Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Реализация молодежной политики в Свердловской области
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы реализации молодежной политики 6
1.1. Понятие и сущность молодежной политики 6
1.2. Организационно-правовое регулирование реализации молодежной политики 10
Глава 2. Анализ деятельности Министерства образования и молодежной политики Свердловской области по реализации молодежной политики 17
2.1. Полномочия и функции Министерства образования и молодежной политики Свердловской области 17
2.2. Оценка эффективности деятельности Министерства образования и молодежной политики Свердловской области по реализации молодежной политики 21
Глава 3. Проблемы реализации молодежной политики в Свердловской области и возможные пути их решения 52
3.1. Проблемные аспекты реализации молодежной политики в Свердловской области 52
3.2. Направления совершенствования реализации молодежной политики в Свердловской области 58
Заключение 64
Библиографический список 68
Введение:
Молодёжная политика является важным направлением социально-экономического развития государства. Сегодня молодёжная проблематика становится одной из первых направлений внутренней политики государства, поскольку, во-первых, страна должна создать все необходимые условия для всестороннего развития молодого поколения – будущего страны. Во-вторых, социальная острота и количество нерешенных вопросов в молодёжной политики не позволяют полноценно развивать внутреннюю политику нашей страны, и в полном объёме осуществлять свои права молодому населению нашей страны. Руководство страны не без основания подвергается критике за отсутствие четкой, научно-обоснованной, рассчитанной на перспективу молодежной политики.
Все понимают важность данного вопроса, однако, конкретных решений и действий, относящихся к экономическому, социальному, политическому и культурному положению различных групп молодежи не наблюдается, а ситуация остаётся во власти стихийных событий рыночной экономики, что, как мы можем наблюдать, не положительно сказывается на молодежи. Участие молодых людей в общественной, культурной и политической жизни страны особо актуальный вопрос, поскольку именно от этого зависит темп и направление инновационной деятельности, творческого подхода к решению злободневных проблем.
Актуальность исследования обусловлена тем, что для эффективного использования потенциала молодёжи в будущем, государству необходимо создавать условия для формирования у молодых людей определённых жизненных ценностей. Участие молодых людей в общественной, культурной и политической жизни страны особо актуальный вопрос, поскольку именно от этого зависит темп и направление инновационной деятельности, творческого подхода к решению злободневных проблем.
Молодежная политика государства выделяется одним из основных приоритетов государства, а также определяющим фактором многих аспектов социально-экономической и политической жизни страны.
По официальным данным, в стране насчитывается около 33 миллионов человек от 14 до 30 лет. Поэтому чрезвычайно важно изучить процессы, проистекающие в молодежной среде. Будущее страны зависит от того, как решаются проблемы молодежи России, составляющей около трети всего населения страны.
Именно государственная молодежная политика определяет стратегическую линию государства для обеспечения социально-экономического, политического и культурного развития России с целью воспитания чувства патриотизма и уважения к истории и культуре своего Отечества, других народов и уважения к права человека.
Актуальность проблем формирования и реализации государственной молодежной политики также связана с определением приоритетных направлений и новыми критериями ее результативности, которые отвечали бы сегодняшним требованиям.
Основной задачей государства должно быть создание благоприятной социально-экономической и духовно-нравственной среды для использования молодой энергии в жизни страны и механизмов ее поддержки, социальных инициатив, помощи молодым людям в выявлении и реализации их увлечений, нужд, жизненных перспектив посредством продуманной, научно обоснованной молодежной политики.
В рамках Стратегии развития молодежной политики и патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2035 года предусмотрена реализация 5 основных направлений молодежной политики: развитие инфраструктуры молодежной политики, поддержка общественных организаций и волонтерского движения, развитие патриотического воспитания, развитие молодежного предпринимательства, организация мероприятий по профилактике девиантного поведения подростков. Воспитание патриотизма – это важная составляющая часть молодежной и социально политики государства, она позволяет сформировать у молодого поколения правильную систему норм и ценностей, а также позитивное отношение к своему государству. В современных условиях крайне важно уделять особое внимание патриотическому воспитанию молодежи, формированию у них чувства гражданского долга. Необходимо провести правильную работу с целью подготовки молодежи к выполнению конституционных обязанностей по защите и прав и свобод граждан и интересов Родины.
Степень научной разработанности темы. Проблемы реализации государственной молодежной политики рассматривались такими авторами, как К. Канунников, А.В. Кочетков, А. Любарев, С.В. Мерков, Г.Б. Поляк, Е.В. Самохин, А.С. Смирнов, Е.В. Тальников, Е.С. Троицкий, А.Ю. Ховрин, Н.М. Байков, Ю.В. Березутский, П.В. Забелин, А. Зеленин, В.Б. Зотов, И.М. Ильинский, Д.А. Широков, Л. Юрова и др.
Объект исследования — молодежная политика Свердловской области.
Предмет исследования – деятельность по реализации молодежной политики в Свердловской области.
Цель работы – анализ деятельности органов государственной власти по реализации молодёжной политики в Свердловской области, выявление проблем и разработка на его основе направлений по её совершенствованию.
В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:
— раскрыть понятие и сущность молодежной политики;
— рассмотреть организационно-правовое регулирование реализации молодежной политики;
— охарактеризовать полномочия и функции Министерства образования и молодежной политики Свердловской области;
— осуществить оценку эффективности деятельности Министерства образования и молодежной политики Свердловской области по реализации молодежной политки;
— выявить проблемные аспекты реализации молодежной политики в Свердловской области;
— определить направления совершенствования реализации молодежной политики в Свердловской области.
Теоретическое значение исследования подтверждается его результатами. В работе раскрыта сущность молодежной политики, описана её нормативно-правовая база, приведён опыт её организации, определены институциональные носители и основные направления реализации муниципальной молодежной политики в Свердловской области, выявлены её проблемы и предложены возможные направления совершенствования.
Практическое значение исследования состоит в том, что предложенные направления совершенствования молодежной политики могут быть применены органами власти для решения выявленных проблем и противоречий в реализации молодежной политики на территории Свердловской области.
Методологическая база: в работе используются системный, функциональный, деятельностный подходы, правовой анализ, анализ документов, анализ статистических данных.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, три главы, заключение, библиографический список.
Заключение:
По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.
Молодёжная политика играет важнейшую роль в формировании российского государства, так как для эффективного развития и социального становления молодёжи государству необходимо создавать необходимые условия. Молодые люди имеют мощный потенциал, полны энергии, способны неординарно мыслить. Очевидно, что успешное преобразование и становление государства возможно только при участии в этом молодёжи. Для этого необходимо систематически анализировать интересы, приоритеты и потребности современной молодёжи, учитывать их при дальнейшем развитии молодёжной политики, формировании молодёжных программ и проектов.
Главная задача органов по молодёжной политике всех уровней власти заключается в том, чтобы сделать молодёжную политику эффективной и отвечающей современным требованиям, учитывая особенности современного государства, общества и молодёжи.
На территории Свердловской области, также созданы региональные молодежные органы самоуправления, такие как:
1. Молодежное правительство Свердловской области;
2. Молодежный парламента Свердловской области;
3. Молодежная избирательная комиссия Свердловской области.
Создание указанных молодежных органов позволяет молодежи ознакомится с работой системы государственного управления «изнутри», попробовать себя в роли политического деятеля. Но у данной системы имеется ряд недочетов, которые препятствуют полноценной работе данных органов. Поскольку деятельность этих органов осуществляется на общественных началах, а органы региональные, то это означает, что в данных молодежных структурах могут работать все, кто постоянно проживает на территории региона, т. е. и жители отдаленных городов (в молодежном парламенте регион поделен на избирательные округа), но возмещение транспортных расходов (добраться до места заседания и обратно) не предусмотрено, а в деятельности участвуют и несовершеннолетние, которые должны быть с сопровождением. Также нет конструктивных рычагов воздействия на молодежь, которая работает в данных органах, а также у молодежи отсутствует какая-либо дисциплинарная ответственность.
Очевидно, что пока задачи деятельности молодежных органов самоуправления не решены и намеченные цели не достигнуты. Для активизации деятельности власти в области молодежной политики, развития самостоятельности и инициативы молодежи при принятии властных решений необходимо:
1. Внимательно изучить в целях последующего внедрения в практику опыт регионов нашей страны и других государств, в которых функционируют эффективные модели участия молодежи в разработке руководящих решений властей.
2. Разработать стратегию и инструменты взаимодействия молодежного самоуправления с государственными органами, гражданским сообществом, бизнес-структурами.
3. Предусмотреть инвестиции частного сектора в работу молодежных органов самоуправления.
4. В рамках тенденции передачи части государственных полномочий на местный уровень органам власти активизировать сотрудничество с молодежными организациями, функционирующими в настоящее время, инициировать создание новых молодежных объединений.
Систематическая и поступательная реализация перечисленных выше мер позволит повысить эффективность молодежного самоуправления на территории, создать комфортные условия для жизнедеятельности населения молодого возраста.
Анализ помог также выявить следующие проблемы: развитие молодёжной политики в Свердловской области происходит неравномерно, некоторые направления молодёжной политики развиваются недостаточно активно (карьера, международное сотрудничество, предпринимательство).
Исходя из этого были сформулированы предложения.
Одним из направлений, по которому реализуется молодёжная политика, является «Содействие профориентации и карьерным устремлениям молодёжи» (карьера), цель которого — приобретение молодыми людьми навыков личностного и профессионального самоопределения, осознанного выбора молодежью профессионального пути.
Для того, чтобы развивать данное направление предлагаем создать интернет-страницу «Ярмарка вакансий и учебных мест»» на сайте «Территория молодёжи», представить информацию о профессиях, которые можно получить в образовательных организациях в Свердловской области, о рабочих местах (вакансиях) для молодёжи (в сотрудничестве с Центром занятости населения и предприятиями в Свердловской области).
Для развития направления международное сотрудничество предлагаем организовывать тематические встречи, международные семинары, поездки «по обмену»; предпринять поиск зарубежных партнёров для разработки совместных проектов с молодёжными/студенческими организациями.
По направлению предпринимательство – создать на сайте «Территория молодёжи» страницу «Бизнес-класс», представить онлайн-ресурсы по обучению молодёжи основам предпринимательства, развитию креативности, оказывать помощь в разработке стартапов, обобщить и представить имеющийся в районе опыт молодёжного предпринимательства.
Наши предложения, в связи со сложившейся ситуацией, вызванной пандемией, относятся в большей мере к дистанционной форме проведения.
Второй проблемой является неравномерное развитие поселений в сфере молодёжной политики. Для этого необходимо развивать кадровый потенциал в сфере молодёжной политики: повышать квалификацию/осуществлять переподготовку сотрудников «Дома молодёжи» и специалистов администрации поселений, отвечающих за молодёжную политику, организовывать межпоселенческие встречи, семинары и форумы для обмена опытом и лучшими практиками между молодёжными активистами муниципальных образований городских и сельских поселений.
Эффективность предложенных мероприятий заключается в дальнейшем развитии молодёжной политики в Свердловской области, в совершенствовании условий для самореализации и развития творческого и инновационного потенциала молодёжи в целях устойчивого социально-экономического развития Свердловской области и страны в целом.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-правовые основы реализации молодежной политики
1.1. Понятие и сущность молодежной политики
«Молодежная политика» как понятие появилось в общественно-политической и научной литературе в 1950–1960-е гг. XX века . И. М. Ильинский рассматривает молодежную политику как «систему идей, взглядов по поводу молодежи и ее роли в общественном развитии, а также практических действий различных структур гражданского общества, направленных на претворение этих идей и взглядов в жизнь в целях достижения общественных перспектив, одобряемых большинством народа» .
Лисовский В. Т. считает главной целью молодежной политики создание «необходимых социальных условий для развития молодежи посредством государственной и общественной поддержки инновационной деятельности, социальной защиты молодежи, формирования ее творческой активности, способностей, навыков, а также стимулов к саморазвитию и самореализации» .
Субъектами реализации молодежной политики в Российской Федерации выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, работодатели, общественные объединения, другие юридические и физические лица, осуществляющие деятельность по созданию необходимых и достаточных условий для жизни молодежи, ее образования, воспитания и развития . Особое значение имеет участие самих молодых граждан, молодежных и детских общественных объединений в формировании и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации .
Разработка и реализация молодёжной политики на муниципальном уровне осуществляется в соответствии со статьёй 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относящей к вопросам местного значения муниципальных образований организацию и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодёжью.
Муниципальная молодёжная политика – это совокупность целей, задач и мер по их реализации, применяемых органами местного самоуправления, для создания и обеспечения условий и гарантий для самореализации молодёжи и развития молодёжных объединений, движений, инициатив. Одной из составляющих молодёжной муниципальной политики являются муниципальные целевые программы, направленные на поддержку молодёжи и решение актуальных проблем. Целевые программы позволяют применять комплексный подход к решению выявленной проблемы, концентрировать ресурсы на решении проблемы.
Молодёжная политика является важным направлением социально-экономического развития государства. Сегодня проблемы молодёжи составляют одно из основных направлений внутренней политики государства, поскольку, во-первых, страна должна создать все необходимые условия для всестороннего развития молодого поколения. Во-вторых, социальная острота и количество нерешенных вопросов в молодёжной политики не позволяют полноценно развивать внутреннюю политику нашей страны, и в полной мере осуществлять свои права молодому населению нашей страны. Руководство страны не без основания подвергается критике за отсутствие четкой, научно-обоснованной, рассчитанной на перспективу молодежной политики.
Все понимают важность данного вопроса, однако, конкретных решений и действий, относящихся к экономическому, социальному, политическому и культурному положению различных групп молодежи не наблюдается, а ситуация остаётся во власти стихийных событий рыночной экономики, что не положительно сказывается на молодежи. Участие молодых людей в общественной, культурной и политической жизни страны особо актуальный вопрос, поскольку именно от этого зависит темп и направление инновационной деятельности, творческого подхода к решению проблем.
Взаимоотношения молодежи и государства актуальная тема, которая все чаще занимает важные позиции и становится объектом обсуждения. Стоит отметить, что это должно быть сотрудничество, открытое и гласное, понятное и доступное всем. Поэтому, именно публичная политика является той самой сферой, в которой возможно успешное взаимодействие молодежи и государства.
Для начала, чтобы разобраться в вопросе взаимодействия государства и молодежи прежде всего нужно определить, что мы понимаем под термином «публичная политика» .
Отметим, что «молодежную политику» , зачастую называют «государственной политикой», так как точное определение этого термина появилось недавно и до сих пор остается относительно размытым.
Будем считать, что фактор публичности и открытости играет ключевую роль при рассмотрении публичной политики как сферы взаимодействия молодежи и государства. Без огласки и открытой формы диалог между молодежью и государством представить было бы довольно сложно.
Понятие «публичность», описывает доступную пониманию и вниманию со стороны граждан, в том числе молодых — общественную политику и другие виды деятельности, доступные для наблюдения и контроля, освещения процедур принятия решений, гласность дискуссий и возможность поставить важные вопросы на «повестку дня» с дальнейшей оглаской и публичным обсуждением. Публичность помогает образовать сферу взаимодействия различных групп, которые представляют те или иные интересы. В пространстве публичной политики взаимодействуют и налаживают контакт между собой государство, бизнес, общественные объединений и молодёжь. Мы подробнее остановимся на сфере взаимодействия молодежи и государства и на основных принципах, за счет которых строится это взаимодействие.
В настоящий время идет успешное развитие социальной работы с молодежью. Открываются всевозможные организации, работающие с молодежными проблемами, касающимися всех сфер жизни.
Сегодня в России можно говорить о плодотворных рабочих отношениях практически всех значимых молодежных организаций с государственными органами, в частности, с Департаментом государственной молодежной политики и социальных проектов в сфере высшего образования. Данная организация осуществляет деятельность в таких сферах как: спорт, патриотическое воспитание, туризм, волонтерство и т.д.
Государство и общество должны создать базовые условия для полноценной самореализации молодежи в социально-экономической и общественно-политической сферах жизни России, чтобы молодежь, развивая индивидуальные качества, проявляла высокий уровень социальной активности.
Среди целей и приоритетных задач государственной молодежной политики особое внимание уделяется вовлечению юного поколения в жизнь государства и созданию мер для повышения их социальной ответственности, и гражданской активности.
Стоить отметить, что государству необходимо создать такую законодательную и нормативно-правовую базу в сфере молодежной политики, чтобы последняя чувствовала себя защищенной и могла рассчитывать на поддержку со стороны государства. Важно сделать условия для культурного, духовного, экономического, политического и социального развития молодежи. А так же условия при которых инициативы молодежи будут услышаны и получат огласку — за эти пункты как раз и отвечает публичная политика. Это сфера в которой достойные молодежные стартапы могут быть поняты и услышаны как государством, так и другими гражданами.