Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1. Теоретические основы развития творческих
способностей учащихся на уроках технологии. 5
1.1. Понятие и структура творческих способностей личности. 5
1.2. Обобщение опыта развития творческих способностей
учащихся на уроках технологии. 15
Выводы по первой главе. 24
Глава 2. Методический аспект развития творческих
способностей учащихся на уроках технологии. 25
2.1. Анализ содержания раздела «Проектные работы» учебной
программы по технологии. 25
2.2. Методика развития творческих способностей учащихся на
уроках технологии 30
Выводы по второй главе. 41
Заключение. 42
Список использованной литературы.. 43
Введение:
На современном этапе
развития образования важной задачей является формирование личности ребенка,
развитие его творческих способностей. Без воспитания эстетически образованных
людей, умеющих понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческого
начала невозможно становление целостной, гармонично развитой и творчески
активной личности.
Наша страна нуждается в образованных
гражданах, креативных личностях, способных творчески подходить к решению любых
проблем. Перед учебными заведениями всех уровней стоит очень важная задача:
способствовать тому, чтобы каждый ребенок в будущем стал не просто пассивным
членом общества, но и интеллектуальной, инициативной, творческой, общественно
полезной личностью.
Соответственно во ФГОС
большое значение придается развитию творческих способностей учащихся. Важным
результатом овладения ребенком художественной деятельностью является осознание
себя активным субъектом творчества, сформированное эмоционально-ценностное
отношение к рукотворному миру. Показатель творческих способностей учащихся
определяется уровнем развития эстетического восприятия объектов и явлений,
умением работать с различными материалами, использовать различные техники,
подбирать соответствующие средства реализации замысла, проявлять творческое
воображение, эстетическую чувствительность, эмоционально-ценностное отношение к
окружающему. Поэтому считаем целесообразным развивать творческие способности
учащихся именно на уроках технологии.
Детское творчество
основывается на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в
частности его творческих способностей. Задача педагога – опираясь на склонность
детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна
творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в
применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление,
целеустремленность.
Известно, что детское
творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как
отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий
художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии
личности ребенка.
Л.С. Выготский, исследуя
проблемы творчества, отмечал, что «один из важнейших вопросов детской
психологии и педагогики – это вопрос о развитии творчества и о значении
творческой работы для общего развития и возмужания ребенка. Умение из элементов
создавать целое, комбинировать старое в новые сочетания и составляет основу
творчества» [6, с. 7].
Проблема развития
творческих способностей учащихся – одна из самых актуальных в свете концепций
школьного образования. Художественно-образная природа искусства делает
художественную деятельность детей единственным в своем роде средством
формирования продуктивного мышления, воображения, лежащие в основе любого вида
творчества и творческих способностей вообще.
С изменением содержания
образования приоритетным становится развивающий аспект обучения. Метод проектов
как составляющая указанного подхода определяет основные направления
инновационных поисков, основанных на принципах демократизации, гуманизации,
индивидуализации, дифференциации и интеграции.
В школе чаще всего
разрабатываются проекты, связанные с определенными учебными темами. Ведь это
прежде всего творческая деятельность ученика, сочетающая теорию, проблемность и
практичность применения. Целью проектов является создание творческого продукта:
компьютерных проектов (презентация, видеофильм, публикация), рекламных проектов
(буклет, сборник, инсценировка) и пр.
Актуальность исследования
обусловлена ее недостаточной разработанностью как в теории, так и в практике
школьного образования, его социальная значимость обусловили выбор нами темы
данной работы: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках
технологии».
Объект исследования –
процесс развития творческих способностей учащихся на уроках технологии.
Предмет исследования
– особенности развития творческих способностей учащихся на уроках технологии.
Цель исследования
– определить особенности развития творческих способностей учащихся на уроках
технологии.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и
рассмотреть структуру творческих способностей личности.
2. Обобщить опыт развития
творческих способностей учащихся на уроках технологии.
3.
4.
Методы исследования:
– анализ литературы по теме
исследования;
– синтез и обобщения;
– анализ программы;
– метод конструирования.
Практическая значимость
работы состоит в том, что собранный нами материал может быть
использован в дальнейших разработках данной проблемы.
Структура работы обусловлена
целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов
по главам, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Сегодня не имеют
однозначного определения творческие способности и не существует единого подхода
к их структурированию. Однако, большинство ученых сутью творческих способностей
считают способность порождать новые, оригинальные идеи, эффективно решая
проблемные ситуации. Термин «творческие способности» и «креативность» являются
тождественными.
Считаем позицию
В.В. Клименка о структуре творческих способностей целесообразной, согласно
которой их компонентами являются: творческое мышление; творческое воображение,
чувство, энергопотенциал и психомоторика человека, обеспечивающие креативность
человека при условии их оптимального и гармоничного развития.
