана, В.Я. Стоюнина, В.П.
Острогорского, Н.И. Кудряшева, Т.Ф. Курдюмовой, О.Ю. Богдановой, Т.А.
Калгановой, В.Г. Маранцмана, М.Г. Качурина, Ю.В.Манна, Е.И. Самородницкой, В.Ф.
Чертова и др.).
Гипотеза
исследования: изучение биографии Н.В. Гоголя на уроках
литературы будет более эффективным, если:
— организовать самостоятельную работу учащихся
по изучению биографии Н.В. Гоголя;
— разработать систему
заданий и вопросов по изучению биографии Н.В. Гоголя, основанную на приемах,
позволяющих проявить самостоятельность и творчество учащихся.
Практическая
значимость: разработанные задания на самостоятельную работу на уроках по изучению биографии
Н.В. Гоголя с использованием новых форм. Результаты
исследования могут быть использованы в практической деятельности учителей
литературы, работающих в 5-х и 8-х классах основной школы.
Выпускная
квалификационная работа состоит из 2-х глав, введения и заключения. Библиографический
список включает в себя … источник.
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы организации
самостоятельной работы школьников при изучении биографии Н.В. Гоголя в основной
школе 1.1. Вопросы самостоятельной работы учащихся
в трудах дидактов, психологов, методистов-словесников.
Вопросы самостоятельной работы
учащихся поднимались в работах дидактов, психологов и педагогов достаточно
давно. Из истории педагогики известно, что уже древнегреческие ученые
занимались этими проблемами (Сократ, Платон, Аристотель). Они всесторонне обосновали
значимость добровольного, активного и
самостоятельного овладения ребенком знаниями. Их
исследования получили свое дальнейшее
развитие в воззрениях Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня и
Томаса Мора, которые рекомендовали обучать ребенка самостоятельности,
воспитывать в нем думающего,
критически мыслящего человека. Те же мысли продолжили развиваться
в педагогических трудах Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д.
Ушинского и др. В трудах Я.А. Коменского
впервые были разработаны организационно-практические вопросы
вовлечения школьников в самостоятельную деятельность[3].
В наиболее
значительных трудах отечественных методистов-словесников конца XIX — начала XX
вв. (А.Д. Алферова, А.Е. Грузинского, В.В. Данилова, Н.С. Державина и др.)
проблема самостоятельной работы школьников связывалась с кардинальными
теоретическими проблемами методики: соотношения разных методов обучения
(репродуктивного, эвристического, исследовательского), этапами изучения
литературного произведения, особенностями восприятия и анализа художественного
текста[4]. В трудах вышеназванных исследователей выделяется концепция
самостоятельного постижения школьниками художественного произведения,
творчества писателя и литературы определенной эпохи, успешно реализованная в
учебниках и специальных пособиях для самостоятельной работы школьников по
литературе, в которых были предложены разные типы вопросов и заданий для
учащихся (устных сообщений, сочинений, рефератов), учитывающие содержание изучаемого
материала, этап изучения, характер мыслительной деятельности. Специальные пособия
для самостоятельной работы школьников по литературе в данный период можно
разделить на четыре основных вида: пособия для литературных бесед и письменных
работ, связанных с проведением таких бесед; сборники вопросов и заданий для
изучения теории словесности и истории русской словесности, часто являвшиеся
дополнительными пособиями к учебникам по соответствующим разделам учебного
курса; т.н. «темники», содержащие темы и примерные планы сочинений по курсу
средней школы; тетради для записей о прочитанных книгах, в основном опирающиеся
на внеклассное чтение по предмету.
На уровне научных исследований тема
самостоятельной деятельности учащихся в отечественной науке начинает активно
разрабатываться в советский период. Советскими учеными были
разработаны вопросы о сущности самостоятельной деятельности, ее видах,
структуре, описании, условиях ее организации. Научная литература, в которой
ставились вопросы совершенствования самостоятельной работы учащихся, довольно
обширна. Мы имеем в виду, прежде всего, исследования современных педагогов,
психологов, дидактов Ю.К. Бабанского, В.В. Давыдова, М.А. Данилова, Б.П.
Есипова, Е.Н. Кабановой-Меллер, М.Н. Махмутова, П.И. Пидкасистого, Е.С.
Рабунского, М.Н. Скагкинаи др. Основой для их исследований
послужила общепсихологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева. Ее исходной
идеей является то, что формирование всех основных психических процессов и
функций личности происходит в деятельности и посредством деятельности[5]. Поэтому
процесс обучения также следует рассматривать как организацию процесса
познавательной деятельности школьников, важнейшим условием эффективности
которого является развитие способности учеников к самостоятельной деятельности.
Сам термин «самостоятельная работа» по-разному
трактовался и трактуется в психолого-педагогической литературе. Для начала обратимся к определению понятия
«самостоятельная работа» в «Педагогической