Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему «самоактуализация как фактор мотивации выбора профессии»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей самоактуализации и профессионального развития личности 8
1.1. Понятие самоактуализации личности, ее особенности и принципы 8
1.2. Профессиональное развитие личности и его стадии 12
1.3. Взаимосвязь самоактуализации личности и ее профессионального развития 16
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи самоактуализации и профессионального развития личности 21
2.1. Организация и методы исследования самоактуализации и профессионального развития 21
2.2. Анализ результатов самоактуализации и профессионального развития личности 23
2.3. Рекомендации по достижению самоактуализации и профессионального развития личности 32
Заключение 37
Список литературы 40
Введение:
Актуальность исследования. Существующие изменения социально-экономической, политической и культурно-образовательной сферы в начале 21 столетия отражаются на морали, сознании и ценностных ориентациях личности, тем самым приводят к осложнению процесса ее самоактуализации в профессиональной деятельности. Вместе с этим, современная социальная действительность выдвигает требования к воспитанию и развитию у молодого поколения таких качеств как инициативности и самостоятельности, способность к творческому и активному построению своих отношений в разных сферах жизни. Все это говорит о том, что сегодня происходит новое утверждение таких ценностей как саморазвитие, самообразование и самореализация, становящиеся как основа для формирования парадигмы личностно-ориентированного образования.
Гуманистическая теория личности говорит о том, что основной потребностью человека является его самоактуализация и стремление к самосовершенствованию через выражение своей личности.
Самоактуализация действует по отношению к тем чертам, свойствам и качествам индивида, которые считаются рациональными и морально приемлемыми в обществе. При этом, самоактуализация выступает как атрибут самого существования человека.
Сегодня данное понятие широко используется в науке и человеке. Такое усиленное внимание к этому феномену можно объяснить возрастанием его определяющей роли в жизнедеятельности индивида. Такое понимание его роли дает возможность определять сущность самоактуализации, строить систему психологических категорий, которые раскрывают ее суть и психологические детерминанты. Тем самым самоактуализацию можно назвать неотъемлемым атрибутом саморазвития личности.
На актуальность исследования указывает тот момент, что современный этап развития психологической науки предполагает множество подходов к проблеме самоактуализации личности, притом, что отсутствует общепринятая концепция самоактуализации в профессиональной деятельности, а так же нет единого определения этого понятия.
Заметим, что недостаточная разработанность проблемы самоактуализации личности в современной психологии, на наш взгляд, обуславливается сложностью и многогранностью феномена самоактуализации. При этом, самоактуализация не может быть определена непосредственно и объективно, поскольку мы можем увидеть только ее эффект и результат, отражаемые в психике индивида. Помимо этого, самоактуализацию трудно измерить, поскольку она характеризуется высоким уровнем субъективности, ее трудно контролировать в процессе эксперимента по причине влияние множества факторов, затрудняющих использование измерительных и экспериментальных методов исследования.
Среди причин недостаточной разработанность проблемы самоактуализации, а тем самым актуальности ее изучения, мы так же можем назвать то, что вопросы самоактуализации личности заинтересовали исследователей относительно недавно.
Так, только последняя треть 20 столетия характеризуется пристальным вниманием к проблеме самоактуализации личности. Появление данного понятия связано с ускорением социального развития и социальных трансформаций в различных сферах жизнедеятельности общества, которые привели к изменениям траектории жизненного пути личности. Поэтому для успешной интеграции в жизни социума, человек должен постоянно делать выбор в образовательной сфере, профессиональной деятельности или межличностных отношений.
Среди зарубежных исследователей проблемой самоактуализации личности занимались К. Юнг, Э. Эриксон, Э. Фромм, А. Масло, К. Роджерс, В. Франкл, и многие другие, при этом, трактуя понятие самоактуализации по-разному.
