Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Региональная экономическая политика: пути и методы совершенствования территориального управления экономикой
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования и
развития региональной экономической политики. 6
1.1. Сущность понятия регион, как объекта
управления. 6
1.2. Цели и задачи региональной экономической
политики. 11
1.3. Зарубежный опыт реализации региональной
экономической политики. 20
Глава 2. Практические особенности реализации
региональной экономической политики на
примере республике Дагестан. 26
2.1. Комплексная оценка
административно-территориального устройства республики Дагестан. 26
2.2. Механизмы территориального управления
экономикой республики Дагестан 32
Глава 3. Проблемы и перспективы совершенствования
региональной экономической политики Республики Дагестан. 41
3.1. Основные проблемы реализации региональной
экономической политики 41
3.2. Приоритетные направления стратегического
управления экономическим развитием Дагестана. 47
3.3.Перспективы реализации региональной
экономической политики. 53
Заключение. 59
Список использованных источников. 63
Введение:
Актуальность темы выпускной
квалификационной работы. Специфика регионального управления во многом
определяется спецификой региональной экономики, ее отличиями от национальной
экономики. Важнейшие составные части теории региональной экономики пересекаются
со многими разделами общей экономической теории по той простой причине, что
«большой» регион как сложная система является близким структурным аналогом
страны. Однако между экономикой региона и национальной экономикой нельзя
ставить знак равенства. Регион обладает ограниченным политическим и
экономическим суверенитетом, функционирует в рамках правовой, финансовой,
денежной и других национальных систем. В то же время в условиях федеративного
государства регионы России обладают широкими полномочиями в вопросах
экономической политики, включая такую важнейшую сферу, как финансы. Такая
ситуация естественно повышает статус регионального управления и актуализирует
задачу повышения его эффективности.
Переход к рыночной экономике и
реальному федерализму радикально изменил ситуацию. Каждый регион – субъект
Федерации – стал экономической подсистемой с сильной взаимозависимостью своих
основных элементов. Существенно изменилась также и роль региональных органов
власти и управления. Если раньше они назначались вышестоящим уровнем и по
существу являлись проводниками политики центра, то в нынешних условиях
региональная власть избирается населением территории и перед ним, прежде всего,
отвечает за результаты своей деятельности. В этих условиях, естественно,
возрастает значимость региональной экономической политики.
Объектом исследования выпускной
квалификационной работы являются общественные отношения, возникающие в процессе
реализации региональной экономической политики.
Предметом исследования выпускной
квалификационной работы являются механизмы реализации региональной
экономической политики.
Целью выпускной квалификационной
работы является анализ особенностей реализации региональной экономической
политики.
Задачи выпускной квалификационной
работы:
— раскрыть сущность понятия регион, как объекта управления;
— изучить цли и задачи
региональной экономической политики;
— охарактеризовать зарубежный
опыт реализации региональной экономической политики;
— провести комплексную оценку
административно-территориального устройства республики Дагестан;
— проанализировать механизмы
территориального управления экономикой
республики Дагестан;
— выявить основные проблемы
реализации региональной экономической политики;
— определить приоритетные
направления стратегического управления экономическим развитием Дагестана;
— обобщить перспективы реализации
региональной экономической политики.
При исследовании региональной
экономической политики.использовалась совокупность общенаучных (анализ и
синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение) и частнонаучных
(формально-юридический, системный, функциональный, сравнительный) методов
познания.
Нормативную базу выпускной
квалификационной работы составили Конституция РФ[1], федеральные законы РФ.
Эмпирической основой выпускной квалификационной работы являются правовые
акты российского законодательства. Автором изучены [1] Конституция Российской Федерации:
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе
общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
Заключение:
Проведенное
исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать
основные теоретические и практические выводы и предложения в рамках
представленной темы.
1. Регион образуется как объект государственного управления и субъект
самоуправления в результате распределения полномочий между федеральным центром
и регионами, возникновения равноправных субъектов РФ в условиях, когда в ходе
реализации государственной региональной политики обновляется сам федеральный
центр. При этом собственная политика субъекта РФ – это процесс образования
дееспособного, в большей степени автономного, способного к самоорганизации
сообщества региона. У любого региона существуют своя экономическая и социальная
структура, свое место в решении республиканских и общегосударственных задач.
2. Проведенный комплексный, системный, анализ, синтез различных
научных взглядов, подходов к установлению сути категории «региональная
экономическая политика» способствовал определению его авторской уточнённой
формулировки, подчёркивающей, что «региональная экономическая политика» — это
комплекс целенаправленных, институциональных и законодательно оформленных мер
организации деятельности органов власти по обеспечению политического,
социально-экономического развития региона, способствующих эффективному,
инновационному развитию экономики, повышению её конкурентоспособности, созданию
благоприятных условий жизни населения региона, исходя из местных особенностей,
влияния внешних факторов.
3. Из анализа региональной политики различных стран ЕС стран
становится понятно, что региональная политика почти во всех государствах ставит
своей целью создание условий, позволяющих регионам реализовать имеющийся у них
потенциал и за счет этого усилить их вклад в развитие экономики страны. По
сути, это и является приоритетной задачей региональной политики стран-участниц
ЕС.
Привлекательность
идеи поляризованного развития для органов планирования в Японии, по-видимому,
заключалась в том, что «полюса роста» обещали относительно быстрые и
рентабельные результаты. После первоначальных инвестиций в «полюс роста»
дальнейшее развитие выходит уже за рамки саморепликации без долгосрочного
вложения крупномасштабных ресурсов. Разумеется, учитывая ограниченные
государственные финансы и практическую невозможность полномасштабного
финансирования регионов, идея фокусного финансирования смогла заинтересовать
только политиков и государственных служащих.
4. Проблемами пространственного развития Республики Дагестан можно
считать несбалансированность развития её отдельных частей, высокий уровень
безработицы в сочетании с низкой эффективностью использования природных и
социально-экономических ресурсов территории. На перспективу получают развитие
все территориальные и экономические зоны, на основе развития, как сложившихся
специализаций, так и новых, с усилением ведущих для каждой экономической зоны
видов экономической деятельности, с усилением роли туристско-рекреационной
деятельности, с усилением военно-стратегических функций отдельных территорий
Дагестана. При этом драйверами экономического роста могут быть создаваемые
инновационные структуры (ТОСЭРы, кластеры, особые экономические зоны, индустриальные
парки, транспортно- и агро логистические центры, научно-технологические центры
и др.), скоростные системы передачи данных, транспорт. Крайне важным в условиях
Дагестана является предпринимательский потенциал населения.
5. Республика Дагестан обладает перспективным географическим
положением, большими запасами разнообразных природных ресурсов, благоприятными климатическими условиями,
уникальным ландшафтом, памятниками архитектуры, достаточными запасами полезных
ископаемых, довольно развитыми транспортными и торговыми сетями, еще не
освоенными земельными массивами, что позволяет реализовать крупные строительные
проекты. На территории Дагестана имеется международный аэропорт и незамерзающий
морской порт.
При
рациональном использовании этих преимуществ, при эффективном вложении
финансовых средств в перечисленные сферы деятельности, а, главное, при
постоянном контроле за целенаправленным использованием выделяемых средств
Республика Дагестан перейдет на качественно новый уровень развития, и это, в свою
очередь, обеспечит достойный уровень жизни населения.
6. На
сегодняшний день в республике Дагестан существует достаточно большое количество
социальных и экономических проблем: высокий уровень безработицы, бедность
населения, низкое качество электроснабжения, недостаток обработки
произведенного товара и многое другое. Данные проблемы служат сдерживающими
факторами экономического роста, препятствуют проведению эффективной
экономической политики в республике, отрицательно влияют на социально-экономическую
обстановку в регионе.
7. Практическая
реализация поставленных в работе задач будет способствовать совершенствованию
региональной экономической политики республики Дагестан, решению вопроса
устранения межрегиональных диспропорций, преодолению региональных проблем,
достижению новых целей развития республики Дагестан в контексте
административной и финансовой децентрализации, стимулированию качественного
экономического роста и повышению уровня жизни населения.
8. В качестве предложений можно рекомендовать:
1. более активно производить маркетинговые
исследования с целью максимального продвижения товаров дагестанского
производства на мировой рынок;
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
аспекты формирования и развития региональной экономической политики
1.1. Сущность понятия
регион, как объекта управления Правильное
понимание такого термина, как «Регион», имеет большое значение в сфере управления.
Как правило, считается, что он происходит от слова regio,
означающего в переводе с латинского языка «граница» или
«направление». Но его смысл может быть также отражен словом regere, перевод которого звучит как «управлять» или «направлять».
Таким образом, эти два значения дополняют друг друга, включая одновременно
пространственный элемент (являющийся главным) и метафорический, указывающий на
возможность управления.
С
точки зрения географии
«Регион» является частью земной поверхности, суши, местностью,
областью, какой-либо географической единицей, имеющей определенные
географические границы.
Соответственно,
термин «Регион» в
управлении развитием должен
рассматриваться при учете ряда специфических особенностей:
1. это территориальное понятие. Следовательно,
именно территориальный признак является ключевым, использующимся в названии
территориальной единицы РФ или Субъекта РФ;
2. это определенная территория (либо совокупность
территорий), составляющие которой взаимосвязаны между собой;
3. это целостный компонент административной и
социальной системы, который имеет их основные признаки (хоть и не сводится
исключительно к ним);
4. это часть государства (или мира),
характеризующаяся наличием своеобразного мировоззрения, образа мышления,
традиций, выделяющаяся особым менталитетом;
5. это часть государства, имеющая сравнительно
устойчивую хозяйственно-географическую или иную специфику и связи, которые
часто обусловлены специфическим национальным составом населения и
предрасположенностью к определенным видам деятельности, сложившиеся
естественным образом и/или исторически и отличающиеся от таковых в других
частях страны;
6. в РФ исконно русским, более понятным и
приемлемым можно считать понятие «Область».
На
сегодняшний день термин «Регион» понимается в качестве части территории РФ в
пределах территории субъекта РФ (Указ Президента РФ «Об утверждении Основ
государственной политики регионального развития РФ на период до 2025 г.»)[1].
Существует несколько подходов
в определении [1] Указ Президента РФ от 16.01.2017 N 13 "Об утверждении Основ
государственной политики регионального развития Российской Федерации на период
до 2025 года" // СПС «КонсультантПлюс».