Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Самоанализ современного урока
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Теоретические аспекты современного урока. 4
1.1. Урок как основная форма организации учебной
деятельности младших школьников 4
1.2. Самоанализ и его роль в совершенствовании
профессиональной компетентности 12
2. Практические аспекты самоанализа современного урока. 16
2.1. Особенности анализа и самоанализа современного
урока. 16
2.2. Реализация самоанализа урока. 20
Список использованной литературы.. 32
Введение:
Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом
зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель испытывает
затруднения в моделировании и конструировании современного урока, именно
самоанализ позволит ему выявить причины недостаточной эффективности решения тех
или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при
дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса.
Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом
приобретает особо важное значение, потому что учитель, не научившийся
осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и
восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по-настоящему глубоко освоит
ФГОС второго поколения.
Самоанализ урока — это
мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким
проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей
деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным, учитывая успехи
и продвижения учащихся. Без самоанализа невозможно: построить целостную систему
обучения; повысить мастерство, развить творческие способности; обобщить
передовой педагогический опыт; сократить затраты времени на техническую работу;
обеспечить психологический комфорт и самозащиту учителя.
Объект исследования: современный
урок.
Предмет исследования: самоанализ современного урока.
Цель исследования: изучить
особенности самоанализа современного урока.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты
современного урока
2. Проанализировать практические
аспекты самоанализа современного урока.
Заключение:
В педагогике урок рассматривается как основная форма организации педагогического процесса. Именно в уроке отражаются все преимущества классно-урочной системы. Урок многопланов и разносторонен, он включает все компоненты учебной
деятельности школьников, в
рамках урока учитель может создавать условия для развития интеллектуальной составляющей обучающихся
и его личностных качеств, не только
«передавать» знания учащимся, но и формировать потребность в них. В уроке взаимодействуют все компоненты процесса
обучения: педагогические цели,
дидактические задачи, содержание, методы, приемы и средства.
При самоанализе урока преподаватель
дает краткую характеристику целям,
которые ставил и анализирует их достижение, информацию об объеме материала и
качестве его
усвоения учащимися,характеристику применяемых методов
работы с учащимися
и оценивает их, оценку активности учащихся и обосновывает
использованные приемы организации их
труда, самооценку отдельных аспектов своей деятельности (речь, логика, характер отношений с учениками).
В заключении преподаватель
высказывает свои предложения по улучшению качества
урока и намечает меры по совершенствованию своего
педагогического мастерства.
При проведении самоанализа учитель демонстрирует разные аспекты профессиональной компетентности: педагогический, психологический, методический, предметный и др. Автор предлагает говорить
про потенциальные и реальные возможности класс, место урока в системе,
взаимосвязь задач, логику урока и его структуру, хронометраж времени на каждом этапе, формы, методы, средства,
атмосфера на уроке.
Таким образом, самоанализ урока – это выделение самим
учителем в уже проведенном уроке его
компонентов с целью выявления эффективности их использования.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты современного урока
1.1. Урок как основная форма организации учебной деятельности
младших школьников
Профессиональная компетентность преподавателей в
основном проявляется в организации уроков.
В преподавании урок считается основной формой организации учебного
процесса. Именно в учебной программе
воплощены все преимущества классной системы [9]. Учебная программа многогранна и многофункциональна.
Она включает в себя все компоненты образовательной деятельности учеников. В
рамках учебной программы преподаватели могут создавать условия для развития
интеллектуальных компонентов учащихся и их личностных качеств. В учебной
программе взаимодействуют не только все компоненты учебного процесса: цели
обучения, задачи обучения, содержание, методы, приемы и методы [5]. В науке об
образовании природа учебной программы была хорошо изучена. Внесли большой вклад в исследования следующие
деятели: М. С. Соловейчик, А. А. Бобурный, Ю. А. Конаржевский, М. И. Махмутов,
М. Н. Скаткин, Е. Н. Ильин и др.
Урок является организационной единицей
образовательного процесса, которая характеризуется полнотой и логической
завершенностью, ограниченными временными рамками, планом работы и составом
участников. Бобурный определяет учебную
программу как "форму организации учебного процесса, при которой учителя
руководят коллективным познанием и другими видами деятельности постоянных групп
(классов) в течение точно установленного времени с учетом особенностей каждого
из них, так что "В этом определении можно определить некоторые
характеристики, которые отличают учебную программу от других организационных
форм: постоянная группа, состав, класс.
Ю.А. Канаржевский рассматривает урок во взаимосвязи признанных в науке
его определений:
1) Основная
организационная форма воспитательной работы;
2) Система, отражающая динамику, улучшения и
процедуры всех аспектов образовательного процесса;
3) Социальная
система;
4) Основы
самостоятельной деятельности учеников в учебном процессе;
5) Действия,
обусловленные социально-экономическими потребностями общества и его уровнем
развития;
6) При
реализации определенной части учебного плана базовая структура образовательного
процесса образует единое целое;
7) Связь в
системе учебных программ;
8) С точки
зрения взаимодействия между семьей и школой, если в семье происходит позитивный
процесс, это особенно эффективно в воспитании и развитии учащихся [25]. Таким образом,
урок может быть понят из разных мест, будь то в целом или как отдельное звено в
системе. Однако это только подтверждает
его важность и сложность в современной системе образования. В современной
науке существует множество требований к урокам.
Если мы посмотрим на учебную программу в целом, то сможем выделить
несколько групп требований:
1) Использовать
новейшие методы обучения, чтобы построить класс в рамках этих методов;
2) Соблюдать
принципы преподавания;
3) Принимая во
внимание интересы, склонности и потребности, обеспечить условия для
продуктивной познавательной деятельности учеников;
4) Наличие
связей с ранее исследованными материалами, приобретенными знаниями и навыками;
5) Мотивация,
активизация развития личностной сферы;
6)
Последовательность и эмоциональность на этапах образовательной деятельности;
7) Эффективное
использование методов, форм и методов обучения;
8) Интеграция
в систему знаний и связь с жизнью;
9) Формировать
необходимые навыки и способности учащихся;
10)
Диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого этапа урока
[9]. В соответствии
с назначением урока научно выделен ряд требований:
1. Требования к преподаванию (определение и
формулирование образовательных целей и задач для каждого урока; разумное
содержание урока с учетом социальных, возрастных и личностных особенностей
каждого учащегося; использование методов познавательной деятельности; разумное
сочетание форм и методов; четкая структура и последовательность урока в
соответствии с этапом урока; сочетание различных интерактивных форм;
использование оперативной обратной связи и различных методов контроля в уроке);
2. Требования
к образованию (определение образовательного потенциала учебных материалов;
воспитание в соответствии с концепциями духовно-нравственного развития; создание
атмосферы сотрудничества и соблюдение правил преподавания навыков);
3. Требования
к развитию (формировать мотивы учебной и познавательной деятельности; изучать и
учитывать уровень развития и психологические особенности учащихся,
проектировать "зоны ближайшего развития"; анализировать результаты
интеллектуального, эмоционального и социального развития детей) [9]. На наш взгляд,
следующее утверждение Н.А. Раковой является широким суждением: "Учебная
программа должна быть целостной частью образовательного процесса с точки зрения
семантики, времени и организации и представлять предмет, часть и логическую
единицу учебной программы".
М. С. Соловейчик также подчеркнул требования современных уроков. По мнению автора, первое и самое важное
требование состоит в том, чтобы объединить три решаемые задачи (проповедь,
развитие и образование) в одну цель.
Цель объединяет три аспекта урока и отражается в результатах. Вторым требованием следует считать атмосферу
урока: "Доброта, уважение,