Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Педагогика

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Роль школьного воспитания в социальной адаптации младших подростков

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ  АДАПТАЦИИ  МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ   8

1.1 Понятие и
специфика социальной адаптации младших подростков. 8

1.2 Обусловленность
процесса социальной адаптации младших подростков их возрастными особенностями. 17

1.3 Проблема
педагогического сопровождения социальной адаптации младших подростков. 25

Выводы по 1 главе. 31

Глава 2. Практическая работа по реализации программы
социальной адаптации младших подростков. 32

2.1. Разработка программы социальной адаптации обучающихся
5 класс МКОУ Чилековская СШ… 32

2.2 Анализ и обобщение результатов апробации программы
педагогического сопровождения процесса социальной адаптации младших подростков. 43

Выводы по 2 главе. 52

Заключение. 53

Список литературы.. 56

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 61 Введение

Проблема социальной
адаптации ребенка в последние годы активно

  

Введение:

 

Проблема социальной
адаптации ребенка в последние годы активно развивается в зарубежной
психолого-педагогической литературе. Среди актуальных изменений в современном
образовании очень важным вопросом является формирование способностей учащихся,
обеспечение их готовности к личному, профессиональному и социальному
самоопределению в условиях разнообразной социальной изменчивости,
неопределенных социальных ситуаций. Сама по себе такая изменчивость в развитой
форме, как указывал Г. Андреева, не указывает на социальный кризис, но является
необходимым атрибутом развитого гражданского общества. [1]. Однако он считает,
что в нынешних пространственных и временных условиях, будучи недоразвитой и не
поддерживаемой изменениями на макросоциальном уровне, эта социальная
изменчивость становится фактором социального кризиса.

Действительно, важной
чертой современного общества является быстрая дезинтеграция существующих
социальных институтов, интенсивное формирование новых типов сообществ и видов
деятельности, их социальное формирование и совпадение, а, следовательно,
создание принципиально нового многомерного социального пространства. Эффективная
жизнедеятельность в таком обществе означает соответствующее развитие личности:
наличие способности выполнять и координировать различные виды деятельности и
себя в них. По сравнению с предыдущими институтами социализации (семья, детские
сады) атмосфера школьного воспитания, состоящая из сочетания умственных,
эмоциональных и физических нагрузок. Атмосфера школьного воспитания предъявляет
новые сложные требования не только к психофизиологической конституции ребенка,
его интеллектуальным возможностям, но и к его личности в целом и, прежде всего,
к его социально-психологическому уровню. [25]

Проблемами социализации и
социальной адаптации занимались Т.В. Азарова (были предоставлены факторы,
которые детерминируют  процесс социальной
адаптацией), понятие «социальной адаптации» рассматривается в работах Н.
Алешина, М.В. Антропова(Занималась вопросом социально-психофизиологической
адаптацией индивидов с разным латеральным профилем), М.В. Битянова
(рассматривает адаптацию ребенка к школе как способность к развитию), Ю.В.
Василькова (рассматривает социально-психологическую адаптацию, как
приспособление к общению, зависящую от условий существования), М.А. Галагузова
(рассматривает социальную адаптацию ребенка как процесс активного
приспособления его к условиям социальной среды), И.Г. Гуров (рассматривает
необходимость функционирования адаптивной образовательной системы «Школа —
вуз»),  Б.С. Ерасов (автор пособия  которое написано на основе обобщения и
адаптации подходов к изучению социального), С.А. Козлова (рассматривает некоторые
вопросы адаптации как процесс приспособления организма к внешней среде), М.М.
Кольцова (считают одним из главных критериев протекания адаптации детей их
состояние здоровья), Л.В. Корель (определены предмет, объект и методы
социологической адаптации, сделана попытка построить десять его определений как
научного явления, актуального для ведущих социологических подходов.), А.И.
Кравченко (трактует адаптацию — как социально-психологический процесс,
приводящий человека к состоянию адаптации с благоприятным течением), Л.В.
Мардахаев (социальная педагогика личности, включающая теорию социального становления,
развития, социализации и десоциализации, адаптации и дезадаптации и основы их
учета и реализации), В.С. Марков (отмечает, что необходимо учитывать критерии,
на основании которых выделяются десять оснований для сравнения, в соответствии
с которыми строится классификация адаптивных форм: по области существования
адаптивных форм: а) биологические; б) социальные; в) технический.), А.В. Мудрик
(показывает взаимосвязь социальной психологии воспитания и социальной
педагогики), Л.Я. Селюкова (в своей работа показывает важный вклад социологов и
психологов в изучение социальной адаптации. Выявлено отсутствие единого
понимания содержания социальной адаптации в научном сообществе), и др.

