Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Развитие словаря детей среднего дошкольного возраста с ОНР посредством дидактических игр
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ
СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 6
1.1. Речевое
развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. 6
1.2. Особенности и
задачи развития словаря дошкольников с ОНР. 11
1.3. Дидактическая
игра как средство обогащения словарного запаса дошкольников с ОНР. 15
ГЛАВА II.
ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ОНР ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР. 21
2.1. Выявление
уровня лексического развития детей среднего дошкольного возраста с ОНР. 21
2.2. Подбор,
систематизация и апробация серии дидактических игр, направленных на развитие
лексического строя речи у дошкольников с ОНР в средней группе. 30
2.3. Выводы и
рекомендации воспитателям ДОО по развитию словаря детей среднего дошкольного
возраста с ОНР. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 38
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 40
ПРИЛОЖЕНИЕ. 43
Введение:
Овладение словарным запасом составляет
основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей
языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и
явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают
слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.
Словарь дошкольников нуждается не
только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение
значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных
слов, понимание переносных значений). Бедность словаря мешает
полноценному общению и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря
является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня
умственного развития.
У
детей с общим недоразвитием речи (ОНР) нарушено формирование всех компонентов
речеязыковой системы, следовательно, у них отмечается и недостаточность
развития словаря как основы для речи. Поэтому для правильного построения
коррекционной работы и успешной подготовки к школе детей с ОНР актуальным
является выявление особенностей словаря и выбор эффективных методов обучения.
Игра представляет собой основной вид деятельности дошкольника, позволяет
максимально сосредоточить внимание детей и повышает их мотивацию к обучению.
Эффективность использования игровых приёмов в работе над формированием словаря
обусловливается тем, что игры способствуют активизации словаря, закреплению
новых слов в лексиконе ребёнка, помогают усвоению родовых и видовых понятий,
обобщающих значений слов.
При наличии достаточного количества
практической литературы существует проблема
систематизации дидактических игр, направленных на развитие словаря детей среднего
дошкольного возраста с ОНР. Это обстоятельство указывает на актуальность
проблемы и обусловливает выбор темы итоговой аттестационной работы.
ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ: каковы
эффективные пути развития словаря детей среднего дошкольного возраста с ОНР?
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: систематизировать
и апробировать дидактические игры, направленные на развитие словаря детей
среднего дошкольного возраста с ОНР.
ЗАДАЧИ
исследования:
1. Рассмотреть современные подходы к развитию речи
дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
2. Изучить особенности
и задачи развития словаря дошкольников с ОНР.
3. Проанализировать возможности
дидактической игры как средства развития словаря детей дошкольного возраста с
ОНР.
4. Выявить
уровень лексического развития детей среднего дошкольного возраста с ОНР.
5. Подобрать, систематизировать и апробировать
дидактические игры, направленные на развитие лексического строя речи
испытуемых.
6. Проанализировать результаты
опытно-педагогической работы.
7. Разработать
рекомендации воспитателям по развитию словаря детей среднего дошкольного
возраста с ОНР.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс развития словаря
детей среднего дошкольного возраста с ОНР.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: дидактическая
игра как средство развития словаря детей среднего дошкольного возраста с ОНР.
МЕТОДЫ исследования:
— метод анализа и обобщения научных данных,
освещенных в литературных источниках;
— педагогическая диагностика;
— изучение документации;
— педагогическое наблюдение;
— анализ результатов педагогической практики.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ исследования
явились труды известных отечественных ученых, занимающихся проблемами развития
речи детей дошкольного возраста (Е.И. Тихеева, А.М. Бородич, В.В. Гербова ).
НОВИЗНА исследования в выявлении психолого-педагогических
условий развития словаря детей среднего дошкольного возраста с ОНР.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ работы заключается в систематизации дидактических
игр и лексических упражнений, направленных на развитие словаря детей среднего
дошкольного возраста с ОНР, составлении рекомендаций педагогам ДОО по данной
проблеме.
Опытно-педагогическая
работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад № 188» МО г. Краснодар в
2020-2021 учебном году с детьми с ОНР в средней возрастной группе.
Итоговая аттестационная работа
включает введение, основную часть (две главы), заключение, список используемой
литературы, приложение.
Заключение:
Проблемы
в освоении словаря у детей дошкольного возраста могут наблюдаться при общем
недоразвитии речи в виде отсутствия логической, смысловой, грамматической
связанности в словах, т.е. дети могут понимать значения слов, но их
употребление в речи, правильная расстановка затруднена.
Словарная
работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает
важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. При
формировании словаря у детей среднего дошкольного возраста с ОНР должна быть
опора на активное и действенное познание ими окружающей действительности,
содержание словарной работы должно быть включено в разделы, посвященные разным
видам деятельности (труд, игра, занятия, бытовая деятельность).
Установлено,
что формирование словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста с ОНР
должно проводиться в направлении обогащения знаний и представлений у детей, на
основе широкого ознакомления с предметами окружающего мира. Наше исследование было ориентировано на изучение особенностей развития словаря детей средней
группы с ОНР в процессе дидактических игр и упражнений.
Дети имеют
ограниченный словарный запас, они малообщительны, тяжело идут на контакт с
взрослыми, не могут выразить свои эмоции и знания, очень волнуются при
выполнении заданий. Для этих детей необходимо использовать на занятии ситуацию
успеха, дать возможность почувствовать уверенность в своих возможностях, а
также использовать различные методы и приемы в формировании связной речи.
Удалось
провести игры по развитию словаря детей с ОНР, работа с детьми проводилась
ежедневно с небольшой группой.
После
проведения дети смогли: расширить свой словарный запас, появились умения
группировать предметы по признакам соотнесенности, формируя доступные родовые и
видовые обобщающие понятия; они использовали в речи слова – синонимы, антонимы;
развился навык согласования прилагательных и числительных в роде, числе и
падеже.
Не удалось
расширять эмоционально-оценочную лексику детей, необходимо больше игр.
Мы предложили
рекомендации воспитателям ДОО по развитию словаря детей среднего дошкольного
возраста с ОНР: обогащение предметно-развивающей среды; включение методик,
дидактических материалов и пособий, игр и игрушек, иллюстративно-графический и
литературный материал, технические средства и ИКТ; использование настольно-печатных
игр, викторины, ребусы, предметные и сюжетные картинки и т.д.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 1.1. Речевое развитие дошкольников в условиях реализации
ФГОС дошкольного образования В
рамках Федерального закона РФ от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» дошкольное образование рассматривается сегодня как самостоятельный
уровень в системе непрерывного образования, что повышает ценность и
обособленность дошкольного образования как самостоятельного звена.
Стандартизация дошкольного образования как самостоятельного звена в системе
общего образования актуализировала разработку федеральных государственных образовательных
стандартов (ФГОС) дошкольного образования и включения их в систему
образовательных стандартов на пути непрерывного образования в жизни человека. Общее
недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у всех
детей с нормальным слухом и интеллектом нарушается формирование всех
компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и семантической стороне.
Согласно
Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного
образования: «речевое развитие включает владение речью как средством общения и
культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически
правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов
различных жанров детской литературы; формирование звуковой
аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». (2)
Целью работы
педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление
начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели
предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным
средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может
общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это
предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение
ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать
адекватное его восприятию содержание и речевые формы.
Коммуникативная
компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать
задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой,
учебной, трудовой и т.д. При этом ребенок ориентируется на особые условия
ситуации, в которой протекает деятельность.
О.С. Ушакова
отмечает, что коммуникативная компетентность включает следующие компоненты:
знания, прогнозирование и программирование процесса общения, «вживание» в
коммуникативную ситуацию и управление этой ситуацией, общение (вербальное и
невербальное), учет социальной роли партнера и коммуникативная культура. (15)
В дошкольном
образовании тесная взаимосвязь этих структурных компонентов коммуникативной
компетентности рассматривается как взаимосвязь коммуникативных и речевых умений
ребенка, как развитие речи в общении, усвоение социального опыта, познание,
развитие творческих способностей дошкольников. Все эти умения дадут ребенку
возможность в элементарных формах прогнозировать общение, ориентироваться на
статус собеседника (друг, педагог, родители, незнакомый партнер как сверстник,
так и взрослый), управлять ситуацией, выполнять роль социального партнера. (12)
Для
достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель помогает ее
становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребенка во
всех возрастных группах: развитие связной речи, развитие словаря, освоение
грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к
обучению грамоте.
Построение
образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах
работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и
зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольной образовательной
организации (ДОО), культурных и региональных особенностей, специфики ДОО, от
опыта и творческого подхода педагога. (15)
Развитие речи
традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях, в
игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Система занятий по
развитию родной речи, существующая в российских ДОО, создана на базе
комплексного подхода. В целях ее методического обеспечения разработана особая
развивающая технология, которая направлена на решение в интервалах одного
занятии разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого
развития – фонетическую, лексическую, грамматическую, а в итоге — развитие
связной монологической речи в целом. Ведущим принципом разработанной системы
является взаимосвязь разных речевых задач, которая на каждом возрастном этапе
выступает в разных сочетаниях. (16)
В связи с
этим особую актуальность приобретает проблема определения приоритетных линий
изменения содержания и структуры каждой речевой задачи на разных возрастных
этапах.
Система
речевой работы способствует последовательному усвоению структурных элементов
языка. Основным в этом усвоении является создание оптимальных педагогических
условий для развития языковых способностей детей. В связи с этим повышается
удельный вес работы над словом, как основной единицей языка и определение круга
языковых явлений, с которыми можно знакомить детей дошкольного возраста. Так,
словарная работа включает систематическое ознакомление детей с многозначными
словами, семантическими отношениями между ними, развитие точности при
употреблении синонимов и антонимов. Такой подход обеспечивает раскрытие перед
детьми достаточно сложных явлений языковой действительности, а именно
семантических связей и отношений в области лексики.
В становлении
грамматического строя речи важной является задача формирования языковых
обобщений, что дает возможность развития широкой ориентировки в типичных
способах словоизменения и словообразования, воспитания «чувства языка» и
внимательного отношения к грамматическим явлениям языка.
В развитии
связной монологической речи на первый план выступает формирование у детей
представлений о структуре разных типов высказывания (описаний, повествований,
рассуждений) и развития умений связывать между собой предложения и части
высказывания разными лексическими средствами.
Взаимосвязь
разных разделов речевой работы является необходимым условием изучения
преемственных связей в содержания обучения дошкольников и младших школьников.
Соблюдение преемственности в развитии речи как дошкольников, так и школьников
должно обеспечивать логическую последовательность всех ступеней освоения
родного языка, систематичность в овладении речевыми умениями и навыками.