Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Роль сюжетно-ролевой игры в социализации детей младшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Оглавление
Введение …………………………………………………………..……3
Глава 1. Теоретические основы социализации детей в период младшего дошкольного детства как педагогическая проблема
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………….… 6
1.2. Особенности социальной ситуации развития детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………… 12
Выводы по Главе 1. ……………………………………………………22
Глава 2. Практический опыт по изучению роли сюжетно-ролевых игр в развитии социальной компетентности детей младшего дошкольного возраста на базе ДОУ 11 «Созвездие»
2.1. Описание диагностического инструментария выявления успешности социального развития детей младшего дошкольного возраста на базе ДОУ 11 «Созвездие» …………………………………………………. 24
2.2. Анализ результатов диагностического обследования по выявлению успешности социального развития у детей младшего дошкольного возраста на базе ДОУ 11 «Созвездие» ……………………………………………….. 27
Выводы по Главе 2. …………………………………………………….. 45
Заключение ……………………………………………………………. 47
Список использованных источников ……………………………… 50
Приложения ………………………..…………………………………..57
Введение:
Актуальность исследования. Ситуация социального развития определяет личностное развитие индивида, которое проходит состояние адаптации, индивидуализации и интеграции как макро- и микрофаз. Все эти линии развития взаимосвязаны, взаимообусловлены. Исходя из данных положений видно, что при их совместном осуществлении, возможно составить такое прогрессивное изменение, которое может быть названо психическим личностным развитием человека в полном смысле этого слова.
Отметим, что такое развитие протекает под воздействием общественной среды, в ситуации воспитания, обучения. Соотносится это все с положениями, которые акцентируют важность воспитывающего, развивающего обучения с помощью всех учебных предметов. Развитие человека происходит во взаимодействии с другими членами общества, в ходе деятельности, в процессе обучения и воспитания.
В сфере детской психологии и развития на первый план сегодня выходит проблема развития ребенка во взаимодействии с окружающим его миром. Данная проблема интенсивно анализируется психологами, педагогами, происходит постоянное совершенствование методов работы с детьми по развитию и формированию социально значимых навыков. Развитие данных навыков является важным для взаимоотношений детей со сверстниками, взрослыми и окружающими людьми, они важны для обеспечения готовности адаптироваться к обучению в школе.
Сегодня в соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его социальное развитие выделены в одну образовательную область под названием «Социальное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка неслучайно — оно является актуальным и закономерным. Социальная среда личности сегодня является решающим фактором ее развития. Она обеспечивает полноценную практику взаимодействия речевого общения.
Следовательно, главная задача государства и общества по отношению к детям дошкольного возраста – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции, формирование у ребёнка основ уважительного отношения к окружающим, умения общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям.
Изучением психолого-педагогических особенностей детей младшего дошкольного возраста занимались такие учёные как: Д.Б. Эльконин, Л.М.Божович, Гальперин П.А, Запорожец А.В, Карпова С.Н, Леонтьев А.А.Н.Н. Подъяков. В отношении развития социальных навыков накоплен богатый научно-методической деятельности, которая отражена в работах Б.В.Беляева, Г.Е.Ведель, И.А.Зимней, В.Л Скалкина., Э.П.Шубина, Андреевой B.C. На развитие социальных навыков посредством сюжетно-ролевой игры в дошкольной образовательной организации было акцентировано внимание таких исследователей как: Венгер Л.А., Дьяченко О.М, В.Л. Данилова, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, К.Д.Ушинский.
Эти исследователи занимались изучением вопросов развития социальных навыков в дошкольной образовательной организации. Следовательно, дошкольная образовательная организация играет важную роль в развитии этих навыков у детей младшего дошкольного возраста, она является одним из первых институтов социализации ребенка в обществе.
Цель исследования: разработать комплекс сюжетно-ролевых игр по развитию социальных навыков у детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: социализация етей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс социализации у детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: мы считаем, что комплекс сюжетно-ролевых игр по развитию социальных навыков у детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации будет наиболее успешным, если будут учтены:
— психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста;
— особенности сюжетно-ролевой игры как средства развития социальных навыков у младших дошкольников в дошкольной образовательной организации;
— результаты диагностики развития социальных навыков у детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
1) Определить психолого-педагогическую характеристику детей младшего дошкольного возраста.
2) Раскрыть содержание понятия «социализация» на основе анализа научной психолого-педагогической литературы.
3) Описать возможности сюжетно-ролевой игры как средства успешной социализации у младших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
4) Провести первичную диагностику социализации у детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
1) Теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
2) Эмпирические (наблюдение, беседа, проективные методики).
База исследования: исследование было проведено на базе дошкольного образовательного учреждения «Созвездие» (ДОУ 11 «Созвездие»), расположенного по адресу Московская область, город Дубна, ул. Звёздная 4. В исследовании приняли участие 30 детей младшего школьного возраста (от 2 до 4 лет).
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей. Поэтому так остро стоит проблема оказания помощи ребенку именно в ранние периоды жизни. С приходом в детский сад ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.
По результатам наблюдений дети были разделены на 3 группы (по уровням сформированности игровой деятельности: высокий, средний и низкий).
Результаты показали, что у 27% детей имеют высокий уровень, 41% — средний уровень и 32% — низкий уровень сформированности игровой деятельности. Таким образом, большинство детей показали средний уровень игровой деятельности.
Группа детей со средним уровнем сформированности игровой деятельности (41%). Дети этой группы испытывали некоторые трудности в организации игры. Они не участвовали в распределении ролей, просто соглашались с той ролью, которую им давали другие дети или воспитатель. Они не всегда могут самостоятельно придумать новую роль, чаще всего исполняют второстепенные роли в игре. Эти дети используют элементарные и однообразные сюжеты в игре.
Группа детей с низким уровнем сформированности игровой деятельности (32%). Дети этой группы не умеют организовать игру (воспитатель помогает таким детям и в построении сюжета, и в распределении ролей). В игре они не могут воспроизводить разные сюжеты. Эти дети в основном не стремятся исполнять главные роли, довольствуются второстепенными. Для них ведущими событиями в игре являются отдельные элементы сюжета, а не целостное событие, включающее персонажей и действия. Так, например, ребенок может долго кормить куклу обедом, одевать-раздевать ее на прогулку, не обращая внимания на других участников игры, и тем самым останавливая развитие сюжета.
Группа детей с высоким уровнем сформированности игровой деятельности (27%). Эти дети хорошо умеют организовать игру, активно участвуют в распределении ролей, не конфликтуют с другими детьми, а стараются учитывать их интересы в игре. Они часто выступают инициаторами введения в игру новых оригинальных ролей и новых идей в повороте сюжета игры. Охотно исполняют как главные, так и второстепенные роли. Умеют совместно с другими детьми строить и развивать сюжет игры, отражать в игре, как знакомые всем сюжеты, так и придуманные самим ребенком. Эти дети умеют передавать характерные особенности персонажа игры – в действиях, мимике, жестах, ролевых диалогах. Хорошо и вовремя без дополнительного напоминания взрослого умеют завершать игру.
Предлагаемая, рамках нашего исследования, программа перспективного плана по организации образовательной деятельности с использованием сюжетно-ролевых игр для овладения новыми методами социализации детей младшего дошкольного возраста позволит ребенку легче адаптироваться в группе детей, создаст безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, объединит всех детей совместной деятельностью, будет способствовать повышению уверенности в своих силах и проявлению сплоченности детей, подготовит ребенка к новым социальным условиям в школе. Это показали сравнительные
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
дошкольного возраста
Дошкольный возраст по праву считается наиболее продуктивным периодом для начала успешного развития всех имеющихся задатков будущей личности. От того, насколько благоприятным окажутся условия, в которых растет и развивается ребенок зависит все его дальнейшее благополучие как в физическом, так и в психосоциальном плане.
Рассмотрим подробнее период дошкольного возраста исходя из физиологических и психологических особенностей.
У трехлетнего ребенка объем мозгового черепа составляет уже 80% от объема мозгового черепа взрослого. До полутора лет позвоночник растет равномерно. Гибкость и подвижность позвоночника обеспечиваются наличием значительного процента хрящевой ткани. Физиологические изгибы позвоночника ребенка четвертого года жизни неустойчивы, кости и суставы легко подвергаются деформации под влиянием неблагоприятных воздействий. Суставы пальцев могут легко деформироваться . Отрицательно влияет на развитие опорно-двигательного аппарата излишний вес тела. Неправильные позы (сведение плеч, опускание одного плеча, постоянно опущенная голова) могут стать привычными, т.е. нарушается осанка. А это, в свою очередь, сказывается на функции кровообращения и дыхания.
Утомляет и отрицательно влияет на развитие опорно-двигательного аппарата длительное пребывание в статической позе. Здесь отдельное внимание следует уделить осанке и не допускать «одностороннего