Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Педагогика

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Развитие у обучающихся спо творческих способностей в профессиональной деятельности.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы развития у обучающихся
учреждений среднего профессионального образования творческих способностей в
профессиональной деятельности. 7

1.1. Понятие «творческие способности» и их характеристика
в психолого-педагогической литературе. 7

1.2. Методы и средства развития творческих способностей у
обучающихся СПО в процессе профессиональной подготовки. 14

Глава 2. Экспериментальная работа по развитию у
обучающихся учреждений среднего профессионального образования творческих
способностей в профессиональной деятельности. 20

2.1. Диагностика уровня развития у обучающихся СПО
творческих способностей  20

2.2. Программа развития творческих способностей студентов
СПО в процессе профессиональной подготовки. 26

2.3. Методические рекомендации по развитию творческих
способностей студентов СПО.. 31

Заключение. 33

Список литературы.. 35

Приложения. 40

  

Введение:

 

В современных условиях
реформирование системы образования ставит перед профессиональными
образовательными учреждениями задачи по становлению индивидуальной личности,
способной к самостоятельному решению поставленных перед ним задач, обладающей
высоким уровнем профессиональной подготовки и профессиональной компетентности,
творческих способностей и других личностных качеств.

Да и работодатели
предъявляют к выпускникам профессиональных образовательных учреждений
достаточно высокие требования. В объявлениях о вакантной должности указывают
почти одни и те же характеристики, которыми должен обладать молодой специалист:
ответственность, коммуникабельность, амбициозность, целеустремленность,
стрессоустойчивость, умение ориентироваться и принимать решения в нестандартных
ситуациях, творческий подход. На сегодняшний день это актуально и необходимо в
новых динамичных социально-экономических условиях быть востребованным и
конкурентоспособным специалистом. К тому же многие виды профессиональной
деятельности связаны с творчеством, т.е. с решением новых задач или с созданием
нового продукта. Например, инженерная деятельность (проектирование и
конструирование новых технических средств), управленческая деятельность
(подготовка и принятие организационных решений, руководство людьми), работа
дизайнеров (художественное конструирование) [1], работа архитекторов
(совокупность объектов, обусловливающих художественную организацию пространства
своим присутствием, расположением и функционированием).

Сущность творчества
заключается в создании человеком в процессе деятельности чего-то нового,
противоположного шаблонному, застывшему, стереотипному; он овладевает и
перерабатывает уже существующую информацию, опыт только ему присущим путем, созидая
и себя как личность.

Проблемой творчества уже
давно занимаются различные ученые, а в частности такие философы как: Платон,
Аристотель, В. Ф. Асмус, Г.В.Ф. Гегель, И.А. Ильин, И.Кант, А.Ф. Лосев, В.В.
Розанов, А.Г. Спиркин, Е Л. Фейнберг, П. А. Флоренский и др.; такие психологи
как: Б. Г. Ананьев, Т. И. Артемьева, Л.С. Выготский. Я. Гальперин, Э. А.
Голубева. В. Н. Дружинин. В. П. Зинченко, В.А. Крутецкий, В.С. Кузин,
А.Н.Леонтьев, А. Д. Логвиненко, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Б. М. Теплое.
Д.Б. Эльконин и др.

Так же, важное значение в
рассмотрении проблемы комплексного развития личности, ее творческих
способностей для данного исследования имели работы: Н. С. Боголюбова, С. Е.
Игнатьева, В. В. Корешкова, В. С. Кузина, В. К. Лебедко, Б. М. Йеменского, И.
И. Ростовцева, А. С. Хворостова, Е. В. Шорохова и других, они обозначили
высокую социальную значимость проблемы творческого развития личности в целом и
личности будущего педагога в частности. В своих трудах ученые-педагоги обосновали
необходимость и раскрыли актуальность развития творческих способностей
студентов.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В данном исследовании
приведены теоретическое обобщение и практическое решение проблемы развития
творческих способностей студентов СПО.

Достигнута цель
исследования, выполненные задачи являются основаниями для формулирования общих
выводов:

1. Анализ философской,
социологической, психологической и педагогической литературы, теории и практики
дает основание отметить, что творческие способности рассматриваются нами как
интегративная характеристика личности, которую составляет система знаний и умений,
личностных, профессиональных качеств и задатков для преобразования и / или
создания действительности.