Процесс социальной
адаптации особенно важен не только в начале обучения, но и при переходе к
основной статье.

Подростковый возраст
богат драматическими переживаниями, проблемами и кризисами. В этот период
формируются устойчивые формы поведения, черты характера и способы
эмоционального реагирования. Это время достижений, стремительного роста знаний
и навыков, формирования себя, приобретения новой социальной позиции. А также, это
время возникновения чувства тревоги и психологического дискомфорта.

Успех социальной
адаптации зависит от взаимоотношений подростков образовательного учреждения. Исследование
проблемы социальной адаптации подростков при переходе от начального образования
к основному в общем образовании остается недостаточно исследованным. Формирование
социально адаптированной личности требует учета возрастных,
психолого-педагогических особенностей подростков.

Объектом исследования —
социальная адаптация младших подростков.

Предметом исследования –
социальная адаптация детей раннего подросткового возраста в школьной среде.

Цель исследования: теоретическое
изучение и практическая проверка роли школьного образования в социальной
адаптации подростков младшего возраста.

Гипотеза исследования:
процесс социальной адаптации у младших подростков будет успешным, если ребенок
усвоит механизм адаптации и взаимодействия в совместной деятельности
социального педагога, психолога, классного руководителя и родителей при
переходе в среднюю школу. связь, т. е. с детским коллективом, взрослыми и
обществом.

Для достижения этой цели
были поставлены следующие исследовательские цели:

1. Изучить
социально-педагогическую и психолого-педагогическую литературу по изучаемой
проблеме.

2. Диагностировать
социальную адаптацию младших подростков и определять причины дезадаптации.

3. Разработать и
экспериментально проверить эффективность программы по предотвращению социальной
дезадаптации младших подростков.

4. Разработать
рекомендации социальному педагогу и родителям, как организовать взаимодействие
с младшими подростками.

В соответствии с
намеченной целью и задачами исследования нами были выделены следующие методы:

— анализ психологической
литературы по теме исследования;

— обобщение и
систематизация научных данных, сравнение, анализ и обобщение опыта;

— эмпирические:
наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент (констатация,
формирование);

— математические:
количественный и качественный анализ результатов исследования, статистическая и
графическая обработка результатов экспериментальной деятельности.

Теоретическая значимость
заключается в обобщении теоретического материала по проблеме педагогического
сопровождения социальной адаптации младших школьников на этапе обучения в
основной школе.

Практическая значимость
заключается в разработке программы педагогического сопровождения социальной
адаптации младших школьников на этапе обучения в основной школе и создании
методических рекомендаций, адресованных учителям и специалистам школы. База
исследования: МКОУ Чилековская СШ.

Этапы экспериментального
исследования:

1. Теоретический этап.

2. Констатирующий
эксперимент.

3. Формирующий
эксперимент.

4.
Обобщающе-аналитический этап.

Структура работы: Выпускная
квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и
приложений.

Во введении представлено
обоснование актуальности и проблематики исследования, сформирован
методологический аппарат исследования.

Первая глава, посвященная
рассмотрению теоретических основ педагогического сопровождения социальной
адаптации младших подростков включает в себя описание содержания социальной
адаптации младших подростков, обусловленности социальной адаптации младших подростков
их возрастными особенностями, а также педагогического сопровождения социальной
адаптации младших подростков.

Вторая глава, отражающая
содержание экспериментальной работы по проблеме педагогического сопровождения социальной
адаптации младших подростков включает в себя организационно-методические основы
экспериментальной работы, анализ и обобщение результатов оценки содержания
педагогического обеспечения социальной адаптации младших подростков,
методические рекомендации родителям и классному руководителю по проблеме
педагогического сопровождения социальной адаптации младших подростков.

В заключении обобщены
результаты экспериментальной работы, представлены основные выводы.

Список литературы.

В приложении представлен
диагностический инструментарий, разработанная программа педагогического
сопровождения социальной адаптации младших подростков, планы-конспекты занятий,
сценарные планы воспитательных мероприятий.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На основе теоретического
обобщения научной литературы установлено, что социально-педагогическая
деятельность является видом профессиональной деятельности, направленной на
помощь ребенку в процессе социализации, овладение его социокультурным опытом и
создание условий для самореализации в обществе.

В
социально-педагогической работе школы принимают участие классные руководители,
учителя-предметники, педагог-психолог и медицинский работник. Организует и
координирует социальное управление и контроль за этой деятельностью
осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.

Социально-педагогическая
деятельность в школе с пятиклассниками направлена ​​на изучение
медико-психологических и социально-педагогических особенностей личности
пятиклассников, условий их жизни и специфики микросреды; выявление интересов и
потребностей пятиклассников; реализация комплекса мероприятий по воспитанию,
развитию и социальной адаптации пятиклассников; проведение профилактической
работы по предупреждению школьной и социальной дезадаптации; взаимодействие с
семьями пятиклассников для решения учебно-развивающих задач анкета «Определение
социально-психологического климата в ученическом коллективе». Преподавание с
участием пятиклассников.

В процессе
социально-психологической адаптации особое значение имеют резкая смена
социальной ситуации развития и качественные изменения в структуре личности.

Социальная ситуация
развития характеризуется тем, что предметная сторона учебной деятельности
утрачивает свою актуальность, а мотивационно-необходимая сторона учебной
деятельности становится ведущей стороной учебной деятельности, в которой
ребенок овладевает миром социальных отношений. Важным фактором психического
развития  становится общение со
сверстниками, а его ведущей потребностью становится стремление завоевать
определенное положение в школьном коллективе.

Уровень самооценки;
общешкольная тревожность с преобладающей ролью переживания страха во время  проверки знаний и страха во взаимоотношениях с
учителями; мотивация к успеху; продуктивность умственных способностей; страх не
оправдать ожидания окружающих; разочарование в необходимости добиться успеха,
все это является факторами, тормозящими процесс социально-психологической
адаптации младших подростков.

Для того чтобы
пятиклассник успешно функционировал и развивался в системе школьных отношений,
социально-педагогическая деятельность осуществляется в период адаптации.  На основе социально-педагогической
деятельности в области социально-психологической адаптации основными являются
медико-социальная; организационная и воспитательная. Социально-педагогическую
деятельность осуществляют социальные педагоги совместно с другими работниками
школы.

Диагностические методы,
такие как наблюдение, анкетирование, тестирование, метод профессиональной
оценки, анализ документов, а также методы, способствующие
социально-психологической адаптации при переходе от начальной к старшей школе,
такие как тренинги, игровые методы, групповые обсуждения, а также метод
консультирования.

Все методы
социально-педагогической деятельности применяются не изолированно и не порознь,
а в тесной связи.

В исследовательской
работе рассмотрено содержание социально-педагогической деятельности по
социально-психологической адаптации пятиклассников к основной школе.

Работа по социально-психологической
адаптации ведется по всем направлениям социально-педагогической деятельности.

Используются методы
диагностики, а также обучение и консультирование.

Но в результате
диагностического исследования было установлено, что не все формы и методы, применяемые
в школе, решают проблему социально-психологической адаптации младших подростков
к основной школе.

На основании данных
исследования разработан и апробирован комплекс мероприятий
социально-педагогической деятельности по социально-психологической адаптации пятиклассников
к общеобразовательной школе.

Повторная диагностика
учащихся 5-х классов выявила положительные сдвиги в социально-психологической
адаптации к школе.

Эти результаты
доказывают, что изменения в процессе адаптации на 5-м году жизни имеют
положительную тенденцию. Отсюда следует, что разработанный комплекс
социально-педагогических мероприятий имеет большое значение в процессе
социально-психологической адаптации пятиклассников к обучению в основной школе.

Таким образом, цель
исследования и задачи исследования решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ
ПОДРОСТКОВ

1.1 Понятие и специфика социальной адаптации
младших подростков Адаптация (от лат. аdapto
– приспособляю) – «склонность человека адаптироваться к изменяющимся условиям
окружающей среды без внутреннего дискомфорта и конфликта с окружающей средой» [
62].

Социальная адаптация — это
ассимиляция норм, правил и ценностей окружающего общества [62]. В процессе
адаптации человек развивает коммуникативные навыки, поведение и действия,
одобренные окружающей средой, с помощью которых он может реализовать свои
интересы и потребности.

По Х. Хартманну, адаптация
включает процессы, связанные с конфликтом, и процессы, не связанные с
конфликтом. Он отмечает, что важная задача адаптации к другим появляется перед
человеком с самого рождения. Человек не только активно участвует в жизни
общества, но и создает определенные условия, к которым ему в дальнейшем
придется приспосабливаться [79].

По мнению психоаналитиков,
успешно адаптированным человеком может считаться человек, не нарушивший своего
психологического равновесия, способности радоваться жизни и продуктивности.

И. А. Красильников и В.В.
Константинов под термином «социально-психологическая адаптация» понимают «процесс
преодоления сложных ситуаций, в ходе которого открываются новые способы
поведения, внутриличностные процессы» [37].

М. В. Ромм изучил
проблему социальной адаптации с достаточно глубоко, с упором на информацию и
интеллектуальную адаптацию.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы