Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Психология

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Развитие внимания младших школьников средствами дидактических игр

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические подходы изучения особенностей внимания младших школьников 5

1.1 Понятие внимание в психолого-педагогической литературе 5

1.2 Особенности развития внимания младших школьников 9

1.3 Развитие внимания младших школьников средствами дидактических игр в образовательном процессе 14

Глава 2. Организация и методы исследования 18

2.1 Методологические принципы исследования 18

2.2 Организация и планирование исследования 22

2.3 Характеристика выборки исследования 25

2.4 Методы и методики исследования 26

2.5 Эмпирические методы исследования 35

Глава 3. Результаты эмпирического исследования внимания младших школьников 36

3.1 Особенности развивающей программы «Мир внимания» как средства развития внимания младших школьников 36

3.2 Результаты сравнительного анализа значений показателей внимания в экспериментальной и контрольной группах 38

3.3 Результаты сравнительного анализа значений показателей внимания младших школьников после реализации развивающей программы 44

Практические рекомендации 52

Выводы 53

Заключение 54

Список литературы 55

Приложения 59

  

Введение:

 


Актуальность темы дипломной работы. Сегодня перед школой стоит задача не только дать учащимся конкретную сумму знаний, умений и навыков, но и создать условия для максимального успешного формирования и развития творчески мыслящей личности, способной к свободному ориентированию в потоке разнообразной информации, выражению собственной позиции.

Чтобы образование было качественным, педагогическую деятельность следует направить не только на усвоение учащимися знаний, предметных умений и навыков, но и на усвоение ими способов, методов и приемов, на развитие способностей в познании нового, незнакомого, коррекции познавательных процессов, на создание условий для развития самостоятельности и приобретения еще в школьном возрасте опыта решения проблемы, реализации своих попыток как в образовательной деятельности, так и в целом в обществе.

Сегодня принято выделять в структуре познавательной сферы ребенка такие психические процессы, которые способствуют обеспечению всестороннего формирования его личности. Данные психические процессы делятся на три следующие группы: эмоциональные, познавательные, волевые.

Чтобы развитие познавательной деятельности ребенка происходило полноценно, необходимо организовать слаженную, взаимосвязанную между собой работу всех психических процессов, а именно: восприятия ощущений, воображения, памяти, речи, мышления, внимания.

Заинтересованность исследователей (А. Вудворс, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н. Берштейн и др.) из различных научных сфер проблемой развития внимания была и на сегодняшний день остается очень большой. Особенно значимым является развитие свойств внимания младших школьников.

Итак, на современном этапе модернизации системы образования особое внимание отводится проблеме развития внимания детей младшего школьного возраста.

Объект исследования – внимание младших школьников как познавательный процесс.

Предмет исследования – развитие внимания у учащихся младших классов.

Цель исследования – выявить особенности развития внимания у учащихся младших классов средствами дидактических игр.

Задачи исследования:

1. Провести анализ теоретических подходов к изучению особенностей внимания младших школьников.

2. Разработать развивающую программу «Мир внимания» как средства развития внимания младших школьников.

3. Провести эмпирическое исследование внимания младших школьников.

Методами исследования, способствующими решению поставленных задач, были определены следующие: анализ литературы по теме дипломной работы; синтез и обобщение; наблюдение; тестирование.

Новизна исследования состоит в обобщение материала относительно развития внимания младших школьников средствами дидактических игр.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что собранный нами материал можно использовать в дальнейших разработках данного вопроса.

Практическая значимость исследования состоит в разработанной развивающей программе «Мир внимания» и возможности ее использования педагогами начальных классов в процессе развития внимания младших школьников.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Внимание – это психический процесс, который дает нам возможность усваивать необходимую информацию, получать новые знания умения и навыки. Среди основных его свойств выделяют: устойчивость и концентрацию, переключение, объем. Также внимание активирует нужные и притормаживает ненужные в данный период времени физиологические процессы, способствует результативному усвоению информации, обеспечивает непроизвольную и произвольную активизацию на необходимых в этот момент видах деятельности.

Младший школьный возраст является сензитивным периодом в процессе развития всех психических процессов: ощущения, восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения. Преобладающим у учащихся младшего школьного возраста является непроизвольное внимание, произвольное внимание развивается совместно с мотивами учебной деятельности.

Игровая деятельность – один из наиболее перспективных методов обучения. Она используется для развития творческого мышления учащихся, формирования практических умений и навыков, позволяет стимулировать внимание и повышать интерес к задачам, активизировать восприятие учебного материала.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические подходы изучения особенностей внимания младших школьников

1.1 Понятие внимание в психолого-педагогической литературе

Для начала считаем целесообразным раскрыть сущность понятия внимания о писать его виды.

В процессе познания мира детям необходимо внимание, поскольку оно позволяет им сосредоточиться на конкретных объектах, что дает возможность ребенку из потока информации, которую он получает из окружающей среды непрерывно, выделить самую интересную и для него значимую. Природа внимания заключается в том, что выбранный объект обладает доминирующим значением. По этой причине увлеченные чем-то дети часто могут не замечать происходящего вокруг.

Внимание – психофизическая функция, которая обеспечивает процессы воспитания и обучения. Внимание повышает уровень активации коры больших полушарий, его формируют различные структуры головного мозга, к которым относится: генерализованная активация коры больших полушарий (ретикулярный формация среднего мозга), которая вызывает процесс непроизвольного внимания; локальная активация (лимбическая система и высший корковый центр регуляции и контроля – в лобной области), которая осуществляет произвольное внимание.

Нарушения целенаправленного внимания – причина неуспеваемости учащихся младшего школьного возраста. Такая ситуация возникает в следствии недостаточности внимания, негативно влияющего на развитие всех остальных познавательных процессов, что, в свою очередь, приводит к снижению уровня овладения учащимися необходимыми умениями и навыками, знаниями. Большинство детей обладает такими характеристиками внимания, как неустойчивость, ослабленность восприятия словесной информации, затрудненность переключения с одного вида деятельности на другой; недостаточный уровень развития концентрации, объёма, распределения внимания. Довольно часто у детей с недостаточно развитым внимание отмечается рассеянность, отвлекаемость от той деятельности, которая выполняется в данный момент.

Н.Т. Шилова [33] отмечает, что причин нарушения внимания может быть много. Некоторые из них приведены на Рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 ‒ Причины нарушения внимания

Внимание обладает тесной связью с другими психическими процессами, к примеру, внимание активизирует конкретные области коры больших полушарий, чем способствует оптимизации восприятия (создает условия для включения).

Итак, видами внимания являются следующие:

1. Внешнее внимание

Оно характеризируется направленностью на окружающую ребенка среду: явления, предметы, люди и их действия. Уже в младенчестве отмечаются проявление данного вида внимания. Основные признаки подобной направленности психики – это разные поведенческие реакции, к примеру, поворот головы в сторону источника звука, света или запаха, либо, наоборот, замирание [18].

2. Внутреннее внимание

Направлено на собственные мысли и переживания ребенка. Яркий пример, ситуация, когда, ребенок, бросив свое занятие, словно замирает и отрешенно смотрит в пустоту. Подобная отрешенность говорит лишь о том, что ребенок погрузился в собственные мысли, фантазии и переживания [18].

Часть ученых убеждены, что понятие внимания не является уникальным и самостоятельным процессом, она возникает только как часть или элемент любой другой человеческой деятельности. Противники же настаивают, что этот процесс выступает как вполне независимый, специфический, психическое состояние человека, у которого есть своя особенность, не похожая на характеристики ни с одним другим процессом.

Проблемами исследования внимания занимались такие ученые как Д.Е. Бродбент, П.Я. Гальперин, Н.Н. Ланге, С.Л. Рубинштейн, И.П. Павлов, Д.Н. Узнадзе, А.А. Ухтомский тому подобное. Они выдвигали множество теорий внимания, но несмотря на значительное количество исследований, проблема внимания не стала менее значимой. До сих пор существует дискуссия относительно этого понятия. Однако большинство исследователей все же убеждены в особенности данного психического процесса [12].

В психологии принято выделять следующие критерии внимания [11; 20; 26], которые представлены на Рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 ‒ Критерии внимания

Важным и необходимым условием эффективности любого вида человеческой деятельности является именно внимание. У лиц без нарушений оно проявляется в собранности, сосредоточенности и углубленности на определенном объекте и торможении от посторонних внешних раздражителей, которые отвлекают. Также внимание делят на непроизвольное – нецеленаправленное; и произвольное – целенаправленное.

1.2 Особенности развития внимания младших школьников

Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных ребенком на данном возрастном этапе. Период младшего школьного возраста представляет собой новый этап в развитии ребенка, который припадает на возраст от 6-7 лет до 10-11 лет. Основное событие данного возраста состоит в поступлении ребенка в школу, в связи с изменяется его социальный статус. Младший школьный возраста как этап, когда в жизни ребенка происходят важные социальные изменения. При этом он также является самым благоприятным для развития личностных качеств ребенка.

Наблюдается дисгармония в нервно-психическом и физическом развитии детей, в результате чего временно ослабляется нервная система. Возникает беспокойство, повышенная потребность в движении и утомляемость [9, с. 99].

С.Л. Рубинштейн отмечает, что изменения происходят не только с социальной ролью ребенка, изменяется также восприятие ребенком его статуса, так как он выступает в новой роли – роли ученика. Для большинства детей младшего школьного возраста поступление в школу является серьезным испытанием. Младшие школьники должны пройти период адаптации, освоиться в новом коллективе, привыкнуть к новым требованиям и повседневным обязанностям, которые им предъявляются, к новому режиму дня. Обучение становится важной общественно-оценочной деятельностью [26].

Каждый ребенок по-своему реагируют на начало обучения в школе. От всех этих фактором зависит, насколько успешных будет приспособление к новому социальному статусу. Кроме этого, такими факторами являются деятельность учителя и поддерживающее отношение родителей. Когда условия начала школьного обучения являются благоприятными, то в его психике происходит формирование первого психического новообразования данного возрастного периода, определяющегося как внутренняя позиция школьника [24], предполагающей сформированность у него общего положительного отношения к обучению в школе, готовность выполнять требования учителя, признание его авторитета [32].

Согласно утверждению В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, личности ребенка младшего школьного возраста характерны такие качества, как произвольность действий, внутренний план действий, рефлексия. По мнению авторов, появление произвольности внутренних действий позволяет младшим школьникам ставить перед собой определенную цель, задачи и находить средства, позволяющие достичь результата. Сформированность внутреннего плана действий у младших школьников дает им возможность выполнять действия планирования и продумывания заранее возможных ходов; устного решения задач; устного отчитывания о выполнении деятельности и пр. [35]. По мнению Л.И. Божович, сформированность этих качеств лежит в основе развития у младших школьников самоконтроля и саморегуляции [5].

Умение младших школьников объяснить собственные действия, аргументировать их, найти и исправить ошибки – это основа рефлексии, позволяющая детям осуществлять объективный анализ собственного поведения в соответствии с требованиями деятельности. Рефлексия оказывает влияние и на познавательную деятельность детей младшего школьного возраста [8], в частности, это касается и такого познавательного процесса, как нимание.

В результате проведенных исследований Е.А. Васильевой, А.В. Скрипченко, Л.В. Долинской, С.В. Огороднийчук, И.С. Булах, Т.М. Зелинской было установлено, что у детей данного возрастного периода на основе социального опыта, усвоенного детьми, происходит появление специфических новообразований [28].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы