Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение в РФ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Право социального обеспечения:
теоретико-правовые основы.. 6
1.1
Понятие, предмет и метод права социального обеспечения. 6
1.2
Принципы и система права социального обеспечения. 11
Глава
2. Конституционно-правовые
основы права на социальное обеспечение в Российской Федерации. 26
2.1
Конституция РФ — основной источник
реализации права социального обеспечения 26
2.2
Федеральные конституционные законы как особый источник реализации российского
права на социальное обеспечение. 30
Глава
3. Проблемные аспекты реализации конституционного права на социальное
обеспечение в РФ и пути их решения. 38
Заключение. 42
Список
использованной литературы.. 47
Введение:
Актуальность
темы дипломной работы обусловлена тем, что социальное обеспечение является
значимым для благополучия граждан, работников, их семей и общества в целом.
Право на социальное обеспечение занимает важное место среди других
социально-экономических прав человека. На территории нашей страны наблюдается
социально – экономическое неравенство.
Социально-экономическое
неравенство невозможно устранить снизу, его не вылечить никаким развитием
экономики и технологий, его возможно смягчить посредством применения сверху
административно-командных методов, силы и государственной воли, воплощающее
интересы общества.
Социальное
обеспечение – это один из способов достижения соглашения, который способствует
социальному миру и участию в социальной жизни всех социальных групп. Социальное
обеспечение представляет собою неотъемлемую часть государственной социальной
политики государства и способствует предотвращению снижения уровня жизни
населения.
Целью
данной дипломной работы является изучение основ реализации конституционного
права граждан на социальное обеспечение в Российской Федерации.
Исходя
из заявленной цели были поставлены следующие задачи:
—
рассмотреть понятие, предмет и метод права социального обеспечения;
—
изучить принципы и особенности системы права социального обеспечения;
—
охарактеризовать Конституцию РФ как основной источник
реализации права социального обеспечения;
—
исследовать федеральные конституционные законы как особый источник реализации
российского права на социальное обеспечение;
—
выявить проблемные
аспекты реализации конституционного права на социальное обеспечение в РФ и пути
их решения
Объектом исследования являются конституционные права
граждан в системе права социального обеспечения.
Предмет исследования составляют нормы российского права, регулирующие
отношения по социальному обеспечению в Российской Федерации.
Методологическая основа дипломной работы.
Методологическое основание данной работы составил диалектико-материалистический
метод познания объективной действительности.
Формально-логический метод отразил применение при
написании данной работы законов логики и приемов выводного знания (анализ,
синтез, индукция, дедукция).
При помощи системно-функционального и
системно-структурного метода появилась возможность рассмотреть изучаемую тему в
разрезе системного образования в
структуре гражданского процессуального права, определить его функциональное
предназначение, внутреннюю сущность, системные связи его элементов.
Исследование
проводилось аналитическим, абстрактно-логическим и формально-юридическим
методами на основе нормативных актов Российской Федерации.
Теоретическая и практическая значимость исследования
заключается в возможности использования его основных положений и выводов как
основы для более частных научных изысканий по проблемам и вопросам, затронутым
в настоящей работе; в правоприменительной деятельности, а также для дальнейшего
совершенствования действующего законодательства.
Нормативная
база исследования включает действующее законодательство в области права
социального обеспечения: Конституция Российской Федерации., Федеральный закон
от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета
среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для
признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи",
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81 ФЗ «О государственных пособиях
гражданам, имеющим детей» (в ред. от 8 июня 2020 г.), Федеральный закон от 28
декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федеральный закон от 3 октября
2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», Федеральный
закон от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты
пенсий», Указ Президента РФ от 20 марта 2020 г. № 199 «О дополнительных мерах
государственной поддержки семей, имеющих детей», Указ Президента РФ от 21 июля
2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до
2030 года», Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 г. №
95 «О порядке признания лица инвалидом», Постановление Правительства РФ от 29
января 2013 г. № 56 «Об утверждении Правил исчисления величины прожиточного
минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам
населения в целом по Российской Федерации».
Структура
дипломной работы определена целью и задачами исследования. Данная дипломная работа
состоит из введения, в котором раскрывается актуальность выбранной темы,
ставятся цели и задачи, двух глав и четырех параграфов, в которых раскрывается
сущность рассматриваемого в данной
работе вопроса, заключения, в котором делаются выводы и списка литературы,
который содержит перечень материалов, использованных при написании данной
работы.
Заключение:
Государство
посредством законодательных норм осуществляет закрепление прав и свобод
человека, в связи с чем они выступают как мера возможного, то есть они обретают
пределы дозволенного. Закрепление прав и свобод, а также иные действия
регламентируются многими нормативно-правовыми актами, основополагающим из
которых является Конституция РФ. Конституция РФ и федеральное законодательство
являются основой в процессе формирования системы законодательства субъектов РФ
по ведущим направлениям государственной социальной политики.
Как
правовой источник социального обеспечения, Конституция РФ обладает
определенными функциями:
−
Посредством статей 2, 7, 37-39, 41 Конституции РФ осуществляется закрепление
основных прав и свобод человека и гражданина в сфере социального обеспечения и
социальной защиты;
−
На основании содержания статей 45-46, 48, 53, 55 Конституции РФ установлены
гарантии для реализации гражданами их прав на отдельные виды социального
обеспечения;
−
По содержанию статей 71-72, 76, 132 Конституции РФ определены основы
разграничения предметов ведения и полномочий федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов
местного самоуправления.
В
основе социальной защиты населения РФ основана на следующих принципах:
—
партнерство. В государственную обязанность входит исполнение обязательств перед
населением. Данный принцип предполагает наличие тесного сотрудничества между
государством и организациями;
—
экономическая справедливость. В основе государственной структуры имеются
экономические отношения. Государство целенаправленно исключить экономическое
неравенство населения;
—
адаптивность. Данный принцип предполагает самосовершенствование социальной
защиты населения РФ;
—
приоритет государственных начал. Этот принцип определяет как основную
государственную задачу достижение приемлемого уровня жизни населения РФ;
—
превентивность мер по социальной защите. Выявление факторов риска социального
направления[1].
Права
и свободы, закрепленные в содержании Конституции РФ являются основными и
фундаментальными. Конституционные права и свободы – это важные права,
посредством которых раскрывается их естественное состояние и обладают высшей
юридической силой. Начиная с XX века были провозглашены права «второго
поколения», то есть социально – экономические, которые регулируют отношения
между государством и личностью[2].
Если
рассматривать понятие социального государства в широком смысле, то оно
представляет собой особый тип государства, которое осуществляет функции
социальной сферы общества.
Таким
образом, целенаправленность социального государства определяется его стремление
для обеспечения общества достойного существования, участвуя при этом в процессе
производства и в самореализации каждого индивидуума в общества, осуществляя
всеобщие блага в соответствии с социальной общественной справедливостью и
законодательством. Такими действиями социальное государство способствует
сглаживанию неравенств не только имущественных, но и иных, а также способствует
предоставлению общества жизненной среды, сохранении мира и предоставлении для
общества источника для существования.
Относительно
научного уровня, то социальное государство проявляет себя как идея. Если
рассматривать проявления социального государства на нормативном уровне, то оно
проявлено в виде конституционного принципа, который в свою очередь урегулирован
Социальное государство должно способствовать равенству в правах общества и
способствовать прогрессу каждого индивидуума. Посредством социального
государства должен обеспечиваться общественный и экономический прогресс.
Стоит
выделить то, что возникновение такого термина, как социальное государство
определило признание определенной формы государственности со стороны общества.
То есть государство перешло с формы договорной и высшей формы власти к форме
государства, которое осуществляет социальные функции и является ответственным
за благополучие и жизнедеятельность общества в целом.
В
ходе своей деятельности социальное государство осуществляет финансирование
госпрограмм по социальной политике, осуществляет социальное страхование граждан
и выступает как основной субъект в обществе, обладающий социальными функциями.
Социальное
государство предполагает достижение общественного прогресса на принципах
всеобщей солидарности, социального равенства, а также на принципе взаимной
ответственности[3].
Всеобщая
Декларация наравне с иными международными нормативно – правовыми актами в
совокупности определены как правовая основа для социальной государства,
посредством которых осуществляется обеспечение граждан приемлемыми условиями,
характерными для социального государства. Также эти акты гарантируют для
граждан не только социальные стандарты, но и выступают гарантом их социально –
экономических прав.
В
содержании Всеобщей декларации определено то, что все люди обладают правом на
социальное обеспечение и на поддержание своего достоинства и свободного
развития как в экономической области, а также в социальной и культурной
областях через национальные усилия и международное сотрудничество.
Посредством
Конституции РФ признано право социального обеспечения каждого человека, а также
определена государственная обязанность на создание необходимых условий для
реализации данного права.
Согласно
части 1 статьи 39 Конституции РФ обстоятельствами, как оснований для
наступления социального обеспечения определяет такие как возраст, болезнь или
инвалидность, потеря кормильца, воспитание детей, многодетность, а также
нетрудоспособность.
Этот
перечень не исчерпывающий, имеются и иные обстоятельства, которые имеют
законодательное закрепление.
Социальное
обеспечение находится в зависимости от политического, экономического состояния,
а также от социального благополучия общества в целом.
Социальные
права по своей сути — это часть системы конституционного регулирования
положения личности, как в социальной сфере, так и во всех остальных областях
жизнедеятельности.
Они
должны рассматриваться в единой системе и быть взаимосвязанными с другими
правами.
Процесс
реализации социальных прав отличен от реализации гражданских и политических
прав, так как предполагается обеспечение обществу достойного уровня жизни и
других его благ посредством активного участия со стороны государства. Оно
должно осуществлять разработку и реализацию государственных социальных
программ.
Социально
– экономические права обладают в сравнении с личными и политическими правами
меньшей универсальностью, их распространение осуществляется на определенные
категории населения, а их нацеленность определяется не только правомочием, но и
правообладанием. Они представляют собой самостоятельный институт прав для
определенной социальной области жизнедеятельности, находятся в зависимости от
экономики и ресурсов, обеспечивая достойный уровень жизнедеятельности и
социальную защищенность обществу со стороны государства.
Социальные
права человека являются совокупностью конституционных прав человека или
гражданина, посредством которых он может претендовать на получение разных
материальных благ[4].
Такими
благами являются: право социального обеспечения, право на образование, право на
защиту здоровья и медицинскую помощь, особые права инвалидов и детей, право на
жилище.
В
содержании статей 38-41 Конституции РФ закреплены социальные права человека. [1] Волкова Н.С.,
Еремина О. Ю. Законодательство в социальной сфере: проблемы измерения
эффективности // Журнал российского права. 2016. № 9. [2] Путило Н.В.
Юридические критерии социального государства: новые подходы // Журнал
российского права. 2016. № 10. [3] Снежко О.А.
Защита социальных прав граждан: теория и практика // — М.: ИНФРА-М, 2017. — 274
с. [4] Гусев, А.Ю.
Конституционное право на социальное обеспечение // Труд и социальные отношения
— 2016.- № 1 –С.49-51.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Право социального обеспечения: теоретико-правовые
основы 1.1 Понятие, предмет и метод права социального обеспечения Согласно
общепризнанным международным правовым актам – Всеобщей декларации прав человека
и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах
человека и гражданина, право социального обеспечения выступает в качестве
одного из приоритетных социально-экономических прав человека и гражданина.
Данное определение содержит в себе право на обеспечение государством пособиями
в связи с потерей кормильца, по инвалидности, безработице, поддержка
материнства и детства, обязательствами, связанными с пенсионными гарантиями и
иными случаями, установленными действующим законодательством.
Российская
Федерация старается создать оптимальные условия для социального обеспечения и
достойной жизни человека, но стоит отметить тот факт, что на законодательном
уровне не закреплено понятие «право социального обеспечения». Право социального
обеспечения, как уникальное явление является самостоятельной общностью правовых
норм, регламентирующих специфические группы общественных отношений, не
входящих в предмет правового
регулирования других отраслей права.
Так,
правоотношения в сфере социального обеспечения – это урегулированные нормами
права фактические отношения по поводу предоставления денежных выплат, услуг,
льгот, осуществляемых государственными органами (учреждениями и иными
уполномоченными государством лицами) и физическими лицами, имеющими на них
право[1].
Также
отметим, что базовые отрасли права, которые регулируют [1] Теория социальной
работы: учеб. для магистров / Е.И. Холостова [и др.]; под общ. ред. Е.И.
Холостовой, Е.Г. Студёновой. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и
К», 2018. – С. 43.