Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Развитие творческих способностей у детей с задержкой психического развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ЗПР 5
1.1 Психология способностей в отечественной
науке 5
1.2
Особенности развития творческих способностей нормально развивающихся детей 8
1.3 Психолого-педагогическая характеристика
детей с задержкой психического развития 14
1.4 Особенности развития творческих
способностей у детей с задержкой психического развития 19
Выводы по 1
главе 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С
ЗПР 26
2.1
Содержание и организация исследования 26
2.2 Анализ
результатов констатирующего эксперимента 30
2.3
Методические рекомендации по развитию творческих способностей у детей с
задержкой психического развития 51
Выводы по 2
главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
Введение:
Дети с задержкой психического развития (ЗПР) являются одной
из самых многочисленных групп детей, у которых существуют проблемы в школьном
обучении. Согласно статистическим данным, в процентном соотношении данный
показатель составляет 50% от группы неуспевающих детей. Для детей с данным
диагнозом существуют специализированные учебные заведения, в которых создаются
определенные условия, соответствующие индивидуальным особенностям развития
таких детей. Существуют специализированные дошкольные учреждения, общеобразовательные
учреждения, а также на базе обычных детских садов и школ, создаются
коррекционные группы и классы.
На сегодняшний день проблемы обучения и воспитания детей с
ЗПР является актуальной, так как число детей с данным диагнозом увеличивается с
каждым годом, требуются специально подготовленные специалисты, способные
заниматься с детьми, строить их процесс обучения. Одной из самых сложных задач,
при работе с данной категорией детей является развитие у них творческих
способностей, так как все психические процессы у них формируются с опозданием и
своими особенностями.
Изучение психолого-педагогической литературы показывает, что
исследования в области развития творческих способностей осуществляются с
нормально развивающимися детьми, с детьми с ЗПР практически не проводились
исследования (Д.Б. Богоявленская [6], Л.С. Выготский [15], В.С. Мухина [37],
Я.А. Пономарев [46], С.Л. Рубинштейн [48] и др.). В результате этого, на
сегодняшней день, не достаточных данных для выделения особенностей развития
творческой деятельности у детей с ЗПР. По каким принципам и срокам строится
данный процесс. Существующие рекомендации по развитию творческого процесса у
детей с ЗПР, строится на общих принципах работы с детьми, но не дает информации
о конкретных методах и средствах работы именно с детьми с ЗПР, с учетом их
особенностей. В результате этого развитие творческих способностей у детей с
ЗПР, остается открытым вопросом, следовательно, тема исследования является
важной и актуальной.
Цель исследования: изучить развитие творческих способностей
у детей с задержкой психического развития.
Объект исследования: творческие способности детей
дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие творческих способностей у
детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1) изучить литературные источники по проблеме развития
способностей в отечественной психологии;
2) проанализировать современные представления об
особенностях развития творческих способностей нормально развивающихся детей;
3) проанализировать особенности развития творческих
способностей у детей с задержкой психического развития с учетом уровня их
речевого и познавательного развития;
5) выявить уровень развития творческих способностей у детей
с задержкой психического развития;
6) разработать методические рекомендации по развитию
творческих способностей у детей с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что творческие
способности у детей с ЗПР характеризуются низким уровнем развития
оригинальности и творческого мышления по сравнению с нормально развивающимися
сверстниками.
Заключение:
На сегодняшний день проблема
развития творческой деятельности у детей С ЗПР является одной из актуальных. В
отечественной педагогики и психологии данной проблемой занимались такие
выдающиеся ученые как: Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев, В.Д. Шадриков, В.Н. Дружинин,
Д.Б. Богоявленская и другие.
В общепринятом понятие, под
творческими способностями понимается свойство личности, которое формируется на
основе индивидуальных особенностей и в результате определяют творческий потенциал
человека. В основе творческой
деятельности лежат психические процессы человека. В первую очередь за
творческий процесс отвечает воображение и мышление. Вследствие этого
коррекционная работа по развитию творческой деятельности у ребенка
ориентируется в первую очередь на развитие у него творческого воображения.
Творческое воображение обладает определенными свойствами, на основе которых и
формируется творческая деятельность: гибкость, беглость, оригинальность,
разработанность.
Именно в дошкольном возрасте
происходит активное развитие творческих способностей, пиком их развития
становится старший дошкольный возраст. Однако с момента поступления в начальные
классы данные способности постепенно угасают. Творческие способности у детей с задержкой психического
развития формируются со значительным запаздыванием и имеют качественное
своеобразие. Их формирование зависит от развития психических и физических
функций, но это связь взаимообусловлена, с одной стороны, творчество зависит от
качества сформированности восприятия, памяти, мышления, речи, с другой – оно
способствует развитию этих процессов, создавая основу для образных действий.
На основе проведенного исследования
в соответствии с выделенными задачами и полученными диагностическими
материалами, можно сделать следующие выводы.
1. Проанализировав современные
представления об особенностях развития творческих способностей нормально
развивающихся детей дошкольного возраста, было выявлено, что в каждом
возрастном периоде творческие способности имеют свою направленность и зависят
от развития воображения ребенка.
2. Изучив особенности развития творческих способностей у
детей с задержкой психического развития, было выявлено, что способности у
данной категории детей формируются, но при этом имеют свои специфические особенности
и сроки, формируются позже, чем у детей с нормальным развитием. Их развитие
находится в зависимости от становления психических и физических функций
ребенка.
3. Для определения развития
творческих способностей у детей старшего
дошкольного
возраста с задержкой психического развития, нами были подобраны диагностические
методики: методика оценки сочиненной ребенком сказки О.М. Дьяченко и Е.Л.
Пороцкой; тест П. Торренса на творческое мышление (адаптирован и
стандартизирован Н.Б. Шумаковой, Е.И. Щеблановой, Н.П. Щербо в 1990 году);
творческое задание «Покажи, как двигается, говорит»; опросник Ф. Татл и Л.
Беккер (для педагогов). С помощью
диагностических методик провели констатирующий эксперимент и выявили уровни развития
творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Количественный анализ данных констатирующего эксперимента показал, что у 60 %
детей низкий уровень развития творческих способностей. Эти данные говорят о
необходимости развития творческих способностей у детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития. В процессе диагностического
обследования было выявлено, что уровень развития творческих способностей в
группе детей с ЗПР, ниже чем в контрольной группе; оригинальность находится на
низком уровне развитии; плохо развито творческое мышление, у детей с ЗПР
нарушены такие свойства, как беглость, гибкость, оригинальность.
На основе проведенного
диагностического обследования было рекомендовано проведение коррекционной
работы по развитию творческих способностей у детей с ЗПР. Результаты,
полученные в процессе диагностического обследования, послужили основанием для
разработки методических рекомендаций, которые включают в себя описание
нестандартной техники аппликации, использующейся на занятиях в игровой форме, а
также представлены примеры игр на развитие творческих способностей. Таким образом, задачи, поставленные
в работе, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
Необходимо отметить, что данная область исследования нуждается в дальнейшей
научной разработке, так как позволяет специалистам эффективнее осуществлять
работу по развитию творческих способностей у детей с ЗПР дошкольного возраста.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ЗПР 1.1Психология способностей в отечественной психологии В отечественной психологии изучением способностей занимались
многие выдающиеся ученые, вследствие этого данная проблема достаточно широко
изучена. На определение термина способности, существует несколько точек зрения,
так Б.М Теплов понимает под данным термином индивидуально-психологические
особенности, которые являются основной отличия людей друг от друга. При этом по
мнению ученого индивидуальные особенности не даются от рождения, а
приобретаются в процессе приобретения знаний умений [50]. Согласно взглядам
С.Д. Рубинштейна способности, имеют свою структуру, которая включает в себя
следующие компоненты: операциональный, отвечающий за воздействия, которые
стимулируют осуществления деятельности. Второй компонент, так называемое
«ядро», под которым автор понимает психические процессы, осуществляющие функцию
регулирующею. Данная функция отвечает за процессы анализа и синтеза [48].
Модель структуры развития творческих способностей, которую
разработал С.Д. Рубинштейн, строится на ядре, которое способствует развитию
системы операций осуществляемые человеком. На развитие элементов структуры
влияет внешняя среда, а именно на операциональный компонент структуры влияют
социальные факторы [48].
У каждого человека существуют определенные возможности,
мотивы деятельности, навыки, умения, познания, которые представляют в
совокупности творческие способности. На основе данных компонентов формируется
определенный продукт деятельности, который на основе индивидуальных качеств
человека отличается уникальностью, оригинальностью и новизной.