Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Риторические фигуры в романе Е. Гришковца «Рубашка»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Риторические
фигуры как реализация экспрессивного синтаксиса. 6
1.1. Понятие
экспрессивного синтаксиса. 6
1.2. Функциональные
особенности риторических фигур. 20
1.3. Роман
Евгения Гришковца «Рубашка» в критике. 36
Глава 2. Особенности
функционирования риторических фигур в романе Е. Гришковца "Рубашка. 43
2.1. Частотность
риторических фигур и их типология. 43
2.1.1. Параллелизм. 43
2.1.2. Элипсис. 46
2.1.3. Антитеза. 49
2.1.4. Градация. 52
2.1.5. Инверсия. 55
2.1.6. Риторическое
восклицание и вопрос. 56
2.2. Функционал
риторических фигур. 58
Заключение. 65
Список литературы.. 67
Введение:
Отношения
между словами, словосочетаниями, предложениями, а также между более широкими
диапазонами высказываний изучаются в области языковых навыков, известной как
синтаксис.
В области
стилистики объектом своего анализа являются выразительные средства, включающие
в себя тропы и фигуры, которые основаны на некоторой важной структурной точке в
высказывании, независимо от того, состоит ли оно из одного предложения или
строки предложений.
Синтаксический
аспект иногда рассматривается как решающий вопрос в стилистическом анализе, а
сам синтаксис образно называют «сухожилиями стиля». Стилистическое изучение
синтаксиса начинается с изучения длины и структуры предложения. После этого,
как правило, речь идет об оценке предложений, которые активно применяются для
создания авторского контекста в предложении.
Роман
современного московского писателя Евгения Гришковца «Рубашка», вышедший в 2005
году в издательстве «Время», представляет собой образец «новой» отечественной
прозы, популярной, востребованной обществом, о чем свидетельствуют
неоднозначные отклики среди читателей и критиков.
Евгений
Гришковец известен драматургическими работами: «Как я съел собаку»,
«Одновременно», «Дредноуты», «Планета» и др. На сегодняшний день вышло 18 его
книг. Роман «Рубашка» особенно интересен тем, что это первое издание Гришковца.
В нем писатель знакомит читателей со своим внутренним миром путем размышлений о
сути вещей, бесед, остроумных жизненных ситуаций и даже снов. Роман относится к
тому направлению, которое исследователи называют «новой» отечественной прозой.
Проблематика
романа охватывает социальные, личностные, философские аспекты жизни: личность и
общество, смысл жизни, поиск вневременных абсолютных ценностей, выбор жизненных
приоритетов.
Актуальность исследования. Несмотря на
популярность Е. Гришковца, большое количество статей о нем, его литературное
творчество еще малоизучено. Среди статей о творчестве Евгения Гришковца нет
работ, в которых был бы проведен анализ романа «Рубашка» с позиции
экспрессивного синтаксиса.
Новизна исследования состоит в том, что
работа представляет собой одну из первых попыток целостного анализа экспрессивного
синтаксиса романа Е. Гришковца «Рубашка».
Цель нашего исследования –
проанализировать стилистические фигуры романа Евгения Гришковца «Рубашка» в
аспектах специфики жанра, идейно-тематического плана, сюжетно-композиционной
организации, образов и мотивов.
Предмет
исследования – особенности экспрессивного синтаксиса романа «Рубашка».
Объект
исследования – поэтика романа Евгения Гришковца «Рубашка»
Для
достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать
понятие экспрессивного синтаксиса,
2. Выявить
основные стилистические фигуры как основу исследования творчества Евгения
Гришковца,
3. Проанализировать
предшествующие научные исследования, посвященные творчеству Е. В. Гришковца и
характеристике литературного периода;
4. Проанализировать
поэтику романа Е.В. Гришковца в выбранных аспектах: значение ЗФК, анализ
идейно-тематического своеобразия, специфика семантической и композиционной
структур, системы образов и др.
Методы
исследования: В работе использованы описательный, биографический,
культурно-исторический, формальный методы, а также метод структурализма.
Теоретическая база исследования: труды Ю. М. Лотмана,
М. М. Бахтина, В. М. Жирмунского, М. Л. Гаспарова, Б. В.
Томашевского, И.Р. Гальперина и др.
Практическая значимость: работа
может быть использована в цикле лекций по современной литературе, семинарах и
т.д.
Структура исследования. Работа
состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во Введении сформулированы актуальность, цель и задачи исследования, определены
объект и предмет работы.
Первая глава
посвящена описанию биографии Е. В. Гришковца, проанализированы предыдущие
исследования, посвященные творчеству писателя. Работы разделены на научные и
научно-популярные статьи, а также выделены тексты, обобщающие творчество
Гришковца и отдельно затрагивающие роман «Рубашка».
Вторая глава
содержит анализ поэтики романа Евгения Гришковца «Рубашка»: определено значение
названия, выделены сюжетно-композиционные особенности, своеобразие времени и
пространства в романе, раскрыта образная структура романа. Особое внимание
уделено теме двойничества, образу автора и его второго «Я», а также образу
рубашки, который оказывается многозначным.
В заключении
представлены основные выводы по работе.
Список
использованной литературы представлен тридцатью шестью источниками.
Заключение:
Изучение творчества писателя Евгения Гришковца в настоящее время
только начинает выходить на научный уровень. Написана одна диссертация,
несколько научных и научно-популярных статей. Интерес исследователей
распространяется на разные аспекты творческой жизни: в контексте современного
искусства, в сфере блогерского творчества, в театральной деятельности.
Литературному творчеству писателя уделено не очень много внимания, а
полноценного анализа романа «Рубашка» до сих пор не было.
Проанализировав роман «Рубашка» с точки зрения наполняющего его
экспрессивного синтаксиса, мы пришли к следующим выводам:
1.Все риторические фигуры сконцентрированы вокруг образа главного
героя. Гришковец разрабатывает специальный поэтический метод понимания сознания
человека. Такой своеобразный «поток сознания» героя. Он прекрасно передает
состояние обыкновенного человека в необыкновенной ситуации. Герой механически
осуществляет какие-то ежедневные дела, а в его сознании в это же время
проносятся разрозненные впечатления, которые не поддаются напряженному
осмыслению.
2.Образы второстепенных героев, которые воссоздаются при помощи
экспрессивного синтаксиса романа также подчинены построению образа главного
героя и передаче его настроения, переживаний, отражения его внутреннего мира.
3.Основная цель применения риторических фигур – воссоздание хронотопа.
Именно его расширение или сужение в романе заключаются в том, что, хотя все в
романе предельно узнаваемо и носит черты конкретного реального пространства и
времени, Гришковец использует хронотоп не только для указания на конкретное
время или пространство, но и для того, чтобы соединить это время и это
пространство с внутренним состоянием героя.
Различные синтаксические явления могут служить выразительными
стилистическими средствами. Их выразительный эффект в романе основан на
отсутствии логически необходимых компонентов речи – частей предложения,
формальных слов или, с другой стороны, на избытке компонентов речи; они
основаны на необычном порядке компонентов речи, изменении значения синтаксических
конструкций и других явлениях. Цель применения их в романе одна – привлечь
внимание к внутреннему миру героя.
Реальное действие романа происходит в Москве в течение одного дня. С
самого утра герой, известный архитектор Саня, надевает белую рубашку, а в конце
дня снимает ее. Таким образом, все происходящее, так или иначе, обусловлено
конкретикой времени: все события, поступки и даже мысли героя имеют четко
заданный хронологический масштаб. Все это должно случиться (или не случиться) в
один день. Один день из жизни Сани – это день из жизни города, где герой
встречает друга в аэропорту, ездит по работе на объекты, перекусывает в кафе,
ходит в парикмахерскую, перемещается на метро и такси. Риторические же фигуры
воссоздают динамичность этого дня, передают поток мыслей, вводят в пространство
повествования.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Риторические
фигуры как реализация экспрессивного синтаксиса 1.1. Понятие
экспрессивного синтаксиса Экспрессивный синтаксис
относится к достаточно новым направлениям в синтаксисе русского языка. Эта
отрасль науки занимается изучением экспрессивных синтаксических конструкций
динамического синтаксиса, которые противопоставляются конструкциям,
«находящимся в состоянии синтаксического покоя» [1].
Категория
«экспрессивность» – один из компонентов коннотативного ряда, другими членами
которого являются выразительность, изобразительность, образность, оценочность,
эмоциональность, стилевая прикрепленность. Разграничение данных категорий –
сложная проблема современной лингвистики. Однако обратимся к словарной
дефиниции [15]:
Экспрессивность
– (от лат. expressio
– выражение) – совокупность семантико-стилистических признаков единицы языка,
которые обеспечивают её способность выступать в коммуникативном акте
как средство субъективного выражения отношения говорящего к содержанию или
адресату речи. Экспрессивность свойственна единицам всех уровней языка.
Язык как главный
инструмент общения – это не просто средство передачи информации, но и способ
выражения субъективного отношения говорящего к высказываниям. По инициативе Р.
Якобсона было выделено шесть языковых функций: референциальная, поэтическая,
эмоциональная, конативная, фатическая и метаязыковая. Задуманная в речи мысль,
а следовательно, и текст, украшенный различными градациями выразительного
поведения и напряжения, являются результатом эмоциональной языковой функции,
воспринимаемой как «эмоциональное состояние говорящего, его субъективное
отношение к явлениям и объектам экстралингвистического характера». реальность».
Стоит отметить, что экспрессивность – одна из ключевых проблем лингвистики,
поскольку она напрямую связана с индивидуальным взглядом на человеческий язык,
особенно с эмоциональным отношением говорящего к высказыванию.