Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему «Росгвардия в системе военно-патриотического воспитания, подготовки граждан к защите Отечества и обеспечению общественной безопасности (на примере Ханты-Мансийского автономного округа — Югры)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы в
сфере военно-патриотического воспитания, подготовки граждан к защите Отечества
и обеспечению общественной безопасности и её функционирование. 11
1.1. Концептуальные,
нормативно-правовые и организационные основы военно-патриотического воспитания,
подготовки граждан к защите Отечества и обеспечению общественной безопасности. 11
1.2. Состояние и направления развития военно-патриотического воспитания, подготовки граждан к
защите Отечества и обеспечению общественной безопасности 32
Глава 2. Деятельность Росгвардии в
сфере военно-патриотического воспитания, подготовки граждан к защите Отечества
и обеспечению общественной безопасности 38
2.1. Роль, место и полномочия
Росгвардии как субъекта военно-патриотического воспитания, подготовки граждан к
защите Отечества и обеспечения общественной безопасности. 38
2.2.
Росгвардия как субъект военно-патриотического воспитания, подготовки
граждан к защите Отечества и общественной безопасности (на примере
Ханты-Мансийского автономного округа — Югры) 42
2.3. Направления повышения
эффективности деятельности Росгвардии в сфере военно-патриотического
воспитания, подготовки граждан к защите Отечества и обеспечения общественной
безопасности. 52
Заключение. 62
Список использованных источников. 65
Приложения……………………………………………………………………..
75
Введение:
Актуальность
темы исследования. Важнейшим источником жизнедеятельности государства,
армии, личности, в том числе российского воина, является патриотизм.
«Национальная
идея России заключается в патриотизме, выраженном в служении развитию страны».
– Такое мнение в 2020 году выразил президент РФ В.В. Путин в интервью передаче
«Москва. Кремль. Путин», отметив, что других вариантов национальной идеи быть
не может. «Патриотизм заключается в том, чтобы посвятить себя развитию страны,
её движению вперёд. А это совсем не значит, что нужно всё время хвататься
только за наше героическое прошлое. Нужно смотреть в наше не менее героическое
и успешное будущее, и в этом залог успеха», — пояснил свою точку зрения
Президент РФ[1].
Созвучное
мнение в 2021 году на молодежном форуме «Территория смыслов» выразил и Министр
обороны РФ Сергей Шойгу: «Служить Отечеству и быть патриотом, на мой взгляд,
это вещи неразделимые»[2].
В Российской Федерации в апреле 2016
года появилась новая структура исполнительной власти, сформированная на базе
внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации. Новая
структура кроме задач и обязанностей определила внутренним войскам программы
информационно-воспитательной работы. Эти программы были приняты на
государственном уровне для обеспечения высокой боевой готовности подразделений
и воинских частей. Их основы были заложены еще со времен Советского Союза,
которые показывали высокоэффективный коэффициент усвоения программы
патриотического и государственно-патриотического воспитания.
Позиции поэтапного и
целенаправленного патриотического воспитания, которые были сформированы
Министерством внутренних дел, до сих пор берутся за основу при осуществлении
комплекса мероприятий морально-психологического обеспечения в Росгвардии. Но
приходит новое время, и современные направления в патриотическом воспитании
ориентируют на необходимость изменений методологии патриотического воспитания в
исторических условиях развития России в конце 1-й четверти XXI века.
Директор Росгвардии В.В. Золотов,
подчеркивая важность патриотического воспитания, отмечает: «В.В.
Путин совершенно прав, вкладывая в идею патриотизма заботу о стране, ее
укреплении и безопасности. В основе патриотизма лежит любовь к Родине, желание,
чтобы она крепла и процветала, способность, если потребуется, пожертвовать
жизнью во имя Отечества»[3].
Несмотря на разработанность и
использование существующих в педагогике форм и методов патриотического воспитания, необходимо
учитывать тот факт, что современный мир меняется с более высокой скоростью, и
современная молодежь оказывается под влиянием новых факторов, среди которых
особую роль играет высокий рост информационных технологий, неконтролируемое
распространение информации и негативное влияние западных ценностей, а также
новых информационных взрывов, имеющих цель посеять сомнения и нигилизм в сознании
подрастающего поколения. Такие факторы создают предпосылки к скептицизму,
эгоцентризму и нежеланию молодых людей участвовать в жизни своего государства.
Объектом исследования
являются общественные отношения в сфере военно-патриотического воспитания,
подготовки граждан к защите Отечества и обеспечения общественной безопасности.
Предмет исследования
– особенности участия Росгвардии в общественных отношениях в сфере
военно-патриотического воспитания, подготовки граждан к защите Отечества и
обеспечения общественной безопасности (на примере Ханты-Мансийского автономного
округа — Югры).
Степень научной разработанности темы. Вопросы
обеспечения общественной безопасности исследовались таким авторами, как: И.С.
Абазов, В.А. Авдеев, А.А. Бухаева, Х.Б. Шаймерденов, А.А. Голиков, А.Т.
Карасев, А.В. Елькина, А.Н. Мещеряков[4] и др. Различные аспекты
военно-патриотического воспитания в разные периоды времени исследовали такие
авторы, как: А.Н. Вырщиков, Ю.В. Гуськов, С.В. Килин, В.И. Лутовинов, В.Ю.
Микрюков, В.Д. Ширшов[5] и др. Влияние Росгвардии
на развитие военно-патриотического воспитания изучали: Е.А. Курочкин, Н.Е.
Салтрукович, В.В. Мясищев, Г.И. Коршунов[6] и др.
Проблемная
ситуация исследования заключается в том, что молодые граждане, призываемые на
военную службу, в современном мире оказываются под влиянием негативной
информации еще со школьной парты. Воспитание, как основной подход к
формированию зрелой личности, было в свое время отодвинуто и декларировалось
как сугубо семейная прерогатива: школа не воспитывает – воспитывает семья.
Недостаток знаний и негативное отношение к патриотизму, патриотическому
воспитанию поставили перед руководством Росгвардии задачу, связанную с
государственно-патриотическим воспитанием вновь прибывающего пополнения, его
информационно-психологической защитой от негативного воздействия «фейковых
новостей» и различных социальных сетей.
Целью настоящей работы является исследование
субъектности Росгвардии в системе военно-патриотического
воспитания, подготовки граждан к защите Отечества, осуществляемой деятельности
по обеспечению общественной безопасности (на примере Ханты-Мансийского
автономного округа — Югры).
Задачи
исследования:
— раскрыть
концептуальные, нормативно-правовые и организационные основы
военно-патриотического воспитания, подготовки граждан к защите Отечества и
обеспечению общественной безопасности;
—
охарактеризовать состояние и уровень развития военно-патриотического
воспитания, подготовки граждан к защите Отечества и обеспечению общественной
безопасности;
— рассмотреть
роль, место и деятельность Росгвардии как субъекта военно-патриотического
воспитания, подготовки граждан к защите Отечества и обеспечения общественной
безопасности;
—
проанализировать потенциал Росгвардии как субъекта военно-патриотического
воспитания, подготовки граждан к защите Отечества и обеспечения общественной
безопасности и возможности его развития в условиях возрастания опасностей и
угроз; —
определить направления повышения эффективности деятельности Росгвардии в сфере
военно-патриотического воспитания, подготовки граждан к защите Отечества и
обеспечения общественной безопасности.
Теоретической
и методологической основой исследования является ряд общенаучных
и специально-научных методов по решению поставленных в исследовании задач,
таких как классификация, систематизация, сравнение, обобщение, моделирование,
качественная экспертная оценка, а также синтез новых знаний. Результаты
исследования дополнительно верифицировались методом экспертного анализа. В ходе
подготовки работы применялись методы анализа, синтеза, дедукции, а также
формально-юридический, сравнительно-правовой, статистический и иные методы
исследования.
Эмпирическую
(источниковую) базу исследования целесообразно разделить
на три группы. Первую группу источников составляют Конституция Российской
Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие
вопросы военно-патриотического воспитания и обеспечения общественной
безопасности на территории Российской Федерации. Вторая группа источников
представлена теоретическими исследованиями различных авторов в сфере
обеспечения общественной безопасности и военно-патриотического воспитания. В третью
группу источников включены материалы официальных сайтов Росгвардии и других
органов государственной власти, а также публикации СМИ.
Основная
рабочая гипотеза исходит
из того, что патриотическое
воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания,
поскольку в ней формируются не только соответствующие мировоззренческие
ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных
качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях
современного российского общества. Немаловажным фактором в
проведении и организации работы по патриотическому воспитанию является тесное
взаимодействие со всеми заинтересованными органами власти и общественными
организациями в интересах воспитания личного состава войск, особенно в воинских
частях и территориальных органах.
Научная новизна исследования определяется следующими положениями:
1. Проведен комплексный анализ концептуальных, нормативно-правовых
и организационных основ военно-патриотического воспитания, подготовки граждан к
защите Отечества и обеспечения общественной безопасности.
2. Исследованы роль, место и полномочия Росгвардии как субъекта
военно-патриотического воспитания, подготовки граждан к защите Отечества и
обеспечения общественной безопасности на уровне региона на примере
Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
3. Определены направления повышения эффективности деятельности
Росгвардии в сфере военно-патриотического воспитания, подготовки граждан к
защите Отечества и обеспечения общественной безопасности.
Основные результаты исследования,
выносимые на защиту:
1.
Основной объём работы в системе
военно-патриотического воспитания молодежи проводится на региональном уровне,
где главным организатором является Управление территориального органа
Росгвардии с входящими в него структурными и подчиненными подразделениями.
2.
Несмотря на проведение комплекса мероприятий в области патриотического
воспитания наблюдаются некоторые существенные недостатки, к которым, в
частности, можно отнести:
–
сохранение тенденции к снижению уровня образованности личного состава войск,
знаний по отечественной истории, традиций, воинских и служебных ритуалов, что
препятствует формированию государственно-патриотической жизненной позиции;
–
снижение уровня мотивации у личного состава на успешное выполнение
служебно-боевых задач.
3.
В целях преодоления этих и других недостатков в войсках национальной гвардии
видится необходимым проводить ряд дополнительных мероприятий, в том числе
направленных на:
–
увеличение количества проводимых занятий по морально-психологической подготовке
с военнослужащими для изучения истории Российского государства, истории и
традиций войск национальной гвардии, ознакомления с примерами мужества и
героизма при выполнении служебного долга;
–
проведение занятий по морально-психологической подготовке в исторических и
памятных местах, музеях, местах боевой славы;
–
демонстрация художественных, документально-публицистических фильмов
военно-патриотического содержания, посвященных Дням воинской славы России,
истории войск национальной гвардии, выдающимся военачальникам, руководителям
войск правопорядка, военнослужащим и сотрудникам, удостоенным звания Героя
Российской Федерации и награжденным боевыми наградами;
–
организация индивидуальной воспитательной работы на основе
профессионально-дифференцированного подхода к организации воспитания различных
категорий военнослужащих и сотрудников, с учетом уровня их профессиональной
подготовки и сроков прохождения службы.
4.
Немаловажным фактором в проведении и организации работ по патриотическому
воспитанию является также и тесное взаимодействие со всеми заинтересованными
органами власти и общественными организациями в интересах воспитания личного
состава войск, особенно в воинских частях и территориальных органах.
Теоретическая
значимость исследования заключается в разработке
теоретико-правовых основ повышения эффективности деятельности Росгвардии в
сфере военно-патриотического воспитания, подготовки граждан к защите Отечества
и обеспечения общественной безопасности.
Практическая
значимость исследования заключается в разработке
практических рекомендаций по совершенствованию деятельности Росгвардии в сфере
военно-патриотического воспитания, подготовки граждан к защите Отечества и
обеспечения общественной безопасности. Также результаты исследования могут быть
использованы в деятельности органов государственной власти, особенно в
образовательных организациях.
Структура работы
включает в себя введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и
список использованных источников. [1] «Посвятить себя развитию страны»:
Путин назвал патриотизм национальной идеей России //
https://russian.rt.com/russia/article/745442-putin-patriotizm-nacionalnaya-ideya [2] Шойгу рассказал, как связаны
патриотизм и служение Отечеству //
https://tvzvezda.ru/news/20218111437-5tfkQ.html [3] «Живой патриотизм». Интервью с В.В. Золотовым //
Проблемы развития территории. 2016. № 3 (83). С. 162-168. [4] Абазов И.С.
Некоторые особенности административно-правового регулирования обеспечения
общественной безопасности // Пробелы в российском
законодательстве.
2020. Т. 13. № 4. С. 341-343;
Авдеев В.А. Стратегические направления уголовно-правового обеспечения
общественной безопасности в Российской Федерации // Криминалистъ. 2020. № 2 (31). С. 3-9; Бухаева
А.А., Шаймерденов Х.Б. Административно-правовые и политические проблемы
обеспечения общественной безопасности // Научное Образование. 2020. № 2 (7). С. 520-524;
Голиков А.А. К вопросу обеспечения безопасности и антитеррористической защиты
объектов // Преступность в
сфере информационных и телекоммуникационных технологий: проблемы
предупреждения, раскрытия и расследования преступлений. 2020. № 1 (6). С. 30-33;
Карасев А.Т., Елькина А.В., Мещеряков А.Н. Конституционно-правовые аспекты
безопасности в Российской Федерации // Юридическая наука и
правоохранительная практика. 2020. № 1 (51). С. 6-14. [5] Гуськов Ю.В.
Военно-патриотическое воспитание как фактор оптимизации отношений государства и
гражданского общества. М.: МПСИ, 2017. С. 17; Килин С.В. На пути к системе
патриотического воспитания подрастающего поколения // Система патриотического
воспитания подрастающего поколения: основные проблемы и перспективы
формирования : Сборник материалов Всероссийской
научно-практической конференции, (Краснодарский край, г.-к. Анапа, с. Сукко,
Всероссийский детский центр «Смена», 7 октября 2020 года). – Краснодар: Новация,
2021. – С. 7-12; Лутовинов
В. И. В патриотизме молодежи — будущее России. М.: Фонд Андрея Первозванного,
2018. С. 105; Лутовинов В.И. Методические рекомендации по организации
патриотического (военно-патриотического) воспитания. Под общей редакцией Н. В.
Стаськова, доктора политических наук. – М.: АНО СПО «СОТИС», 2018. – 128 с;
Лутовинов В.И. Наследие Великой Победы в современной России. Подготовка граждан
к защите Отечества — продолжение подвига поколения победителей // Великая
Победа: наследие и наследники: Материалы Регионального этапа XXVIII
Международных Рождественских образовательных чтений (2019 г.; Липецк —
Задонск): Сборник статей.— Липецк, 2020. — С. 21-25; Лутовинов В.И. Система
патриотического воспитания граждан Российской Федерации и ее развитие на
ближайшую перспективу // Система патриотического воспитания подрастающего
поколения: основные проблемы и перспективы формирования : Сборник материалов Всероссийской научно-практической
конференции, (Краснодарский край, г.-к. Анапа, с. Сукко, Всероссийский детский
центр «Смена», 7 октября 2020 года). – Краснодар: Новация, 2021. – С. 13-16; Ширшов, В. Д.
Основы военно-патриотического воспитания: учебное пособие / В. Д. Ширшов;
Уральский государственный педагогический университет. – Электрон. дан. –
Екатеринбург: [б. и.], 2021. – 1 CD-ROM. – Текст: электронный. – С. 124-125. [6] Курочкин Е.А.,
Салтрукович Н.Е. Военно-патриотическое воспитание молодежи в целях мотивации ее
к выбору военной службы (службы) в войсках национальной гвардии (на примере
специализированного класса Росгвардии средней общеобразовательной школы № 101
города Перми) // В сборнике: Новый вектор в развитии гуманитарных и
социально-экономических наук. сборник трудов Всероссийской
научно-практической конференции (с очным участием). Пермский военный институт
войск национальной гвардии Российской Федерации. 2019. С. 183-188; Мясищев В.В.,
Коршунов Г.И. Особенности организации работы по патриотическому воспитанию в
войсках национальной гвардии Российской Федерации // Академический вестник войск
национальной гвардии Российской Федерации. 2019. № 4. С. 25-29.
Заключение:
По результатам проведенного исследования
были сформулированы следующие выводы.
1. Реализация системы
военно-патриотического воспитания молодежи, помимо осуществления подготовки их
к защите Отечества и военной службе, создает условия для партнерства
военнослужащих и учащихся общеобразовательных школ с целью воспитания у детей
социальности как нравственного качества личности, что способствует формированию
позитивного отношения в социуме к сотрудникам и военнослужащим Росгвардии. 2. В целом можно констатировать, что
отношение и заинтересованность соответствующих государственных органов,
организаций к военно-патриотическому воспитанию молодежи, их реальный вклад в
выполнение задач в этой сфере деятельности за последнее время все более
снижались и фактически сошли на нет.
Для
решения этих и других проблем в данной области необходимо сосредоточить
руководство выработкой и реализацией государственной политики в области
военно-патриотического воспитания и соответствующие функции в одном из
федеральных органов исполнительной власти. Представляется, что решение всего
комплекса вопросов военно-патриотического воспитания российских граждан
целесообразно поручить соответствующему государственному органу при
Правительстве Российской Федерации, обладающему необходимым административным и
кадровым ресурсом для осуществления системной деятельности по организации
соответствующей работы с органами публичной власти, организациями и
общественными объединениями.
3. Военно-патриотическое
воспитание юных гвардейцев на примерах самоотверженности личного состава войск
национальной гвардии, т.е. средствами и приемами военно-эстетического
воздействия подвигов, мужества и героизма воинов, позволит достичь целей
мотивации их к выбору военной службы (службы) в войсках национальной гвардии
после получения ими среднего общего образования, тем, что
эмоционально-чувственные переживания и оценки превратятся в личные убеждения
каждого истинного патриота нашей Родины.
4. Помимо
борьбы с организованной преступностью, терроризмом и экстремизмом,
военнослужащие и сотрудники Росгвардии во взаимодействии с ветеранскими
организациями региона стараются внести свой вклад в развитие
военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Следует отметить,
что ежегодно при поддержке и непосредственном участии личного состава
Росгвардии в Ханты-Мансийске и Нижневартовске проводятся военно-патриотические
смены детских лагерей «Юный росгвардеец», «Путь в элиту» и «Школа мужества».
5. Основная
задача организации работы по патриотическому воспитанию – создание системы
участия войск национальной гвардии в военно-патриотическом воспитании молодежи,
обеспечение непрерывной связи поколений граждан страны, ограничение от
негативного информационного воздействия на сознание молодежи.
В
целях повышения эффективности мероприятий в сфере военно-патриотического
воспитания, реализуемых Росгвардией, нами был разработан проект региональной
программы «Военно-патриотическое воспитание на территории Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры силами Росгвардии и образовательными организациями».
Таким образом,
патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер
воспитания, поскольку в ней формируются не только соответствующие
мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление
необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого
гражданина в условиях современного российского общества. Патриотическое
сознание граждан является важнейшей ценностью, одной из основ
духовно-нравственного единства общества. Воспитать человека, любящего свою
землю, свой народ, готового к защите своей Родины – очень непростая задача.
Идея патриотизма является основой, объединяющей самые разные слои и группы
российского общества. Большинство участников также считают, что не может быть
патриотом человек, который равнодушен к родной природе, избегает армейской
службы и не знает историю своей страны. При этом не мешает «званию» патриота
критическая позиция в отношении властей страны и предпочтение зарубежного
искусства отечественному.
Как
неоднократно отмечал Президент РФ В.В. Путин, «продуманная, созвучная
восприятию современной молодежи и, главное, честная, патриотическая повестка
должна укреплять в новых поколениях проверенные самой жизнью базовые ценности,
которые отражают наши традиции, национальную идентичность, весь исторический
путь России с ее испытаниями и триумфами»[1].
Результаты
проведенного исследования позволяют выявить те основные проблемы и сферы
деятельности, в которых необходимо применить эффективные меры и методы
патриотической работы с подростками и молодежью, а также определить направления
повышения эффективности функционирования всей системы
гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовании. [1]
Путин: программа патриотического воспитания должна основываться на базовых
ценностях // https://tass.ru/obschestvo/7325009
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Теоретико-правовые основы в сфере военно-патриотического воспитания, подготовки
граждан к защите Отечества и обеспечению общественной безопасности и её
функционирование
1.1. Концептуальные,
нормативно-правовые и организационные основы военно-патриотического воспитания,
подготовки граждан к защите Отечества и обеспечению общественной безопасности Происходящие
в современном мире изменения затрагивают не только межгосударственные
отношения, но и общечеловеческие ценности. Достигнув высокого уровня социально-экономического
и технологического развития, человечество столкнулось с угрозой утраты
традиционных духовно-нравственных ориентиров и устойчивых моральных принципов[1].
Идея
«патриотизма» – не новая, в истории России её обсуждение то возрастало, то
начисто замалчивалась. Так, в 1990-е гг. говорить о российском патриотизме было
неприлично. Как- то быстро сформировалось уничижительное отношение к
собственной стране. Вирус либерализма начал разрушать традиционное для России
патриотическое воспитание. Образование назвали услугой, а о воспитании
поторопились забыть. Патриотическое воспитание из школы, семьи никогда не
уходило – устойчивая обстановка в семье и школе, непрерывный учебный процесс,
дружба между школьниками – это было всегда[2].
Еще
в сентябре 2012 года на встрече с представителями общественности по вопросам
духовного состояния молодёжи и ключевым аспектам нравственного и
патриотического воспитания Президент РФ В.В. Путин отметил, что обсуждение
вопроса о патриотическом воспитании молодежи – «это разговор о самом главном: о
ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу
жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге укреплять нашу
страну. … Патриотизм – это не просто красивые слова. Патриотизм – это прежде
всего дело, служение своей Родине, стране, России, своему народу. И об этом
никогда нельзя забывать»[3].
При
этом В.В. Золотов отмечает, что «сегодня государство, конечно, делает попытки
создать условия для самореализации молодежи. Однако проблема, на мой взгляд,
заключается в отсутствии понимания, как это сделать. Существуют, например,
молодежные парламенты, лагеря типа «Селигер», но это только точечные решения.
Очевидно, нужна целостная государственная политика, системный подход в решении
этой проблемы»[4].
Проблемы
формирования патриотизма у россиян отражены в программе «Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», в концепциях и стратегиях патриотического воспитания в
различных регионах России, в документах ФГОС ООО, в Концепции духовного и
нравственного развития гражданина России. При этом феномен патриотизма в
историческом и культурно-педагогическом аспекте, несмотря на актуальность этого
явления, остается недостаточно изученным[5].
В
последние годы уже предпринимались определённые усилия для формирования в
российском обществе позитивного исторического самосознания, как необходимого
условия для решения государственных задач в интересах развития нашей страны,
укрепления национальной безопасности, благополучия граждан. Содержание и
направленность этой деятельности были определены в ряде выступлений Президента
Российской Федерации В.В. Путина о необходимости достойного служения Отечеству,
о нравственном и патриотическом воспитании молодёжи и др. Тем не менее до сих
пор отсутствует партия или другая влиятельная сила, способная объединить
широкие слои населения на основе общенациональной идеи и патриотизма, а также
стратегия осуществления этой деятельности. Поэтому низкой остаётся эффективность
функционирования основных сфер жизни общества и государства, системы
образования и патриотического воспитания подрастающего поколения[6]. [1] Указ Президента РФ от 2 июля
2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской
Федерации» // СПС «Консультант Плюс». [2] Ширшов, В. Д.
Основы военно-патриотического воспитания: учебное пособие / В. Д. Ширшов;
Уральский государственный педагогический университет. – Электрон. дан. –
Екатеринбург: [б. и.], 2021. – 1 CD-ROM. – Текст: электронный. – С. 5. [3] Встреча с представителями
общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи //
http://www.kremlin.ru/events/president/news/16470 [4]
«Живой
патриотизм». Интервью с В.В. Золотовым // Проблемы развития территории. 2016. №
3 (83). С. 162-168. [5] Там же. С. 8. [6] Лутовинов В.И.
Наследие Великой Победы в современной России. Подготовка граждан к защите
Отечества — продолжение подвига поколения победителей // Великая Победа:
наследие и наследники: Материалы Регионального этапа XXVIII Международных
Рождественских образовательных чтений (2019 г.; Липецк — Задонск): Сборник
статей.— Липецк, 2020. — С. 21-25.