Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Развитие устной речи отсталых детей 1 класса с использованием элементов сказкотерапии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1.1 Понятие связной устной речи в
психолого-педагогической литературе. 6
1.2 Характеристика устной речи
умственно отсталых детей младшего школьного возраста. 9
1.3 Роль сказкотерапии в развитии
устной речи отсталых детей младшего школьного возраста. 11
Глава 2.
Исследование развития устной речи
отсталых детей 1 класса с использованием элементов сказкотерапии. 13
2.1 Выявление уровня развития устной
речи отсталых детей. 13
2.2 Работа по развитию устной речи
отсталых детей с использованием элементов сказкотерапии. 17
2.3 Сравнительный анализ результатов
исследования. 22
Заключение. 26
Список
литературы.. 28
Приложения
Введение:
Актуальность
исследования. Проблемы интеллектуального и личностного
развития детей являются фактором активизации комплексного теоретического и
практического изучения особенностей развития речи детей. Понятие о сущностях
феноменов речи, механизмах формирования и общих закономерностях является
главным фактором, определяющим развитие учебной деятельности младшего
школьника. В данном аспекте реализуется попытка сопоставить особенности
развития речи младшего школьника на уроках как параметра условий развития
ребёнка.
Одним из базовых компонентов в
обучении и воспитании детей является развитие устной речи. Большинство учёных
озабочены снижением общего уровня речевой культуры. Следовательно, необходимо
вести планомерную работу по формированию языковой компетенции. В этой связи
задачей современной школы является достижение наиболее эффективной общественной
формы организации учебной деятельности детей.
Проблеме становления речевой
деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время
установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея
развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения,
определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников,
представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания,
выявлены психологические особенности формирования устной речи младших
школьников.
В данном русле одной из актуальных и
отвечающих современным требованиям проблем становится изучение устной речи
интеллектуально отсталых детей, поиск соответствующих способов и приёмов, форм
и средств развития речевой деятельности учащихся. Дети овладевают родным языком
через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так
важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для
общения, для выражения своих мыслей. Этим объясняется актуальность темы,
определяется выбор проблемы, объекта и предмета исследования. Проблемы речевой
деятельности привлекают внимание учёных. Об этом говорит поток научных
исследований. Работы Б.Г. Ананьева, Л. А. Венгера, Б. Ф. Ломова, В. В.
Богословского, Л. С. Выготского, В. А. Крутецкого, А. Н. Леонтьева, А. Р.
Лурия, С. Л. Рубинштейна и др. позволяют создавать научно-обоснованные
предпосылки для выявления условий индивидуализации деятельности в развитии
речевой деятельности у детей.
Заключение:
Связная речь занимает важное место в
общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка,
его способность понимать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. В
процессе развития речи формируются высшие формы познавательной деятельности,
способности к концептуальному мышлению. У детей с нормой речевого развития в
старшем дошкольном возрасте связная речь достигает довольно высокого уровня.
Это очень важно для дальнейшего успешного обучения в школе и всестороннего
развития личности ребенка.
В сочетании с другими методами
коррекции устной речи сказкотерапия представляется мощным оружием, направленным
на постепенное устранение блоков в восприятии новой информации, расширение
кругозора дошкольников, улучшение использования ими эмоциональной окраски речи,
ее лексическое наполнение, снятия эмоционального напряжения. Все это,
безусловно, способствует улучшению качества устной речи младших школьников. Использование сказкотерапии
в работе с отсталыми детьми, имеющими проблемы в развитии речи, просто
необходимо, так как такая форма деятельности является
новой технологией в психолого-педагогической коррекции детей.
Для изучения устной речи отсталых детей
использовали задания И.Н. Лебедевой, В.П. Глухова и Л.Н. Ефименковой. В
результате констатирующего эксперимента были получены следующие результаты: высокому уровню развития связной речи соответствует 3%
детей, среднему уровню развития связной речи соответствует 45% обследованных и
низкому уровню — 52% отсталых детей. Результаты показали, что устная речь обследованных
учащихся развита недостаточно и нуждается в целенаправленной и систематической
корректирующей работе по формированию устной речи.
Проведение формирующего
эксперимента выявило положительную динамику в развитии устной речи детей
экспериментальной группы. Результаты экспериментальной группы на контрольном
этапе – 36% отсталых детей имеют высокий уровень развития устной речи, 64% — средний
уровень, на низком уровне учащихся не выявлено. Из этого можно сделать
следующий вывод: число отсталых детей с низким уровнем развития устной речи
снизилось в три раза, а число детей с высоким уровнем увеличилось.
Также было выявлено, что
сказкотерапия дает возможность на основе одного и того же сюжета сказки
построить несколько занятий с разнообразными заданиями и упражнениями, направленными
на развитие устной речи учащихся. Это способствует постепенному развитию устной
речи отсталых детей, что было подтверждено в ходе контрольного эксперимента.
Фрагмент текста работы:
1.1 Понятие связной устной речи в
психолого-педагогической литературе Психологическая сущность связной
речи, проблемы ее развития и формирования затрагиваются и раскрываются в
многочисленных психологических изучениях таких авторов, как Л.С. Выготский,
Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.М. Леушина, А. К. Маркова, С. Л.
Рубинштейн, А.Г. Рузская, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и др. Под связной речью
подразумевается развернутое, логически последовательное, а также образное
описание какого-либо содержания. Психологи фиксируют, что для говорящего каждая
речь, которая сообщает мысль, предстает связной речью [4].
С.Л. Рубинштейн говорил, что речь –
это деятельность общения – выражения, влияния, сообщения – с помощью языка,
речь – это язык в действии. Речь представляется единством установленной
деятельности – общения – и установленного содержания, что обозначает и,
обозначая, отображает существование. Подобным образом, речь – это модель
наличия сознания (мыслей, эмоций, переживаний) для другого, что служит
средством общения с ним, а также модель обобщенного отображения реальности,
либо форма существования мышления. Речь – это язык, действующий в контексте
индивидуального сознания [14].
Р.С. Немов полагает, что согласно
собственному жизненному значению речь содержит полифункциональный вид. Она
представляется не только лишь средством общения, но и средством мышления,
носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением прочих
людей и регуляции собственного действия человека. По большому счету речь
представляется полиморфной деятельностью, согласно большому количеству ее
функций, т.е. в собственных разнообразных многофункциональных направлениях она
показана в различных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога,
письменной, устной и т.д. [13].
С точки зрения Л.С. Выготского, речь
представляет существенную значимость в формировании личности и переводит
мышление в иной уровень сознания. Как раз благодаря речи человек понимает себя
и переступает в дальнейший уровень [4].