Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Романтизм в оперном творчестве В. Беллини
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Общая характеристика эпохи и творчества В. Беллини. 5
1.1. Особенности оперного творчества в итальянской
музыкально-театральной культуре эпохи романтизма. 5
1.2. Жизнь и творчество Винченцо Беллини. 11
Глава 2. Анализ особенностей романтизма оперного творчества
В. Беллини. 17
2.1. Особенности оперного творчества В. Беллини. 17
2.2. Романтизм в операх «Норма» и «Пуритане». 20
Глава 3. Анализ арии Ричарда из оперы «Пуритане». 27
3.1. Образно-эмоциональный строй арии Ричарда. 27
3.2. Форма произведения. Отдельные элементы строения. 30
3.3. Особенности музыкального языка. 31
3.4. Гармонический язык. 31
3.5. Выразительные средства исполнения. 32
Заключение. 33
Список
использованной литературы 35
Введение:
Актуальность выбранной
темы исследования определяется, прежде всего, тем, что итальянское оперное
искусство занимает особое место в европейской культуре XIX в. Для Италии эта
эпоха характеризовалась чередой беспощадных преследований со стороны
австрийской полиции и иезуитов за малейшее проявление свободолюбивой мысли.
Наряду с богатым народным песенным наследием и революционным фольклором любимые
оперные мелодии композиторов способствовали восприятию чувства эмоционального
самосознания и патриотизма. Когда любые собрания были запрещены, ложи
музыкальных театров становились местом встреч, широкого общения различных слоев
городского населения.
Иностранные поработители
и католические реакционеры, учитывая большое социальное значение музыкального
театра, чинили всевозможные препятствия его развитию. Новые произведения прошли
строжайшую цензуру, в них безжалостно вычеркнуто все, что хоть как-то напоминало
нынешнее положение итальянского народа. Время действия ушло в глубь истории,
персонажей переименовали, драматургия оперы кромсалась. Это относилось и к
оперным труппам: не было прав выстраивать репертуар, время представлений
ограничивалось двумя сезонами в году.
Оперные труппы были
вынуждены вести преимущественно кочевой образ жизни, находясь в полной
зависимости от частных предприятий. Условия вынудили минимизировать количество
артистов, особенно за счет хора и оркестра, и выдвинуть на первый план оперные
премьеры и солистов в ущерб ансамблю. Это породило произвол певцов, их
одностороннее увлечение бельканто (то есть певческое мастерство), привело к
игнорированию музыкальной драматургии, сценического воплощения образа,
художественной целостности исполнения.
С другой стороны, было
стимулировано создание большого количества новых произведений, так как по
практике «стажони» обычно показывалось больше премьер, чем повторов уже
созданных спектаклей. Только самые выдающиеся композиторы того времени, такие
как Россини, Беллини, Доницетти, Верди, могли рассчитывать на сохранение своих
лучших произведений в репертуаре. Лучшие произведения В. Беллини того времени,
написанные в стиле романтизма, — это «Норма» и «Пуритане».
Таким образом, цель
настоящего исследования заключается в анализе особенностей романтизма в оперном
творчестве итальянского композитора Винченцо Беллини.
Объект исследования –
оперное творчество Винченцо Беллини.
Предмет исследования –
романтизм в творчестве Винченцо Беллини.
Достижение цели
потребовало решения следующих задач:
— рассмотреть особенности
оперного творчества в итальянской музыкально-театральной культуре эпохи
романтизма;
— изучить жизнь и
творчество Винченцо Беллини;
— раскрыть особенности
оперного творчества В. Беллини;
— проанализировать
романтизм в операх «Норма» и «Пуритане»;
— сделать анализ арии
Ричарда из оперы «Пуритане».
Цель и задачи
исследования определили структуру работы, которая представлена введением, тремя
главами, заключением, списком использованной литературы и приложениями.
Заключение:
Итальянский композитор
Винченцо Беллини больше всего известен в качестве мастера бельканто. Если
перевести этот термин, то получится «прекрасное пение». Его самобытные,
невероятно лиричные музыкальные композиции воздействовали и воздействуют в наше
время на широчайший круг слушателей. В музыке Беллини отсутствует всестороннее
мастерство. Славу Беллини не смог затмить даже гениальный Дж. Россини. Кроме
того, Беллини — кавалер ордена Почетного легиона Франции. Его всегда вручали
лишь тем людям, которые на самом деле добивались успеха в своем деле. Это
высший знак отличия, почета, невероятных заслуг перед страной.
Еще в юности Винченцо
захотел пойти по стопам своего отца, и начал учиться в неаполитанской
консерватории. Подобно другим великим людям, у него еще с юности был очень
сильный музыкальный талант. Это дало ему возможность стать одним из
стипендиатов консерватории. Беллини учился у известного на тот момент
композитора Н. Цингарелли. Поэтому он очень скоро начал писать свой путь в
искусстве. Его деятельность как композитора была не особо долгой и длилась лишь
10 лет (1825 — 1835), но она все равно заслужила быть особой страницей в
итальянской музыке.
Ежегодно Беллини выпускал
по опере, а всего их у него было 11. Самое яркое его произведение — опера
«Норма». Она фактически сделала ему имя. Его знаменитые современники, в
частности, Г. Берлиоз, очень тепло отзывались об его творчестве. Эта опера была
создана в годы национально — освободительного движения. В сознании слушателей
она перекликалась с идеей об освобождении нации. Хоры воинов и жрецов вызывали
в них невероятные чувства. Другой известный композитор, Р. Вагнер, говорил про
оперу «Норма», что она произвела на него сильнейшее впечатление и стала толчком
к написанию его собственных произведений.
В 1833 году Беллини
переехал в Париж. Там он написал свою последнюю оперу, «Пуритане». Литературной
основой либретто оперы является сюжет произведения В. Скотта. Она была написано
под влиянием «Вильгельма Телля» Россини в стиле «большой оперы». Кстати, это
было не единственное его произведение, имеющее сильную литературную основу.
Например, в 1830 году он написал и поставил оперу «Капулетти и Монтекки» по
известнейшей пьесе Шекспира о Ромео и Джульетте.
Оперы Беллини отличаются
от произведений других композиторов благодаря своему особому очарованию. При
этом они пробуждают в итальянцах патриотические чувства. Современники Беллини,
особенно Ф. Шопен, которые находились тогда в Париже, предсказывали ему великое
будущее. К сожалению, у судьбы были другие планы. В 1835 году композитор ушел
из жизни по причине заболевания перитонитом. Это случилось 24 сентября. Он был
похоронен в Париже, но позже его прах переместили на Сицилию.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Общая характеристика эпохи и творчества В. Беллини
1.1. Особенности оперного творчества в итальянской музыкально-театральной
культуре эпохи романтизма В середине XIX века
художников ожидали новые пути развития, иные образы и темы. Они
подвигли творческие умы на поиски специфических, новаторских приёмов
и средств выразительности. «Романтический век» не претендовал на
доминирование лишь одного эстетического направления, стиля.
На 1-ю четверть XIX века (в рамках музыкального искусства) пришлось
и завершение классицизма и параллельное становление романтизма.
Ближе к рубежу XIX-XX веков в музыкальном искусстве рождается новое
крупное направление — переливчатая «заря будущего», блещущая признаками
новых стилей — т.н. модернизм. Италия продолжает борьбу за освобождение,
объединение и возрождение страны, поэтому ведущей темой во всех
областях художественного творчества было сопротивление, особенно
ярко представленное в героико-романтических операх Дж. Верди и в
лирических драмах Дж. Пуччини. Этапы развития итальянской оперы
представлены именами выдающихся композиторов — Винченцо Беллини,
Гаэтано Доницетти, Руджьеро Леонкавалло, Пьетро Масканьи. Инструментальная
музыка и исполнительство отошли на второй план, выдвинув лишь одного
уникального музыканта — Н. Паганини.
Под влиянием романтизма
итальянская опера изменилась, превратившись из концерта в костюмах, где главным
для певца было показать красоту своего голоса и техническую виртуозность
(стиль бельканто), в повествование о любви. Так, Винченцо Беллини (1801-1835)
в операх «Норма», «Пуритане» удалось раскрыть внутренний мир героев в ариях, в
одухотворенных протяженных мелодиях, исполнение которых требует от исполнителя
большого искусства.
Музыка Гаэтано Доницетти (1797-1848)
не так глубока, но в ней гораздо больше внешних эффектов. Хорошо запоминающиеся
мелодии прекрасно соответствуют динамичному сюжету его опер — романтической
трагедии «Лючии ди Ламмермур» и оперы-буффа «Любовный напиток».
Блестящему
композитору Джоаккино Россини (1792-1868), автору «Севильского
цирюльника» на сюжет известной комедии П. Бомарше, удалось передать в музыке
характеры героев, создать их запоминающиеся портреты. Опера Россини «Вильгельм
Телль» положила начало новому оперному жанру — героико-романтической
музыкальной драме, в которой огромную роль играют оркестр и хоровые сцены,
придающие музыке эпические размах и глубокую эмоциональность.
Так, постепенно к
середине века композиторы все больше внимания уделяют сюжету оперы,
психологической убедительности музыки, раскрытию с ее помощью внутреннего мира
героев. Голос певца становится средством для этого.
Вершина итальянской оперы
XIX в. — творчество Джузеппе Верди (1813-1901). В операх Верди
удивительно сочетаются тонкость передачи сложнейших психологических ситуаций, в
которых оказываются герои, с красотой музыки, дающей возможность певцу показать
все его техническое мастерство.
Начальный период
творчества Верди работал в двух направлениях. Первое — героико-романтические
оперы («Набукко», «Битва при Леньяно»), написанные на основе реальных
исторических событий. На фоне развернувшегося в это время в Италии движения за
объединение страны они пользовались огромной популярностью, Верди называли
«маэстро итальянской революции». Второе — оперы — психологические драмы
(«Макбет», «Луиза Миллер»).
В зрелый период своего
творчества Верди пишет оперы-размышления о человеке, о его способности
противостоять злу. Поэтому его героями становятся сильные неоднозначные
личности, пытающиеся бороться со злом, но сами подпадающие под его власть
(«Риголетто», «Трубадур», «Бал-маскарад», «Дон Карлос»).
Очень интересны женские
образы в операх Верди. Его героини — яркие, цельные натуры («Травиата»,
«Аида»). «Травиата», написанная на современный сюжет (по пьесе А. Дюма-сына
«Дама с камелиями») и рассказывающая о любви дамы полусвета, стала настоящим
событием в музыкальной жизни. Верди разрушил в этой опере систему амплуа,
перестал делить персонажей на героев и злодеев, сумел прекрасной музыкой
передать всю глубину чувств героев.