Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Роль политической элиты Франции на формирование и реализацию внешней политики страны
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава I. Теоретико-методологический подход к
изучению политической элиты Франции 6
1.1. Основные подходы к исследованию понятия
«политическая элита». 6
1.2. Специфика формирования французской
политической элиты.. 12
Выводы к I главе. 23
Глава II. Внешнеполитическая деятельность
политической элиты Франции. 25
2.1. Особенности влияния исполнительной ветви в
лице Президента и Правительства на принятие внешнеполитических решений во
Франции. 25
2.2. Специфика участия Парламента Франции на
формирование и реализацию внешней политики страны.. 28
Выводы ко II главе. 30
Глава III.
Перспективы развития внешней политики Французской Республики. 32
3.1. Франкофония как одно из основных направлений
французской внешней политики. 32
3.2. Российско-французские отношения на
современном этапе и перспектива их развития 40
Выводы к III главе. 48
Заключение. 50
Список литературы.. 53
Введение:
Актуальность темы исследования определяется,
прежде всего, тем, что политическая элита является действенным актором
политики, поскольку она разрабатывает стратегию ведения как внутренних, так и
внешних государственных задач. Необходимо также отметить, что общественное
развитие в целом напрямую связано с деятельностью и особенностями
государственного управления политической элиты. Более того, внешнеполитический
образ и авторитет страны на мировой арене в какой-то степени зависит от
направлений и взглядов политической элиты.
Франция – государство с богатой политической
историей, оплот демократии, независимости и свободы слова. В некотором роде
Францию можно считать образцом политического развития, так как многие
политические события, произошедшие там, оказали влияние на политические реалии
других стран.
Политическая элита Франции не только успешно
разрабатывает национальную внутриполитическую стратегию, но и является одним из
важнейших акторов на мировой геополитической арене. Нынешние политические
реалии позволяют заметить растущее влияние политических элит на мировой
политический процесс. Тем не менее, стоит всегда учитывать исторические,
этические и культурные особенности формирования и организации каждой
национальной политической элиты.
Исходя из сказанного выше можно сформулировать
цель исследования – выявление отличительных черт политической элиты во Франции,
а также выявить роль политической элиты Франции на формирование и реализацию
внешней политики страны.
Объектом исследования выступает политическая
элита.
Предмет исследования представляют отличительные черты политической элиты Франции, оказывающие значение на
формирование и реализацию внешней политики страны.
Достижение цели потребовало решения следующих
задач:
— рассмотреть основные подходы к исследованию
понятия «политическая элита»;
— определить специфику формирования французской
политической элиты;
— исследовать особенности влияния
исполнительной ветви в лице Президента и Правительства на принятие
внешнеполитических решений во Франции;
— раскрыть специфику участия Парламента Франции
на формирование и реализацию внешней политики страны;
— изучить франкофонию как одно из основных
направлений французской внешней политики;
— рассмотреть российско-французские отношения
на современном этапе и перспектива их развития.
Степень изученности. Политическая элита современной
Франции на протяжении многих лет находится под наблюдением исследователей. Нынешнее
представление о ней базируется на размышлениях различных учёных, созданных в течение
нескольких десятилетий. Характеристика особенностей политической французской элиты,
освещённая под разным углом и в разные промежутки времени, даёт нам представление
о данном понятии. Для более детального понимания этой темы следует обратиться к
уже существующим исследованиям и работам. Работы, посвященные или затрагивающие
тему настоящего исследования можно разделить на три группы.
Первая группа источников включает в себя труды зарубежных
и отечественных исследователей, посвящённые изучаемой проблеме. К их числу принадлежат
работы Волковой Т.А., Жукова И.К., Лапиной Н.Ю., Арона Р., Бирнбаума П. и других[1].
С помощью данных исследований политическая элита Пятой республики рассматривается
как уникальный политический феномен, благодаря которому Франция не только эффективно
реализует внутригосударственную стратегию, но и отстаивает независимую позицию на
мировой арене. Наиболее значимыми исследованиями являются статья российского специалиста,
Лапиной Н.Ю., «Политическая элита современной Франции», в которой автор акцентирует
внимание на модель политической французской элиты и их политические взгляды. А также
работа Раймонда Арона «Заметки о стратификации власти». В ней автор указал причины
многообразия политических элит во Франции.
Вторую группу источников составляют официальные
протоколы, влияющие на ведение внешней политики французской политической элиты.
Особо важные документы – это Конституция Франции, Белая книга по обороне и национальной
безопасности, документы Министерства иностранных дел, дипломатическая документация
и другие[2].
Опираясь на них, можно выявить концепцию внешней политики Франции, а именно государственные
интересы и вектор развития. А также роль французских государственных деятелей в
международной политике.
Третью группу источников составляют учебные и справочные
материалы[3].
В них содержится информация по изучаемой теме. Среди которых стоит выделить наиболее
выдающееся пособие Мухаева Р.Т. «Политология». В данной работе представлена теоретическая
база политической элита, а именно политическая стратификация, роль, классические
теории элит и прочее. А также работа российского политолога, Ашина Г.К., «Элитология:
учебное пособие». В ней исследователь рассматривает учение об элите в широком смысле,
историю её формирования и теории.
В процессе исследования были использованы
научные методы как анализ, синтез информации научных трудов; методы обобщения
аналогий для формулирования выводов и сопоставления проводимой политики этим
документам, общенаучные методы дедукции и индукции, проблемно – хронологический
и сравнительно – исторический методы.
Цель и задачи исследования определили
структуру работы, которая представлена введением, тремя главами, заключением и
списком использованных источников [1] Ашин
Г.К. Современные теории элиты: Критический очерк. – М.: Международные
отшношения, 1985. 256 с.; Волкова Т.А. Особенности политической элиты Франции
// Социально-гуманитарные знания, 2016. pp.131-137; Жуков И.К. К определению
понятия «политическая элита» // Вестник Омского университета, 2018. С.179-183;
Гаман-Голутвина О. В. Меняющаяся роль государства в контексте реформ
государственного управления: отечественный и зарубежный опыт. // Полис.
Политические исследования, 2017. № 4. С. 24-45; Гаман-Голутвина О. В.
Политическая элита — определение основных понятий. // Полис. Политические исследования,
2019. № 3; Гаман-Голутвина О. В. Политические элиты как объект исследования в
отечественной политической науке. // Политический журнал, 2016. №2. С.38-73;
Гаман-Голутвина О. В. Процессы современного элитогенеза: мировой и
отечественный опыт. Часть I. // Полис. Политические исследования, 2018. № 6. С.
67; Крыштановская О. В., Радзиховский Л. А. Каркас власти: опыт
политологического исследования // Вестник Российской академии наук, 1993. Т.63,
№ 2. С. 94-101; Лапина Н.Ю. Время Макрона: Кто пришёл к власти во Франции? //
Власть и элиты. 2018, С.25-53; Лапина Н.Ю. К вопросу об особенностях
французской политической элиты // Власть и элиты, 2015. С.93-135; Лапина Н.Ю.
Политическая элита современной Франции // Актуальные проблемы Европы. 2017. С.
105-125; Лапина Н.Ю. Политическая элита Франции: Мотивация, карьерные
траектории, профессия политика в начале XXI в // Власть и элиты, 2017.
С.137-160; Лапина Н.Ю. Политическое лидерство в современной Франции // Контуры
глобальных трансформаций: политика, экономика, право, 2017. С. 65-80; Очирова
В.М. Структура политической элиты // Вестник Забайкальского государственного
университета, 2018. С.77-84; Тарусина И.Г. Элитисты и плюралисты в современной
политической теории (Историографический экскурс). – Полис. Политические
исследования, 1997. №4. С.148.; Понеделков А. В., Старостин А. М. Региональные
административно-политические элиты России: прошлое, настоящее, будущее. //
Полис. Политические исследования, 2018. № 6. С. 86; Чирикова А. Е. Вертикаль
власти в оценках региональных элит: динамика перемен. // Полис. Политические
исследования, 2018. № 6. С. 99; Aron R. Note sur la stratification du pouvoir
// Rev. française de science politique, vol. 4, №3, 1954. Pp. 469-483;
B.Bertrand, P.Birnbaum. Sociologie de l’Etat. Paris, Grasset, 1979. 251 p.;
B.Bertrand, P.Birnbaum. Sociologie de l’Etat. Paris, Grasset, 1979. 251 p.;
Birnbaum P. Les sommets de l’Etat. Essai sur l’élite du pouvoir en France,
1994. 210 p.; Joly H. Les élites politiques: regard croisé sur le cas français,
in: Formation des élites en France et en Allemagne, CIRAC, Cergy-Pontoise,
2015. Pp.149-167; William G. Sociologie politique des élite(s) // Armand Colin
– Collection U. Sociologie, 2017. 368 p.; William G. The sociology of political
élites in France: The end of an exception? // International political science
review, 2019. Vol 26, No. 4. Pp.413-430. [2] Constitution
de la République française // Режим доступа:
http://www.assemblee-nationale.fr/connaissance/constitution.asp (Дата обращения
07.02.2021); Le livre blanc sur la défense et la sécurité nationale 2013 //
Direction de l’information légale et administrative, Paris, 2018. 160p. [3] Ашин
Г.К. Элитология: Учебное пособие. – М.: МГИМО-Университет 2015. 544 с.; Белов
Г.А. политология. – М., 1996. С. 290-305; Гаман-Голутвиной О. В. /
Сравнительная политология: Учебник — М .: Издательство «Аспек т Пресс» , 2018.
752 с.; Денкэн Ж.-М. Политическая наука: Учебное пособие / пер.Гобозова И.А.;
Международный независимый эколого-политологический университет. – М.: Издательсвто
МНЭПУ, 1993. 162 с.; Зарубин В.Г. Основы политических наук // Уч.пособие для
вузов. – Спб-Чита: Издательство Забайкальского государственного педагогического
университета, 1999. С.125-131; Комаровский В.С. и Сморгунов Л.В.
Политико-административное управление. Учебник.— М., 2015. 496 с.; Комаровский
В.С. Политология. Учебник. — М., 2016. 344 с.; Мухаев Р.Т. Политология. – М.,
2018. 640 с.; Смирнов В.А. Политические элиты в трансформирующихся обществах //
Политический класс в современном обществе / Под ред. О.В. Гаман-Голутвиной. –
М.: Российская ассоциация политической науки: Российская политическая
энциклопедия, 2019. С.78-112.
Заключение:
Современная политическая элита Франции представляет собой весьма контрастную
палитру политических сил. Так как именно элита занимается определением внешнеполитического
курса страны, представляется важным изучить структуры политической элиты Франции,
как одного из ключевых государств в современном мире.
В рамках широкой трактовки «политической элиты»
можно говорить о ее профильности. Так высшая политическая элита включает в себя
ведущих политических руководителей и тех, кто занимает высокие посты в законодательной,
исполнительной и судебной ветвях власти. Она включает в себя непосредственное окружение
президента, премьер-министра, спикера парламента, руководителей органов государственной
власти, ведущих политических партий, политических фракций в парламенте.
Во Франции в нее обычно входя 100-200 человек. Средняя
элита Франции формируется из большого количества выборных должностных лиц: парламентариев,
сенаторов, депутатов, мэров, губернаторов, деятелей различных политических партий
и общественно-политических движений.
Административная элита Франции состоит из высшего
слоя государственных служащих (чиновничества), которые занимают высокие позиции
в министерствах, департаментах и других органах государственного управления Франции.
Стоит также отметить, что политическая элита Франции
обладает богатым запасом политических традиций, значительным опытом в области распределения
политической власти между административными и политическими структурами, а также
опытом в подготовке квалифицированной элиты.
В этом она похожа на политические элиты соседних
стран, например, Германии, чья политическая элита формирует внешнюю политику государства
посредством бизнеса и деятельности неправительственных организаций. Она владеет
действенными способами сохранения и продления политической власти, что показывают
результаты политических выборов, на которых традиционные лидеры политической жизни
Франции традиционно набирают много голосов избирателей.
Подобная ситуация во французской политической культуре
сохраняется многие десятилетия, таким образом, политическая преемственность является
хорошим образцом для политических элит всех стран мира.
Политическая элита Франции формируется из руководителей
политических партий и государственных служащих.
Под высшей политической элитой понимается совокупность
ведущих политических руководителей Франции и их ближайшее окружение: лица, занимающие
высшие посты в законодательной, исполнительной и судебной власти (непосредственное
окружение президента, премьер-министр, ведущие министры, председатели Национального
собрания и Сената, руководители парламентских групп, руководители и лидеры водители
парламентских групп, руководители и лидеры политических партий) и действующие на
национальном уровне. В настоящее время эти должности занимают: Жерар Лонге, Жан-Пьер
Бель, Николя Абу, Ивон Колен и другие.
В 2014 году в выборах в Европарламент от Франции
одержала победу политическая партия Национальный фронт, которую возглавляет Марин
Ле Пэн и которая более 20 десятков лет состояла в оппозиции к государству, поскольку
ее программные цели были довольно радикальными в понимании французов.
Однако даже эта партия и все её члены также входят
в состав политической элиты Франции и составляют оппозицию правящей элите – Социалистической
партии. Еще одной весомой силой на французской политической арене является «Объединение
за народное движение», лидером которой является экс-президент французской республики
Николя Саркози.
Таким образом,
можно заключить, что во Франции к власти допущены как право-радикальные партии,
так и либералы, и лево-центристы. Сегодня Президентом республики является Эммануель
Макрон, лидер политического движения «Вперед!», который победил на выборах 14 мая
2017 года.
Кроме того, в настоящее время элита Франции во многом
определяется участием большого количества женщин. Именно этот фактор стимулирует
демократизацию в политических кругах государства.
Главный источник политической элиты в стране – Эколь
Политекник (École Polytechnique, является одной из самых сильных инженерных школ
во Франции), которая играет гораздо большую роль, чем Лига Плюща в США.
Многие французские руководителей получили инженерное
образование, особенно в области ядерной энергетики. В результате политическая элита
страны попала в «когнитивный плен» атомной промышленности: более половины электростанций
во Франции производят атомные электростанции – это гораздо больше, чем в других
странах.
Кроме того, во Франции, где образование играет решающую
роль в доступе к политической элите, попадание в нее обусловлено получением дипломов
лишь некоторых университетов. Начальное звено в отборе составляют элитные, престижные
школы страны. Политический класс Франции – это высоко дипломированные специалисты,
которые проходят довольно жесткий карьерный отбор до того, как попадают на лаву
правящей элит.
Подводя итог, можно говорить о том, что политическая
элита Франции состоит из лиц, занимающих высшие посты в законодательной, исполнительной
и судебной власти (непосредственное окружение президента, премьер-министр, ведущие
министры, председатели Национального собрания и Сената, руководители парламентских
групп, руководители и лидеры водители парламентских групп, руководители и лидеры
политических партий) и действующие на национальном уровне.
Подобное положение вещей подразумевает относительную
замкнутость политической элиты для появления новых лиц, хотя последние президентские
выборы говорят нам об обратном.
Фрагмент текста работы:
Глава
I. Теоретико-методологический подход к изучению политической элиты Франции
1.1.
Основные подходы к исследованию понятия «политическая элита» Современные трансформационные процессы,
проходящие в мире, приводят к усилению позиций постиндустриального общества, в
котором ведущее место принадлежит информации и знаниям. Эта новая цивилизация
является настолько революционной, что бросает вызов всем нашим старым исходным
установкам. «Старые способы мышления, старые формулы, догмы и идеологии,
несмотря на то, что в прошлом они процветали или были весьма полезными, уже не
соответствуют больше фактам»[1].
Россия в конце XX века тоже включилась в
процесс становления постиндустриального общества. Однако, инерционность
кризисных процессов во всех областях российской действительности конца ХХ века,
обусловивших противоречивость становления рыночных отношений, социальную
напряженность и дезориентацию массового сознания, трудности в создании новой
управленческой инфраструктуры, явились серьезными препятствиями на пути
построения демократического общества и правового государства. В этих условиях
исследование проблемы движущих сил и субъектов трансформации социетального
бытия приобретает особую актуальность.
В качестве одних из современных «локомотивов
истории», «фиксаторов социального порядка» все чаще выступают политические
элиты. Объясняется это во многом стратегически важными позициями, которые
занимает правящий класс в общественной системе. При слабой структурированности
общества, отсутствии сложившихся массовых социальных слоев со своими осознанными
интересами и устойчивой политической и идеологической ориентацией, именно
действия элитных групп определяют направление общественного развития,
способствуют формулировке конкретных потребностей развития государства, его
национальных приоритетов.
По мнению Э. Тоффлера, элита – это
«своеобразный интегратор общества»[2],
с ним солидарен и К. Манхейм, утверждая, что одна из основных функций элиты –
это «интеграция волевых импульсов в области политики»[3].
Для элиты важно консолидировать различные
интересы и волеизъявления в единую результирующую волю и тем самым расширить
свою социальную базу. В конечном счете ее итоговые решения – это результат
согласования и корректировки курсов, учет всего многообразия социальных позиций
на общегосударственном уровне. Власть элиты сильна и стабильна, если ее решения
рациональны, их реализация эффективна и в обществе достигнут баланс социальных
интересов.
Вместе с тем властвующая элита относительно
самостоятельна и в чем-то даже автономна по отношению к тем классам и
социальным слоям, интересы которых она представляет. Это не простая
иерархическая система, как может показаться на первый взгляд. Высокая
социальная ответственность деятельности политических элит детерминирует
комплекс требований, которым она обязательно должна соответствовать. Многие
авторы особо акцентируют внимание на личностных характеристиках и социальных
индикаторах представителей власти, подчеркивая, что развитие общества,
стабильность или нестабильность его существования напрямую зависят от качества
и управленческих возможностей политических элит. Так, по мнению А. Шлезингера
«проблемой проблем является не само существование элиты, а ее характер»[4].
Считая руководство государством творческим,
динамическим процессом, он утверждает, что политик должен обладать особыми
качествами: наблюдательностью, способностью к рациональному мышлению,
богатством воображения, умением правильно оценить то, когда и в каком случае
надо применять вышеперечисленные качества.
Таким образом, политическая элита, являясь
субъектом происходящих в обществе изменений, их инициатором и координатором,
несет определенную ответственность за свою профессиональную и управленческую
пригодность.
Роль элиты в политическом пространстве варьируется
от возможности оказывать влияние на принятие политических решений до непосредственного
участия в формировании законов.
Рассмотрим обширную классификацию политической элиты,
основы которой были предложены политологом В. Милановски[5]:
— Правящие круги, занятые управлением государством
и/или его территориальными образованиями. Управление ведется от лица государства
и носит характер некоторой обезличенности и обобщенности.
— Группа «вето». Часть представителей правящих [1] Каменский Е.Г., Боев Е.И., Черкашин М.Д. На пути к инновационному
обществу: постиндустриальность и цивилизационные вызовы современности //
Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия:
Философия. Социология. Право. 2018. № 14 (109). С. 37-43. [2] Тоффлер Э. Третья волна. М.: ООО «АСТ», 1999. 784 с. [3] Манхейм К. Человек и общество в эпоху преобразования // Манхейм К.
Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994. 700 с. [4] Черкашин М.Д., Исайчева О.А. Образование в системе формирования
интеллектуального потенциала общества // Российская наука и образование
сегодня: проблемы и перспективы, № 2 (5), 2019. С. 131-133. [5] Дука А.В. О подходах к анализу властных элит А.В. Дука // Управленческое
консультирование. – 2018. — № 3. – С. 49.