Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Юриспруденция Жилищное право

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Реализация права граждан на жилище: проблемы теории и практики

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава I.  Природа и право граждан на жилище. 7

1.1. Понятие
права граждан на жилище и его содержание: мировой опыт. 7

1.2
Конституционное право граждан на жилище в РФ.. 15

Глава II.
Организационно-правовое регулирование прав граждан на жилище. 20

2.1.
Основания признания граждан, нуждающихся в жилых помещениях и порядок  20

2.2. Основные
формы удовлетворения жилищных потребностей граждан. 26

2.3. Роль
органов государственной власти и местного самоуправления в реализации прав на
жилище. 33

Глава III.
Проблематика реализации прав граждан на жилище. 43

3.1 Анализ
эффективности жилищной политики РФ в сравнении со странами зарубежья. 43

3.2. Задачи
по совершенствованию обеспечения реализации права граждан на жилище в РФ.. 53

Заключение. 62

Список
использованных источников. 67

  

Введение:

 

Актуальность
темы исследования заключается в том, что право на жилище
относиться к одному из важных прав человека, оно прямо закреплено в положениях
Конституции РФ[1]
и международных актах права. Жилище человеку необходимо не только в качестве
определенного пространства для жизни, но это еще и важная часть материальной
базы человека для создания семьи, рождения детей и их воспитания. Однако в
России жилищная проблема все еще остается сложной, насущной и до конца не
решенной.

Право на жилище
непосредственно связано со всеми основными правами и свободами человека, к
которым следует отнести право на жизнь, право на неприкосновенность частной
жизни, личной и семейной тайны, с право на неприкосновенность жилища, право
частной собственности, в том числе на землю, право свободно передвигаться,
выбирать место пребывания и жительства.

Ввиду того, что право на
жилище является существенным и значимым, то и реализуется оно на всех уровнях
государства, субъектов РФ и местного самоуправления.

Вместе с тем, ч. 2 ст.
40, ст. ст. 71, 72 Конституции, закрепляя обязанность органов государственной
власти и органов местного самоуправления по созданию условий для осуществления
права на жилище, четко разграничивают обязанности Российской Федерации и ее
субъектов в области обеспечения данного конституционного права. Роль органов
местного самоуправления в обеспечении условий для осуществления гражданами
права на жилище закреплена нормами Жилищного кодекса РФ[2] (ЖК РФ), Федерального
закона «Об общих принципах реализации местного самоуправления в Российской
Федерации»[3] и других нормативных
правовых актов. Однако обязанности органов местного самоуправления в данной
сфере сформулированы нечетко, а в некоторых случаях даже противоречат иным
нормам действующего законодательства.

При этом, условия
Европейской хартии местного самоуправления[4], устанавливают, что
местное самоуправление служит основой демократического государства, именно
местные власти должны иметь реальные полномочия в сфере обеспечения
эффективного и максимально приближенного к человеку управления.

Вышесказанное
обуславливает актуальность выбранной темы. Кроме того, жилищная проблема все
еще остается основной для более чем половины россиян и поэтому назрела
необходимость всестороннего исследования многоаспектного механизма реализации
конституционного права граждан Российской Федерации на жилище в современных
условиях, а также выявления и поиска проблемных вопросов и путей их решения, в
том числе и на уровне муниципально-правового обеспечения жилищной потребности
граждан.

Степень
научной разработанности темы обусловлена ее
социальной значимостью. Исследование механизма реализации конституционного
права гражданин Российской Федерации на жилище, как комплексного правового
института требует его рассмотрения с позиции междисциплинарного подхода. В
данной сфере можно выделить труды таких авторов, как С.А. Авакьяна, Е.В. Аграновской,
М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Л.Д. Воеводина, В.Д. Зорькина, В.А. Иваненко, О.Е. Кутафина
и др.

Объектом
исследования являются общественные отношения,
складывающиеся в сфере реализации права граждан на жилище.

Предметом
исследования являются положения Конституции РФ и иных
нормативно-правовых актов, которыми предусмотрены вопросы реализации права
граждан на жилище.

Целью
исследования является теоретический и практический
анализ действующего законодательства на предмет эффективности реализации права
граждан на жилище, выявление проблем правового регулирования и внесение предложений
по совершенствованию норм права.

Поставленная цель
исследования переопределяет необходимость решения следующих задач:

— рассмотреть понятие
права граждан на жилище и его содержание: мировой опыт;

— исследовать конституционное
право граждан на жилище в РФ;

— выявить основания признания
граждан, нуждающимися в жилых помещениях и порядок;

— выявить основные формы
удовлетворения жилищных потребностей граждан;

— определить роль органов
государственной власти и местного самоуправления в реализации прав на жилище;

— провести анализ
эффективности жилищной политики РФ в сравнении со странами зарубежья;

— наметить задачи по
совершенствованию обеспечения реализации права граждан на жилище в РФ.

Методологическую
основу исследования составили методы анализа и синтеза,
формально-логический и логико-юридический методы исследования, а также метод
сравнительного правоведения.

Практическая
значимость исследования состоит в том, что на его протяжении
автор выявляет проблемы реализации права граждан на жилище, исследует современное
законодательство в этом отношении, с учетом внесенных в последнее время
изменений, и вносит обоснованные предложения по совершенствованию норм права.

Структура
исследования состоит из введения, трех глав, семи
параграфов, заключения и списка использованных источников. [1] Конституция Российской Федерации
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе
общероссийского голосования 01.07.2020). // Официальный текст Конституции РФ с
внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале
правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020. [2] Жилищный кодекс Российской
Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 28.06.2021) (с изм. и доп., вступ. в
силу с 01.07.2021). // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1. Ст. 14. [3] Федеральный закон от 06.10.2003 N
131-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с
30.09.2021). // Российская газета. № 202. 2003. [4] Европейская хартия местного
самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985). // Собрание законодательства
РФ. 1998. № 36. Ст. 4466.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Рассмотрев в работе реализацию
права граждан на жилище: проблемы теории и практики, достигнув цели и решив
поставленные задачи, были сделаны следующие выводы:

Определено, что право на
жилище, означает гарантированные законом возможности для каждого быть
обеспеченным постоянным жильем, при этом стабильную возможность пользования
имеющимся жильем, неприкосновенность данного жилища, право на улучшение своих
жилищных условий, и обеспечение для проживающих в жилых помещения, здоровой и
безопасной среды обитания.

Конституционное право на
жилище, закреплено в нормах Конституции за человеком в социальном плане
рассматривается как обеспечение человека социальным жильем. Также данное право
следует рассматривать через призму юридических действий, которые даны человеку
в отношении жилища: это право пользования, владения и распоряжения жилищем,
которое может находиться у человека в частной собственности.

Определено, что
основаниями признания граждан, нуждающихся в жилых помещениях, являются:

— гражданин не является
нанимателем жилья по договору социального найма, договорам найма жилья
социального использования или не является членом семьи нанимателя жилья по
таким договорам и не является собственником жилого помещения или членом семьи
такого собственника;

— граждане, которые
являются нанимателями жилья социального использования или нанимателем по
договора социального найма или членом их семьи или является собственником
жилья, равно как и членом семьи собственника, но жилье не отвечает ученым
нормам на одного члена семьи;

— лицо проживает в жилье,
которое не отвечает установленным для жилых помещений требованиями;

— лицо, которое является
нанимателем жилья по договору социального найма, договорам найма помещения
социального использования, является членом семьи таких нанимателей или
собственником жилья или его членом семьи, который проезживает в квартире
занятой несколькими семьями, когда в составе семьи есть больной с тяжелой
формой хронического заболевания, при которой совместное с ним проживание в
квартире становится невозможным при этом лицо не имеет иного жилья.

Порядок предоставления
гражданам жилых помещений установлен действующим законодательством. При этом
нами было внесено предложение, которое может позволить его усовершенствовать в
частности:

— предлагаем внести
изменения в ст. 50 ЖК РФ и установить, что норма предоставления жилой площади,
равно как и учетная норма площади жилого помещения, подлежит определение
исключительно положениями федерального законодательства, при этом прямо
предусмотреть такие нормы в ЖК РФ. Регулирование, которое мы имеем сегодня,
приводит к тому, что граждане дискриминируются по признаку места проживания,
когда муниципальное образование, которое в зависимости от уровня которого оно
достигло в части предоставления гражданам жилья может установить любую норму
жилья даже в размере 1 метра, а в целом положения ст. 50 ЖК РФ являются
оценочными и могут восприниматься субъективно, что недопустимо.

При этом считаем, что
можно оставить право за регионами и муниципальными образованиями установить
норму выше предусмотренной федеральным законом.

Определено, что к
основным формам приобретения гражданами жилых помещений следует отнести:

— социального найма  жилого помещения в домах государственного и
муниципального жилищных фондов;

— коммерческий найм;

— найм жилого помещения в
доме жилищно-строительного (жилищного) кооператива;

— найма служебного жилого
помещения и общежития;

— аренды жилого
помещения; безвозмездного пользования  жилым
помещением;

—  приобретение или строительство  жилых помещений в домах различных жилых
фондов за собственные средства.

Основные способы
удовлетворения жилищных потребностей граждан являются:

— получение жилых
помещений  во владение и пользование;

— проведение сделок,
направленных на приобретение жилья в собственность.

Также представляется
возможным выделить такую форму как удовлетворение жилищных потребностей за счет
правового статуса гражданина. Здесь мы предлагаем подразумевать граждан,
которые могут воспользоваться своим правом на удовлетворение жилищных
потребностей в силу занимаемой ими должности или в силу своего социального
статуса, к примеру:

— военнослужащие;

— работники судов и
прокуратуры;

— лица, имеющие
инвалидность и пр.

Определено, что вопросы
обеспечения граждан жилыми помещениями урегулированы не только на федеральном
уровне, но и регулируются специальным законодательством регионального уровня. В
то же время от региона к региону одинаковыми будут только общие положения
такого законодательства. Что же касается норм обеспечения жилыми помещениями и
практики обеспечения жильем то единства в регионах не будет, так как не каждый
регион может позволить себе выделять денежные средства на жилье. Не каждый
регион в целом обладает большим количеством жилых помещений, чтобы
предоставлять их после освобождения гражданам, как результат правовое
регулирование от региона к региону будет разниться и не будет единым, что в
целом создает определенную дискриминацию граждан по признаку места проживания.
Тем самым считаем, что основные нормы должны быть представлены на федеральном
уровне, в случае, когда тот или иной субъект или муниципальное образование не
имеют достаточных средств для осуществления жилищной политики, такие средства
должны быть выделены для них из федерального бюджета, только в таком случае
есть возможность обеспечить всех нуждающихся граждан жилыми помещениями.

Определено, что во всех
странах современная государственная жилищная политика далека от совершенства,
но политика России не дотягивает до уровня зарубежных стран. Доработка
требуется практически в любой области жилищной политики.

1. Законодательная база
нуждается в усовершенствование и конкретизации. И что самое главное, не созданы
действенные механизмы практической реализации принятых законов, учитывающие
существующие социально-экономические условия.

2. Одной из главных
проблем остается недоступность жилья. Россия сильно отстает от развитых
зарубежных стран в сфере кредитования и ипотеке. Предложения российского рынка
в жилищной сфере остаются для большинства потребителей неосуществимой мечтой.

3. Основные направления
жилищной реформы в России во многом опираются на использование современных
моделей развития жилищной сферы за рубежом:

Рациональность такого
подхода состоит в том, что применяются проверенные временем механизмы
управления и развития, показавшие высокую результативность.

Негативные же стороны
этого процесса проявляются зачастую в механическом перенесении эффективных
зарубежных моделей решения жилищной проблемы в совершенно иные, российские,
социально-экономические условия. Поэтому при использовании зарубежного опыта
необходим его критический анализ и адаптация моделей управления к местным
условиям.

Серьезной проблемой
современности является правовое регулирование, охрана и защита жилищных прав
собственников жилых помещений и членов их семей. При реализации жилищных прав в
многоквартирных домах возникают многочисленные проблемы. Для решения жилищных
проблем россиян необходимо устранить существующие недостатки в законодательных
актах с учетом сложившейся практики.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I.  Природа и
право граждан на жилище 1.1. Понятие права граждан на жилище и его содержание:
мировой опыт Конституция провозгласила
Россию социальным государством и закрепила ряд социальных прав, среди которых
обозначено право каждого на жилище.

С определенной долей
условности можно выделить три основных этапа развития права на жилище:

— дореволюционный;

— постреволюционный или
советский;

— постсоветский или
современный.

В.С. Соловьев в 1896 году
выступил с идеей введения права на достойное существование. Такую идею
предложили разработать и И.А. Покровский и П.И. Новгородцев.

Однако революция 1917
года в целом привела к тому, что стали меняться в целом взгляды на систему прав
человека, включая и мнение новой власти о праве граждан на жилище.

Впервые право на жилище
мы можем найти в положениях Конституции ССССР 1977[1] г., которая во многом
восприняла в себя положения ратифицированного СССР Международного пакта об
экономических, социальных и культурных правах[2]. В рамках же доктрины
рассматриваемое право начинают определять с позиции составной части
конституционно-правового статуса личности.

 Как пишет М.В. Баглай, обеспечение права
гражданина на жилище не выступает в качестве обязательного государственного
обеспечения жильем, это в большей степени вопрос самообеспечения человека за
свой личный счет или за счет кредитов[3]. Само же по себе право на
жилище предполагает право каждого человека пользоваться жилым помещением и устанавливает
или предполагает невозможность лишения гражданина такого права произвольно,
чтобы не подвергать человека вынужденному бродяжничеству. Однако многие ученые
считают, что именно государству будет принадлежать важная и главная роль в
обеспечении населения жилыми помещениями. [1] Конституция (Основной Закон) Союза
Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977) (ред. от
14.03.1990). // (Документ утратил  силу).
// Ведомости ВС СССР. 1977. № 41. Ст. 617. [2] Международный пакт об экономических,
социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на
1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН). // Ведомости ВС СССР.
1976. № 17. Ст. 291. [3] Баглай М.В. Конституционное право
РФ. М.: Норма, 2006. 784 с.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы