Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Развитие волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Проблема развития волевых качеств у
детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного
учреждения. 5
1.1. Рассмотрение проблемы развития воли у
детей старшего дошкольного возраста в научно-методической литературе. 5
1.2. Психолого-педагогические условия
развития волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста в условиях
дошкольного образовательного учреждения 17
1.3. Способы и средства развития волевых
качеств у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного
образовательного учреждения……………………………………………………………………….29
2. Исследование развития волевых качеств у
детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного
учреждения. 39
2.1. Реализация психолого-педагогических
условий развития волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста в условиях
дошкольного образовательного учреждения. 39
2.2. Результаты исследования развития
волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного
образовательного учреждения………………………………………………………………………..43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 56
ПРИЛОЖЕНИЕ. 61
Введение:
Актуальность исследования. В Федеральном
государственном образовательном стандарте ДОО уделяется большое внимание
подготовке детей к обучению в школе. Одним из важнейших компонентов готовности
к обучению в школе является волевая готовность, которая характеризуется таким
уровнем сформированности волевых качеств, который позволит ребёнку принять
новую социальную позицию и успешно адаптироваться к школе.
Изучение волевой сферы детей дошкольного возраста
является актуальным как в теоретическом, так и в практическом смысле. В этом
возрасте наблюдается интенсивное становление волевой сферы, которое заключается
в умении подчиняться требованиям, правилам. Развитие волевых качеств у старших
дошкольников ведёт к формированию способности к саморегуляции.
Проблема
развития воли детей в психологической науке решалась путем изучения таких ее
взаимосвязанных аспектов, как:
—
формирование мотивационной сферы детей (Л. И. Божович, О.Е. Смирнова),
—
осознание детьми своей деятельности и поведения (А. Л. Венгер, Д. Б. Эльконин,
З. М. Истомина, М. И. Лисина),
—
регуляция собственного поведения (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.).
Однако,
до сих пор в научной литературе и практике не выявлены наиболее эффективные
способы, средства и психолого-педагогические условия по развитию волевых
качеств детей старшего дошкольного возраста.
Объект
исследования: развитие волевых качеств детей старшего дошкольного возраста.
Предмет
исследования – процесс реализации психолого-педагогических условий по развитию
волевых качеств детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза
исследования. Предполагаем, что развитию волевых качеств детей старшего
дошкольного возраста будут способствовать специально разработанные творческие
игры.
Цель
работы — заключается в обосновании
психолого-педагогических условий развития волевых качеств старшего дошкольника
в различных видах детской активности.
Для
достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1.
изучить особенности развития воли у детей старшего дошкольного возраста в
научно-методической литературе,
2.
определить психолого-педагогические условия развития волевых качеств у детей
старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного
учреждения,
3.
обосновать способы и средства развития волевых качеств у детей старшего
дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения,
4.
реализовать психолого-педагогические условия развития волевых качеств у детей
старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного
учреждения,
5. предоставить
результаты исследования развития волевых качеств у детей старшего дошкольного
возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Методы
исследования:
1. теоретические: анализ и обобщение научной литературы по
особенностям развития волевых качеств детей старшего дошкольного возраста,
2. практические: наблюдение, психолого-педагогический
эксперимент,
3. статистические: качественное и количественное обоснование
полученных результатов исследования.
База
исследования. Исследование было организовано и проведено на базе ДОУ
«Светлячок» г. Анапы. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного
возраста в общем количестве 20 человек.
Практическое
значение полученных результатов заключается в том, что разработана и
апробирована авторская программа, основанная на творческих играх, которая может
быть использована в практике преподавания психологических дисциплин по
специальности «Дошкольное образование». Разработанные автором практические
рекомендации могут применяться в практике работы педагогов дошкольного звена
образования.
Апробация результатов исследования. Материалы
исследовательской работы заслушаны и прошли обсуждение в ходе работы VIII Всероссийской научно-практической
конференции «Векторы образования: от традиций к инновациям», прошедшей в Анапском филиале МПГУ 29 октября 2021 года.
Исследование
состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Анализ
научных работ отечественных исследователей по проблеме воли позволяет
установить определенный уровень ее разработки, а именно: определены понятия
«воля», «волевая и произвольная регуляция поведения», «саморегуляция»,
«конструирование волевого поведения» и их сущность; охарактеризованы функции и
свойства воли, дана их классификация. В отличие от зарубежных исследователей,
развитие волевого поведения, становление волевых качеств личности
отечественными учеными рассматриваются в неотъемлемой связи с определением
этапов осуществления волевого действия.
Теоретический
анализ результатов исследования позволяет утверждать, что выявленные и
обоснованные педагогические условия являются достаточными и способны обеспечить
успешное развитие волевых качеств детей старшего дошкольного возраста.
Многие
ученые акцентируют внимание на особых требованиях к процессу педагогического
общения воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста: эмоциональности,
поддержке инициативы детей, доверию к ним, партнерском отношении к личности
собеседника, его личностных качеств, выявлении встречной активности во время
взаимодействия. Все эти элементы оказываются в создании психологического
климата, доброжелательной атмосферы в детском коллективе, во время совместной
деятельности, в стиле общения, который сложился у воспитателя в его отношениях
с детьми.
Соответственно,
общение между воспитателем и старшими дошкольниками, основой которого является
«субъект – субъектное» взаимодействие, является педагогическим условием
воспитания воли личности в творческих играх.
Таким
образом, педагогическими условиями развития волевого поведения детей старшего
дошкольного возраста в игре является эффективное руководство творческими играми
как педагогическое условие становления свободы личности дошкольника; сочетание
разных видов творческих игр в образовательном процессе как условие
личностно-волевого становления старших дошкольников; особенности общения
воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста как основа функционирования
творческих игр в воспитательном процессе и развитие у них волевого поведения.
Изучив
творческую игру как средство воспитания изучаемой черты было выявлено: игры
детей в старшей группе ЗДО отражают бытовые и производственные отношения между
взрослыми; общественная тематика почти не встречается, поскольку, по нашему
мнению, воспитатели недостаточно в своей деятельности обращают внимание на обогащение
игрового опыта детей, используя при этом ограниченный арсенал методов и
приемов. В то же время, педагоги недостаточно уделяют внимания игровому
замыслу, ролям игроков, сюжету, наличию сюжетных игрушек, что в большей степени
способствуют развитию дисциплинированности 5 -6 летних детей.
На констатирующем этапе был изучен исходный
уровень сформированности волевых качеств у старших дошкольников. В ходе данного
эксперимента выявлено, что большинство детей старшего дошкольного возраста
(53%) имеют средний уровень, высокий уровень имеет 3 ребенка (20%). 4 ребенка
(27%) имеет низкий уровень сформированности волевых качеств. Из выше
изложенного видно, что все дети справились с заданиями и большее количество
детей имеют средний уровень.
На контрольном этапе эксперимента дети повысили
свой уровень развития волевых качеств. Большинство детей 9 (60%) стали иметь
высокий уровень сформированности волевых качеств, 5 детей (33%) средний
уровень. Один ребенок остался с неизменным уровнем сформированности волевых
качеств.
В процессе экспериментальной работы нами были
получены положительные результаты, которые подтвердили выдвинутую гипотезу.
Фрагмент текста работы:
1. Проблема развития волевых качеств у детей
старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного
учреждения 1.1. Рассмотрение проблемы развития воли у детей старшего дошкольного возраста в
научно-методической литературе Становление
личности дошкольника является сложным и многогранным процессом. Одним из
аспектов этого явления является развитие волевой сферы ребенка. Волевую сферу
характеризуют воля и волевое поведение человека, а также сложившиеся качества
личности. Наиболее значимыми, на наш взгляд, признаками сознательного человека
являются сформированность у него волевых качеств. Именно эти характеристики и
свойства указывают на более высокую ступень развития.
Выдающийся
отечественный психолог Л.С. Выготский отмечал, что воля имеет большое значение
в жизни человека. Без сильной воли невозможна творческая деятельность; она
необходима в игре, общении, труде, учебе. Волевые качества нужны в личной
жизни, в быту, во взаимоотношениях с разными людьми[1].
Обозначенный
вопрос является междисциплинарным, ведь различные аспекты изучаются философией,
психологией, педагогикой, этикой и многими другими науками.
Так,
изучение воли в науке было начато в философии, а ее сущность сводилась к
возможностям человека действовать независимо или, наоборот, в зависимости от
внешних обстоятельств, определенной жизненной ситуации. Собственное
исследование этого феномена происходило в контексте изучения свободы воли
человека. Так философской науке известно два противоположных течения, между
которыми были существенные противоречия: детерминизма и индетерминизма.
Представители первого направления Т. Гоббс, Б. Спиноза и др. считали волю
причинно-обусловленным явлением, а представители индетерминизма Платон, И.
Фихте, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Вольтер и др. – даром высших сил, что
предоставлен человеку с момента рождения.
В
XIX В. Л. Фейербах отнес волю к родовым сущностным силам человека в контексте
антропологического принципа. Воля понимается как способность человека
мобилизовать и направлять свои психические и физические возможности на решение
задач, перестают перед ее деятельностью и требуют сознательного преодоления
объективных и субъективных барьеров человека[2].
Еще
один из аспектов, который появляется из определения понятия — это то ее
отнесенность к субъективным характеристикам человека, то есть те черты
характера: дисциплинированность, решительность, уверенность, выдержка,
самостоятельность, целеустремленность и тому подобное. Данный вопрос активно
разрабатывалась в отечественной психологии наряду с такими феноменами как
сознание и самосознание, деятельность, развитие и формирование личности и тому
подобное.
Весомый
вклад в решение проблемы волевого поведения в разное время внесли Л.С.
Выготский, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, В.С. Мухина, И.И. Божович. Они
осуществляли изучение волевой регуляции в контексте возникновения произвольной
регуляции действий. Во многих исследованиях было подчеркнуто, что это явление
появляется на основе произвольных действий, которые имеют социальный контекст.
Так, произвольное поведение выражается в способности ребенка сознательно
управлять своими движениями, действиями, поведением в целом и достигать
значимых целей в различных специфических видах деятельности, в общении со
взрослыми и сверстниками. Проявлениями произвольного поведения является
выполнение задания по образцу, инструкции, соблюдение правил в играх, взаимоотношениях,
действия по замыслу. Зато волевое поведение, как высшая форма проявления
произвольного поведения, связано со способностью индивида мобилизоваться,
проявить волевое усилие в отношении поставленной цели.
Указанные
действия соотносятся с определенным эталоном, образом прогностической действия.
Она регулируется мозгом, ВНД человека — это так называемый акцептор действия.
Например,
С.Л. Рубинштейн отмечал несколько аспектов проблемы воли. В частности, он
указывал для того чтобы выяснить сущность и содержание воли нужно определить[3]:
а)
какие мотивы и цели являются для нее определяющими;
б)
каково ее строение, то есть как реально в конкретного человека создается
соотношение между личностным и социальным.
Также
ученый подчеркивал процессуальный характер исследуемого явления и обозначал его
термином волевое действие. Их он различал по степени сложности. Так, для
наивысшего уровня таких действий свойственны несколько последовательных этапов
ее реализации: от мотива до принятия решения. Также он указывал на большое
разнообразие качеств воли. Он относил их к волевой активности:
дисциплинированность, самостоятельность, решительность, настойчивость,
самоконтроль, выдержка, самообладание.
Л.С.
Выготский также подчеркивал социальный характер волевого поведения. Ученый
указывал на источник ее возникновения — социальную среду[4].
Исследования
С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского стимулировали ученых к дальнейшим
исследованиям волевого поведения. Общим моментом классиков отечественной
психологии является подчеркивание факта, что волевое действие возникает
благодаря сознанию и реализуется благодаря волевому усилию.
Другой
подход носит название регулятивного, название которого происходит от
регулятивной функции психики: В.К. Калин, Я.Л. Коломинский. Волю понимали, как
определенный психологический механизм, благодаря которому личность управляет
активностью, собственными психическими функциями: мышление, память, внимание,
эмоции, воображение и т.д. [1]
Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Просвещение, 2015. – С. 87 [2]
Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л. Ф. Ильичев, П. Н.
Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. – М. : Сов. энциклопедия, 1983. –С. 83 [3]
Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологи / С.Л. Рубинштейн. – М.:Наука,1976. –
С. 82 [4]
Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Просвещение, 2015. –С. 32