Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка основной школы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Научно-теоретические подходы к реализации системно — деятельностного подхода на уроках русского языка основной школы 6
1.1. Теоретические аспекты изучения системно — деятельностного подхода в педагогике и методике преподавания 6
1.2. Особенности использования системно — деятельностного подхода на уроках русского языка основной школы 12
Выводы по 1 главе 18
2. Методические аспекты реализации системно — деятельностного подхода на уроках русского языка основной школы 20
2.1. Формы и методы реализации системно — деятельностного подхода на уроках русского языка 20
2.2. Методика проектирования уроков русского языка на основе системно – деятельностного подхода обучения 27
Выводы по 2 главе 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 41
Введение:
Актуальность исследования. Российское образование в последние годы претерпевает множество изменений. Правительство проводит многочисленные реформы в этой области. Объем информации, которую получают современные учащиеся, значительно расширяется, и методологическая основа педагогики также меняется. В практику обучения стали включаться современные информационные технологии, которые стали служить дидактическим средством наглядности и самостоятельного получения информации. Именно в новых условиях потребовалось внедрение такого подхода, который мог бы послужить для развития личности каждого ученика, когда ученик из пассивного «слушателя» становится активным «деятелем» учебной деятельности, т.е. активным субъектом образовательного процесса. Именно на достижение таких результатов и направлен системно-деятельностный подход.
Согласно Федеральному Государственному Образовательному стандарту (ФГОС), общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся [19].
При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего и основного общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Таким образом, методической основой ФГОС является системно-деятельностный подход.
Русский язык входит в число наиболее трудных предметов школьного образования. Мотивация обучения русскому языку всегда сталкивалась с рядом проблем, преодолеть которые способна грамотная реализация на уроке системно-деятельностного подхода, который обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, формирует готовность к самореализации, организует учебное сотрудничество с взрослыми и сверстниками в познавательной деятельности. Именно на уроках русского языка происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурная, информационная, коммуникативная. Отсюда вытекает актуальность реализации системно-деятельностного подхода в преподавании русского языка в основной школе.
Категория «системно-деятельностный подход» была впервые введена в научный обиход в 1985 г. До этого времени в психолого-педагогической науке разрабатывались два понятия:
— системный подход (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов и др.), который предполагает осуществление системного анализа: определение состава объекта исследования, его функций, описание существенных признаков, отношений, связей между ними, что исключает их трактовку как автономных образований;
— деятельностный подход (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков и др.), согласно которому развитие личности, формирование тех или иных ее качеств возможно только в деятельности.
Таким образом, введение понятия «системно-деятельностный подход» послужило попыткой объединения системного и деятельностного подходов в единую научную категорию [6].
Объектом исследования выступил системно-деятельностный подход.
Предмет исследования – методика реализации системно-деятельностного подхода на уроках русского языка.
Цель исследования – проанализировать особенности реализации системно-деятельностного подхода на уроках русского языка.
Задачи исследования:
1. изучить подходы к системно — деятельностному подходу в педагогике и методике преподавания,
2. определить особенности использования системно — деятельностного подхода на уроках русского языка основной школы,
3. охарактеризовать формы и методы реализации системно — деятельностного подхода на уроках русского языка,
4. проанализировать и разработать методику проектирования уроков русского языка на основе системно – деятельностного подхода обучения.
Основными методами для написания работы выступили:
— теоретические: анализ и обобщение научной и методической литературы по теме исследования,
— практические: систематизация передового педагогического опыта по вопросам реализации системно-деятельностного подхода на уроках русского языка, разработка методики построения уроков русского языка в рамках системно-деятельностного подхода.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что основные выводы и рекомендации могут быть использованы в практике преподавания русского языка. В том числе, описанные формы организации уроков могут так же послужить основной для практики работы учителей-словесников.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
Реализация системно-деятельностного подхода обеспечивается активной познавательно-исследовательской деятельностью, овладением основными способами самостоятельного получения новых знаний, необходимых для успешного обучения в школе.
Таким образом, системно-деятельностный подход развивает такие е важные качества: способность самостоятельно получать и обрабатывать информацию, формировать свое мнение на основе полученной информации, самостоятельно замечать и исправлять свои ошибки.
Современному учителю важно в практике применять все принципы, так как они помогают реализовать требования к осуществлению педагогического процесса, прописанные в Федеральном государственном образовательном стандарте. Применение этого подхода эффективно только в том случае, если его принципы правильно реализуются на практике. Учитель должен составить план урока и провести его в соответствии с основными принципами системно-деятельностного подхода к обучению. Урок должен состоять из нескольких этапов: вводная часть, основная и заключительная, на каждом из этапов урока должны реализовываться все принципы системно-деятельностного подхода.
Итак, на сегодняшний день научно доказана и экспериментально а эффективность использования системно-деятельностного подхода на уроках русского языка. Ценность системно-деятельностного подхода обусловлена его способностью сделать образовательный процесс более продуктивным путем активизации познавательной деятельности, развития компетенций, развитию личности в целом.
Основная особенность деятельностного подхода заключается в том, что новые понятия не даются детям в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель же грамотно направляет эту деятельность.
В процессе урока учащиеся работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации; критически осмысляют актуальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственные заключения и оценочные суждения; решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации; осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах; выполняют творческие работы и исследовательские проекты.
Фрагмент текста работы:
1. Научно-теоретические подходы к реализации системно — деятельностного подхода на уроках русского языка основной школы
1.1. Теоретические аспекты изучения системно — деятельностного подхода в педагогике и методике преподавания
Системно-деятельностный подход начал активно исследоваться в трудах философов, психологов и педагогов в конце ХХ века.
Основы деятельностного подхода были сформированы в начале 20-го века С. Л. Рубинштейном, основываясь на работах Л. С. Выготского. Позднее обстоятельные исследования по этому вопросу были сделаны А. М. Леоньевым. Ими была описана структура деятельности, выдвинут и обоснован принцип единства психики и деятельности сформулирована гипотеза о принципиальной общности строения внешней и внутренней деятельности [29].
Теория (концепция) деятельности является ведущей в психологии: деятельность единственный способ социально-исторического существования людей; форма культурного творчества людей; универсальный психологический механизм присвоения опыта рода, который заключается в следующем: коллективная совместная деятельность — интериоризация – индивидуальная деятельность; структура деятельности: потребность – мотив – задача – действия – операции.
В. В. Давыдов считал, что «…… понятие деятельности может быть той исходной абстракцией, конкретизация которой даст возможность создать общую теорию развития общественного бытия людей и различны» [10]. По его мнению, деятельность – это специфическая форма общественно-исторического бытия людей, состоящая в целенаправленном преобразовании ими природной и социальной действительности.
В рамках нашего исследования важными являются обоснования психологами взаимосвязи развития и обучения. Так, в трудах А. Н. Леонтьева отмечается: «чтобы овладеть предметом или явлением, необходимо активно осуществлять деятельность, адекватную той, которая воплощена в данном предмете или явлении» [29]. Особенно это важно в процессе развития умственных способностей: «… их формирования является процессом усвоения операций, которые сложились в опыте предыдущих поколений, и иначе, как в условиях обучения, которое определенным образом направляет деятельность ребенка и строит его действия, они возникнуть не могут» [29].
Таким образом становится возможным применять идеи деятельностного подхода в психологии к педагогике. Учитывая общие черты философской и психологической интерпретации, деятельностный подход в педагогике приобретает определенное своеобразие, которое проявляется в том, что он:
— дает возможность рассмотреть основные компоненты деятельности педагога и учащихся с единых методологических позиций и тем самым раскрыть природу их взаимодействия;
— позволяет изучить специфические особенности деятельности всех участников педагогического процесса через проекцию общих концептуальных положений теории деятельности на педагогическую отрасль;
— обязывает признать важным фактором развития личности ученика специальным образом подобранную деятельность;
— определяет образовательный процесс в соответствии с компонентами деятельности человека.
Для субъекта содержание деятельности учения может выступать в качестве ориентировки. Ученик может получить знания лишь в результате собственной деятельности, направленной не на слова, а на предметы, понятия которые мы у него формируем. Именно с этих позиций привлечение учащихся к выполнению учебных действий является важным.
Следовательно, деятельность — это форма активного, целенаправленного и сознательного взаимодействия субъекта с окружающей средой.
Учебные действия отличаются от других целеполаганием и мотивом – усвоение знаний. Для методики обучения одним из ключевых понятий является понятие именно учебной деятельности. Учебную деятельность можно представить в виде двух различных, но взаимосвязанных деятельностей: предметной и деятельности учения. [26].
Суть учебной деятельности заключается в том, что ее результатом является изменение самого ученика, содержание учебной деятельности заключается в овладении обобщенными способами действий. Учебная деятельность характеризуется субъектностью, активностью, предметностью, мотивированностью, целенаправленностью, осознанностью, структурностью, содержательностью.
К внешней структуре учебной деятельности относят [22]:
— учебную мотивацию как совокупность побуждений включая коммуникативно-познавательную потребность субъекта на фоне его общей потребности достижению;
— учебную цель;
— учебную проблему, задачу, которая предлагается в форме учебного задания, что принимается учеником;
— решения учебной задачи на основе учебных действий и операций: предметных и вспомогательных;
— контроль (контрольные действия), переходящих в самоконтроль;
— оценка (внешние оценочные действия), которые переходят в само оценивания.
Реализация этих действий во время обучения приводит к достижению как учебных, так и развивающих целей.
В трудах Д. Б. Эльконина было выдвинуто и доказано экспериментально утверждение; только в том случае, если ученик сознательно ставит перед собой познавательные цели, то он формируется как всесторонне развитая и социально зрелая личность[10].