Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Роль цвета в развитии творческого воображения учащихся.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития творческого
воображения. 5
1.1. Понятие творческого воображения в
психолого-педагогической литературе 5
1.2. Психолого-педагогический аспект развития учащихся
младших классов 14
Глава 2.
Практические аспекты развития творческого воображения учащихся 18
2.1. Диагностика развития творческого воображения. 18
2.2. Анализ результатов развития творческого воображения. 26
Заключение. 32
Список использованной литературы.. 33
Приложение. 36
Введение:
Актуальность исследования.
Формирование творческого воображения — одна из важнейших задач в школе, помогающая формировать художественную культуру личности
ребенка, умение поддерживать и обновлять культуру
своей страны, постоянно
совершенствуясь как личность.
Воображение — создание
образов таких предметов
и явлений, которые
никогда не воспринимались человеком раньше.
Обучение, ориентированное на формирование творческого воображения младших школьников — более осознанное, продуктивное
и результативное.
Недостаток воображения, отсутствие определенного запаса зрительных образов в умственном багаже или неумение
их привлечь к работе в
нужный момент — одна из причин низкого качества умственной работы. Недостаток воображения отрицательно
сказывается на усвоении всех школьных предметов.
Проблема формирования творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является
неотъемлемым компонентом любой формы
творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние
годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли
воображения в умственном развитии ребенка,
об определении сущности
механизмов воображения.
Воображение, как психический процесс, является частью любой творческой жизнедеятельности ребенка.
Исследование роли творческого воображения в умственном, физическом развитии ребенка, сущности
механизмов воображения в современной науке приобретают большое
значение.
К примеру, исследования Л.С. Выготского, P.M. Грановской, В.В. Давыдова, В.Н. Дружинина, С.Л.
Рубинштейна и др., а также работы зарубежных психологов: Дж. Гилфорда, Т. Рибо, П. Торранса. показали, что воображение, в том числе творческое, выступает предпосылкой и условием успешного усвоения детьми имеющихся и новых знаний,
и способствует саморазвитию учебно-воспитательной деятельности в школе.
Творческое воображение детей представляет огромный
потенциал для реализации
резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. И большие возможности для развития творческого воображения представляет творческая деятельность.
Цель исследования: разработать
серию занятия для формирования творческого воображения при создании продуктов
художественного труда, и в опытно – экспериментальной работе проверить роль цвета в развитии творческого
воображения учащихся.
Объект исследования: творческое воображение учащихся.
Предмет исследования: роль
цвета в развитии творческого воображения учащихся.
Исходя из проблемы,
объекта, предмета, цели,
гипотезы были сформулированы следующие задачи:
1. Понятие творческого воображения в
психолого-педагогической литературе
2. Психолого-педагогический аспект
развития учащихся младших классов
3. Провести диагностику развития
творческого воображения
4. Проанализировать результаты
исследования
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Текст иллюстрирован таблицами, диаграммами.
Заключение:
Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся
представлений и понятий.
Воображение является основной
наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических
действий.
Процесс воображения носит глубоко личностный характер, и его результатом является
формирование особой внутренней позиции, умение видеть «глазами другого человека» и возникновение личностных новообразований: стремление изменить наличную ситуацию,
умение находить новое в известном, игровое отношение к действительности.
Сравнивая детское воображение с воображением взрослых,
он подчеркивал, что не только
материал для образов
у ребенка беднее,
но и качество, и разнообразие
комбинаций уступают комбинациям взрослого.
В отличие от взрослого, обладающего большими познаниями, опытом, интуицией, у ребенка представления
еще недостаточно четкие. Поэтому и воображение у дошкольника беднее по сравнению
с воображением взрослых.
Однако, как показали
психологические исследования, воображение как познавательная способность приходит на помощь тогда, когда однозначный ответ на вопрос найти трудно.
Воображение и чувства в творческом процессе тесно взаимосвязаны, чувства стимулируют работу воображения,
образы воображения рождают чувства. У
ребенка чувства неглубокие, недостаточно осознанные. Детские чувства отличаются искренностью,
непосредственностью. Именно поэтому выразительность детского
рисунка не всегда является результатом целенаправленных поисков, она может быть случайной, интуитивной, обусловленной яркими впечатлениями и чувствами. Восприятие, мышление, чувства, интуиция
проявляются у ребенка
в структуре воображения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты развития творческого
воображения
1.1. Понятие творческого воображения в
психолого-педагогической литературе В научной литературе существует достаточно большое количество трактовок
понятия «творчество», что приводит к необходимости качественного анализа и переосмысления существующих подходов. Основные
исследования ведутся в двух направлениях: широком – творчество как атрибут материи,
творчество природы, и узком – творчество как атрибут общественной жизни, форма деятельности, творчество как психический
акт.
Анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования показал, что творчество далеко не новый предмет исследования. Во все времена
ценились люди, умеющие
творчески, нестандартно
подходить к решению любых проблем. Ещё древнегреческие учёные [Аристотель, Гераклит,
Фалес, Эмпедокл и др.] стремились развивать в своих учениках творческое мышление, предпринимали попытки осмыслить отличия творческих начал
человеческого поведения от нетворческих.
На рубеже XIX и XX веков начала складываться как наука психология творчества, были открыты
фазы и механизмы творческого процесса:
«…любознательность перестала быть путеводной звездой,
возникла потребность в управлении творческой деятельностью» [13, с. 7].
В психологии творчество рассматривается двояко: как психологический
процесс созидания нового и как совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включенность в этот. В педагогике
до 30-х годов XX века мысли о
творческой деятельности имели спонтанное, нецеленаправленное проявление и были отражены
в концепциях Дж. Дьюи, Ж.-Ж. Руссо, Я.А. Коменского, И.Г. Пестолоцци и др.
С середины 1950-х годов изучение
проблем творчества связано
в первую очередь
с работами С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева
по психологии мышления. В
дальнейшем их ученики и последователи [Л.В. Брушлинский, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.М. Матюшин, Я.А. Пономарев, О.К.Тихомиров и др.] конкретизировали и
развили основные положения психологии творческого мышления.
В отечественной психологии наиболее целостную концепцию
творчества как психического процесса предложил Я.А. Пономарев. Основой
успеха решения творческих задач является способность действовать «в уме», определяемая высоким
уровнем развития внутреннего плана действия [ВПД]. Эта способность является структурным эквивалентом понятия «общая способность», или «генеральный интеллект».
М.И. Махмутов пишет, что творчество направлено на создание
объективно или субъективно новых ценностей. В психологическом аспекте критерием творческой деятельности является
субъективная новизна продукта
деятельности. Субъективное творчество – деятельность или результат
деятельности человека, обладающий новизной, значимостью и полезностью только для него как субъекта.
В обучении важно учитывать субъективную
новизну результата творчества, то есть новое для учащегося [5, с. 41].