Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Педагогика

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Роль патриотического репертуара хореографического любительского коллектива в формировании гражданской позиции учащихся старшего школьного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения роли патриотического репертуара
хореографического любительского коллектива в формировании гражданской позиции
учащихся старшего школьного возраста. 7

1.1 Психолого-педагогические особенности учащихся старшего
школьного возраста. 7

1.2 Содержание понятий «гражданственность» и «гражданская
позиция» в педагогической литературе. 17

1.3 Хореографический любительский коллектив в системе
дополнительного образования учащихся старшего школьного возраста. 26

Выводы по главе 1. 32

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию гражданской позиции
учащихся старшего школьного возраста средствами патриотического репертуара
хореографического любительского коллектива. 34

2.1 Результаты диагностики гражданской позиции учащихся
старшего школьного возраста. 34

2.2 Использование патриотического репертуара
хореографического любительского коллектива в формировании гражданской позиции
учащихся старшего школьного возраста. 39

2.3 Обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы.. 45

Выводы по главе 2. 56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 58

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… 59

ПРИЛОЖЕНИЕ……………..……………………………

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. На современном этапе воспитание
молодежи как активных граждан страны рассматривается как стратегический
общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов
гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном
уровнях.

Молодежь, в том числе и старшеклассники
– движущая сила современного общества, на которую опирается и будет опираться
государство. Оно – отражение социальных процессов, ожиданий, стремлений.
Гражданская позиция является эффективным фактором в определении возможностей
человека, в приобщении им к изменениям окружающего мира и самого себя.
Гражданская позиция проявляется в действиях, направленных на благо общества и
проявляется благодаря личным мотивам и установкам. Включение
молодежи в разные виды общественно значимой деятельности существенно расширяет
сферу их социального общения, возможности усвоения социальных ценностей,
формирования нравственных качеств личности. Именно в коллективе формируются
такие важнейшие мотивы поведения и деятельности молодого человека, как чувство
долга, коллективизма, товарищества.

В процессе специально организованной деятельности старшеклассники
овладевают культурными и материальными ценностями общества, приобретают навыки
и умения общественно значимой деятельности. Разнообразная деятельность помогает
им освоить жизненный опыт, необходимый для осуществления личных планов,
становятся шире взгляды, суждения, развиваются творческие способности,
формируется общественное мнение. Эта деятельность может способствовать формированию
активного отношения молодого человека к тому, что он познает, видит и делает. В
этом процессе молодежь овладевает самой деятельностью, становится творцом, а не
пассивным исполнителем.

Таким образом, чем содержательнее и целесообразнее
построена и организована деятельность, тем больше возможностей для реализации
потребности в активной позиции, тем разумнее строится процесс межличностного
общения, тем эффективнее будет осуществляться формирование личности в процессе
развития.

В данной работе мы рассмотрим такой вид деятельности,
позволяющий привлечь молодежь, как участие в любительском хореографическом
коллективе. Роль дополнительного образования на современном этапе
развития России определяется задачами демократического и правового государства,
рыночной экономики. Деятельность учреждений дополнительного образования направлена
на сохранение и развитие традиционной культуры, поддержку любительского
художественного творчества, воспитание чувств гражданской ответственности, патриотизма
и любви к малой Родине, создание условий для организации досуга всех возрастных
и социальных групп. Оптимальное сочетание в учреждениях дополнительного
образования традиционных и новых форм массовой деятельности способствует
созданию комплексной системы организации досуга по всем направлениям, что
позволяет способствовать формированию
гражданской позиции учащихся старшего школьного возраста.

Объект
исследования: процесс формирования гражданской
позиции учащихся старшего школьного возраста.

Предмет
исследования: патриотический репертуар хореографического
любительского коллектива как средство формирования гражданской позиции учащихся
старшего школьного возраста.

Цель
исследования: теоретически обосновать и
проверить на практике эффективность использования патриотического репертуара
хореографического любительского коллектива в формировании гражданской позиции
учащихся старшего школьного возраста.

Гипотеза
исследования: предполагается, что расширение патриотического
репертуара хореографического любительского коллектива будет способствовать
развитию гражданской позиции учащихся старшего школьного возраста.

Объект, предмет, цель и гипотеза
исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:

1. Охарактеризовать психолого-педагогические
особенности учащихся старшего школьного возраста.

2. Изучить содержание понятий
«гражданственность» и «гражданская позиция» в педагогической литературе.

3. Рассмотреть хореографический любительский
коллектив в системе дополнительного образования учащихся старшего школьного
возраста.

4. Проанализировать результаты диагностики гражданской позиции учащихся старшего
школьного возраста.

5. Описать использование патриотического
репертуара хореографического любительского коллектива в формировании
гражданской позиции учащихся старшего школьного возраста.

6. Выполнить обсуждение результатов
опытно-экспериментальной работы.

Методы
исследования:

— анализ научно-методической литературы
по проблеме исследования;

— анкетирование;

— педагогический эксперимент
(констатирующий, формирующий, контрольный);

— качественный и количественный анализ
эмпирических данных.

Теоретическая
значимость исследования заключается в
уточнении и описании психолого-педагогических особенностей учащихся старшего
школьного возраста; систематизации и обобщении научных подходов к содержанию
понятий «гражданственность» и «гражданская позиция» в педагогической
литературе; в рассмотрении хореографического любительского коллектива в системе
дополнительного образования учащихся старшего школьного возраста.

Практическая
значимость исследования состоит в возможности
использования материалов работы следующими категориями лиц:

— педагогами дополнительного
образования с целью формированию гражданской позиции учащихся старшего
школьного возраста средствами патриотического репертуара хореографического
любительского коллектива;

— студентами, обучающимися по
педагогическим специальностям, с целью самоподготовки к тематическим
семинарским и практическим занятиям;

— молодыми учеными, занятыми
разработкой схожей научной проблематики, с целью систематизации и обобщения
научно-методического материала.

Структура
работы. Выпускная квалификационная работа
представлена введением, двумя главами, структурированными на параграфы,
заключением, списком литературы и приложением.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По итогам выполнения выпускной квалификационной работы
удалось достичь поставленной во введении цели, что позволило теоретически
обосновать и проверить на практике эффективность использования патриотического
репертуара хореографического любительского коллектива в формировании
гражданской позиции учащихся старшего школьного возраста.

Для достижения поставленной цели были
решены следующие задачи:

— была дана характеристика психолого-педагогическим
особенностям учащихся старшего школьного возраста;

— было изучено содержание понятий
«гражданственность» и «гражданская позиция» в педагогической литературе;

— был рассмотрен хореографический
любительский коллектив в системе дополнительного образования учащихся старшего
школьного возраста;

— были проанализированы результаты
диагностики гражданской позиции учащихся старшего школьного возраста;

— было описано использование
патриотического репертуара хореографического любительского коллектива в
формировании – было выполнено обсуждение результатов опытно-экспериментальной
работы.

Качественный и количественный анализ
эмпирических данных позволил доказать гипотезу исследования о том, что
расширение патриотического репертуара хореографического любительского
коллектива будет способствовать развитию гражданской позиции учащихся старшего
школьного возраста.

Таким образом, цель работы была
достигнута, задачи реализованы в полном объеме, а гипотеза доказана.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА
1. Теоретические аспекты изучения роли патриотического репертуара
хореографического любительского коллектива в формировании гражданской позиции
учащихся старшего школьного возраста 1.1 Психолого-педагогические особенности
учащихся старшего школьного возраста Старший школьный возраст согласно классической возрастной
периодизации соответствует периоду развития «юность». Под возрастным периодом
«юность» принято понимать жизненный период, начиная с отрочества и заканчивая
взрослостью, т.е. с 15 до 18 (в отдельных концепциях до 21 года) лет. Ведущей
проблемой данного возрастного периода выступает вопрос выбора жизненных
ценностей. Для юности ведущим типом деятельности выступает
учебно-профессиональная деятельность.

Согласно мнению Х. Ремшмидта [43], в юношеском возрасте
основными задачами развития выступают:

— обретение большей независимости воли и независимости в
принятие решений и планировании своего времени; овладение ценностными
представлениями базирующихся на их собственной значимости, в не зависимости от
мнения референтной группы или родителей, членов семьи; увеличение доверия к
влиянию из-за границ семьи и к внесемейным группам; большая реалистичность в
постановке целей и устремлении к различным ролям; увеличение устойчивости к
фрустрациям; увеличения потребности в оказании влияние на окружающих;

— трансформация целей, базирующаяся на ценностных
представлениях: стремление к самостоятельному достижению идентичности; рост
требований к себе самому; возрастание самооценки;

— замена гедонистических мотивов на более отдаленные цели,
которые ориентированы на приобретение конкретного статуса;

— рост способности к действию;

— возложение на себя моральной ответственности при принятии
во внимание ценностей общества [43].

Для периода ранней юности в одинаковой мере свойственно
обострение, как уязвимости личности, так и обретение возможностей для нового
этапа роста личности. Перед личностью встает выбор из двух противоположных
возможностей: либо отправится по пути позитивного развития, либо по
негативному. В случае нормального развития симптомы этого кризиса полностью
исчезают, однако, при превалировании отрицательных явлений происходит их
закрепление, они становятся образующими характер личностными особенностями.

Согласно точке зрения Э. Эриксона [59], возраст 15/16-17/18 лет,
т.е. кризис ранней юности, культурологически и психологически обуславливается
присутствием у субъекта социально «заземленных» переживаний
интимности-изоляции. Для данного кризиса свойственен отход от «мира детства» и
подростковых субкультур к миру различных общественных отношений (культурных,
социальных, экономических, политических и др.). Личность устанавливает свое
место в окружающем мире, формируется и развивается социальная зрелость,
происходит определение профессиональной направленности, т.е. вырабатывается
непростая для индивидуума социальная и психологическая ситуация. В случае
позитивного и положительного разрешения этого возрастного кризиса личности,
человек интегрируется в институты социума, происходит его включение социальные
и профессиональные группы, т.е. стратификация, индивид осознано и личностно
осмысляет нормы общества, морали, культуры и нравственного поведения [59].

В тех же случаях, когда данный кризис разрешатся
отрицательно и негативно, на данном этапе развития личности у человека не происходит
вырабатывания личностных приоритетов своего собственного развития, не
происходит социальное и профессиональное самоопределение, а в общественном
пространстве индивиду не находится возможностей для приобретения образования,
знаний в области политики, профессиональных навыков и умений, нет возможности
для обеспечения резкого роста эстетических и познавательных потребностей
человека.

Согласно точке зрения И.С. Кона [23], для возраста ранняя юность
психологической характеристикой выступает кризис личностного и социального
самоопределения, определенный значительной нехваткой опыта взрослый жизни в
общественном пространстве, который находит свое проявление в деятельности,
поведении и общении человека в возрасте ранней юности. Для адекватного
взросления кризис идентичности необходим, он выражается в стремительном росте
самосознания. Стремление выделиться на фоне ровесников, быть оригинальным ведут
к желанию самоутверждаться во внешних формах поведения, при помощи оригинальных
мнений, а также в совершении необычных поступков. Осмысление своей особенности
дополняется устремлением к познанию самого себя, что в свою очередь ведет к
бурному развитию рефлексии, а также способности к самоанализу. Юношеский
возраст отличается от подростков высокой ориентацией на будущие (в отличие от
подростков, которые направлены на настоящее) [23].

Юность представляет собой этап завершений физического и
полового созревания, этап социальной зрелости. Психологическая основа юности
обусловлена развитием самосознания на данном возрастном этапе, постановкой
задач профессионального самоопределения, формирования профессиональных
интересов и потребностей в трудовой деятельности, развитием общественной
активности и самостоятельности, выбором собственного жизненного пути.

Юность предполагает максимальную работоспособность,
способность к максимальным психическим и физическим нагрузкам, овладению
интеллектуальной деятельностью.

Ведущим новообразованием юности является развитие
самопознания как формирование установки по отношению к самому себе, включающей
«Я» как элемент познания, представление о собственной индивидуальности как
понятийный элемент и самооценку как оценочно-волевой элемент. Самопознание
выступает источником рефлексии, и формируется в ходе анализа собственных
переживаний, мыслей, и способствует критической переоценке имеющихся ценностей.
Рост самосознания в юношеском возрасте определяет изменение требований к
окружающим и самому себе в отношении морально-нравственного облика, который
становится более высоким. Кроме того, активизируется критичность и
самокритичность. В юности происходит гормональная перестройка, сопровождающая
половое созревание, что приводит к усилению сексуальных переживаний. Развитие
половой идентификации представляет психосоциальный процесс усвоения индивидом половой
роли и признания ее обществом.

Юность характеризуется также поиском смысла жизни, в
результате формируются когнитивные и личностные предпосылки мировоззрения,
обусловливающего индивидуальные ценностные ориентации. Мировоззренческий поиск
направлен на формирование социальной ориентации, на осознание личностью себя в
качестве члена социальной общности, на выбор будущего социального положения и
способов его достижения. Развитый уровень самосознания на основе обобщения
знаний о себе способствует самоопределению и самовоспитанию в юности [45].

Самоопределение, как личностное, так и профессиональное –
характерная черта юношества. Выбор профессии упорядочивает и приводит в систему
соподчинения все его разнообразные мотивационные тенденции, идущие как от его непосредственных
интересов, так и от других многообразных мотивов, порождаемых ситуацией выбора.

Рост самосознания в юности опосредует стремление личности к
установлению доверительных отношений с окружающими, однако глубокое
самораскрытие осуществляется лишь в ходе интимно-личностного общения.

Важным является познание человеком своего реального Я в
соответствии с желаемым Я, с точки зрения имеющихся жизненных перспектив. Очень
часто в юности появляется проблема одиночества, возникающая не только
вследствие непонятости, внешней изоляции, но и в результате невозможности
выразить в процессе общении полноту чувств.

В целом, юношеский возраст характеризуется развитием всей
умственной деятельности. Для юношей и девушек характерен высокий познавательный
интерес, стремление во всех проблемах «достигнуть сути», разобраться в причинах
и следствиях. В этом возрасте отказываются принимать на веру какую-либо
информацию и в любой ситуации интересуются мотивами участников и
причинно-следственными зависимостями. Для юношей и девушек характерен
напряженный поиск собственного мнения по любому вопросу, потому что процесс
формирования собственного мнения для них является способом находить себя,
разбираться в себе как в личности [14].

Вслед за И.Ю. Кулагиной [28], мы можем выделить следующие особенности мыслительной
деятельности в юношеском возрасте:

— ведущее значение приобретает абстрактное мышление;

— происходят изменения в течении мыслительного процесса;

— возрастает уровень обобщения и абстракции;

— развивается стремление к установлению
причинно-следственных связей и других закономерностей между явлениями
окружающего мира;

— формируется высокая критичность мышления;

— развивается умение аргументировать суждение;

— формируется способность к переносу знаний и умений из одной
ситуации в другую [28].

В юношеском возрасте сама ситуация развития, равно как и
характерные для этого возраста «внутренние условия» (интенсивное формирования
мировоззрения, рост самосознания, влияние установок на будущее), обусловливают
поиски перспективы жизненного пути, развитие чувства ответственности,
обогащение эмоциональной сферы. Все это придает новое качество формирующимся
отношениям к тем или иным видам занятий, что ведет к дальнейшему подъему
интеллекта.

Развитие самосознания юноши и девушки выражается в
трансформации мотивации ведущих видов деятельности. Так, например, на
увлекательной, захватывающей интеллект деятельности, либо на работе,
мотивированной представлениями о престижности, девушки и юноши способны
продолжительное время сохранять внимание, а также переключать действия.

Осознанное устремление постичь свои возможности оказывает
влияние на формирование волевой сферы. Девушки и юноши способны уже сами
заставить себя заниматься тем, что на текущий момент им неинтересно. То,
насколько быстро индивид в этом возрасте оказывается способным перейти на
уровень теоретического мышления, обуславливает глубину усвоения им учебного
материала, а также сформированность его интеллектуального потенциала. Данному
возрасту присуща ярко выраженная тяга к освоению новых знаний, ко всему
необычному и новому.

Присущая юношескому возрасту, познавательная потребность
определяется следующими условиями: активностью; потребностью в самом процессе
умственной деятельности; удовольствием от умственного труда [60].

О.В. Хухлаева [55]
отмечает, что по мере возрастного развития происходит рост возможности переноса
освоенных приемов представления на новые задания, повышается возможность
применения обобщенных приемов, возникает устремление к анализу своей
деятельности, определению ее слабых и сильных сторон, что взаимосвязано с
увеличивающейся рефлексией, которая свойственна человеку в этом возрасте. В этом возрасте по мере усвоения учебного материала человек
стремится самостоятельно определять отношения между общим и конкретным,
выявлять существенное, чтобы потом сформулировать определения для научных
понятий.

Все вышесказанное позволяет говорить о высоком уровне
сформированности теоретического мышления, а также о глубоких и разносторонних
проявлениях внутренней речи, «доказывающего» мышления. Однако, в практике
образовательного процесса достижение подобного возможно только при надлежащей
организации процесса учения, применении методического инструментария, который
содействует развитию теоретического мышления у индивида в данном возрасте.
Наряду с этим большинство ученых, которые проводили изучение мыслительной
деятельности, указывают на то, что для юношеского возраста свойственно наличие
недостатков мышления. Например, значительное количество юношей и девушек
склонны проявлять необоснованные рассуждения, умозрительно философствовать,
оперировать абстрактными понятиями, которые находятся в отрыве от их подлинного
содержания, выдвигать оригинальных идей, которые проистекают из расплывчатых
ассоциаций, либо фантастических вымыслов [7].

Юношескому возрасту свойственна рефлексия и самоанализ.
Кроме того, происходит становление устойчивого самосознания и образа Я, системы
представлений о самом себе. Все это в совокупности определяет психологическую
реальность молодых людей, вызывая определенные эмоции.

Отличительным новообразованием юности является также
открытие собственного внутреннего мира и его эмансипация от взрослых, что
выражается в склонности к самоанализу, потребности систематизировать и обобщать
знания и представления о себе. Молодые люди начинают лучше ориентироваться в
собственных личностных особенностях, разбираться в своем характере и чувствах,
поступках. В результате личность начинает соотносить себя с идеалом.
Формируется стремление к самоутверждению.

К самой субъективно и объективно значимой для юношества
проблеме можно отнести проблем жизненного смысла. Мысли о самом себе, своем
предназначении в жизни в юношеском возрасте в оформившемся виде встречаются
достаточно не часто. Так, по мнению Т.В. Снегиревой [49], в юношеском кругу даже может
быть распространено мнение, что если индивид задумывается над подобными
вопросами, то ему уже пора умирать. Тем не менее, потребность в жизненном
смысле является характеристикой взрослого поведения, и по мере процесса
взросления вокруг нее формируется именно тот «узел», который предоставляет
человеку возможность построить свою жизнь не как цепь несвязанных между собой
случайностей, а как неделимый процесс, который имеет преемственность и цели.
Наряду с этим смысл жизни помогает индивиду интегрировать весь комплекс своих
возможностей, используя их по максимуму, следуя установленной жизненной
концепции.

Для юношеского возраста свойственно открытие своего
собственного внутреннего мира, которому сопутствует переживание его
необыкновенной значимости и формирует условия для того, чтобы осознать смысл
своего существования. При этом проблема жизненного смысла имеет как
мировоззренческий, так и практический характер. Ее решение лежит не во
внутреннем мире, а за его пределам – в реальном мире, в границах которого
происходит раскрытие способностей юноши через его деятельность и чувство
социальной ответственности. Именно это отсутствует на старте жизненного пути у
человека в юношеском возрасте. Следовательно, замкнувшись на самом себе, поиск
жизненного смысла обречен оставаться только тренировкой мышления юноши.

В юношеском возрасте необходимо понимать, что поиск
жизненного смысла необходимо проводить в окружающем мире, а не исключительно
внутри себя. Итогом данного процесса становится выработка основного
новообразования юношеского возраста – мировоззрения [46].

Для юношеского возраста свойственно формирование более
ровного общего эмоционального самочувствия. Обычно в этом возрасте отсутствуют,
свойственные подросткам, с их увеличенной возбудимостью, аффективные вспышки.
Происходит видимый рост способности к эмоциональному сопереживанию. Для девушек
свойственная большая выраженность потребности в безопасности, и меньшая
ориентация на группу [40].

В юношеском возрасте значимое место отводится чувствам,
которые связаны с интимной сферой отношений между людьми. Юноши демонстрирую
большую склонность к скапливанию сексуального опыта, при этом сексуальность
может в этом возрасте стать способом выделиться среди ровесников.

Для юношества свойственна потребность в самовоспитание,
которое ориентировано на развитие целостной личности.

Еще одним из базовых психологических новообразованию
юношеского возраста выступает психологическая готовность к профессиональному
самоопределению. Данное новообразование базируется на сформировавшемся ранее
самосознании школьного возраста, сложившейся системе их потребностей и мотивов,
временных перспектив и ценностных ориентаций, понимании своих собственных
интересов и способностей. Возможность перейти к взрослой жизни, обрести в ней
достойное место подразумевает не окончившийся процесс складывания у
старшеклассника психологической готовности к школьному самоопределению, а
только зарождение подобных личностных механизмов и личностных основ,
гарантирующих им потенциал для постоянного профессионального и всестороннего
роста, как на текущем этапе, так и в дальнейшем.

Следовательно, результативно найдя выход из подростковых и
юношеских проблем, индивид обретает личностную идентичность и автономию, а
также готовность взять на себя ответственность за свою собственную жизнь, как в
профессиональном, так и в личностном пространстве.

Среди новообразований ранней юности центральное место
отводится самоопределению. Представители психологической науки указывают на
многоаспектность данного новообразования, которое включает в себя стремления
принять позицию взрослого индивида, осознать самого себя членом общества,
постигнуть свое предназначение.

В иностранной психологической науке тождественным категорией
для понятия «самоопределение» выступает «психосоциальная идентичность». Данная
категория была предложена американским психологом Э. Эриксоном [59]. Согласно его
точке зрения взросление – это поворотная точка личностного развития,
нормативный кризис идентичности.

Основываясь на мнении Д. Марша, И.В. Дубровина [42] указывает на то,
что можно говорить о целом ряде типовых вариантов развития идентичности:

— «диффузная» идентичность, т.е. неопределенная, еще не
сформировавшаяся идентичность;

— «предрешенный» вариант развития, т.е. человек прежде предопределенного
срока вовлекается в систему отношений, свойственную «взрослым»;

— «проба ролей» в ходе попыток развить самоидентичность,
которая выражается в активном поиске самого себя;

— «зрелая идентичность», т.е. окончание кризиса, обретение
чувства собственной определенности, самореализация начинается [42].

Кризис юности проявляется в разочаровании правильности
выбора специальности, в расхождении представлений об условиях и содержании
деятельности и реальном ее протекании. Негативные моменты юности связаны с
утратой налаженных форм жизни – взаимоотношений с другими, привычных условий и
т.п. и вступлением в новый период жизни; позитивные – с новыми возможностями
становления индивидуальности человека.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы