Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Роль графического иллюстрирования в развитии творческих способностей младших школьников.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
1. Пояснительная записка. 6
1.1 Теоретическое обоснование развития творческих
способностей у младших школьников средствами графического иллюстрирования. 6
1.2 Разработка методички по графическому иллюстрированию
литературных произведений. 19
2. Проектная часть. 25
2.1 Организационно-методическое обеспечение и реализация
проекта. 25
2.2 Методические рекомендации по реализации проекта. 28
Заключение. 33
Список литературы.. 35
Приложение. 37
Введение:
Актуальность
темы аттестационной работы определяется постоянно возрастающей потребностью
общества в активных личностях, способных решать поставленные задачи
нестандартными методами, умеющих создавать оригинальные продукты и интересные
проекты, действующих быстро и эффективно в различных условиях, свободно
ориентируясь в увеличивающемся из года в год потоке информации. Исходя из этого
современная система образования ставит в качестве одной из приоритетных задач
развитие творческих способностей учащихся.
В
начальной школе ученики занимаются активным познанием окружающего мира, у них
закладываются основные умения, которые развиваются на протяжении всей жизни,
начинают формироваться важные способности и компетенции. Отсутствие должного
внимания к процессам становления и развития личности учащихся, может привести к
тому, что дети будут не в состоянии справиться с проблемами, вопросами и
требованиями, предъявляющимися окружающей действительностью. Пассивность,
культурная ограниченность, неумение высказать собственное мнение, проявить свою
индивидуальность станут непреодолимым ограничением для восприятия мира и
комфортного существования в нём. Поэтому развитие творческих способностей в
младшем школьном возрасте должно быть неотъемлемой частью процесса обучения.
Проблема
развития творческих способностей долгое время является объектом для проведения
психолого-педагогических исследований, но несмотря на это не утратила своей
актуальности, приобретя ещё большую важность в условиях развития современных
технологий.
Многие
известные отечественные и зарубежные педагоги и психологи, среди них: Выготский
Л.С., Давыдов В.В., Занков Л.В., Крутецкий В.А., Немов Р.С., Рубинштейн С.Л.,
Теплов Б.М., Шадриков В.Д. Эльконин Д.Б., Дж.П. Гилфорд, Э.П. Торренс, —
занимались разработкой теоретических и практических аспектов творческих
способностей, а также процесса и способов их развития.
В
современной педагогической практике используются различные методы для развития
творческих способностей. Уроки изобразительного искусства в большей степени,
чем другие уроки способствуют их развитию, поскольку, занимаясь художественной
деятельностью, учащиеся задействуют свою фантазию, воображение и творческое
мышление, проявляют свою индивидуальность. Иллюстрирование литературных
произведений занимает особое место в процессе формирования и развития
творческих способностей. Являясь одним из любимых видов деятельности младших
школьников, оно также помогает сформировать умение выражать основную мысль
текста в рисунке, создавать художественное изображение по словесному описанию,
решать проблемы композиционного построения и применять различные техники для
создания узнаваемого, но при этом оригинального образа. Работа с книжной
иллюстрацией важна для формирования литературных предпочтений школьника,
воспитания читательской культуры. Знание различных видов иллюстраций,
творчества и особенностей стилей знаменитых художников-иллюстраторов
способствует нравственному, эстетическому и культурному развитию учащихся,
формирует духовные ценности, воспитывает любовь к природе и культуре своей
страны, уважение к искусству и традициям разных народов.
Цель
исследования: Формирование творческих способностей
детей младшего школьного возраста средствами графического иллюстрирования.
Проблема:
Как
графическое иллюстрирование способствует развитию творческих способностей у
младших школьников?
Область
исследования :Педагогика и психология.
Объект
исследования: Развитие творческих способностей у
младших школьников средствами графического иллюстрирования.
Предмет
исследования: Творческие способности младших
школьников при графическом иллюстрировании художественных произведений.
Задачи
исследования:
1) Провести анализ психолого-педагогической
и методической литературы по данной теме;
2) Исследовать приемы, методы и
возможности графическое иллюстрирования детей младшего школьного возраста на
уроках и во внеклассное время;
3) Разработать методичку по графическому
иллюстрированию литературных произведений.
Аттестационная
работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы и
приложений.
Заключение:
Изучив
теоретические основы развития творческих способностей младших школьников при
иллюстрировании литературных произведений и проведя опытно-экспериментальную
работу, мы убедились, что данный вид деятельности необходимо применять в
начальной школе.
Развитие
творческих способностей в процессе иллюстрирования литературного произведения
происходило по специально разработанной серии уроков, что помогло частично
решить поставленные задачи и получить высокие результаты.
Поставленная
проблема требует длительной целенаправленной работы. Работа по иллюстрированию
литературных произведений должна включать в себя множество различных
компонентов: подробное изучение текста, рассматривание и анализ иллюстраций
известных художников, создание детьми собственных образов. Для того чтобы
развитие творческих способностей проходило эффективнее, необходимо учитывать
возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Современная
система образования выделяет личностно- ориентированное обучение в качестве
одного из основных факторов гармоничного развития личностей учащихся и
повышения качества образования в целом.
Изобразительная
деятельность наиболее эффективна и результативна для развития творческого
воображения младших школьников благодаря тому, что она является доступной и
приятной для детей.
Изобразительное
искусство не только расширяет кругозор и жизненный опыт обучающихся, формирует
умения работать в многочисленных приёмах и техниках с различными, а также
способствует развитию способности нестандартно решению поставленные задачи.
Приём
иллюстрации литературных сюжетов и произведений – процесс сложный, включающий
не только восприятие и рисование, но также воображение, память, внимание,
планирование и эмоциональное переживание.
Основной
задачей перед ребёнком на занятиях, на которых используют данный приём, является
создание нового образа. Поэтому, можно утверждать, что приём иллюстрации
развивает не только творческое воображение, но и когнитивные процессы,
универсальные учебные действия и личность ребёнка.
Педагог
должен придерживаться следующих рекомендаций, развивая творческое воображение
обучающихся:
1.
обеспечивать ребёнку максимальную самостоятельность;
2.
определить сильные и слабые стороны каждого ребёнка;
3.
не сдерживать инициативы детей;
4.
не торопиться с оценкой результатов творчества детей;
5.
предлагать детям решить задачи творчески;
6.
педагог должен иметь «творческую» жилку;
7.
сформировать мотивацию;
8. стимулировать
воображение вопросами и создавать проблемные ситуации, требующие творческого
решения.
Фрагмент текста работы:
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ГРАФИЧЕСКОГО ИЛЛЮСТРИРОВАНИЯ Одним
из видов изобразительного искусства является книжная графика. Графика, как и
другие виды искусства, изображает окружающую реальность. Художник с помощью
особых знаний и восприятия зрительных образов умело переносит действительность
и придает ей смысл, свое особое понимание и восприятие. Однако творцу
необходимы и такие качества, как фантазия, воображение и вымысел для
целостности и особой неповторимости выражения своей мысленно-эмоциональной
картины восприятия.
Графика
в преимуществе от других типов искусства имеет связь с письмом, рисунком,
потому что одним из важных выразительных графических средств – представляется
сам лист, и его поверхность, на которой изображены точки, линии, пятна и штрихи.
Присутствует схожесть с живописью, но графика более контрастна, допустим белого
и черного, фона и рисунка, связь фона и изображения. Качественное обучение,
воображение и образное мышление играю важную роль в процессе рисования ученика,
которые способствуют выразительности рисунка и созданию нового образа. «Рассматривание
книжных иллюстраций – широко используемый метод в обучении детей
изобразительной деятельности». Такой метод рассматривался в исследованиях Е. А.
Флериной, В. А. Езикеевой, Р. А. Мирошкиной и многих других ученых и
исследователей [9, 36, 33].
Одним
из первых произведений изобразительного искусства, с которым мы сталкиваемся
уже с детства – это книга. Она носит воспитательный и образовательный характер,
при этом основывается на образности мышления ребенка. Через книжные образы дети
раскрывают идейный замысел литературного произведения, который отражает жизнь,
ситуации и все, что нас окружает. Такое раскрытие можно отнести к
художественным средствам иллюстрации.