Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Гуманитарные науки Теология

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Русская Православная Церковь заграницей (во время Гражданской войны)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. История образования Русской Православной церкви за
рубежом. 8

1.1.   Гражданская война и революция как причина образования РПЦЗ. 8

1.2.   Этапы формирования РПЦ за рубежом. 20

1.3.   Разрыв РПЦ с Москвой. 34

Глава 2. Деятельность РПЦЗ во время гражданской войны.. 51

2.1. Декларация митрополита Сергия и ее последствия для РПЦЗ. 51

2.2. Епархальная и приходская жизнь ближнего зарубежья. 63

2.3. Расколы в РПЦЗ. 67

Заключение. 70

Список литературы. 74

  

Введение:

 

Отношения между
Церковью и государством в России были очень сложными, даже трагическими, в 20-м
веке. Большевики, пришедшие к власти в результате событий 1917 года, ставили
своей целью строительство безбожного общества и культивирование «нового
человека» для этого общества. Борьба с религией основывалась не только на их
атеистическом мировоззрении, но и на стремлении устранить опасного конкурента в
духовной жизни нации. Ситуация начала меняться в конце 1980-х и начале 1990-х
годов.

Преследование
Церкви и верующих прекратилось, церкви и монастыри были открыты, восстановлены
и возвращены верующим. Религиозная литература стала распространяться. Появилась
возможность дать религиозное образование детям. Государство не мешает этому
позитивному процессу. Конфликт между Церковью и государством ушел в прошлое.
Правительство не стремится разрушать православную церковь или «геттоизировать»
ее. Это очень важно. Тем не менее, не все проблемы были решены, и
церковно-государственные отношения в России должны и впредь решаться, и
совершенствоваться.

Мы находим идеал в
такого рода отношениях в предисловии к 6-й новелле византийского императора
Юстиниана Великого. «Если священство упорядочено во всем и угодно Богу, а
царство [государство] руководит и заботится о человеческих делах», тогда между
ними будет полная гармония (симфония) во всем, что служит добру и благо
человечества. » После долгих лет

Политические,
экономические и социальные процессы, происходящие в России, рассматриваются в
Русской Зарубежной Церкви по-разному. Есть много положительных и отрицательных
явлений. Холодная война прекратила монополию коммунистической партии вместе с
ее безбожной идеологией. Россия перестала начала стремиться к единству с
другими народами.

С другой стороны,
ослабленное правительство привело к националистическим конфликтам практически
на всех границах бывшего СССР. Серия региональных войн была зажжена.
Многопартийная система, с одной стороны, дала людям возможность свободно
выбирать и участвовать в жизни своей страны, а с другой стороны, открыла двери
для многих безответственных демагогов, жаждущих власти.

Вчера, сегодня и в
будущем главная миссия русской церковной эмиграции заключается в сохранении и
расширении истинной православной веры и наследия Святой Руси в диаспоре.
Главная цель Русской Православной Церкви Заграницей — спасение душ ее паствы.
Но время, конечно, оставляет свой след в Работе РПЦЗ. В прежние годы
существование определялось необходимостью сохранить свободную нацию России и
противостоять атеистическому коммунизму, поработившему Родину.

С падением
атеистического режима такое сопротивление утратило свою цель. Сейчас за
границей живет очень много вчерашних советских людей, людей, которые родились и
выросли при официальном атеизме. Когда они путешествуют за границу, они часто
приходят в Церковь, видя в этом свою единственную связь со своей Родиной,
место, где они могут встретить своих соотечественников и найти утешение в
трудную минуту. Но в религиозном плане эти люди не обучены. Часто не знают
самых простых вещей. Этим правыми и левыми пользуются различные сектанты,
втягивающие русских, оторванных от своей Родины, в свои ловушки. Если
предыдущая эмиграция была в основном церковной, то новая эмиграция должна
осуществляться в церкви, как взрослых, так и детей, и в этой области нашей
Церкви предстоит много работы.

Именно Зарубежная
Церковь придает эмигрантам духовную силу, объединяя их, защищая их от угасания
и потери православной веры и вместе с верой русскую культуру, созданную
православным христианством. Но не только россияне составляют наше стадо.
Благодаря Божественному Провидению, рассеянному по многим народам, наша Церковь
распространяет православное христианство среди народов вокруг нас. Работа с
новообращенными является еще одним важным аспектом работы Русской Православной
Церкви Заграницей.

Истоки такого
поведения РПЦЗ коренятся, в первую очередь, в дореволюционном периоде России.
Именно поэтому в данной работе была взята исходная точка – гражданская война,
определившая развитие Православия за рубежом, с одной стороны, и особенности
взаимодействия между церквями с другой.

Объект
исследования – русская православная церковь за рубежом. Предмет работы –
деятельность РПЦЗ во время Гражданской войны. Цель исследования
— системный анализ создания церковного управления за границей и Русской
Зарубежной Церкви после гражданской войны, а также реализации особенностей РПЦЗ.

Из цели
исследования вытекают следующие задачи:

• Выявление
факторов возникновения и роли Высшего Церковного управления на Юго-Востоке
России в создании Русской Зарубежной Церкви

• Исследование
отношения патриарха Тихона, митрополитов Петра и Сергия к зарубежному
церковному управлению и его полномочиям

• Анализ дискуссии
между руководством Русской Зарубежной Церкви и московской церковной властью, а
также позиций сторонников и противников единства с Московским Патриархатом

• Изучение
процесса обособления церковного управления в эмиграции от московской церковной
власти

• Исследование
трансформации церковной власти в РПЦЗ от Высшего Церковного управления к
Архиерейскому Синоду

• Выявление причин
и механизмов церковных конфликтов и разделений в русском зарубежье.

Хронологические
рамки исследования — 1920 — 1938 гг. Первая дата обусловлена переездом ВЦУ на
Юго-Востоке России в Константинополь. В 1938 г. состоялись Второй Всезарубежный
Собор и Архиерейский Собор РПЦЗ, которые приняли ряд ключевых решений, подвели
итоги деятельности Русской Зарубежной Церкви и знаменовали завершение первого
этапа ее истории.

Историческая база
исследования: Исследование РПЦЗ долгое время была малоизучена. Связано это. В
первую очередь, с разделением церквей и недоступностью архивов РПЦЗ. Это
приводило к необъективности освещения событий и к тому, что каждая из церквей
стремилась обвинить другую в нарушении соглашений. Сегодня ситуация начала
кардинально меняться.

Среди современных
исследований следует выделить следующие: Васильева О. Дело архиепископа
Варфоломея, или «человек-загадка» против Русской Православной Церкви // Альфа и
Омега. 2000. № 4;

Васильева О.
Жребий митрополита Сергия (От «Декларации» до «Памятной записки») // Ежегодная
богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского
института: Материалы 1997. М.: ПСТГУ. 1997;

Васильева О.
Февральская пресс-конференция митрополита Сергия — историческое осмысление и
историческое наследие // История Русской Православной Церкви в XX веке (1917 —
1933). Мюнхен: Издание Обители преп. Иова Почаевского, 2002;

Курляндский И.
Сталин и «интервью» митрополита Сергия советским корреспондентам в 1930 г. //
Российская история. 2010. № 2;

 Мазырин А., диак. К истории высшего управления
Русской Православной Церкви в 1935 — 1937 гг. // XVI Ежегодная богословская
конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
Материалы 2006. Т.1. М. ПСТГУ. 2006;

 Мазырин А., иер. Вопрос о замещении Киевской
кафедры в 1920-е годы // Вестник ПСТГУ. 2007. II: 2(23); 3 (24); 4 (25);

Митрофан (Шкурин),
игум. Русская Православная Церковь и советская внешняя политика в 1922 — 1929
гг. (По материалам Антирелигиозной комиссии) // Вестник церковной истории.
2006.

Список этот можно
продолжать, но даже приведенный в таком объеме. Он говорит о возросшем интересе
церкви эмиграции. Этот интерес приводит к тому, что исследование реализуется в
контексте политическом, историческом и духовном. Тем не менее, даже после
распада СССР вопрос об освещении деятельности РПЦЗ напрямую зависел от
принадлежности к определенному лагерю, а также симпатизированию определенной
группе.

Данная работа
делает попытку объективно осмыслить деятельность РПЦЗ и особенности развития
отношений с МП РПЦ.

Теоретическая
значимость работы: работа обобщает известную информацию о деятельности РПЦЗ во
время Гражданской войны и первые годы после нее.

Практическая
значимость работы – представленный в работе материал может применяться на
занятиях по истории церкви, для самостоятельного изучения РПЦЗ.

Структура работы:
работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Многие считают,
что причиной разделения Русской Православной Церкви на РПЦЗ и МП стала
гражданская война. Это неправда. Русский народ из-за революции оказался
разделенным. Русская диаспора возникла, но Русская Православная Церковь
осталась одна. После окончания гражданской войны епископы, оказавшиеся за
границей, почтили память Его Святейшества Патриарха Тихона, а затем его
Местоблюстителей Митрополита Кирилла Крутицкого.

Главной причиной
разделения Русской Церкви была фактически декларация митрополита Серия
(Страгородского) 1927 года. В этом документе он признал Советское правительство
как законное российское государство, которое заботилось о людях, «чьи радости
наши радости и скорби которых наши печали». В то же время в соответствии с
соглашением, которое он получил от Советского государства, митрополит Сергий
просил у священнослужителей за границей преданность большевистскому
правительству.

Сам митрополит
Сергий вряд ли мог ожидать, что кто-нибудь за границей прислушается к его
указу. Было очевидно, что он сделал это, чтобы выполнить требования советского
правительства. Естественно, что иерархи Русской Зарубежной Церкви во главе с
митрополитом Антонием (Храповицким), решительно отказался дать клятву верности
Советам и дал явный отказ. С этого момента отношения между Русской Православной
Церковью Заграницей и Московским Патриархатом прекратились.

 Но это не означало, что в русской диаспоре
возникла отдельная церковная организация. Русская Зарубежная Церковь всегда
считала себя частью Поместной Русской Православной Церкви. Это было в духовном
единстве с митрополитом Петром Крутицким, который страдал в изгнании на севере.
Его имя было отмечено во всех церквах русской эмиграции, наряду с молитвой за
страдающий народ России и за ее избавление от жестоких гонений от безбожного
государства.

В течение
десятилетий Русская Православная Церковь Заграницей отказывалась общаться с
православными епископами Москвы, поскольку митрополит Сергий издал упомянутое
вами в 1927 году заявление о верности Церкви Советскому государству.

До недавнего
времени существовал ряд препятствий для примирения между Русской Зарубежной
Церковью и Московским Патриархатом. Некоторые из них мы уже обсуждали. Вопросы,
которые разделяют две церкви, обсуждались на уровне церковных комиссий.
Архиерейский Синод принял документы по этим вопросам, и они передаются для
рассмотрения на предстоящий Архиерейский Собор.

Основная миссия
Русской Зарубежной Церкви в современной России — познакомить русских
православных с наследием нашей русской диаспоры. После революции выдающиеся
богословы, иерархи, цветы русской культуры оказались за границей. Первым
Предстоятелем Русской Православной Церкви заграницей был выдающийся богослов митрополит
Антоний (Храповицкий) с блаженной памятью.

Митрополит
Анастасий и митрополит Филарет, его преемники, оставили серию писаний и
проповедей. Другими яркими фигурами в православном богословии были архиепископ
Никон (Рклицкий); Протопресвитер Михаил Помазанский; Епископ Митрофан
(Зноско-Боровский); Епископ Григорий (Граббе); Архиепископ Аверкий (Таушев);
Архимандрит Константин (Зайцев); историк Н.Д. Тальберг, профессор Андреевский и
многие другие. Достаточно сказать, что самый известный русский учебник «Закон
Божий» был написан протоиереем Серафимом Слободским, священником в городе
Найак, недалеко от Нью-Йорка. Такие известные писатели и мыслители, как И.А.
Ильин и И.С. Шмелев, были очень близки к Русской Зарубежной Церкви. В эти годы
процветала богословская, литературная и философская мысль.

Но целью РПЦЗ
является не только знакомство россиян с историей эмиграции. Русская
Православная Церковь Заграницей всегда стремилась поддержать те силы в
российском обществе, которые твердо стоят на позициях православия святых отцов
и русского патриотизма.

Идея Третьего Рима
жила в сознании людей долгие годы: «Два Рима пали, Третий стоит, четвертого не
будет». Можно сказать, что при благочестивом царе-мученике Николае II, Россия
стоял как Третий Рим — духовный наследник и единственный защитник православных
суверенитетов. Тогда еще жили русские, которые от царского двора до самой
далекой хаты — православное христианство, национальное русское православие,
патриотическое мировоззрение. Это была связующая сила, которая объединила
русский народ в правительстве и в православии и сделала Россию третьим Римом.
Но трагедия России заключалась в том, что с давних пор, даже с 18-го века,
внутри русского народа возникли иные, чужие тенденции, чуждые истинному
православию и подхваченные атеистами и революционерами.

Но когда мы
говорим о духовном авторитете Церкви, важно понимать, что представляет собой
Церковь. Богослов-эмигрант, протопресвитер Михаил Помазанский, сказал бы: «Если
люди крестятся, делают простирания, целуют иконы, зажигают свечи, принимают
благословение священника, пьют святую воду, это не означает, что эти люди
христиане. Ибо язычники тоже, когда они поклоняются своим идолам, участвуют в
ритуалах. Истинный христианин — это тот, кто сделал Закон Евангелия главным законом
своей жизни, кто стремится получить благодать Святого Духа. В противном случае
это нехристиане. Поэтому правильнее называть Церковь обществом святых.
Действительно, Господь в Евангелии и апостолы в своих посланиях называют
христиан «святыми»: «Будь свят, потому что я свят». Можно сказать, что
«симфония сил» — это симфония святости и состояние, которое преклоняется перед
святостью и защищает ее святую церковь, а царь, защищая церковь, откладывает
королевский пурпур перед Христом.

В 1920-х годах все
честные епископы и священники, лояльные Церкви, были единодушны в признании
своих пастырских обязанностей и служения в качестве сохранения душ людей,
которые были унижены вторжением материализма и теорией классовой борьбы,
ненависть и месть, которые видели свой долг не в активном сопротивлении
Советскому государству, а в пассивном мученичестве. Сегодня Церковь и за
рубежом, и в России продолжает помогать людям находить диалог с Богом.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. История
образования Русской Православной церкви за рубежом 1.1. Гражданская война и революция как причина образования РПЦЗ На протяжении всей
истории многие события и люди получали от потомков номинацию «Великий», тогда
как его современники считали иначе. Без сомнения, это справедливо в отношении
событий в Петрограде в 1917 году, когда «Великая Социалистическая Октябрьская
революция» разразилась довольно локальным событием, которое население города
едва ли заметило бы. Во время штурма Зимнего дворца, где «укрепились»
некомпетентное правительство с несколькими офицерскими школами и женским
батальоном, театры, рестораны и петроградские салоны активно посещались, как и
в любой другой вечер.

По всей
вероятности, все событие, которое произошло в Петрограде 25 октября,
превратилось бы в безвестность, если бы политические силы в России, которая
управляла нацией с марта 1917 года, просто приняли программу реформ, которая
получила бы одобрение у голодных и уставших от войны народных масс в основном в
городах. (Сельское население принимало все, что было решено в городах).
Большевистские указы и декларации о мире, реформе, национальном самоопределении
и т. д. были не реальными программами, а обещаниями, сделанными для того, чтобы
мобилизовать людей на сторону новых правителей.

То, что, несмотря
на эти обещания, большевикам не удалось преобразовать население в его «новую
политику», становится очевидным после избрания в Учредительное собрание 25
ноября / 8 декабря 1917 года. Социалистические и социал-демократические партии
получили 62% голосов, большевики — 25%, а граждане — 13%. Из 715 делегатов
только 183 были большевиками, которые, тем не менее, утверждали, что представляют
большинство людей.

Они не
представляли большинство ни весной 1918 года, ни во времена Сталина и его
преемников. Однако большевики смогли рассчитывать на поддержку вооруженных сил
в Петрограде; поэтому после восьми дней тяжелых боев в Москве с помощью и
поддержкой вооруженных рабочих и солдат они не позволили избранным
представителям народа установить парламентскую демократию в России в январе
1918 года. Когда через несколько недель стало очевидно, что Созданная ими
партийная диктатура не нашла бы пользы у народа, разразилась гражданская война,
приведшую страну, уже ужасно охваченную войной и голодом, на грань разорения.
Когда все было кончено, промышленность страны находилась в состоянии полного
краха и начался ужасный голод, в котором погибли миллионы людей.

Распад Ассамблеи выявил
большевиков в ясном свете для подавляющего большинства населения. Продвижение
Германии в Прибалтику и на Украину привело к потере этой территории для России,
поскольку жители этих стран смогли воспользоваться указом Ленина о национальном
самоопределении. На юге страны донские казаки провозгласили независимую
республику Дона, которая смогла выжить всего за несколько недель до ее
подавления красными, когда ее защитные меры прекратились в условиях
партизанской борьбы.

Однако было
очевидно, что в течение, самое большее, нескольких недель после того, как
большевики захватили власть, повсюду в стране возникло сопротивление. Весной
1918 года это сопротивление превратилось в гражданскую войну. При поддержке
войск народов Антанты «белые» устремились к Москве с юга, запада, севера и
востока. Летом 1918 года север (генерал Миллер), Прибалтика (генерал Юденич),
Украина и юг России (генералы Деникин и Краснов), Сибирь и восточная часть
европейской части России (адмирал Колчак), а также большая часть Южное Поволжье
(казаки) находились в руках антибольшевистских сил.

Политическое
разделение России на два противоборствующих лагеря поставило перед церковным
руководством огромные вопросы. Верующие Церкви жили по обе стороны фронта.
Таким образом, понятно, что для большинства населения Патриарх Тихон воплощал
единство Церкви и объединял всех верующих в одну паству. «Таким образом, его
лелеяли и любили христиане по обе стороны фронта. Он был также воплощением
народной совести. «Один слушал его голос, как будто он пришел с небес» [6, c. 78].

Большое уважение,
в котором Патриарх был удержан его верующим, требовал от него быть крайне
осторожным в политическом отношении и избегать поддержки какой-либо одной
партии. Для него, как и для всей Церкви, гражданская война была братоубийством,
врагом, разрушением и разобщенностью людей. Эта позиция, однако, не означала,
что Патриарх молчал во время преследований и гонений на церковь со стороны
большевиков.

Его письмо от 19
января 1918 года, в котором коммунисты были подвергнуты анафеме, высмеивало
преступления новых правителей. В первую годовщину Октябрьской революции, 25
октября 1918 года, Патриарх выпустил еще одно письмо, адресованное
непосредственно Советскому правительству. Началось со слов: «Все, кто берет
меч, погибнут от меча». Он продолжил, сказав, что «потоки крови наших братьев, которые безжалостно убиты по твоему приказу,
взывают на небеса и заставили нас направить тебе это горькое слово правды …
Ты расколол весь народ на вражеские лагеря. Никто не чувствует себя в
безопасности; все живут в постоянном страхе перед обысками, грабежами,
изгнанием, арестом, казнью. Беззащитные были арестованы тысячами; они вынуждены
томиться в тюрьме месяцами; они преданы смерти.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы