Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Начальное образование

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Развитие внимания в процессе формирования психолого-педагогической готовности ребенка к школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития
произвольного внимания у детей в психолого-педагогических исследованиях. 6

1.1. Проблема внимания в отечественных и
зарубежных исследованиях. 6

1.2. Особенности развития
произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте и младшем школьном
возрасте. 20

1.3. Методы и средства развития
произвольного внимания у детей при подготовке к школе. 25

Выводы по 1 главе. 29

Глава 2.
Эмпирическое исследование развития произвольного внимания у детей, поступающих
в школу. 30

2.1. Организация и методы исследования. 30

2.2. Результаты экспериментального изучения развития
произвольного внимания  33

2.3. Программа развития произвольного внимания у детей в
процессе подготовки к школе. 37

Выводы по 2
главе. 45

Выводы по
работе: 46

Рекомендации для педагогов и для родителей по
развитию.. внимания
детей, готовящихся к поступлению в школу. 48

Заключение. 51

Список использованных источников. 54

  

Введение:

 

Проблема вырабатывания произвольного внимания
у детей давным-давно занимает и волнует педагогов, ученых, психологов. Вероятно,
известно, сколь трудоемка и объемна работа в дошкольном учреждении, и как
временами бывает тяжело ребенку, который не может преобразовывать детали, не
активен в работе, отвлечен, непоседлив и невнимателен. И как "глупые"
погрешности по неосторожности проявляются в школьные годы. Дети, которые могут
продолжительное время концентрироваться на деталях, прилежны, заботливы и ведут
себя абсолютно иначе. Эти дети лучше адаптируются к процессу обучения.
Функционируя в тесном сотрудничестве с дошкольным учреждением, а в последствии
и со школой, преподаватели следят за успехами своих выпускников. Согласно
заявлению школьного психолога, 55% первоклассников затрудняются выполнять
требования, предъявляемые к школьникам.

Одной из таких проблем является неумение
разговаривать, переключаться, концентрироваться на учебной деятельности. И
поэтому возникает потребность совершенствовать у детей произвольное внимание
при подготовке к школе, таким образом, налаживать их заинтересованность в
обучении и сохранять эту концентрацию на протяжении долгого времени.

Произвольное внимание — результат обучения и
развития, в котором устанавливается специализированная проблема и приводятся общественно
исследованные способы, приемы и методы контроля данного варианта деятельности.
Групповые умения и навыки внимания в любом раздельном случае подобает
конкретизировать, контролировать и проработать сообразно к определенному варианту
деятельности. Формирование внимания в разных вариантах деятельности
обнаруживает вероятность вырабатывания коллективного контроля и бдительности в
целом.

Актуальность
работы. Возникло определенное противоречие: несмотря на то,
что исследование случайного внимания в психолого-педагогической литературе
рассмотрено в достаточном количестве трудов психологов и педагогов, проблема
развития произвольного внимания у старших дошкольников остается актуальной.

Стремление
найти пути разрешения указанного противоречия определило проблему исследования
— выявление наиболее эффективных методов развития произвольного внимания у
старших дошкольников.

Актуальность и
практическая значимость обусловила выбор темы: «Развитие внимания в процессе
формирования психолого-педагогической готовности ребенка к школе».

Цель исследования – анализ развития произвольного
внимания у детей при подготовке к поступлению в школу.

Объект исследования — произвольное внимание детей старшего
дошкольного возраста.

Предмет исследования — развитие произвольного внимания
старших дошкольников в процессе формирования психолого-педагогической готовности
к школе.

Гипотеза исследования: Уровень развития произвольного
внимания у мальчиков и девочек 6-7 лет оказывает влияние на успешную готовность
к обучению в школе.

Исходя из
поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета, гипотезы,
были сформулированы следующие задачи:

1.Рассмотреть
проблемы произвольного внимания у детей в отечественных и зарубежных
исследованиях.

2.Изучить особенности
развития произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте и младшем
школьном возрасте.

3.Изучить методы и
средства развития произвольного внимания у детей при подготовке к школе.

 4.Провести эмпирическое исследование развития
произвольного внимания у детей, поступающих в школу.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Сначала ВКР было сказано,
что возникло определенное противоречие: несмотря на то, что исследование
случайного внимания в психолого-педагогической литературе рассмотрено в
достаточном количестве трудов психологов и педагогов, проблема развития произвольного
внимания у старших дошкольников остается актуальной.

Целью исследования стал
анализ развития произвольного внимания у детей при подготовке к поступлению в
школу.

Объектом исследования —
произвольное внимание детей старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет.

Предметом исследования —
развитие произвольного внимания старших дошкольников в ходе формирования
психолого-педагогической готовности к школе.

В первой теоретической
части ВКР нами подверглись рассмотрению теоретические нюансы развития
произвольного внимания у детей в психолого-педагогических исследовательских
работах.

Сегодня в психологии
сохраняется концепция внимания как особого либо характерного нюанса
деятельности каждого субъекта, что является иным его выражением, внимание
отвергается как самостоятельная форма умственной деятельности.

Роль внимания заключается
в обеспечении психических процессов (когнитивных, чувственных, волевых) и эффективной
работе сознания. Оно утрачивается само собой при вмешательстве влияния внешнего
мира, потому что есть форма организации интеллектуальной деятельности человека,
которая направлена на концентрацию внимания, объектах строительства, которые
ему важны.

Поощрение добровольной
заинтересованности детей играет главную роль в подготовке детей к школе. Умение
произвольно концентрировать свое внимание на том, что по своей сущности непрезентабельно,
но нужно для усвоения академических познаний, является главнейшим условием успеха
учебной деятельности.

Область случайного
внимания — главное свойство дошкольников, но непроизвольное внимание остается
основным направлением в дошкольном детстве. Детям тяжело сосредоточиться на
однообразных занятиях, которые им не нравятся, даже если они могут быть
внимательны во время долгого периода, во время решения продуктивной и
эмоциональной задачи.

Учитывая то, что внимание
ребенка-дошкольника имеет непроизвольную форму, дошкольное образование не может
основываться на задачах, требующих неизменного напряжения случайного внимания,
а обязано обхватывать элементы игры, продуктивные виды и формы деятельности, с
частой их сменной. Благодаря этому внимание детей может поддерживаться на
довольно высочайшем уровне. Отсюда следует, что требуется улучшение форм и
способов развития нацеленной помощи детям дошкольного возраста.

В следующей практической
части ВКР нами проведено эмпирическое исследование по выявлению уровня
произвольного внимания у старших дошкольников и разработана программа развития
случайного внимания у детей экспериментальной группы.

По результатам
диагностики 10% (1 ребенок) имеет высочайший уровень, 30% (3ребенка) имеют выше
среднего уровень, 20 % (2ребенка) имеют средний уровень, 30% (3ребенка) имеют
низкий уровень и 10 % (1 ребенок) имеют выше низкого уровень развития внимания.

По конечным результатам
диагностики нами сделан вывод о том, что дети, показавшие уровни развития
внимания выше низкого и средний уровень нуждаются в коррекционной программе по
улучшению собственных характеристик.

На третьем шаге
эксперимента нами была разработана программа, состоящая из 15 игр. Время на
ролевую игру — 20-25 минут. Данные игры были разработаны с целью развития
произвольного внимания старших дошкольников. Повторное
диагностирование детей старшего дошкольного возраста из экспериментальной
группы выявило следующее: 50% (5 детей) проявили высочайший уровень, 40% (4ребенка)
показали средний уровень и 10% (1 ребенок) проявили выше среднего уровень
развития произвольного внимания.

Следовательно, программа
по развитию произвольного внимания у старших дошкольников была внедрена удачно
и наша гипотеза, что произвольное внимание оказывает влияние на развитие подготовленности
детей к школе подтвердилась.

Таким образом, можно
утверждать, что были выполнены все поставленные в ВКР задачи, точнее:

1.Рассмотрены задачи
случайного внимания у детей в российских и иностранных исследованиях.

2.Изучины характерные
черты развития случайного внимания в старшем дошкольном возрасте и младшем
школьном возрасте.

3.Изучины способы и
средства развития случайного внимания у детей при подготовке к школе.

 4.Проведено эмпирическое исследование развития
случайного внимания у детей, поступающих на занятия.

5.Разработана программа
развития случайного внимания у детей в ходе психолого-педагогической готовности
к школе.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития
произвольного внимания у детей в психолого-педагогических исследованиях

1.1. Проблема внимания в отечественных и зарубежных исследованиях В российской
и зарубежной литературе в области психологии огромное внимание уделяется
проблеме развития произвольного внимания. Исследование развития внимания почти
многие десятилетия изучали и продолжают изучать иностранные специалисты по
психологии и учителя: (У. Джеймс, Дж. Мил, И. Герберт, Д. К. Узнадзе, Т. Рибо и
многие иные) [39, c. 66-102], а также российские специалисты по психологии (Н.
Ф. Добрынин, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л.
Рубинштейн, Н. Н. Ланге, Р. С. Немов и др.) [35, c 136], [29, c.392], [13,
c.230], [14, c. 243-259].

Многие
российские и зарубежные специалисты по психологии по-всякому поясняют природу
происхождения внимания. Н. Ланге выделил последующие основные подходы к дилемме
природы внимания [28, c. 138]:

1. Внимание
через адаптацию моторики.

Любители
этого подхода предполагают, что внимание нереально без движения мускул, потому
что мы можем произвольно переносить внимание с одного объекта на иной. Именно
движения мышц дают обеспечение адаптации органов эмоций к условиям
превосходнейшего восприятия.

2. Внимание
весьма ограниченной области осведомленности. Не объясняя, что значит объем
сознания, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что более насыщенные репрезентации
могут представлять либо подавлять наименее насыщенные.

3. Внимание
через эмоции. Эта теория, в особенности превосходно разработанная в британской
ассоциативной психологии, указывает зависимость внимания от любознательности. Вот
поэтому Дж. Мил считал, что получение приятного либо болезненного опыта, или
идеи и сосредоточение на ней начнет формировать концентрацию внимания [54].

4. Внимание
как итог апперцепции; в итоге актуального опыта человека.

5. Внимание
как особенная активная способность духа. Некие психологи, пораженные
своеобразием парадокса внимания, трактуют его как первичную и активную способность,
происхождение которой непостижимо разуму.

6. Внимание
как усиление раздражителя. Сообразно этой догадке, внимание вызывается
увеличением местной возбудимости центральной нервной системы.

7. Теория
угнетения нервной системы пробует разъяснить основной факт внимания —
преобладание одной идеи над иной — тем фактом, что лежащий в основе физиологический
нервный процесс удерживает или подавляет физиологические процессы, лежащие в
основе иных представлений и движений, что приводит к факту особенной
концентрации сознания.

Все
перечисленные выше теории концепции научных психологов основаны на реальных
фактах, но верно осознать парадокс внимания можно исключительно в совокупной
концентрации абсолютно всех его свойств (рис.1.). Рис. 1 – Теории
внимания

Одна из самых узнаваемых концепций
эмоционального внимания была предложена Т. Рибо. Он утверждает, что внимание,
расслабленное либо завышенное, непрерывно объединено и эмоционально заряжено.
Т. Рибо увидел необычайно узкую связь меж чувствами и произвольным вниманием.
Он нашел, что интенсивность и длительность данного внимания на сто процентов
смешиваются с интенсивностью и длительностью психических состояний, соединенных
с предметом внимания. Невольная концентрация безусловного внимания связана с
чувственным состоянием. Доля внимания повсеместно сопровождается таким
количеством необъятных переживаний, насколько ступенчаты преображения
физиологического и физического состояния организма. Следовательно, на базе
детализированного и всестороннего изучения этих образов состояний можно
унаследовать четкую картину частей внимания. Т. Рибо выделил необыкновенно
самобытный авторитет физических коррелятов двигательных процессов и состояний,
что воздействовало на его интерпретацию интересующего нас явления [39,
c.66-102].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы