Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Развитие способности выражать свои мысли убежденно и без агрессии у учащихся гимназического цикл
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. АССЕРТИВНОСТЬ – ОСНОВА НЕНАСИЛЬСТВЕННОГО ОБЩЕНИЯ 5
1.1. Наблюдайте, но не оценивайте. 6
1.2. Старайся услышать не слова, а чувства. 8
1.3. Говорите о своих потребностях. 11
1.4. Просите, а не требуйте. 14
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ
АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ. 20
2.1. Методы и приемы формирования навыков ассертивного
поведения (НА УРОКАХ У УЧАЩИХСЯ 5-9 классов) 20
2.2. Развитие ассертивного поведения через проектную
деятельность (НА УРОКАХ У УЧАЩИХСЯ 5-9 классов) 38
Заключение. 49
Библиография. 51
Приложение 1. 55
Введение:
Вопрос о сущности человеческой агрессии
занимал лучшие умы человечества на протяжении многих веков и рассматривался с
различных позиций — с точки зрения философии, поэзии, религии. Однако только в
нашем столетии данная проблема стала предметом систематического научного
исследования, поэтому неудивительно, что не на все вопросы, возникающие в связи
с проблемой агрессии, имеются ответы.
В
сущности, изучение этой темы часто порождало больше вопросов чем ответов. Тем
не менее, налицо явный прогресс, и сегодня мы знаем уже довольно много об
истоках и природе человеческой агрессии. Количество данных об агрессии так
велико, что было бы невозможно рассмотреть весь имеющийся материал в настоящей
работе. В повседневном общении с нашими детьми мы всё чаще и чаще сталкиваемся
с такими реакциями как агрессия. Мыслью о том, как отгородить себя и своих
детей от данной проблемы задаются многие родители, и именно здесь возникает
потребность в обращении за помощью к психологу-консультанту. Небогатый
«арсенал» конкретных методических инструментов в этой области подчас оставляет
данную проблему не до конца решённой
Актуальность. Одной из социальных причин того, что многие
дети попадают в проблемные ситуации — это нехватка базовых социальных умений,
они социально некомпетентны в вопросах коммуникации и общения. Ребенку следует
дать те необходимые навыки и умения, которые позволяют ему конструктивно решать
возникшие к конфликтам. И в зависимости от того, в какой степени эта идея
находит свое отражение в воспитательной деятельности, будет проявляться
зрелость данных умений.
Цель исследования: определить специфику агрессивного
поведения детей школьного возраста (5-9 классы). Объект исследования: психология учащихся 5-9 классов на уроках обществознания.
Предмет исследования: агрессивное поведение учащихся 5-9 классов
на уроках обществознания.
Гипотеза — диагностика агрессивного поведения школьников позволит
проводить целенаправленную планомерную работу по ее коррекции.
Задачи исследования:
1. Проанализировать феномен агрессивного
поведения с точки зрения консультативной работы с проявлениями агрессии.
2. В
рамках теоретического анализа исследовать специфику агрессивности учащихся на
уроках.
3. В
рамках теоретического анализа рассмотреть вопрос о возможностях и специфике
работы с учащимися.
4.Осуществить
апробацию методики в рамках уроков по обществознанию.
5.Оценить
эффективность методики с использованием контрольной группы испытуемых.
6.Исходя
из полученных результатов, внести в методику необходимые изменения.
7.Сделать
вывод об эффективности работы с агрессивным поведением данной группы детей.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованных источников, приложения.
Заключение:
Под
ассертивностью следует понимать свойство личности, ее склонность вести себя,
при достижении своих целей, ассертивно (уверенно). Ассертивное поведение — это
реализация данного свойства в конкретном поведении человека, способ действий,
при котором человек активно и последовательно отстаивает свои интересы, открыто
заявляет о своих целях и намерениях, уважая при этом интересы окружающих.
Анализ
литературы показал, что ассертивность как часть личностного потенциала,
выступает необходимым условием для самореализации и является ведущим фактором
развития подростков.
Учащиеся
5-9 классов учатся решать важнейшие вопросы, такие как дальнейшее
самоопределение, выбор профессии и жизненного пути в целом, умение брать на
себя ответственность за себя и свой выбор, принятие нового положения в семье и
обществе. Поэтом исследование ассертивности на уроках является важным
компонентом.
Целью
данного исследования является определение специфики агрессивного поведения
детей школьного возраста (5-9 классы).
В
ходе решения поставленных задач можно сделать следующие выводы:
1.
Анализ
научных работ зарубежных и отечественных исследователей определяет
ассертивность, как навык полного и свободного самовыражения в контактах с
другим человеком или людьми. Навыки ассертивного поведения формируются также,
как и другие поведенческие навыки с учетом всех компонентов ассертивностию
2.
Установлено
что, подростковый возраст считается одним из основных кризисных периодов
формирования личности человека. Поэтому, данное время (5-9 классы) является
оптимальным для формирования навыков ассертивного на уроках обществознания.
3.
Подтверждена
эффективность использования проектной деятельности для развития ассертивности у
учащихся 5-9 класов на уроках обществознания. реализуемой программы по
формированию навыков ассертивного поведения у подростков. Также было
установлено, что в результате проектной деятельности повышается уровень
ассертивности.
Секрет
успеха проектной методики на уроках обществознания состоит в том, чтобы связать
проект с реальной жизнью. Когда учащиеся осознают, что они имеют дело с
«настоящими проблемами», уровень их мотивации к проектированию резко
повышается.
Результативность
подобной работы проявляется в том, что дети познают азы приемов исследования,
учатся аргументировать свою точку зрения, свои выводы, у школьников
воспитываются такие качества, как самостоятельность, инициативность,
креативность, ответственность. Проектные работы школьников защищаются на
школьных конкурсах, городских и республиканских конференциях, учащиеся достойно
выступают со своими проектами, занимая призовые места. Выводы и предложения,
сделанные ребятами в своих работах, становятся материалами для обсуждения,
сначала на уроках, а потом, надеюсь в дальнейшем, и на школьной
научно-практической конференции по защите проектов; на классных и на
общешкольных классных часах и внеурочной деятельности; возможно, на
родительских собраниях.
Для
успешной работы следует создать такие условия, в которых подросток чувствовал
бы себя полноценной личностью, научился адекватно воспринимать действительность
и адаптировался к общественным нормам и правилам, эффективно выстраивал свои
взаимоотношения с окружающим миром.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. АССЕРТИВНОСТЬ – ОСНОВА НЕНАСИЛЬСТВЕННОГО
ОБЩЕНИЯ Ассертивность
– это способность человека вежливо отстаивать свои взгляды и мнение, быть
сдержанным, но настойчивым. Умение отстоять свое мнение – это очень ценный
социально-коммуникативный и психологический навык. Ассертивные убедительные
модели подходят для управленческого поведения на производстве, а также они
полезны в повседневной жизни, спорте. Давайте разберем подробнее, что такое
ассертивность в психологии, дадим определение понятию и узнаем правила
ассертивного типа поведения.
Ассертивное
поведение в психологии – это позитивное, искреннее и доступное объяснение своих
мыслей, отстаивание личных границ, интересов, прав, мнения, чувств,
мировоззрения. При этом человек уважает и учитывает личные
границы, интересы, права, мнения, чувства, мировоззрение других
людей. Ассертивное поведение предполагает открытость человека и его стремление
побудить других к тому же, замотивировать на позитивное взаимодействие.
Ассертивность
помогает бороться с навязчивостью соседей и продавцов, наглостью начальника и
других людей, пытающихся сесть на шею. Однако не все люди могут стойко отстаивать
свое мнение, без лишних объяснений и оправданий говорить «не
хочу», «мне это не нужно» и т.д. От чего это зависит? От особенностей личности.
Как мы
уже указали, данный вид общения фокусируется на истинных потребностях человека
и ищет пути их удовлетворения. [1]Таким
образом, освоение навыка ненасильственного общения подразумевает перенастройку
на язык эмоциональных потребностей и испытываемых чувств. Это означает переход
на более осознанную и ответственную манеру мышления и выстраивания своих
коммуникаций. [1] Большой
психологический словарь / сост. и отв. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.:
Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. 672 с.