Следствием
производительного труда и творческой мысли человека является формирование
среды, перестройка природы, развитие цивилизации. То есть творчество – это
сложное, общественно организованное явление, от которого зависит жизнь
человечества. Несмотря на то, что творчество ‒ это высшее проявление феномена
человека, оно, на наш взгляд, изучено в наименьшей степени. Проблема
творчества, способностей, одаренности в психологии всегда была остро
дискуссионной, многомерной, она по-разному отражалась выдающимися учеными и
мыслителями.
В результате анализ
содержания раздела «Проектные работы» учебной программы по технологии было
установлено, что проектной деятельности в рамках предмета технологии отводится
одно из основных мест в учебном процессе в целом и в развитии творческих
способностей в частности. Неразрывно связаны между собой проектная деятельность
и творческое развитие учащихся.
На основе проведенного в
данной работе анализа нами была предложена методика развития творческих
способностей учащихся на уроках технологии через организацию проектной
деятельности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы развития творческих способностей учащихся на уроках технологии
1.1. Понятие и структура творческих
способностей личности Анализ литературы
позволил проследить подходы ученых к пониманию понятия «творческие способности»
в историческом аспекте.
Так, древние греки
понятие интеллектуально-творческого потенциала ребенка понимали как единство
следующих составляющих: практической направленности ума; способности кратко и
ясно выражать собственное мнение; быстро схватывать суть вещей и явлений;
умение быстро достигать цели, быть изобретательным.
У римлян
интеллектуально-творческие способности отождествлялись с эстетическим
мировосприятием и построением на этой основе общественных взаимоотношений [19].
В истории вопроса о
способности высказывалось мнение о том, что творческие способности проявляются
только в науке, литературе и искусстве. Это способствовало отрыву практической
деятельности человека от умственного труда.
Отрицая такую позицию,
Л.С. Выготский подчеркивает, что элементы творчества проявляются при решении
повседневных жизненных задач, в частности тех, которые свойственны школьном
учебному процессу. Такая идея распространена и в трудах К.К. Платонова, А.В.
Петровского, В.И. Глухова, В.Д. Богоявленской и др.
Анализ литературы
показал, что ученые по-разному трактуют понятие «творческие способности». Т.В.
Москалец, С.И. Баган, Е.Н. Зверева рассматривают творческие способности как
синтез свойств личности, которые соответствуют определенному вида творческой
деятельности и обусловливают результативность такой деятельности [18, с. 4-5].
К.Э. Циолковский
определяет творческие способности как продукт самодвижения, самостоятельного
решения задач и вопросов, самостоятельного раскрытия закономерностей и связей
между предметами и явлениями, продукт работы мозга на пути «от открытия истин,
всем известных, до открытия истин, никому неведомых».
В. Рогозина считает, что
творческие способности являются видом умственных способностей, которые
выражаются в умении порождать мыслительную деятельность за пределами
требований, отклоняться при мышлении от традиционных норм, генерировать
разнообразные оригинальные идеи и находить способы их практичного решения [27].
Часто в литературе при
рассмотрении вопросов творческих способностей используется термин
«креативность». В Большой психологической энциклопедии под креативностью
понимается способность человека к творчеству, что проявляется в мышлении,
общении, чувствах, отдельных видах деятельности и характеризуют личность в
целом или ее отдельные стороны. Е.П. Торренс и Т.М. Третяк добавляют, что
креативность определяется как способность порождать новые, оригинальные идеи и,
таким образом, эффективно решать проблемные ситуации. Несмотря на общее содержание
понятий «креативность» и «творчество» их можно считать тождественными [33].
Содержание:
Введение. 3
1. Развитие
возрастных особенностей младших школьников. 5
2.
Психолого-педагогический подход к проблеме развития творческих способностей
учащихся на уроках технологии. 10
3. Анализ и
содержание экспериментальной работы по развитию творческих способностей
учащихся на уроках технологии. 19
Заключение. 31
Приложение……………………………………………………………………….36
Введение:
Актуальность
исследования. Поиск путей активизации творческой
деятельности человека является одной из основных задач педагогической науки.
Важнейшей составляющей педагогического процесса выступает создание оптимальных
условий для становления целостной, всесторонне развитой личности, готовой к
активным творческим действиям. Возникает насущная потребность в разработке и
исследовании проблемы формирования творческой личности ребенка на уроках
технологии, так как именно творческая деятельность на этих занятиях является
активным способом познания действительности, формирования эмоциональной
отзывчивости, эстетического вкуса, развития художественных способностей детей.
Поиску эффективных путей
активизации творческой деятельности учащихся были посвящены исследования О.М.
Аскеровой, Г.В. Батоева, О.М. Дьяченко, Е.И. Игнатьева, Н.Э. Изергиной, Л.И.
Коноваловой, В.С. Кузина, В.С. Павлова, Ю.А. Полуянова, Л.А. Харламовой и
пр.
Объект
исследования: творческие способности учащихся младшего
школьного возраста.
Предмет
исследования: уроки технологии как средство развития творческих
способностей учащихся.
Цель
исследования: изучить развитие творческих способностей
учащихся на уроках технологии.
Задачи
исследования:
1. Рассмотреть развитие возрастных
особенностей младших школьников.
2. Представить психолого-педагогический
подход к проблеме развития творческих способностей учащихся на уроках
технологии.
3. Выполнить анализ и содержание
экспериментальной работы по развитию творческих способностей учащихся на уроках
технологии. Методы
исследования:
— анализ
научно-методической литературы по проблеме исследования;
— синтез научных теорий;
— обобщение;
— тестирование;
— качественный и
количественный анализ эмпирических данных.
Практическая
значимость исследования состоит в возможности использования
материалов работы педагогами начального звена с целью активизации творческой
деятельности младших школьников на уроках технологии; студентами, обучающимися
по направлению «Психология и педагогическое образование» для самостоятельной
подготовки к семинарам и практическим занятиям.
Структура
и объем работы. Дипломная работа состоит из введения, двух
глав, структурированных на параграфы, заключения, литературы и приложений.
Заключение:
Согласно Концепции
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, на данном
этапе ее развития нуждается в современно образованных, нравственных, предприимчивых
гражданах, которые смогут самостоятельно принимать ответственные решения в
ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия. Граждане страны должны быть
способны к сотрудничеству, отличаться креативностью, мобильностью, динамизмом,
конструктивностью, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны,
умением решать большие и малые задачи.
Описанные изменения
нашего общества со всей остротой поставили перед системой образования проблему
развития воспитанника в процессе образования, выдвинули на первый план вопрос о
реализации развивающей воспитательно-образовательной функции.
В федеральном
государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС
НОО) указывается, что одним из основных принципов начального общего образования
выступает поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы
является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития
детей. Перед педагогами сегодня стоит генеральная задача: воспитать развитую,
творческую, самостоятельную личность. Возникла необходимость создания в нашем
обществе такой моральной атмосферы, которая способствовала бы утверждению во
всех звеньях общественной жизни, в труде и в быту инициативности и творчества,
требовательности к себе и другим, доверия, сочетающегося со строгой
ответственностью. Поэтому усиливается роль активизации творческой деятельности
у современного поколения.
По итогам выполнения дипломной работы удалось достичь поставленной во
введении цели работы, что позволило изучить развитие
творческих способностей учащихся на уроках технологии.
Для достижения
поставленной цели были решены следующие задачи:
— было рассмотрено развитие возрастных особенностей младших
школьников;
— был представлен психолого-педагогический подход к проблеме
развития творческих способностей учащихся на уроках технологии;
— был выполнен анализ и содержание экспериментальной работы по
развитию творческих способностей учащихся на уроках технологии.
Таким образом, цель работы была достигнута, а задачи реализованы в
полном объеме.
Фрагмент текста работы:
1. Развитие возрастных особенностей младших школьников Возраст индивида – это автономный период человеческого развития, который
отличается своеобразием. Возрастные периоды развития человека выделяются на
основании особенностей онтогенеза, специфики социальных процессов или
культурных представлений. Младший школьный возраст – пример выделения
возрастного периода на основании социальных процессов (т.к. младший школьный
возраст связан с началом школьного образования и окончанием первой его ступени
– начальной школы). В связи с этим к периоду младшего школьного детства
относится возраст от 7 до 10-11 лет [19, c. 74-80].
В отечественной возрастной периодизации основной теорией используется
теория Л.С. Выготского [7]. Согласно его теории, процесс развития состоит в присвоении
индивидом социально-исторического опыта в результате взаимодействия с
окружающим миром и другими людьми.
По мнению Д.Б. Эльконина [23], ведущими критериями выделения того или иного возраста нужно
считать такие критерии как: социальная ситуация развития; ведущий тип
деятельности; основные новообразования возраста.
Согласно данным критериям, младший школьный возраст характеризуется:
— началом школьного обучения как специфическим обстоятельством
социальной ситуации развития;
— учебой как ведущим типом деятельности;
— и такими возрастными новообразованиями как развитие внутреннего плана
действий, рефлексией, развитием произвольности познавательных процессов [48].
Согласно Д.Б. Эльконина [23], между возрастными периодами человек переживает возрастные кризисы
перехода из одного периода в другой.
Так, при переходе из дошкольного детства в младший школьный возраст
ребенок переживает «кризис 7 лет». В результате успешного прохождения «кризис 7
лет», по мнению Л.И. Божович [3], у ребенка должна сформироваться внутренняя позиция школьника
(которая отражает переход на следующий уровень развития самосознания и
рефлексии).
Младший школьный возраст – это время формирования произвольности
познавательных процессов. Данный результат становится возможным, благодаря
совершенствованию детского мозга, а именно развитию аналитико-синтетической
функции коры, а также гармонизации процессов возбуждения и торможения.