Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Роль игровой деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 8
1.1 Психологические особенности развития речи детей
дошкольного возраста. 8
1.2 Психолого-педагогический анализ условий в ДОО для
развития речи дошкольников. 15
1.3 Игровая деятельность как средство развития речи детей
дошкольного возраста 19
Выводы по первой главе. 25
ГЛАВА 2.
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 27
2.1 Диагностика уровня развития речи у детей старшего
дошкольного возраста 27
2.2 Разработка и реализация комплексной программы по
формированию речи у детей старшего дошкольного возраста посредствам игровой
деятельности. 33
2.3 Результаты реализации комплексной программы по
формированию речи у детей старшего дошкольного возраста посредствам игровой
деятельности. 40
Выводы по второй главе. 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 47
ПРИЛОЖЕНИЕ. 50
Введение:
Актуальность темы работы. Речь ребёнка – это показатель его
развития. Речь у детей развивается стремительными темпами, и уже к пяти годам в
идеале соответственно должно закончиться её естественное становление. Формирование словаря уже у детей раннего возраста
является основой для дальнейшего, нормального речевого развития. Овладение
родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений
ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном
воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Всякая задержка в ходе развития речи затрудняет общение с другими
детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает его из игр, занятий. Как
представляется,
на самом деле ребенок испытывает трудности в подборе слов (антонимов,
синонимов), в употреблении слов, обозначающих действия и признаки предметов.
Ребёнок не имеет богатого словарного запаса, позволяющего ему свободно общаться
со сверстниками.
Известно, что методика формирования словаря в процессе игровой деятельности детей
дошкольного возраста входит в состав педагогических наук и является
одновременно отраслью методики русского языка и дошкольной дидактики, относясь
при этом к прикладным наукам, т.к. решает практические задачи развития и
воспитания детей. Предметом её изучения является процесс овладения детьми
родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного
педагогического воздействия. Она изучает закономерности педагогической
деятельности, направленной на формирование правильной устной речи, навыков речевого общения и соответственно, формирования
словарного запаса у детей дошкольного возраста. Соответственно,
родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных
дисциплин в школьном и последующем образовании. Актуальность данной работы
подтверждается ведущими положениями педагогики и психологии детства, в которых
отмечается, что данный возраст уникален по своему значению для развития речи и формирования словаря,
поскольку своевременное речевое развитие ребёнка является залогом успешного
развития его личности, ведь именно сейчас, в дошкольном возрасте, усваиваются
слова из основного словарного фонда родного языка, а отбор их зависит от
словаря окружающих, от ориентировки в окружающем мире и т.д.
Формирование
словаря – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, это
залог дальнейшего успешного обучения детей в школе. Благодаря речи и развитому
словарю ребенок более успешно может освоить школьную программу и двигаться по
ступеням школьного образования. Расширение словаря имеет большое значение для
умственного развития, развития психических процессов.
С 1 января 2014 года в
силу вступил Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного
образования (ФГОС ДО) [1]. ФГОС дошкольного образования определяет направления
развития и образования детей. Одним из направлений определяется область
речевого развития, которая выдвигает задачу обогащения активного словаря.
Программа «От рождения до
школы» определяет задачи формированная словаря: формирование, развитие и обогащение
словаря, формирование в словаре новых понятий, способствование употреблению
усвоенных слов в самостоятельной речи детей.
Игра, несомненно,
является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок
познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой
творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и
реальной жизни. В игре находят выражение основные потребности
ребенка-дошкольника. Прежде всего, ребенку свойственно стремление к самостоятельности,
активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь
подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя,
дошкольник действует самостоятельно, свободно выражая свои желания,
представления, чувства.
Проблемам
развития речи были посвящены работы выдающихся педагогов (Я.А. Коменский, И.Г.
Песталоцци, Е.А. Флерина, Ф. Фребель и др.). Среди них особое место занимает
К.Д. Ушинский – основоположник методики первоначального обучения детей родному
языку. Педагог доказал необходимость подготовительного обучения до школы,
накопления у детей знаний о предметах, их окружающих, совершенствования
сенсорной культуры, развития речи на основе развития знаний и мышления. Он
обратил внимание на психологические особенности детей дошкольного возраста,
указав на образную природу детского мышления, на необходимость наглядности в
работе с ними [22].
Идеи
К.Д. Ушинского нашли свое отражение в работах Е.Н. Водовозовой, А.С. Симонович,
Е.И. Тихеевой и др.
Е.И.
Тихеева создала свою систему развития речи детей дошкольного возраста в
условиях общественного дошкольного воспитания. Ею были определены основные
задачи работы по развитию речи детей в детском саду: развитие речевого аппарата
у детей, его гибкости, четкости произношения звуков, развитие речевого слуха;
накопление содержания речи; работа над формой речи, ее структурой. Наиболее
полно Е.И. Тихеевой были разработаны и представлены виды детского
рассказывания: рассказы по заглавиям, по началу рассказа, по картинкам, из опыта
и др. [20].
Е.А.
Флериной принадлежит заслуга разработки общих основ эстетического воспитания
дошкольников. Она обращала внимание на «правильное смысловое употребление слов
и пополнение словаря, развитие структуры речи», «чистое произношение», на
использование художественной литературы как метода речевого развития. Основными
видами речевой работы с детьми назывались разговор, беседа, рассказывание и
художественное чтение. В более поздних трудах автор писала об игре и других
средствах развития речи [24].
Знаток
детской речи Ф.А. Сохин доказал, что речевое развитие ребенка – это сложный
многоаспектный процесс, включающий различные стороны овладения речью:
нейропсихологическую, психологическую, педагогическую, лингвистическую и
другие. Он отмечал, что этот процесс зависит от поставленных целей и
планируемых результатов [18].
Среди
современных авторов, изучавших вопросы развития речи у детей можно отметить:
А.Г. Арушанову, А.М. Богуш, Н.В. Гавриш, В.В. Гербову, А.И. Максакову, Н.В.
Нищеву, Е.М. Струнину, О.С. Ушакову. В их работах подчеркивалось, что ребенок
дошкольного возраста достигает такого уровня освоения языка, когда он
становится не только полноценным средством общения и познания, но и предметом
сознательного изучения.
В
педагогике фундамент теории игры как важнейшего средства всестороннего
воспитания детей заложили исследования таких ученых, как Е.А. Флериной, Е.И.
Тихеевой, Е.А. Аркина. Позднее игре были посвящены работы Р.Я.
Лехтман-Абрамович, Ф.И. Фрадкиной, Н.М. Аксариной, А.П. Усовой, Д.В. Менджерицкой,
Р.И. Жуковской, В.П. Залогиной, Т.А. Марковой и др.
Выбор темы был обусловлен ее особой актуальностью для развития речи детей дошкольного возраста.
Цель исследования – определить
роль игры в речевом развитии детей дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс
развития речи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – игра как
средство развития речи детей дошкольного возраста.
Гипотеза
исследования: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста будет наиболее
эффективно при использовании педагогом игровых видов деятельности.
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного
возраста, в качестве приоритетных задач были выделены следующие:
1. Рассмотреть
психологические особенности развития речи детей дошкольного возраста.
2. Провести
психолого-педагогический анализ условий в ДОО для развития речи дошкольников.
3. Показать
игровую деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста
4. Организовать
и провести опытно-экспериментальную работу по развитию речи детей старшего
дошкольного возраста посредствам игровой деятельности.
5. Проанализировать
результаты реализации комплексной программы по формированию речи у детей
старшего дошкольного возраста посредствам игровой деятельности.
Эмпирическая база исследования: МАДОУ «Детский сад общеразвивающего
вида №39 «Солнечный город» г. Королёв Московская область. Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован
комплекс методов:
Теоретический анализ педагогической, психологической и научно-методической
литературы по проблеме исследования.
Эмпирические – наблюдение, диагностика, педагогический
эксперимент, методы качественной и количественной обработки эмпирических
данных.
Структура работы: работа состоит из введения, двух
глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Заключение:
Проведенный
теоретический анализ позволил сделать ряд выводов. К ним относятся следующие
положения:
1. В старшем
дошкольном возрасте происходит активное формирование речи ребенка и
закладываются основы его перехода к новой деятельности – учению. От степени
продуктивности этой деятельности зависит дальнейшее развитие его как школьника.
Старший дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком
разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонематической,
лексической, грамматической. Ребенок 6 лет достигает такого уровня освоения
языка, когда он становится не только полноценным средством общения и познания,
но и предметом сознательного изучения.
2. Игровая деятельность служит основой
развивающей деятельностью дошкольников. В ходе игры дети познают себя и
окружающий мир, учатся согласованно взаимодействовать со сверстниками, но и
моделируют ролевой диалог с партнером или игрушкой. Дети широко и творчески
используют актуализированные игровые роли, выполняют условные действия с
игрушками и предметами-заместителями.
3. Различные
виды игр (спортивные, дидактические, режиссерские, сюжетно-ролевые)
способствуют развитию разных сторон коммуникативно-речевой деятельности детей
дошкольного возраста. Особое внимание в этом плане имеет сюжетно-ролевая игра,
в которой дошкольник закрепляет навыки связной и грамматически верной речи,
расширяет свой словарный запас на основе взаимодействия с партнерами по игре.
Опытно-экспериментальная
работа по развитию речи детей старшего дошкольного возраста посредствам игровой
деятельности показала, что предложенная система сюжетно-ролевых игр оказалась
эффективной и с успехом может применяться при формировании словаря детей
старшего дошкольного возраста.
По результатам контрольного
эксперимента можно сделать вывод о том, что сюжетно-ролевые игры имеют большое
значение в развитии речи у детей дошкольного возраста.
Следовательно, сюжетно-ролевая игра
развивает не только речевые умения и навыки, а также способствует выработке
правильных моделей общения с детьми в различных речевых ситуациях. Помимо
этого, ролевая игра выполняет обучающую функцию, представляя из себя упражнения
для овладения детьми навыками связной диалогической и монологической речи.
Проигрывание неоднократно сюжетов различных
игр дает возможность ориентироваться уже не только в них, но и в реальных
жизненных ситуациях. В этом случае дошкольники вырабатывают активное отношение
к жизни, у них увеличивается целеустремленность в выполнении поставленных задач
и конечно, повышается объем активного словаря, грамматический строй речи
улучшается и развивается связная диалогическая и монологическая речь.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1 Психологические особенности развития речи детей
дошкольного возраста Современная действительность
предъявляет высокие требования к темпу и уровню жизни, что, безусловно, требует
от личности современного человека значительной мобильности, высоких
познавательных способностей и умения учиться на протяжении всей жизни, высокого
уровня развития речи и способности к установлению коммуникации с окружающими.
От уровня развития речи на этапе дошкольного детства зависит не только умение
правильно и красиво говорить, данный процесс взаимосвязан с основными
психическими процессами, поэтому оказывает влияние на формирование личности в
целом. В связи с этим, проблема развития речи относится к числу важнейших
педагогических задач дошкольной педагогики.
Овладение родным языком – важнейшее
условие для социализации, психического и личностного развития ребенка, но речь
лишь тогда становится полноценным средством общения, когда сформированы все ее
структурные компоненты. Благодаря постепенному освоению родного языка у ребенка
формируются межличностные отношения, становятся глубже эмоциональные
проявления, успешнее развиваются положительные качества личности, он учится
«думать» и высказывать свои мысли.
Невозможно представить
надлежащий уровень жизненной компетенции человека без овладения речью.
Выдающийся педагог К.Д. Ушинский отмечал, что родное слово является
основой умственного развития и сокровищницей всех знаний [22].