Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Роль внеклассной работы в формировании познавательного интереса младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ.. 6
1.1. Понятия «интерес» и «познавательный интерес» в
зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследованиях. 6
1.2. Особенности развития познавательного интереса у
младших
школьников. 10
1.3. Внеклассная работа с младшими школьниками как
средство формирования у них познавательного интереса. 16
Выводы по 1 главе. 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ.. 21
2.1. Диагностика уровня сформированности познавательного
интереса младших школьников. 21
2.2. Разработка и внедрение комплекса внеклассных занятий,
направленного на формирование познавательного интереса у младших школьников. 27
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования
сформированности познавательного интереса детей младшего школьного возраста. 35
Выводы по 2 главе. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 43
ПРИЛОЖЕНИЕ. 49
Введение:
Актуальность
исследования. Новые задачи школьного образования,
направленные на гуманизацию и демократизацию всего учебного процесса в школе,
определяют новые приоритеты обучения и воспитания, требуют формирования
инициативной личности, способной к рациональному творческому труду. В ФГОС
указано, что одной из главных задач общего среднего образования является
формирование личности ученика, развитие его способностей и дарований.
Воспитание детей
устойчивых познавательных интересов, их развитие всегда были актуальной
проблемой, поскольку от того, как активно учащиеся изучают учебный материал,
насколько самостоятельно происходит их деятельность на уроке, зависит
эффективность всей работы учителя. Особое внимание уделяется исследованию
познавательных интересов младших школьников, ведь именно в этом возрасте они
приоритетны в формировании ценностных мотивов учебной деятельности, устойчивым
качеством личности, проявляющиеся в заинтересованности и любознательности,
стремлении к обретению новых знаний, приобретению практических умений и
навыков.
Проблеме формирования и
развития познавательного интереса школьников посвящены труды многих
ученых-педагогов (Л. М. Аристовой, М. А. Данилова, П. И. Пидкасистого, Г. И.
Щукиной и др.). В исследованиях, проведенных Э. И. Александровой, В. В.
Давыдовым, Л.В. Занковым, Н. Б. Истоминой, Ю. М. Колягиным, Л. Г. Петерсон,
A.M. Пышкало, Л. П. Стойловой, М. Н. Скаткиным, Д. Б. Элькониным рассмотрен
познавательный интерес как источник формирования ключевой компетентности
«умение учиться», что повышает интенсивность интеллектуальной деятельности,
обращает внимание, позволяет повысить качество усвоение знаний, их
функциональность. Поощрение младших школьников к обучение, познание окружающего
мира обуславливает необходимость внедрения таких форм и методов обучения и
воспитания, которые будут повышать интерес к учебной деятельности, формировать
у учащихся положительное отношение к обучению, стимулировать позитивную познавательную
мотивацию.
Познавательные интересы
младшего школьника, возможно развивать не только во время урока, но и во
внеклассной работе. Внеклассная работа школьников является одним из инноваций
Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
Согласно новому базисному учебному плану, она становится обязательным элементом
школьного образования и ставит перед педагогами задачу организации развивающей
среды для учащихся.
Таким образом, возникает
противоречие исследования между требования к развитию познавательного интереса
у детей младшего школьного возраста и недостаточным использование потенциала
внеклассной работы в данном процессе.
Актуальность, научная и
практическая значимость поднятой проблемы, недостаточная ее теоретическая и
методическая разработанность обусловили выбор темы исследования: «Роль
внеклассной работы в формировании познавательного интереса младших школьников».
Объект исследования:
процесс развития познавательного интереса школьников.
Предмет исследования:
способы развития познавательного интереса школьников посредством внеклассной
работы.
Цель исследования:
выявление способов развития познавательного интереса школьников посредством
внеклассной работы.
Гипотеза исследования:
развития познавательного интереса школьников посредством внеклассной работы
будет эффективной, если:
— учитывать индивидуальные особенности младших
школьников;
— реализовать личностно-ориентированный подход.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятия «интерес»
и «познавательный интерес» в зарубежных и отечественных
психолого-педагогических исследованиях.
2. Раскрыть особенности
развития познавательного интереса у младших школьников.
3. Изучить роль
внеклассной работы с младшими школьниками в процессе развития познавательного
интереса.
5. Изучить уровень
сформированности познавательного интереса младших школьников
6. Разработать комплекса
внеклассных занятий, направленного на формирование познавательного интереса у
младших школьников.
7. Проанализировать
результаты исследования сформированности познавательного интереса детей
младшего школьного возраста.
Для решения поставленных
задач применялся комплекс методов исследования: теоретические – анализ
философской, психологической, педагогической литературы по проблеме развития познавательного
интереса младших школьников; эмпирические – педагогический эксперимент, беседа,
опрос; качественный, количественный анализ результатов исследования.
Теоретико-методологическую
основу исследования составили работы по: значению
компетентного подхода в образовании (И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, О.Е.
Ломакина, А.Г. Бермус и др.); сущности и структуре познавательного интереса
(Н.М. Комисарова. Т.С. Куницина, В.Ф. Романюк и др.); специфики развития
познавательного интереса в рамках урочной и внеурочной деятельности (Н.Ф.
Талызина, Г.И. Щукина, О.Б. Даутова и др.), с применением различных средств и
методов (Е.Н. Текучева, А.В. Леонтович, Н.В. Мтаяш и др.).
Практическая значимость:
подобранные нами средства и методы работы с младшими школьниками могут быть
использованы учителем начальных классов в своей практической деятельности.
Объем и структура работы:
работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Текст
иллюстрирован таблицами, рисунками.
Заключение:
Проблема активизации
познавательной деятельности поднималась на протяжении всего становления
педагогической науки и практики работы школы до настоящего времени, поэтому эта
проблема в настоящее время до сих пор актуальна. Формирование познавательного
интереса – необходимое условие школьного обучения. Важнейшими показателями активизации
познавательной деятельности есть скорость включения ребенка в учебную
деятельность, степень устойчивости интереса к нему и настойчивость в достижении
результата работы.
Проведя анализ
литературы, мы выяснили, что познавательный интерес – это врождённая
способность человека, которая характеризуется избирательностью направленности
психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира,
стремлением личности заниматься именно данной деятельностью, приносящей
удовлетворение и избирательно направленным отношением к окружающему миру,
наполненным активными помыслами, яркими эмоциями и волевыми устремлениями.
В результате анализа
особенностей формирования познавательного интереса у детей младшего школьного
возраста было выявлено, что дети младшего школьного возраста находятся в
сенситивном периоде к усвоению новых знаний. В этот период важно не упустить
момент формирования внешних и внутренних мотивов. Учителю необходимо создать
такие условия обучения, в которых учебный мотив будет формироваться изнутри
личности ребёнка, исходить от него, а не давить из вне, подобно тому, как
осуществляется формирование мотива учения в традиционной системе образования.
Одним из средств развития
познавательного интереса у младших школьников является внеклассная работа.
Внеклассная воспитательная работа – это процесс, организуемый педагогическим
коллективом школы в свободное от учебы время, в условиях, комфортных для
школьников, и направляется на удовлетворение разнообразных познавательных
интересов и образовательных запросов детей.
Опытно-экспериментальная
работа проводилась в три этапа: констатирующего, формирующего и контрольного.
На констатирующем этапе исследования была организована диагностика начального
уровня развития познавательного интереса у учащихся начальной школы. В
исследовании приняли участие ученики-х классов. В результате анализа данных,
полученных на констатирующем этапе исследования, было выявлено, что среди
младших школьников преобладает средний и низкий уровень развития
познавательного интереса. Учащиеся обычно в начале занятия активные, но при
этом данная активность быстро угасает. Дети часто нуждаются в помощи педагога в
процессе выполнения задания, не всегда могут справится самостоятельно. Редко
проявляют инициативность. На уроках редко задают познавательные вопросы
Целью формирующего этапа
нашего эксперимента стало целенаправленное развитие познавательного интереса у
младших школьников посредством внеклассной работы. На данном этапе нами был
разработан и внедрен комплекс занятий. Методика развития познавательного интереса
у младших школьников была выстроена с соблюдением всех необходимых условий для
развития познавательного интереса.
Цель контрольного этапа
нашего эксперимента стала оценка развития уровня познавательного интереса в
классе и выявление положительной динамики. В качестве результата внедрения
разработанного нами комплекса занятий предполагалась готовность учащихся к
самостоятельному поиску и освоению новых знаний, умений и компетентностей; а
также к активному и сознательному присвоению учащимися нового социального
опыта; учащиеся готовы к самореализации и к осуществлению различных видов
деятельности; а также учащиеся стремятся к самосовершенствованию и
саморазвитию.
Полученные нами
результаты подтвердили нашу гипотезу о том, что развитие познавательного интереса
будет эффективным при создании необходимых условий и внедрении в педагогическую
практику комплекса занятий по внеклассной работе.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ
ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ 1.1. Понятия «интерес» и «познавательный
интерес» в зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследованиях
Быстрое развитие
современной жизни является результатом социально-экономических, политических и
научно-технических изменений, создающих перед современной педагогикой новые
цели, которые могут повлиять на становление школы. Современное общество требует
колоссальных трансформаций в педагогической сфере, глубокого поиска
результативных средств структурирования учебного процесса и воспитания будущих
поколений. Таким образом, важным вопросом современной системы образования
является настройка предпосылок обучения и воспитания, которые будут улучшать
интерес к учебному процессу и увеличивать степень позитивной познавательной
мотивации. Осуществление этой цели зависит от качественного образования
личностных качеств современного педагога. Основываясь на современных теориях и
практиках о познавательном интересе учащихся, мы можем предпринять попытку в
совершенстве описать этот феномен.
Актуальным вопросом в
педагогике была, есть и будет проблема активизации познавательного интереса
детей к обучению. Нахождение ответов на этот вопрос напрямую влияет на
улучшение учебной деятельности, повышение интереса к обучению, формирование
независимых мнений и приобретение умений и навыков к самостоятельной жизни. Для
каждого учебного процесса важно сформировать понятие «познавательный интерес» и
выделить его основные характеристики.
Интерес является
достаточно сложной, но важной особенностью для человека, поэтому имеет
достаточно много толкований в основах психологии. Его исследуют как выборочную
направленность внимания индивида (Н. Добринин, Т. Рибо); реакцию, улучшающую
интеллектуальную и эмоциональную живость (С. Рубинштейн); причину неодинаковых
впечатлений (Д. Фрейер); быстрое создание эмоционально – познавательного
отношения человека к миру (Н. Морозова) [10].