Что касается отечественных психологов, то тема самоактуализации затрагивается в трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, которые предлагали рассматривать самоактуализацию не как отдельное явление, а в составе понятия самоопределения. Современные же исследователи, среди которых А.А. Бодалева, А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская, предлагают рассматривать самоактуализацию личности как самостоятельное явление. Самые большой вклад в исследование самореализации внесли представители гуманистического направления психологии, в частности А. Маслоу, который разработал концепцию самоактуализации.
Объект исследования – особенности самоактуализации и выбора мотивов профессиональной деятельности.
Предмет исследования – взаимосвязь самоактуализации и мотивов выбора профессии.
Цель работы заключается в определении особенностей взаимосвязи самоактулизации личности и мотивов выбора профессии.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования:
1. Определить понятие самоактуализации личности, охарактеризовать его особенности и принципы.
2. Изучить основные стадии и особенности профессионального развития личности.
3. Выявить взаимосвязь между самоактуализацией и мотивацией при выборе профессии.
4. Организовать исследование по изучению особенностей самоактуализации и мотивацией при выборе профессии.
5. Проанализировать полученные результаты.
6. Составит рекомендации по достижению эффективной самоактуализации и мотивации при выборе профессии.
Гипотеза исследования: предполагается, что мотивация выбора профессии взаимосвязана с уровнем самоактуализации личности.
В ходе работы были применены методы исследования: общенаучные методы теоретического, экспериментального и эмпирического исследования.
1. Теоретические методы: анализ, сравнение, систематизация и обобщение теоретических, экспериментальных и эмпирических данных по проблеме самоактуализации личности и мотивов при выборе профессии.
2. Экспериментальные и эмпирические методы.
3. Метод количественной и качественной обработки полученных данных, описательной статистики, табличного и графического представления данных исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в исследовании проведена систематизация и конкретизация теоретических оснований для изучения профессиональной успешности развития личности, описаны и обобщены определения понятия самоактуализации, выявлены критерии и факторы оценки мотивов при выборе профессии и их взаимосвязи с процессом самоактуализации.
Выводы и результаты теоретического исследования дополняют основные разделы психологии, в частности относятся к общей психологии, акмеологии, психологии управления и профессиональной ориентации.
Практическая значимость исследования определяется тем, что проведенное эмпирическое исследование позволяет выявить субъективные психологические факторы профессионального развития и его взаимосвязи с самоактуализацией личности.
Полученные данные могут выступать как направление к решению задач профессиональной подготовки, отбора и аттестации персонала, применять при создании и совершенствовании деятельности психологических служб, а так же выступать как материал для дальнейшего изучения факторов совершенствования самоактуализации специалистов, при разработке новых методов и технологий развития профессиональной самоактуализации, основываясь на системно-функциональном подходе.
Структура и объем работы состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы.
Заключение:
Таким образом, стремление к самоактуализации выступает как одна из фундаментальных потребностей человека и является его характерной особенностью. Вместе с этим, процесс самоактуализации личности отражает разные явления культуры и социальности. Другими словами, посредством процесса самоактуализации личности возникает движущая сила исторического процесса и социокультурного развития. Это говорит о том, что феномен самоактуализации личности является интересным и важным, порождая стремление к его разностороннему изучению.
Анализ феномена позволяет сделать вывод о том, что внешняя форма самоактуализации личности представляется активностью индивида в профессиональных достижениях, а внутренняя форма представляется самосовершенствованием индивида в разных аспектах, нравственном, духовном, физическом, интеллектуальном и эстетическом.
Изучая систему функций сознания в рамках профессиональной деятельности как деятельностного поля для самоактуализации личности, мы выделили в структуре профессионального создания профессиональные цели, знания, отношения, планы и программы, а так же профессиональное самосознание. Помимо этого было определено, что самоактуализации является не только представлением о себе, но так же и осуществление индивидом, достижение им тех или иных результатов в реализации им активности. Другими словами, уровень осознания индивидом себя, своих целей и возможностей, потенций и ресурсов выступает как регулятивное начало и механизм процесса самоактуализации.
Отмечается, что профессиональная деятельность, которая отражается в сознании индивида как пространство для самоактуализации, обеспечивается тремя ее аспектами, а именно психологическим, социокультурным и инструментальным. Психологический аспект самоактуализации является осознанием и выражением личностного потенциала в профессиональной деятельности. Инструментальный аспект самоактуализации личности обуславливается востребованностью и использованием потенций, ресурсов и опыта в виде знаний, умений, навыков и способностей индивида. А социокультурный аспект проявляется в осознании и выполнении индивидуальной миссии посредством осуществления профессиональной деятельности по отношению к социуму и другими людям. Именно такое строение профессиональной деятельности, которое формируется в сознании индивида, дает возможность успешно самореализовать свою личность в выбранной профессии.
Так, профессиональная деятельность человека является одним из существенных необходимых условий развертывания процесса самоактуализации личности. С учетом требований деятельностного подхода следует полагать наличие в анализе такого рода психологической реальности категории сознания. Именно сознание детерминирует характер взаимосвязи профессиональной деятельности и процесса самореализации личности.
Само понятие самоактуализации в философии рассматривается как стремление личности к самоосуществлению, к реализации того, что содержится в качестве нравственных, интеллектуальных, творческих потенций. Осуществление самоактуализации составляет сущность личности и рассматривается как стремление человека постоянно воплощать, реализовывать себя, свои способности, свою сущность. Качественным измерением самоактуализации личности является удовлетворенность жизнью, отражающая позитивный смысл достижения значимых для личности ценностей и целей.
Основу самоактуализации составляет актуализация психических образований, обеспечивающих осуществление потенций личности. При этом уровень самоактуализации обуславливается степенью развития интегральных образований, которые заключаются в сформированности личностно-смысловых механизмов, актуализирующих такие образования, выступая как субъективные стратегии самоактуализации.
Проведенное исследование позволило определить, что основная масса респондентов имеет средний уровень развития профессиональной самоактуализации.
Помимо этого, анализ полученных данных позволяет определить, что трудности самоактуализации личности в профессиональной сфере напрямую зависят от социального фактора, а так же основываются на внутреннем факторе, который представляет собой самоуважение и самовосприятие. Вместе с тем было выявлено, что уровень профессиональной самоактуализации участников экспериментального исследования определяется особенностями ценностно-мотивационной сфере, коммуникативных и эмоционально-волевых характеристик.
В ходе исследования мы выяснили, что самоактуализации субъекта включает осознание, выбор и реализацию тех аспектов индивидуальности, которые способствуют его самовыражению, реализации своих потенций, формирование субъектом собственной системы смыслов, ценностей, мотивов, представлений о себе, постановку целей и определение способов их достижения, в том числе и преобразования себя.
Возможность индивида полностью реализовать себя посредством профессии определяет адекватность профессионального выбора. Вместе с этим, мы теоретически допускали вероятность существования фрагментарной и частичной самореализации личности в профессии.
Таким образом, на основе проведенного исследования мы смогли определить ряд параметров, которые обуславливают условия эффективной самоактуализации индивида в профессиональной деятельности. К ним относится уровень осознания человеком своего личностного потенциала и инструментальных ресурсов, уровень адекватности профессионального выбора, уровень развития общества, который позволяет человеку обеспечивать доступность своего профессионального выбора и т.п.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей самоактуализации и профессионального развития личности
1.1. Понятие самоактуализации личности, ее особенности и принципы
Самоактуализация является абсолютным раскрытием человеком своего личностного потенциала, определенных склонностей и задатков. Ее выражение находится в стремлении личности к максимальному выявлению своих возможностей, а так же определением их дальнейшего образования. Стоит заметить, что истинная самоактуализация во многом опирается на наличие благоприятных социальных и исторических условий, но не задается со стороны социума или культуры. Помимо этого, самоактуализация не имеет в своем значении внешней цели, поскольку исходит изнутри человека, показывая позитивную природу индивида [41].
Гуманистическая концепция психологии выдвигает понятие самоактуализации как ключевое, указывая на ее основные ценности, которые предполагаются в виде личностной свободы, устремления на развития, реализацию потенциала и желаний индивида.
Проблемой самоактулизации личности глубоко занимались основоположники гуманистического подход, среди которых К. Роджерс и А. Маслоу.
Большой вклад в развитие понятия самоактулизации был внесен психологом К. Роджерсом, считавшим, что развитие личности характеризуется полной реализацией каждого момента, жизнью в настоящем времени и доверием своей интуиции. Ученый говорил о том, что цель самоактулизации заключается в желании человека быть сами собой, поскольку каждый человек имеет все необходимые данные для развития своих возможностей. Помимо этого психолог указывал на то, что главной движущей силой в жизни является тенденция к росту и непрерывному движению вперед. Он называл такое стремление врожденным, отмечая, что тенденция движения вперед может реализовываться при ясном восприятии и адекватной символизации индивидом своего выбора [32].
Заметим, что в теории Роджерса также раскрывается главный побудитель творческой деятельности, который представляется как стремление индивида реализовать себя и проявить максимум своих возможностей. Такое направляющее начало проявляется в любой форме органической и человеческой жизни в виде стремления к развитию и расширению, совершенствованию и зрелости, тенденции к выражению и проявлению своих способностей и личности. Такое стремление присутствует в каждом человеке и выступает как главная мотивация к самоактулизации и активности.
Сама концепция самоактуализации личности, а так же определение ее основных особенностей, связана с исследованиями А. Маслоу. Ключевой момент концепции самоактулизации заключается в понятии становления личности, изучение необходимости предельной творческой самореализации, ведущей к полному психическому здоровью [11].
В трудах отечественных ученых, самоактулизация представляла собой центральное понятие с конца 1970-х годов, определяясь как раскрытие в деятельности человека его сущностных сил. Позже в разных исследованиях представляются различные варианты самоактулизации. Предполагались или отрицались возможности самоактулизации, признавалось влияние микро- и макроуровней, которые контролируют и направляют деятельность человека, а так же убеждения в том, что самоактулизация присутствует всегда, когда индивид понимает свою ценность и стремиться к достижению поставленных целей [26].
Таким образом, изучение феномена самоактулизации дает возможность обобщить и определить несколько принципиальных моментов:
— существует необходимости примирения индивида со своим внутренним Я, поскольку оно является сердцевиной его личности и выражения, тем самым позволяя протекать развитию всех персональных и видовых характеристик человека;
— необходимо минимизировать болезни, неврозы и психозы, которые оказывают влияние на снижение фундаментальных персональных и общевидовых склонностей человека [16].
Другими словами, многие исследователи предполагают, что именно самоактуализация и самореализация индивида выступают как одним из наиболее сильных его потребностей, зачастую заменяющие базовые потребности.
Концепция К. Роджерса говорит о том, что выделяется два направления в психике индивида, которые представлены от рождения
1. Самоактулизирующее направление, в которое входят все задатки и будущие качества личности.
2. Механизм контроля над формированием личности, который можно отслеживать [33].
На таких тенденция протекает формирование уникальности индивида, которая включает в себя реальное и идеально Я, и между которыми можно увидеть как дисгармонию, так и максимальную гармонию.
Помимо этого, следует отметить, что в данной концепции тесно взаимосвязаны самоактуализация и самореализация личности. Здесь имеется в виду, что самоактулизация является процессом открытия индивидуального потенциала, который позволяет стать личностью, тем самым использовать все возможности индивида [5].
Далее необходимо выделить характеризующие черты самоактуализации личности. Так, индивид, который занимается самоактуализацией и достигает в этом процессе больших успехов, всегда занимается любимым делом и не подчиняется внешнему влиянию, имеет стремление к развитию. Помимо этого его можно назвать творческой личностью, имеющей позитивное мышление, уверенность в себе и открытость в эмоциональном плане [9].