Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Роль школьного воспитания в социальной адаптации младших подростков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 8
1.1 Понятие и
специфика социальной адаптации младших подростков. 8
1.2 Обусловленность
процесса социальной адаптации младших подростков их возрастными особенностями. 17
1.3 Проблема
педагогического сопровождения социальной адаптации младших подростков. 25
Выводы по 1 главе. 31
Глава 2. Практическая работа по реализации программы
социальной адаптации младших подростков. 32
2.1. Разработка программы социальной адаптации обучающихся
5 класс МКОУ Чилековская СШ… 32
2.2 Анализ и обобщение результатов апробации программы
педагогического сопровождения процесса социальной адаптации младших подростков. 43
Выводы по 2 главе. 52
Заключение. 53
Список литературы.. 56
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 61 Введение
Проблема социальной
адаптации ребенка в последние годы активно
Введение:
Проблема социальной
адаптации ребенка в последние годы активно развивается в зарубежной
психолого-педагогической литературе. Среди актуальных изменений в современном
образовании очень важным вопросом является формирование способностей учащихся,
обеспечение их готовности к личному, профессиональному и социальному
самоопределению в условиях разнообразной социальной изменчивости,
неопределенных социальных ситуаций. Сама по себе такая изменчивость в развитой
форме, как указывал Г. Андреева, не указывает на социальный кризис, но является
необходимым атрибутом развитого гражданского общества. [1]. Однако он считает,
что в нынешних пространственных и временных условиях, будучи недоразвитой и не
поддерживаемой изменениями на макросоциальном уровне, эта социальная
изменчивость становится фактором социального кризиса.
Действительно, важной
чертой современного общества является быстрая дезинтеграция существующих
социальных институтов, интенсивное формирование новых типов сообществ и видов
деятельности, их социальное формирование и совпадение, а, следовательно,
создание принципиально нового многомерного социального пространства. Эффективная
жизнедеятельность в таком обществе означает соответствующее развитие личности:
наличие способности выполнять и координировать различные виды деятельности и
себя в них. По сравнению с предыдущими институтами социализации (семья, детские
сады) атмосфера школьного воспитания, состоящая из сочетания умственных,
эмоциональных и физических нагрузок. Атмосфера школьного воспитания предъявляет
новые сложные требования не только к психофизиологической конституции ребенка,
его интеллектуальным возможностям, но и к его личности в целом и, прежде всего,
к его социально-психологическому уровню. [25]
Проблемами социализации и
социальной адаптации занимались Т.В. Азарова (были предоставлены факторы,
которые детерминируют процесс социальной
адаптацией), понятие «социальной адаптации» рассматривается в работах Н.
Алешина, М.В. Антропова(Занималась вопросом социально-психофизиологической
адаптацией индивидов с разным латеральным профилем), М.В. Битянова
(рассматривает адаптацию ребенка к школе как способность к развитию), Ю.В.
Василькова (рассматривает социально-психологическую адаптацию, как
приспособление к общению, зависящую от условий существования), М.А. Галагузова
(рассматривает социальную адаптацию ребенка как процесс активного
приспособления его к условиям социальной среды), И.Г. Гуров (рассматривает
необходимость функционирования адаптивной образовательной системы «Школа —
вуз»), Б.С. Ерасов (автор пособия которое написано на основе обобщения и
адаптации подходов к изучению социального), С.А. Козлова (рассматривает некоторые
вопросы адаптации как процесс приспособления организма к внешней среде), М.М.
Кольцова (считают одним из главных критериев протекания адаптации детей их
состояние здоровья), Л.В. Корель (определены предмет, объект и методы
социологической адаптации, сделана попытка построить десять его определений как
научного явления, актуального для ведущих социологических подходов.), А.И.
Кравченко (трактует адаптацию — как социально-психологический процесс,
приводящий человека к состоянию адаптации с благоприятным течением), Л.В.
Мардахаев (социальная педагогика личности, включающая теорию социального становления,
развития, социализации и десоциализации, адаптации и дезадаптации и основы их
учета и реализации), В.С. Марков (отмечает, что необходимо учитывать критерии,
на основании которых выделяются десять оснований для сравнения, в соответствии
с которыми строится классификация адаптивных форм: по области существования
адаптивных форм: а) биологические; б) социальные; в) технический.), А.В. Мудрик
(показывает взаимосвязь социальной психологии воспитания и социальной
педагогики), Л.Я. Селюкова (в своей работа показывает важный вклад социологов и
психологов в изучение социальной адаптации. Выявлено отсутствие единого
понимания содержания социальной адаптации в научном сообществе), и др.
Процесс социальной
адаптации особенно важен не только в начале обучения, но и при переходе к
основной статье.
Подростковый возраст
богат драматическими переживаниями, проблемами и кризисами. В этот период
формируются устойчивые формы поведения, черты характера и способы
эмоционального реагирования. Это время достижений, стремительного роста знаний
и навыков, формирования себя, приобретения новой социальной позиции. А также, это
время возникновения чувства тревоги и психологического дискомфорта.
Успех социальной
адаптации зависит от взаимоотношений подростков образовательного учреждения. Исследование
проблемы социальной адаптации подростков при переходе от начального образования
к основному в общем образовании остается недостаточно исследованным. Формирование
социально адаптированной личности требует учета возрастных,
психолого-педагогических особенностей подростков.
Объектом исследования —
социальная адаптация младших подростков.
Предметом исследования –
социальная адаптация детей раннего подросткового возраста в школьной среде.
Цель исследования: теоретическое
изучение и практическая проверка роли школьного образования в социальной
адаптации подростков младшего возраста.
Гипотеза исследования:
процесс социальной адаптации у младших подростков будет успешным, если ребенок
усвоит механизм адаптации и взаимодействия в совместной деятельности
социального педагога, психолога, классного руководителя и родителей при
переходе в среднюю школу. связь, т. е. с детским коллективом, взрослыми и
обществом.
Для достижения этой цели
были поставлены следующие исследовательские цели:
1. Изучить
социально-педагогическую и психолого-педагогическую литературу по изучаемой
проблеме.
2. Диагностировать
социальную адаптацию младших подростков и определять причины дезадаптации.
3. Разработать и
экспериментально проверить эффективность программы по предотвращению социальной
дезадаптации младших подростков.
4. Разработать
рекомендации социальному педагогу и родителям, как организовать взаимодействие
с младшими подростками.
В соответствии с
намеченной целью и задачами исследования нами были выделены следующие методы:
— анализ психологической
литературы по теме исследования;
— обобщение и
систематизация научных данных, сравнение, анализ и обобщение опыта;
— эмпирические:
наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент (констатация,
формирование);
— математические:
количественный и качественный анализ результатов исследования, статистическая и
графическая обработка результатов экспериментальной деятельности.
Теоретическая значимость
заключается в обобщении теоретического материала по проблеме педагогического
сопровождения социальной адаптации младших школьников на этапе обучения в
основной школе.
Практическая значимость
заключается в разработке программы педагогического сопровождения социальной
адаптации младших школьников на этапе обучения в основной школе и создании
методических рекомендаций, адресованных учителям и специалистам школы. База
исследования: МКОУ Чилековская СШ.
Этапы экспериментального
исследования:
1. Теоретический этап.
2. Констатирующий
эксперимент.
3. Формирующий
эксперимент.
4.
Обобщающе-аналитический этап.
Структура работы: Выпускная
квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и
приложений.
Во введении представлено
обоснование актуальности и проблематики исследования, сформирован
методологический аппарат исследования.
Первая глава, посвященная
рассмотрению теоретических основ педагогического сопровождения социальной
адаптации младших подростков включает в себя описание содержания социальной
адаптации младших подростков, обусловленности социальной адаптации младших подростков
их возрастными особенностями, а также педагогического сопровождения социальной
адаптации младших подростков.
Вторая глава, отражающая
содержание экспериментальной работы по проблеме педагогического сопровождения социальной
адаптации младших подростков включает в себя организационно-методические основы
экспериментальной работы, анализ и обобщение результатов оценки содержания
педагогического обеспечения социальной адаптации младших подростков,
методические рекомендации родителям и классному руководителю по проблеме
педагогического сопровождения социальной адаптации младших подростков.
В заключении обобщены
результаты экспериментальной работы, представлены основные выводы.
Список литературы.
В приложении представлен
диагностический инструментарий, разработанная программа педагогического
сопровождения социальной адаптации младших подростков, планы-конспекты занятий,
сценарные планы воспитательных мероприятий.
Заключение:
На основе теоретического
обобщения научной литературы установлено, что социально-педагогическая
деятельность является видом профессиональной деятельности, направленной на
помощь ребенку в процессе социализации, овладение его социокультурным опытом и
создание условий для самореализации в обществе.
В
социально-педагогической работе школы принимают участие классные руководители,
учителя-предметники, педагог-психолог и медицинский работник. Организует и
координирует социальное управление и контроль за этой деятельностью
осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.
Социально-педагогическая
деятельность в школе с пятиклассниками направлена на изучение
медико-психологических и социально-педагогических особенностей личности
пятиклассников, условий их жизни и специфики микросреды; выявление интересов и
потребностей пятиклассников; реализация комплекса мероприятий по воспитанию,
развитию и социальной адаптации пятиклассников; проведение профилактической
работы по предупреждению школьной и социальной дезадаптации; взаимодействие с
семьями пятиклассников для решения учебно-развивающих задач анкета «Определение
социально-психологического климата в ученическом коллективе». Преподавание с
участием пятиклассников.
В процессе
социально-психологической адаптации особое значение имеют резкая смена
социальной ситуации развития и качественные изменения в структуре личности.
Социальная ситуация
развития характеризуется тем, что предметная сторона учебной деятельности
утрачивает свою актуальность, а мотивационно-необходимая сторона учебной
деятельности становится ведущей стороной учебной деятельности, в которой
ребенок овладевает миром социальных отношений. Важным фактором психического
развития становится общение со
сверстниками, а его ведущей потребностью становится стремление завоевать
определенное положение в школьном коллективе.
Уровень самооценки;
общешкольная тревожность с преобладающей ролью переживания страха во время проверки знаний и страха во взаимоотношениях с
учителями; мотивация к успеху; продуктивность умственных способностей; страх не
оправдать ожидания окружающих; разочарование в необходимости добиться успеха,
все это является факторами, тормозящими процесс социально-психологической
адаптации младших подростков.
Для того чтобы
пятиклассник успешно функционировал и развивался в системе школьных отношений,
социально-педагогическая деятельность осуществляется в период адаптации. На основе социально-педагогической
деятельности в области социально-психологической адаптации основными являются
медико-социальная; организационная и воспитательная. Социально-педагогическую
деятельность осуществляют социальные педагоги совместно с другими работниками
школы.
Диагностические методы,
такие как наблюдение, анкетирование, тестирование, метод профессиональной
оценки, анализ документов, а также методы, способствующие
социально-психологической адаптации при переходе от начальной к старшей школе,
такие как тренинги, игровые методы, групповые обсуждения, а также метод
консультирования.
Все методы
социально-педагогической деятельности применяются не изолированно и не порознь,
а в тесной связи.
В исследовательской
работе рассмотрено содержание социально-педагогической деятельности по
социально-психологической адаптации пятиклассников к основной школе.
Работа по социально-психологической
адаптации ведется по всем направлениям социально-педагогической деятельности.
Используются методы
диагностики, а также обучение и консультирование.
Но в результате
диагностического исследования было установлено, что не все формы и методы, применяемые
в школе, решают проблему социально-психологической адаптации младших подростков
к основной школе.
На основании данных
исследования разработан и апробирован комплекс мероприятий
социально-педагогической деятельности по социально-психологической адаптации пятиклассников
к общеобразовательной школе.
Повторная диагностика
учащихся 5-х классов выявила положительные сдвиги в социально-психологической
адаптации к школе.
Эти результаты
доказывают, что изменения в процессе адаптации на 5-м году жизни имеют
положительную тенденцию. Отсюда следует, что разработанный комплекс
социально-педагогических мероприятий имеет большое значение в процессе
социально-психологической адаптации пятиклассников к обучению в основной школе.
Таким образом, цель
исследования и задачи исследования решены.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ
ПОДРОСТКОВ
1.1 Понятие и специфика социальной адаптации
младших подростков Адаптация (от лат. аdapto
– приспособляю) – «склонность человека адаптироваться к изменяющимся условиям
окружающей среды без внутреннего дискомфорта и конфликта с окружающей средой» [
62].
Социальная адаптация — это
ассимиляция норм, правил и ценностей окружающего общества [62]. В процессе
адаптации человек развивает коммуникативные навыки, поведение и действия,
одобренные окружающей средой, с помощью которых он может реализовать свои
интересы и потребности.
По Х. Хартманну, адаптация
включает процессы, связанные с конфликтом, и процессы, не связанные с
конфликтом. Он отмечает, что важная задача адаптации к другим появляется перед
человеком с самого рождения. Человек не только активно участвует в жизни
общества, но и создает определенные условия, к которым ему в дальнейшем
придется приспосабливаться [79].
По мнению психоаналитиков,
успешно адаптированным человеком может считаться человек, не нарушивший своего
психологического равновесия, способности радоваться жизни и продуктивности.
И. А. Красильников и В.В.
Константинов под термином «социально-психологическая адаптация» понимают «процесс
преодоления сложных ситуаций, в ходе которого открываются новые способы
поведения, внутриличностные процессы» [37].
М. В. Ромм изучил
проблему социальной адаптации с достаточно глубоко, с упором на информацию и
интеллектуальную адаптацию.