2. В структуре творческих
способностей выделены следующие составляющие: мотивационная (мотивы,
потребности, направленность на профессиональную деятельность), когнитивная
(сформированность знаний о сущности, механизмы, закономерности педагогического
творчества, роль и место в ней личности), креативная (задатки к творческой
деятельности, креативность и другие психологические качества), операционная (овладение
методов, технологий творческой деятельности в условиях учреждений высшего
образования) и рефлексивная (способность к критическому оценки и
совершенствование собственной творческой педагогической деятельности,
ответственность за ее результаты).

3. Результаты
констатирующего этапа позволили выявить, что у всех студентов, принимающих
участие в исследовании уровень творческих способностей находится на среднем и низком
уровне. Именно поэтому, возникла необходимость в разработке и апробации
проекта, включающая в себя все изученные условия.

4. На основе полученных
результатов была разработана программа развития творческих способностей
обучающихся. В основу программы были положены принципы: системности, осознанной
перспективы, развития рефлексии, использование интерактивных средств обучения,
оптимального сочетания индивидуальной и групповой форм учебной работы,
вариативности деятельности в развитии индивидуального стиля личности,
ориентации на объект профессиональной деятельности в социальной сфере.

Программа состояла из
информационно-диагностического блока, который предусматривал получение
информации о личностных особенностях испытуемых, анализ данных о специфике их
профессионального самоопределения, а также активную установку на формирование
профессионально важных качеств и аутокомпетентности, мотивов самопознания и
самосовершенствования; развивающие-ресурсного блока, с применением комплекса
инновационных социальнопсихологических психотехнологий личностной,
межличностной и микросоциальной направленности (интеграция личностного и
профессионального развития, консалтинг с проблем профессионального
самоопределения, личностно ориентированная работа с проектирования
профессионального становления и профессионального роста, активное
социально-психологическое обучение (дискуссионные клубы,
социально-психологический тренинг, спецкурсы), карьерный тьюторинг) и
рефлексивно-мониторингового блока, который предусматривал адаптивное
профессиональное консультирование по проблемам самоопределения и
профессионально-личностного развития специалистов социальной сферы и их
контроль на познавательно-деятельностном уровне.

 

Фрагмент текста работы:

 

Понятие
«творческие способности» и их характеристика в психолого-педагогической
литературе

Студенческий возраст
является одним из самых благоприятных для развития творческого мышления и
творческих способностей, для этого необходимо постоянно ставить перед
студентами творческие задачи, учить сравнивать, находить основное, искать
подобные и различны черты, причинно-следственные связи. А поскольку множество
исследователей, в наше время, считают, что творческий подход есть «решение
проблем», следовательно, творческие способности в тех или иных обстоятельствах,
будут являться значимыми для принятия грамотного решения, поможет студентам
правильно выражать мысли и гармонично чувствовать себя в обществе.

Противоречивы суждения
ученых по поводу того, что понимается под творчеством. К. Р. Роджерс
подразумевал под творчеством процесс «создания с помощью действия нового
продукта, вырастающего, с одной стороны из уникальности индивида, а с другой –
обусловленного материалом, людьми и обстоятельствами жизни» [23, с. 411].

В другом определении
творчества главное – субъективная новизна и значимость для человека. По
высказыванию М.А. Белошевской, продукт творчества должен быть новым для творца,
а не сам по себе, потому что творческая деятельность всегда связана с
личностным ростом. То есть продукт творчества нов не сам по себе, объективно, а
нов для человека, его впервые создавшего. Таковы по большей части продукты
творчества…». Далее он пишет: «Творческая деятельность связана с личностным
ростом и именно в этом заключена субъективная ценность продуктов творчества» [2].

А.В. Шадрина
рассматривает творческие способности как врожденные потенциальные способности,
дремлющие в каждом человеке. Теоретический анализ понятий «творчество», «способности»
и «творческие способности» позволяет нам дать собственное определение [32].

В данном исследовании под
творчеством будем понимать деятельность, результатом которой являются новые
материальные и духовные ценности; высшая форма активной деятельности,
самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. В
результате творческой деятельности у студентов развиваются творческие
способности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы