Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Роль органов службы занятости в реализации гражданами прав на труд и обеспечении занятости населения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Общая
характеристика прав граждан в области занятости. 7
1.1. Понятие
занятости граждан в Российской Федерации. 7
1.2.
Конституционное право на труд. 11
2. Анализ
роли органов службы занятости в реализации гражданами права на труд и
обеспечении занятости населения. 20
2.1. Меры
социально-правовой защиты безработных граждан. 20
2.2. Роль
государственной службы занятости в содействие трудового устройства граждан. 26
3. ПРОБЛЕМЫ
ЗАНЯТОСТИ И УПРАВЛЕНИЯ ЕЮ ПОСРЕДСТВОМ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ЗАНЯТОСТИ.. 33
3.1.
Современные проблемы регулирования в сфере труда в РФ.. 33
3.2.
Направления оптимизация деятельности государственных органов по регулированию
занятости населения. 37
Заключение. 48
Список
литературы.. 51
Введение:
В мировой повестке дня на
нынешнем этапе и до 2030 года поставлены глобальные Цели устойчивого развития
(ЦУР). Они были приняты 193 странами, входящими в Организацию Объединенных
Наций (ООН), на саммите 25 сентября 2015 года.
Среди 17 указанных целей
важное место занимает 8-я Цель, которая включает содействие полной и
производительной занятости и достойной работе для всех. Об актуальности данной
Цели говорят такие факты. В 2017 году уровень безработицы в мире составлял 5,6
%. При этом 61 % работающих было занято в неформальном секторе.
По подсчетам специалистов
в период с 2016 по 2030 годы для новых соискателей работы потребуется 470 млн.
рабочих мест.
Для достижения указанной
Цели необходимо решить задачи:
— Содействовать
проведению политики, направленной на создание достойных рабочих мест,
творчеству, предпринимательству;
— К 2030 году обеспечить
полую и производительную занятость и достойную работу для всех, включая
уязвимые группы населения;
— К 2020 году существенно
сократить долю молодежи NEET – которая не работает, не учится, не занимается
приобретением профессиональных навыков.
Для решения поставленных
задач необходимо формирование соответствующей институциональной структуры.
К формальным институтам,
обслуживающим сферу труда и занятости, относятся: законы, нормативные акты,
нормы; органы государственного регулирования и контроля; негосударственные
формальные организации (профсоюзы, объединения работодателей и др.),
участвующие в регулировании рынка труда: формальные договоры, минимальный
размер оплаты труда, пособие по безработице и др.
Важнейшей частью
механизма регулирования сферы трудовых отношений, что подтверждается мировой
практикой, являются Службы занятости.
Это связано с тем, что
Службы занятости осуществляют, как правило, решение стратегических задач, ведут
оперативную работу по предупреждению и снижению безработицы, а также координируют
деятельность и поддерживают связи между другими элементами сферы труда и
занятости.
Остальные институты либо
создают условия (например, законы, НПА, нормы – нормативно-правовые условия),
либо являются социальными партнерами (профсоюзы, объединения работодателей).
Службы занятости могут быть сформированы как органами государственной власти,
так и являться частными агентствами. В мировой практике признана необходимость
создания государственных служб занятости как институтов, способных обеспечить улучшение
функционирования рынка труда.
Наиболее важные
стратегические цели, которые выдвигаются перед этими службами:
— со стороны предложения
– увеличение занятости, предупреждение безработицы; формирование более
эффективного предложения рабочей силы; повышение ее мобильности,
производительности;
— оказание помощи в
адаптации на рынке труда; повторное вовлечение в деятельность прежде покинувших
сферу занятости: обеспечение получения профессиональных навыков на протяжении
всей жизни соискателя работы;
— со стороны спроса —
стимулирование спроса на рабочую силу; содействие созданию новых рабочих мест,
в том числе для уязвимых групп населения; содействие самозанятости.
Таким образом, можно
сделать вывод об огромной роли служб занятости в сфере трудоустройства граждан,
вместе с тем на этом пути существует немало сложных проблем, требующих своего
решения, что дополнительно обуславливает актуальность рассматриваемой темы.
Заключение:
Решение
вопросов занятости населения в условиях современной России можно определить как
одну из наиболее основных и важных задач государства. Государство политику в
сфере труда и занятости реализует на двух уровнях – федеральном и региональном.
Федеральный уровень можно
определить как наиболее глобальный, где определяются основные направления
государственной политики, в то время как уровень субъектов Российской Федерации
– это сфера более практическая, где деятельность государственных органов
проявляется более наглядно.
Государство должно
способствовать развитию сферы занятости и контролировать вопросы безработицы,
используя различный инструментарий. Подобное воззрение не следует толковать как
наличие у государства обязанности по трудоустройству граждан – это право
каждого человека.
Однако создание условий
для благополучия населения, обеспечение возможности трудоустройства, контроль в
отношении развития рынка занятости и потребности в тех или иных специалистах –
это сфера, где необходимо соответствующее воздействие.
Роль службы занятости в
регулировании рынка труда в последние годы трансформируется, становится более
активной. Более наглядно стала проявляться деятельность, направленная на
взаимодействие работодателей и работников, содействия трудоустройству.
Появилось представление о
деятельности служб занятости как о предоставляющих государственные услуги.
Граждане стали рассматриваться как потребители услуг, которые должны
самостоятельно и активно инициировать их получение, а службы занятости –
обеспечивать реализацию данной функции государства.
Соответственно изменяются
принципы работы, определение которых возлагается на уполномоченный федеральный
государственный орган. Федеральная служба по труду и занятости (Роструд)
является федеральным органом исполнительной ветви власти, который исполняет
функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной
гражданской службы, специальной оценки условий труда и социальной защиты
населения. Кроме того, Роструд обеспечивает предоставление государственных
услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы.
Вопросы трудовой
миграции, урегулирования коллективных трудовых споров, предоставление
социальных гарантий – эти вопросы также отнесены к компетенции Федеральной
службы по труду и занятости.
Анализ законодательного
регулирования деятельности Роструда, а также практических и организационных
аспектов позволяет выделить следующие проблемы.
1. Анализ Положения о
Федеральной службе по труду и занятости в части компетенции данной федеральной
государственной службы позволяет утверждать, что полномочия преимущественно
сводятся к осуществлению контроля и надзора, а также определения концепции
управления. Роструд не является государственным органом, непосредственно
оказывающим населению услуги, у него присутствуют именно регулирующие функции,
которые подвергаются критике в силу наличия дублирующих у иных государственных
органов. Подобное дублирование порой негативно отражается на взаимодействии с
иными государственными органами, к числу которых относятся службы,
осуществляющие государственный надзор за соблюдением безопасности при ведении
работ на опасных объектах, Госсанэпиднадзор, Госатомнадзор, Госэнергонадзор.
Специфика заключается в
том, что в случае выявления нарушений в определенной сфере вопрос о защите
нарушенных прав решается каждым государственным органом самостоятельно, но
защита прав работников возлагается именно на Роструд. Как следствие, существует
проблема взаимодействия и осуществления правового регулирования правоотношений.
Соответственно, требуется
детальная проработка Положения о Федеральной службе по труду и занятости с
целью исключения дублирующих полномочий.
2. Еще одна проблема,
которой представляется необходимым уделить внимание, – это проблема
неэффективности деятельности Федеральной службы по труду и занятости, а также
подчиненных ей подразделений и организаций в сфере контроля за трудоустройством
и трудовой деятельностью. Как причину можно выделить наличие излишне широкого
круга задач, решение которых возложено на данную службу. Излишними
представляются полномочия в сфере миграции, альтернативной гражданской службы и
социальной защиты населения. Решение проблемы может быть достигнуто за счет
передачи указанных полномочий иным государственным органам.
3. Можно согласиться с
мнением С.Б. Калмыкова, который определяет как проблему недостаточность
развития системы государственных услуг, предоставление которых возложено на
Роструд. Созданная в настоящее время система не позволяет оказывать содействие
гражданам в трудоустройстве.
Она скорее формальна и
ориентирована на соблюдение требований законодательства об исполнении
обязанностей федеральной службой по труду и занятости, чем на реальное решение
проблем населения.
Необходимо развивать
систему предоставления государственных услуг в сфере труда и занятости в
электронном виде. Те сведения, которые в настоящее время доступны, не всегда
актуальны. Например, далеко не всегда актуальны сведения, размещенные на
портале «Работа в России», вследствие чего он не стал востребованным.
Отчасти непопулярность
ресурсов обусловлена стремлением скрыть данные о вакансиях в целях уклонения от
уплаты налогов и взносов за официально трудоустроенных граждан. Система
трудоустройства должна стать более прозрачной. Это не только позволит решать
проблемы безработицы, но и будет способствовать снижению количества нарушений в
сфере труда и занятости.
Фрагмент текста работы:
1. Общая характеристика прав граждан в области
занятости 1.1. Понятие занятости граждан в Российской Федерации Под занятостью населения
понимается активная деятельность населения, способного к труду, по
производству, каких либо общественных продуктов.
Согласно Закону
Российской Федерации от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской
Федерации», с изменениями, вступившими в силу с 1 января 2019 года, занятость
населения – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и
общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая,
как правило, им заработок (трудовой доход)[1].
Некоторые ученые
исследователи считают, что данное законодателем определение занятости населения
не является точным.
Характеризуя занятость,
как деятельность, то есть совершение конкретных действий гражданами, мы не
говорим об отношениях, возникающих при этом, но общая теория права, точно
отмечает, что только отношения между субъектами права могут быть предметом
регулирования права. То есть происходит фактическое отождествления занятости с
трудом, однако занятость и труд не являются идентичными понятиями.
Занятость в отличие от
труда не деятельность, а общественные отношения, возникающие между людьми,
прежде всего экономические и трудовые, по поводу включения человека в трудовую
деятельность, на определенном рабочем месте что, прежде всего, является общественными.
Статус занятого не
зависит от того трудится человек в данный момент или отдыхает, поэтому согласно
точки зрения ученых толковать занятость как деятельность нет никаких оснований.
В той или иной трактовке
определение законодателя повторяется и в литературе по трудовому праву.
А.С. Пашков рассматривал
занятость в двух аспектах: в широком и узком смысле[2].
В широком смысле занятость
охватывает все виды общественно полезной деятельности граждан, приносящие, как
правило, заработок (трудовой доход). Это любая легальная деятельность граждан,
связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая
действующему законодательству Российской Федерации.
В узком смысле занятость
трактовалась А.С. Пашковым как трудовая деятельность но найму или по другим
основаниям, приносящая регулярный доход.
К ней он относил работу
по трудовому договору на условиях неполного или полного рабочего времени,
работу по дому, работу в течение сезона или другого срока; оплачиваемую работу,
выполняемую на основании актов назначения, утверждения и избрания на должность;
членство в производственной кооперации и других хозяйственных объединениях,
основанных на личном участии в труде; государственную службу и иную
оплачиваемую работу.
При этом временное
отсутствие на работе в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением
квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными
причинами, не прерывает состояния занятости.
Все перечисленные виды
занятости А.С. Пашков пытается объединить в понятии трудовой занятости, специфическим
признаком которой является включение времени выполнения работы в трудовой стаж,
дающий право на пенсию, пособие и льготы, установленные законодательством России.
О.М. Медведев также
различает занятость в двух аспектах: узком
(собственном) и широком. [1] Закон РФ от
19.04.1991 № 1032 — 1 «О занятости населения в Российской Федерации» //
Бюллетень нормативных актов РСФСР, 1992 г., № 1, с. 4 – 18. [2] Трудовое право
России / Под. Ред. А.С. Пашкова. СПб. 2018. С 98-99.